ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
См. 4-8 вв.
Деяния вселенских соборов: научное издание на языке оригинала, Берлин, 1923-1974 гг. - на русском языке.
Вселенские соборы (до 2 Ватиканского), таблица Гонсалеса, 1984.
Попытка определения вселенского собора, Мейендорф, 1972.
См. каноны (принимаются соборами).
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ СЕМИ В.С.:
Карташев о вселенских соборах, 1964.
Краткая история вселенских соборов // Христианское чтение, 1842-1847.
Таушев, Аверкий. Семь вселенских соборов. СПб., 1993.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ. В эпоху В.c. *канон Свящ.
Писания был в целом уже установлен, хотя ряд писателей и свв. отцов
продолжали относить к каноническим книги, к-рые гораздо позднее
были исключены из канона (Дидахе, 1-2 Посл. св. Климента Римского
к Кор., Пастырь и др.). На В. с. вопрос о каноне не ставился, поскольку
интересы свв. отцов были сосредоточены вокруг проблем *христологии
(а на VII В. с. — вокруг вопроса об иконопочитании). Тем не менее
для свв. отцов В. с. слово Писания было неоспоримым свидетельством
истины, и поэтому постоянные ссылки на Библию есть во всех соборных
деяниях. В Символе веры, принятом на I и II В. с. (325, 381), мы
находим ссылку на пророчество о Воскресении, к-рое совершилось «по
Писаниям». Исповедуется и то, что Дух Божий «говорил через пророков»,
чем утверждается вера в *боговдохновенность Свящ. Писания. I В.
с. ввел термин «единосущный Отцу», к-рого нет в НЗ, что вызывало
возражения ариан и тех, кто оспаривал Символ веры. Однако этот небибл.
термин не был отступлением от Слова Божьего. НЗ содержит в себе
достаточно свидетельств о единстве Отца и Сына (Ин 14:8-11) и указаний
на двуединую природу Богочеловека (Мк 14:36). Само же толкование
слов Писания и применение небиблейских определений лишь доказывало
власть Церкви в лице собора интерпретировать Писание (ср. формулу
«изволися Духу Святому и нам», восходящую к Деян 15:28). Догмат
IV Халкидонского собора о Богочеловечестве позволил Церкви толковать
в этом ключе и тайну *богочеловеческой природы Свящ. Писания. Правило
19-е правило VI В. с. (680) гласит: «Предстоятели церквей должны
каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь
клир и народ словом благочестия, выбирая из Божественного Писания
разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов
и предания богоносных отцов; но и если предложено слово Писания,
пусть изъясняют его не иначе, как согласно с тем, как изложили светила
и учители Церкви в своих писаниях, и пусть лучше в этом ищут доброго
имени, чем в составлении собственных слов, дабы в случае несостоятельности
в этом, им не отпасть от надлежащего». На VII В. с. (787) сторонники
иконопочитания приводили ряд мест из Свящ. Писания в защиту своих
взглядов.
Вопросы же каноничности тех или иных книг Библии рассматривались
на *Поместных соборах.
n Деяния Вселенских Соборов, т.1-7, Каз., 1859-73; M a n s i
G. D. (ed.), Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio,
v.1-3, Florentiae, 1759-98; Acta concilliorum oecumenicorum, B.,
1914-71 ff.
l Еп.И о а н н (Митропольский), еп. История Вселенских Соборов,
СПб., 19062; *К а р т а ш е в А. В., Вселенские
Соборы, Париж, 1963; *Л е б е д е в А. П., История Вселенских
Соборов, ч.1-2, в его кн.: Собрание церк.- историч. соч.,
СПб., 19043, т. 3-4; H e f e l e C. J., Histoire de Conciles,
d’aprЉs les documents originaux, v.1-10, Nouvelle traduction fran‡aise...,
P., 1907-13.
|