ВОЗДАЯНИЕ
Возмездие - в вечной жизни, Страгородский, 1898;
В. является для ч-ка вопросом справедливости: всякая работа заслуживает оплаты.
В области же религиозной ему кажется, что бескорыстность должна простираться до
отказа от всякой мысли о вознаграждении. Однако Христос не предлагал людям неисполнимого
идеала, хотя и требовал от своих учеников чистоты сердечных намерений.
ВОЗДАЯНИЕ И ПЛАТА
В. является одной из основ религиозной жизни. Чтобы понять его точный смысл,
следует описать генезис этого понятия в ч-ском сознании. Как и многие другие,
оно коренится в ч-ском опыте, в данном случае во взаимоотношениях между
господином и слугой; но оно бесконечно шире, ибо обосновано Самим Богом.
Конечно, оно выражается словами, обозначающими «плату», но не может быть
сведено к тому, что мы понимаем в наши дни под платой за работу: плата
является следствием договора, а В. - следствием посещения Божия, К-рый
судом Своим санкционирует дело Своего слуги.
С самого начала ч-к находится на земле для того, чтобы трудиться для Бога (Быт
2.15; ср Иов 14.6; Мф 20.1-15), и этот труд вознаграждается (Иов 7.1 сл).
Бог - справедливый хозяин: Он не может не дать каждому то, что ему следует,
если порученное задание исполнено. Ч-к сам по себе, кем бы он ни был, ничего
не имеет: перед Богом он является бедным, нищим слугой и даже рабом, имеющим только то, что Господь ему дает изо дня в
день. Т. обр. вознаграждение оказывается не целью религиозной жизни, а
естественным плодом служения Богу.
Поэтому уже в начале истории спасения Бог обещает Аврааму награду (Быт 15.1),
и об этом «воздаянии каждому поделом его» говорится вновь в последних строках
Библии (Откр 22.12). Между этими двумя вехами Св. Писания неустанно повторяется,
что Бог воздаст каждому по делам его (Притч 12.14; Иер 31.16; Пс 27.4; 2 Пар 15.7;
Иов 34.11; Ис 59.18; Сир 51.30; Лк 10.7; Ин 4.36; Рим 2.6; 2 Тим 4.14),
и право этого В-я принадлежит только Богу (Втор 32.35; Притч 20.22; ср
Рим 12. 17-20). Учение это столь важно, что на отрицание нечестивыми В-я
указывается как на особую характерную их черту (Прем 2.22) и что вера в
Бога, «воздающего ищущим Его», необходимо восполняет веру в бытие Бога
(Евр 11.6).
Если ч-к, исполнивший свою службу, может рассчитывать на плату, то отказывающийся
от предложенной работы лишается платы и в конце даже права на существование
перед Богом. Поэтому получение В-я за свои дела означает предстояние пред
Судом Божиим и получение вознаграждения или наказания в зависимости
от совершенного ч-ком: эта альтернатива означает для ч-ка выбор между жизнью
и смертью. Однако суд Божий превосходит суд ч-ческий, ибо только Бог испытует
сердца и утробы, а ч-к не может проникнуть в тайну Божию, тайну милосердия
и гнева, верности, правды и любви.
II. ЭТАПЫ ОТКРОВЕНИЯ
Хотя факт В-я является непреложной истиной, природа его остается таинственной,
и Бог открывал ее лишь постепенно.
1. Солидарность и ответственность. - С самого начала поступки людей
кажутся связанными и с личной ответственностью и с их значением для коллектива,
ибо жизнь ч-ка неотделима от семьи, рода, народа. Поэтому в древних текстах
взгляд и суд Божий останавливаются на «ч-ке» в его совокупности (Быт 6.5
слл); завет и верность Ягве относятся сначала к одному народу.
Хотя принцип коллективной ответственности преобладает, речь также идет
и об ответственности личной: факт существования уголовного права служит
этому доказательством; древняя практика ордалий, т. е. «суда Божия» (ср
Числ 5.11-30), вопросы, обращенные Богом к Адаму и Еве в кн. Бытия (3.11
слл) - все говорит о желании найти и наказать виновного. Эпизод с Аханом
прекрасно иллюстрирует расположение не исключать ни личной ответственности,
ни коллективной солидарности. С помощью Божией надо найти виновного, о
существовании к-рого говорило поражение всего народа (Ис Нав 7.5-12); личное
наказание виновного распространяется
также на его семью и имущество (7.24; ср Быт 3.16-19). Точно так же вознаграждение
праведника простирается и на его близких: так происходит с Ноем (Быт 6.18;
7.1), Лотом (19.12), Аведдаром (2 Цар 6.12).
Действия наказания и милосердия широко распространяются в смысле пространственном
(весь народ связан с одним из своих членов) и в смысле временном (весь род солидарен
с каждым из своих поколений); однако весы определенно склоняются в сторону милосердия,
длящегося несравненно дольше (Исх 20.5 сл; 34.7).
В свете этого учения легче понимать религиозный смысл событий: миром руководит
праведный Бог; если я несчастен или встречаюсь со многими трудностями, то это
по моей вине или в силу солидарности, связывающей меня с виновным (ср Ин 9.2);
и с другой стороны, мое спасение, к-рого я даже не могу ожидать вследствие моих
ужасных преступлений, может прийти благодаря моей солидарности с праведником:
если бы в Содоме нашлось десять праведников, жители его не расплатились бы за
свои грехи (Быт 18.16-33; ср 19.20 слл). В те времена подобная схема казалась
применимой к любому положению, однако, со временем она стала недостаточной.
2. Ответственность ч-ка за свою судьбу. - Под гнетом бедствий, испытанных
в плену, народ выразил этот суровый опыт в поговорке: «Отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах - оскомина» (Иер 31.29 сл), что могло послужить соблазном,
повести к сомнению в справедливости Божией. Иеремия провозглашает, что эту поговорку
не следует больше употреблять (31.29 сл); Иезекииль утверждает, что она больше
не имеет смысла (18.2,3). Согласно с традицией Втор 7.9 слл, касающейся взаимосвязи
между наградой и наказанием за личный грех, Иезекииль, основываясь на учении об
обращении, говорит, что праведники могут спасти только самих себя: Ной, спасший
когда-то своих сыновей (Быт 7.7), теперь не мог бы их спасти. Божественный замысел
вступил в новую стадию осуществления (Иез 14.12-20). Иезекииль разбирает затем
все возможные случаи (18): каждый всегда ответственен за свою судьбу; в любой
момент он может подвергнуть ее опасности или изменить к лучшему. Бог не относится
враждебно или просто безразлично к этой драме: «Я не хочу смерти умирающего. Но
обратитесь и живите!» (Иез 18.32).
3. Тайна правды Божией. - Когда ч-к понял, что он полностью ответственен
за свою судьбу, жизнь его приобретает более глубокий смысл; но тогда возникает
другой вопрос, полный ответ на к-рый может дать только откр. о загробной жизни.
Если В. имеет место уже здесь на земле, то почему не всегда? Опыт жизни опровергает
традиционное утверждение, что праведник всегда счастлив (Пс 36; 90; 91; 111).
В Библии говорится о конфликте в сердце всех, кто пытается примирить свою веру
и свой опыт. В ответ на свои тревожные вопросы Иеремия услышал только призыв твердо
продолжать свой путь (12.1-5); Иов, Екклезиаст и Псалмопевцы тоже сталкивались
с этой проблемой и старались ее разрешить.
а) Очень долго Мудрецы держались традиционного решения, пытаясь применять его
сл. обр.: столь долго отсрочивающееся В. придет еще на земле, сконцентрировавшись
в моменте смерти, к-рый будет насыщен исключительной полнотой блаженства или страдания (Пс 48.16 сл; Сир
1.13; 7.36; 11.18-28); по всей вероятности, именно эту непрочную гипотезу
отклоняет псалмопевец: «Ибо им нет страданий при смерти их» (Пс 72.4 евр).
б) Екклезиаст, к-рый «исследовал мудрость и В.» (Екк 7.25 евр), не нашел ничего,
кроме суеты, опровергающей традиционные принципы (8.12 слл), и советует быть скромным
и деятельным, дабы черпать в жизни изо дня в день самое лучшее (9.9 сл) с чувством
мирного доверия к Богу, - не берется разрешать эту проблему.
в) Те, кто страдает за веру и безоговорочно держится Господа, просвещаются.
Бог - их «часть», их «свет», их «твердыня» среди всех горестей (Пс 15.5 сл; 17.1
слл; 26.1 сл; 72.26; 141.6; Плач 3.24); у них нет иной цели, они не желают иной
награды, как только совершать волю Его (Пс 118.57; Сир 2.18; 51.28 слл). При этом
необходима атмосфера глубокой веры, в к-рой живет Иов: он «видел Бога», и это
таинственное соприкосновение с Его святостью заставило его быть смиренным и боголюбивым,
сознающим свою греховность и в изумлении проникающимся новым светом познания Бога
(Иов 42.5 сл).
г) Некоторые предчувствуют, что для объяснения страданий праведника следует расширить кругозор и перейти
из плана В-я в план искупления. Таков смысл последней песни о Рабе (Ис 53.10;
ср Пс 21). Но, как и в видении сухих и оживленных костей (Иез 37.1-14), В. относится
пока только к народу, очищенному страданиями плена.
4. Личное воздаяние. - На последнем этапе вера в личное Воскресение в конце времен разрешает поставленный вопрос.
Согласно нек-рым, трудно поддающимся толкованию, текстам, Бог должен полностью
удовлетворить ч-ка в его жажде справедливости: Он не может оставить праведника,
и если бы праведник умер без В-ния, Бог должен был бы вывести его на нек-рое время
из шеола, чтобы наградить его (Иов 19.25 слл). Бог не может не ответить и на призыв
ч-ка быть вечно соединенным с Ним (ср Пс 15.9 слл); если Он «взял» к Себе Илию
или Еноха, то почему бы праведнику также не быть «взятым» к Богу (Пс 48.16; 72.24)?
Гонение при Антиохе Епифане, последствием к-рого было появление мучеников,
привело верующих к уверенности в загробной награде через воскресение (2
Макк 7; ср Дан 12.1 слл). Эта вера в воскресение подразумевается в кн.
Прем под верой в бессмертие (Прем 3.2; 4.1): во время посещения Богом в
последний день праведники навсегда будут жить с Богом как друзья, и это
будет им В-ем (ср Прем 2.22; 5.15), наградой, к-рая есть также благодать (ср 3.9,14; 4.15), бесконечно
превышающая ценность совершенного ч-ком усилия.
III. ХРИСТОС И ВОЗДАЯНИЕ
С пришествием Христа В. приобретает полный смысл и завершение.
1. Сохранение в силе личного воздаяния. - Нек-рые Израильтяне
(Мф 22.23; Деян 23.8), даже из среды учеников Христовых (1 Кор 15.12),
еще сомневаются в воскресении, в вечной жизни, в царстве, к-рому не будет конца и к-рое будет наградой
праведникам; но Иисус и Его Апостолы твердо хранят подлинное предание Израиля
(Мф 22.31 сл; 25.31-46;1 Кор 15.13-19; Деян 24.14 слл). Бог Иисуса Христа,
воскрешая Своего Сына, являет Свою праведность (Деян 3.14 слл; Кол 2 сл).
Поэтому верующий знает, что он получает В. за свои дела (ср Мф 16.27; Мк 9.41; 2 Тим 4.14; 2 Ин 8; 2 Петр
2.13; Откр 18.6), и что в День Суда «Царь» пошлет людей, соответственно
их делам, в жизнь вечную или на муку вечную (Мф 25.46), на небо
или в ад. Вот почему так горячо идет состязание на ристалище для достижения
награды (1 Кор 9.24-27; Гал 5.7; 2 Тим 4.7).
2. Истинная награда. - Если это так, то снова появляется опасность вернуться
ко взгляду фарисеев, согласно к-рому награда Божия определяется степенью точного
соблюдения предписаний. Но верующий всегда предостерегается от такого искажения
учения о В-ии.
Во-первых, ч-к не должен больше гнаться за земными благами, славой, репутацией,
благодарностью или выгодой; тот, кто делает добро по этим соображениям,
«получил уже награду свою» (Мф 6.1-18; Лк 14.12 слл; ср 1 Кор 9.17 сл).
Главное же, ставя Христа в центре всего, хр-н не ищет себе счастья, даже
духовного, даже приобретенного отречением и самоотвержением; цель хр-на
- это Христос (Флп 1.21-26). Его награда - Божественное наследие
(Кол 3.24), через к-рое он прежде всего становится сонаследником, братом
Христу (Рим 8.17). Венец, ожидаемый Апостолом, будет ему дан самим пришествием
Христа, ожидаемого с любовью (2 Тим 4.8). Короче говоря, он желает «быть
со Христом» навсегда (1 Фес 4.17; ср Флп 1.23; Лк 23.43; Откр 21.3 сл).
Стремлением жизни является верность своему крещению: соединенный со Христом подобием
смерти Его он готовится воскреснуть с Ним (Рим 6.5-8; Кол 3.1-4). Спасение,
ожидаемое оправданным ч-ком (Рим 5.9 сл), не что иное, как любовь Божия, явившаяся во Христе
(Рим 8.38 сл). Ев. Иоанн говорит об этом другими словами: на голод и жажду
людей, на их страстное желание восторжествовать над смертью, Иисус отвечает тем,
что Он есть: Он источник воды живой, Он •хлеб, свет, жизнь (Ин 7.37 сл; 6.26-35;
8.12; 11.23 слл).
Жизнью во Христе Иисусе разрешаются все антиномии в учении о В-ии. Хотя
оно подается ч-ку в конце его исканий и усилий, оно является абсолютно
безвозмездным и бесконечно превосходящим всякое ожидание и всякую заслугу.
Оно уже дано с момента оправдания, хотя его продолжают
ожидать с горячей надеждой. Спокойная уверенность
в нем основывается только на свидетельстве Божием, хотя бы и постигнутом
смутно и в испытании веры. Затрагивая каждого ч-ка в плане индивидуальном
в самой глубине его существа, оно открывается ему в плане коллективном
в недрах Тела Христова. Нет никакого противоречия между «моралью В-я» и
«моралью любви», ибо сама любовь требует В-я.
CW
Cр. ад - бедные ВЗ I - блаженство
ВЗ I 2 - вода I11 - Воскресение
ВЗ III - воспитание I 2 а - дела ВЗ II,
НЗ II - жатва III - милостыня
ВЗ 3, НЗ 2 а - наказания 2 - наследство
ВЗ II 1 - небо VI - нечестивый ВЗ 3 - ответственность - отмщение 3 -правда
О, А I ВЗ 3, Б II ВЗ
|