ИСПОВЕДАНИЕ
См. катехизис.
ИСПОВЕДОВАТЬ
В обычной речи слово «исповедовать» чаще всего вызывает представление
об исповеди, т.е. о таинстве покаяния. Но этот обычный смысл - только производный и весьма
узкий. И в ВЗ, и в НЗ, и в хр-нской традиции, созданной святыми исповедниками
веры, И. значит прежде всего открыто говорить о величии Бога и о всем,
что Он делает для нашего спасения, открыто перед всеми высказывать веру
в Него и в действие Его Провидения; исповедь грешника подлинна только тогда,
когда она основана на сознании святости Бога.
Исповедание веры - основная установка для каждого религиозного ч-ка.
Оно не обязательно связано с основательным знанием и подробным перечислением
действий Божиих, но предполагает прежде всего действительную открытость
ч-ка ко всякому Божию изволению и готовность принимать его, как то было
у первосвященника Илии, признавшего в одно и то же время и грех своих сыновей,
и преклонившегося перед величием Божиим: «Он - Господь» (Ягве) (1 Цар 3.18).
Обычно исповедание ведет от познания Бога к благодарению, таким осознанием
порождаемому: И. значит обосновать и выражать перед всеми благодарение и хвалу
(Пс 21.23). Поэтому, как благодарение и хвала, исповедание веры обращается
непосредственно к Богу, в отличие от Свидетельства, к-рое относится также к действиям Божиим, но
обращается прежде всего к людям.
B3
1. Исповедовать Имя Божие. - Исповедание, благодарение, хвала
и благословение постоянно связаны;
своей исходной точкой они имеют дела Божий. Свидетельство об этих делах
стоит в центре исповедания. Самые древние формулы И. отличаются краткостью;
ими пользовались в культе как наименованиями Бога. Ягве прежде всего Тот,
«К-рый вывел тебя (Израиля) из земли Египетской» (Втор 6.12; 8.14...).
Это самая распространенная формула. Он также - «Бог отцов» (Исх, Втор,
Пар). Позже Его называют Тем, Кто «с клятвою обещал дать (землю) отцам
вашим» (Втор 1.8,35). Наконец, они описывают подробности истории спасения
(26.5,9): с Исходом, как с центром, связываются обетования,
Избрание и Союз-Завет. Это развитие продолжает выражаться в конкретных
терминах: «моя Скала, моя сила, мое Спасение». Даже когда исповедуют, что Он несравним
с другими богами (Исх 15.11; Пс 17.32), речь идет о Его действии в историческом
плане, а не о философском размышлении о Его природе. Долг, который т. обр.
исполняют по отношению к Его великому Имени (Иер 10.6; Пс 75.2), обеспечивает
постоянство хранения в памяти и передачу веры Израиля (Втор 6.6-9).
В период, предшествующий Христу, иудаизм остается верным этой традиции.
Он ежедневно исповедует свою веру, объединяя при этом три отрывка из Пятикнижия,
первый из к-рых утверждает основную веру в единого Бога, поставившего Завет Свой с Израилем (Втор 6.4 сл).
2. Исповедовать грехи значит в глубине признавать, что всякая
вина бывает содеяна против Ягве (Лев 26.40), даже когда это вина против
ближнего (5.21; 2 Цар 12.13 сл). грех составляет препятствие тем отношениям, к-рые Богу
угодно установить с ч-ком. Когда виновный, будь то отдельная личность (Притч
28.13) или коллектив (Неем 9.2 сл; Пс105), сам осуждает то действие, к-рым
он восстал против Бога, то этим снова подтверждаются ненарушимые права
Бога, против к-рых был направлен грех. После восстановления этих прав,
обоснованных в частности Союзом-Заветом, почин к-рого исходил от Бога, даруется
прощение (2 Цар 12.13; Пс 31.5) и этим кончается конфликт, ввергавший народ
в бедствие (Ис Нав 7.19 слл).
НЗ
1. Исповедовать Иисуса Христа. - Сам акт веры верного продолжает
в основном носить тот же характер, но в предмете исповедуемой им веры происходит
значительное изменение. Величие Божие открывается во всем своем великолепии.
Древнейшие исповедания веры (Втор 26.50; Ис Нав 24.2-13) напоминали о событиях
Исхода из Египта. Принесенное же Христом освобождение простирается на все
ч-ство; им упраздняется худший враг ч-ка, подрывавший его изнутри - грех;
и это освобождение не временное, как национальные избавления в прошлом,
это - окончательное спасение. Исповедания веры Петра (Мф 16.16 п; Ин 6.68
сл) и слепорожденного (9.15 слл, 30-33) показывают, что эта вера родилась
из живого соприкосновения с Иисусом Назарянином. В первохр-ской Церкви
Иисус в Своей смерти и воскресении является предметом исповедания веры
как главное действующее лицо драмы спасения. Это исповедание веры выражается
в первохр-ских формулах «Маранафа» (1 Кор 16.22) и «Иисус Господь» (12.3;
Флп 2.11), кратко ее резюмирующими и служащими литургическими возгласами.
Предмет веры, возвещенный в проповеди по стереотипному образцу (керигма)
выражается также в кратких исповеданиях веры (1 Кор 15.3-7) и в литургических
гимнах (1 Тим 3.16). Иисус признан как единственный Спаситель (Деян 4.12),
Бог (Ин 20.28), Судия живых и мертвых (Деян 10.42), Посланник Бога и наш
Первосвященник (Евр 3.1). При этом приятии верою Того, Кого Бог дает миру
в качестве Мессии и Спасителя, хр-нин обращает
свое исповедание к Самому Богу.
Недостаточно того, чтобы слово было принято и пребывало в нас (1 Ин 2.14).
Надо еще, чтобы оно было исповедуемо. Иногда этим указывается на простое
присоединение к хр-ской вере, в противоположность отрицания тех, кто не
верит в посланничество Иисуса (2.22 сл), но чаще всего - что и естественно
- имеется в виду провозглашение этой веры перед всеми. Необходимое для
достижения спасения (Рим 10.9 сл), желательное во все времена (Евр 13.15),
оно имеет своим образцом то, к-рое произнес Сам Христос, свидетельствуя
об истине (Ин 18.37; 1 Тим 6.12 сл). Оно сопровождает крещение (Деян 8.37) и требуется в особенности при нек-рых
обстоятельствах, напр., тогда, когда умолчание было бы равносильно отречению
(Ин 9.22). Несмотря на гонение, нужно И. свою веру на суде, как это сделал Петр
(Деян 4.20), вплоть до мученичества, как Стефан (7.56), дабы не быть отвергнутым
Христом перед Его Отцом (Мф 10.32 сл; Мк 8.38) за предпочтение славы людской
славе Божией (Ин 12.42 сл). На небе избранные будут продолжать И. Бога
(Откр 15.3 сл) и Иисуса (5.9).
Всякое подлинное исповедание есть отзвук в ч-ке действия Бога и восходит
к Нему же; оно совершается в нас Духом Божиим (1 Кор 12.3; 1 Ин 4.2 сл),
К-рый с особой силой проявляется, когда хр-н стоит перед судилищем гонителей
(Мф 10.20).
2. Исповедование грехов. - Признание в своих грехах перед ч-ком,
получившим власть их прощать, как будто прямо не засвидетельствовано в
НЗ. Братское обличение и увещание общиной имеют целью прежде всего привести
виновного к признанию своих внешних проступков (Мф 18.15 слл). Исповедь
друг другу, к-рую советует Иак 5.15 сл, могла быть внушена иудейским обычаем
и 1 Ин 1.9 не уточняет, какую форму должно принять необходимое признание.
Но И. свои грехи - всегда признак покаяния и нормальное условие для получения
прощения. Иудеи, приходящие к Иоанну Крестителю, исповедуют свои грехи
(Мф 3.6 п). Петр признает себя грешником, недостойным приблизиться к Иисусу
(Лк 5.8), а Христос, говоря о раскаянии блудного сына, вводит в эту притчу
признание в содеянном грехе (Лк 15.21). Такое признание, выраженное словами
,как у Закхея (19.8), или поступками, как у блудницы (7.36-50), или же
просто молчанием, как у жены, виновной в прелюбодеянии, ничего не говорящей
в свою защиту (Ин 8.9-11), является условием прощения, даруемого Иисусом.
В этом исходная точка исповеди как таинства. Каждый ч-к - грешник и должен
признать себя таковым, чтобы быть очищенным (1 Ин 1.9 сл). Однако признание
своего недостоинства и исповедь устами приобретают ценность от раскаяния
сердцем, и оттого признание своего
греха Иудою остается тщетным (Мф 27.4).
Итак, согласно и ВЗ и НЗ, как тот, кто исповедует свою веру в Бога спасающего,
так и тот, кто исповедует свой грех, оказываются оба освобожденными от
греха верою (Гал 3.22). Для них исполняется слово: «вера твоя спасла тебя»
(Лк 7.50).
PS
Ср.: благодарение - благословение II 2,3, III 5,
IV - вера - Господь - замысел Божий ВЗ I, III - избрание ВЗ I 2 - Иисус
(имя) III - Иисус Христос II 1 а - культ - крещение IV 3 - молчание 2 - мученик - ответственность 4 - пепел - покаяние / обращение - поклонение - праздники
- прощение I, II 3 - свидетельство ВЗ III, НЗ II, III - уста - хвала - язык
|