Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СЕРДЦЕ

Cм.: Маргарита Алакок;

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

В евр. языке значение слова С. не вполне совпадает с его значением на современных европейских языках. Значение физиологическое, конечно, одинаково (2 Цар 18.14; Ос 13.8). Но другие значения весьма отличны. У нас слово «сердце» вызывает представление только о чувствах. В евр. же языке слово С. обозначает «внутреннюю» сущность ч-ка в очень широком смысле. Понятие С. включает в себя не только чувства (2 Цар 15.13; Пс 20.3; Ис 65.14), но и воспоминания и мысли, намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17.6); псалмопевец говорит о «помышлениях сердца» Самого Бога: «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род» (Пс 32.11). «Широта сердца» (3 Цар 4.29) означает широту знания, «отдай мне сердце твое» может означать «будь внимателен к словам моим» (Притч 23.26), а «ожесточенное сердце» говорит о тупом уме. В зависимости от контекста смысл может сужаться до чисто интеллектуального аспекта (Мк 8.17) или, наоборот, расширяться (Деян 7.51). Часто необходимо проникать за грань психологических различий в самый центр существа ч-ка, туда, где он ведет диалог с самим собою (Быт 17.17; Втор 7.17), берет на себя ответственность, открывается или замыкается действию Бога. В конкретной и глобальной антропологии Библии С. ч-ское является источником его сознательной личности, мыслящей и свободной, местом его окончательных решений, неписанного Закона (Рим 2.15) и таинственного действия Божия. В НЗ, как и в ВЗ, С. есть место, где ч-к встречает Бога, и эта встреча окончательно осуществляется в ч-ском сердце Сына Божия.

I. СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Сердце и видимость. - Понятно, что в отношениях между людьми важнее всего их внутреннее расположение. Но С. недоступно взору. Естественно, внешний вид ч-ка должен проявлять то, что у него в С. Т. обр. о С. узнают косвенно по выражению лица (Сир13.32), потому, что говорят уста (Притч 16.23), по тому, что показывают дела (Лк 6.44 сл). Однако ч-к может не только выражать, но и скрывать то, что гнездится в его С. (Притч 26.23-26; Сир 12.15). Он обладает опасной способностью быть двуличным. Тогда и в С. его возникает двойственность, т. к. оно подсказывает ч-ку принять то или иное внешнее выражение, само оставаясь в совсем ином расположении. Подобная двойственность - глубокое зло, к-рое энергично обличается в Библии (Сир 27.27; Пс 27.3 сл).

2. Бог и сердце. - Сопротивляясь призыву Божию, ч-к и в этом случае пытается выйти из положения при помощи двуличия. «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» (Втор 4.24), как же принять Его слишком строгие требования? Даже сам избранный народ постоянно прибегает к уловкам. Чтобы избежать подлинного обращения, он старается удовлетворить Бога внешним культом (Ам 5.21 ...) и льстивыми словами (Пс 77.36 сл).

Это решение обманчиво: нельзя обмануть Бога, как обманывают ч-ка. «Ч-к смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар 16.7). Бог «проникает сердца и испытывает внутренности» (Иер 17.10; Сир 42.18), и Он разоблачает ложь, утверждая: «Этот народ приближается ко Мне устами своими... сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис 29.13). Т. обр. ч-к перед Богом чувствует себя испытуемым в своей самой сокровенной глубине (Евр 4.12 сл). «Кто может решиться в сердце своем стать близ Меня? говорит Господь» (евр Иер 30.21).

3. Нужда в новом сердце. - Израиль стал все больше понимать, что внешняя религия не достаточна. Чтобы обрести Бога, следует « искать Его всем сердцем твоим» (Втор 4.29). Израиль понял, что он должен раз и навсегда «всем сердцем своим обратиться к Господу» (1 Цар 7.3) и « любить Господа Бога всем сердцем» (Втор 6.5), живя в полном повиновении Его закону. Но вся история Израиля свидетельствует о глубоком бессилии осуществить подобный идеал, потому что зло проникло в его С. «У народа сего сердце буйное и мятежное» (Иер 5.23), «сердце необрезанное» (Лев 26.41), «сердце разделенное» (Ос 10.2). Вместо того, чтобы всецело довериться Богу, «они жили по внушению злого сердца своего» (Иер 7.24; 18.12), так что на них обрушились неисчислимые бедствия. Им оставалось только «разодрать сердца свои» (Иоил 2.13) и предстать пред Богом с «сердцем сокрушенным и смиренным» (Пс 50.19), моля Его «сотворить им сердце чистое» (Пс 50.12).

