ИЛИЯ
Златоуст об И. и вдовице;
«Жив Ягве, перед Которым я стою!» (3 Цар 17.1; 18.15), - восклицает И.
(евр. Элийягу), вполне оправдывающий в жизни свое имя: «Ягве - Бог мой». Этот, подобный огню,
пророк восстановил Союз избранного народа с Богом живым; он «за великую
ревность по законе взят даже на небо» (1 Макк 2.58) «огненным вихрем на
колеснице с огненными конями» (Сир 48.9).
ВЗ
1. Возвращение в пустыню. - В пустыне, куда И. должен был бежать, он познал на опыте
Божие попечение (3 Цар 17.2 слл; 19.4-8), с помощью к-рого он дошел до
Хорива. Там Бог являет Себя ему на том самом месте, где Моисей видел Ягве
«сзади» (19.9-14; ср Исх 33.21-23). Как Моисей, так и Фесвитянин стал, благодаря своей встрече
с Ягве, источником святости для народа (3 Цар 19.15-18).
2. Поборник Бога и угнетенных. - «Возревновал я о Господе, Боге
Саваофе» (19.10). Надо было, действительно, гореть этим рвением, чтобы
идти наперекор властителям дня. Опьяненные военными успехами, блеском новой
столицы и процветанием своих городов, они погрузились в чувство гордого
самодовольства и национального высокомерия (16. 23-24). В царском дворце,
в «доме из слоновой кости» (22.39), Иезавель, жена-язычница Ахава, лелеет
кощунственные планы. Она содержит в храме Ваала сотни лжепророков, задача
к-рых - распространять поклонение идолам! И. Принимает вызов и посрамляет противников потрясающим
вмешательством Ягве на горе Кармиле (18). Каждый раз, когда затрагиваются
права его Бога, И. поражает противников громовыми обличениями (4 Цар 1).
Дело идет не только о подлинном богопочитании, но и о правде и о защите
слабых: И. так гремит против Ахава, убийцы мирного Навуфея, что царь, устрашившись,
кается (3 Цар 21). Такая личность поистине заслужила те громовые слова,
к-рыми навеки охарактеризована в Писании: «И восстал Илия как огонь, и
слово его горело как светильник» (Сир 48.1).
3. Свидетель Божий у язычников. - В представлении многих Израильтян
IX века Божий благодеяния должны распространяться только на избранный народ.
Но по воле Бога, посылающего И., дело спасения выходит за пределы этого
Союза: язычница спасена от голода (3 Цар 17.10-16), ее сын вырван из власти
смерти (17.17-24).
4. Восхищение Илии на небо. - Божий ч-к таинственно исчезает
от взоров окружающих, он восхищен «вихрем», «колесницей Израиля и конницей
его», оставляя Елисею свой пророческий дух, чтобы тот продолжал дело Божие
(4 Цар 2.1-18).
5. Предтеча. - Таинственному восхищению будет соответствовать
эсхатологическое возвращение: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением
Дня Господня, великого и страшного»; его делом будет - «обратить сердца
отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал 4.5 сл), и это будет последняя,
установленная Богом, отсрочка «чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость» (Сир 48.10).
НЗ
1. Иоанн Креститель и Илия. - Это эсхатологическое ожидание
(ср Мк 15.35 сл п) исполняется в Иоанне Крестителе (Мф 17.10-13), хотя и неким таинственным
образом, ибо Иоанн - не И. (Ин 1.21,25), и если его проповедь и обращает
сердца детей к Отцу, то не он утишает гнев Божий.
2. Христос и Илия. - Иоанн Креститель воплощает образ И. своим покаянием в пустыне (Мф 3.4; ср 4 Цар 1.8), но основные
черты этого образа доводит до совершенства Иисус. Уже в своей проповеди
в Назарете Он определяет свою мировую миссию соотносительно с миссией И.
(Лк 4.25 сл). В Сарептском чуде виден прообраз чуда Наинского (Лк 7.11-16;
ср 3 Цар 17.17-24). И. низвел с неба отмщающий огонь (4 Цар 1.9-14; ср
Лк 9.54), Христос приносит новый огонь - огонь Духа Святого (Лк 12.49).
В Гефсиманском саду Христа утешает и укрепляет ангел, как это было с И.
в пустыне (Лк 22.43; ср 3 Цар 19.5.7); но, в отличие от И., Христос не
просит о смерти. Восхищение на небо И., дух к-рого «опочил на Елисее» (4
Цар 2. 1-15), является прообразом Вознесения Христа, посылающего Своим
ученикам «обетование Отца» Своего (Лк 24.51; ср 9.51).
3. Верующие и Илия. - Согласно ап. Иакову, заступничество
И., «человека подобного нам», представляет собою образец молитвы праведника
(5.16 слл). Беседа Пророка с преображенным Христом (Мф 17.1-8 п), как некогда
с Ягве в «веянии тихого ветра» (3 Цар 19.12), остается для хр-нского предания
примером той близости, к к-рой Господь призывает всех верующих.
FG
О культе в России Рыжова, 2003.
Кротов
|