II. НОВОЕ СЕРДЦЕ

4. Обетование. - Таков замысел Божий, возвещением к-рого обретает утешение Израиль. В самом деле, огнь Божий - это огонь любви. Бог не считает возможным уничтожение Своего народа, при одной мысли об этом «сердце в Нем поворачивается» (Ос 11.8). Он повел в пустыню Свою неверную жену только для того, чтобы «говорить к сердцу ее» (Ос 2.14). Следовательно, для испытания положен срок, после чего начнется новая эпоха, отмеченная внутренним обновлением, к-рое сотворит Сам Бог. «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор 30.6). Израильтяне больше не будут непокорными, ибо, заключив с ними Новый Завет, Бог «вложит Закон Свой во внутренность их и на сердцах их напишет его» (Иер 31.33). Более того, Бог даст им другое С. (Мер 32.39), С., чтобы знать Его (Иер 24.7; ср Втор 29.3). После того как Бог предписал: «Сотворите себе новые сердца» (Иез 18.31), Он обещает Сам осуществить то, что требует: «Очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное» (Иез 36.25 сл). Так будет обеспечено окончательное единение между Богом и Его народом.

5. Дар. - Это обетование исполнилось через Иисуса Христа.

а) В синоптических Евангелиях, вначале продолжая учение пророков, Иисус Назарянин предостерегает против формализма фарисеев; Он указывает на подлинное зло, то, к-рое исходит из С.: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния ... это оскверняет человека» (Мф 15.19 сл). Иисус напоминает о требовании Божием быть великодушным: Слово Божие надо принять в «доброе и чистое сердце» (Лк 8.15), надо любить Бога всем С. (Мф 22.37 п), надо прощать брату своему его прегрешения от С. своего (Мф 18.35). И Иисус обещает, что «чистые сердцем ... Бога узрят» (Мф 5.8). Превосходя в этом всех пророков, Сам Иисус и есть эта чистота, ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Мф 11.29). Эту чистоту Он передает Своим ученикам (Мф 9.2; 26.28). Воскреснув, Он их просветляет. Когда Он обращается к ним, горят их С. (Лк 24.32).

б) Отныне вера в Христа всем С. создает внутреннее обновление, без этого недоступное. Павел говорит об этом: «Если будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности» (Рим 10.9 сл). «Очи сердца нашего» просветляются верою (Еф 1.18), верою вселяется Христос в С. наши (Еф 3.17). С. верующих исполняются новым Духом, Духом Сына Божия «вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4.6) и вместе с Ним любовью Божией (Рим 5.5). Т. обр. «мир Божий, к-рый превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши» (Флп 4.7). Таков Новый Союз-Завет, основанный на жертве Того, Чье «сердце сокрушило поношение» (Пс 68.21).

Иоанн говорит о С. только, чтобы оно «не смущалось и не устрашалось» (Ин 14.27), но он возвещает в иных выражениях осуществление тех же обетований: он говорит о знании (1 Ин 5.20; см Иер 24.7), об общении (1 Ин 1.3), о любви и жизни вечной. Все это мы обретаем через Иисуса, Распятого и Прославленного. Из Него истекает (Ин 7.38; ср 19.34) источник, внутренне обновляющий верующих (4.14), Сам Он пребывает в Своих, чтобы они жили Им (6.56 сл). Можно даже сказать, что, по Иоанну, Иисус есть сердце нового Израиля, С., к-рое приводит к близкому общению с Отцом и к-рое создает общение между всеми: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» (17.23; см 11.52; Деян 4.32), «да любовь, к-рою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин 17.26).

JdF & AV

Cм.: добродетели и пороки - душа I а - дух - Дух Божий B3 IV, НЗ V4 - желание II, III - Закон А, Б IV, В III 3, IV 1 - знать ВЗ 3 - лицо 1 - любовь I ВЗ 2, НЗ 3; II НЗ 1 - обрезание ВЗ 3, НЗ 2 - уста 1 - ожесточение - покаяние - простой 2 - совесть 1, 2 а - суд НЗ I 2 - чресла 2 - язык

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова