Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СУПРУГ

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

Супруг - одно из тех имен, к-рыми Бог Сам Себя называет (Ис 54.5) и к-рое выражает Его любовь к Своему творению. Здесь будет говориться о «супруге» именно в таком смысле, а в статье «Брак» изложено то, что касается семейного очага ч-ка.

ВЗ

Бог не открывает Себя только в одном Своем загадочном имени (Исх 3.14 сл), другие имена, взятые из повседневного жизненного опыта, помогают познать Его в отношениях с Его народом: Он его Пастырь и Отец, Он также и С.

Это не мифология, присущая религии Ханаана, где бог-супруг оплодотворяет землю, являясь по отношению к ней «Ваалом» (т.е. властелином и мужем: Ос 2.18 слл; см Суд 2.11 сл); этому мифу соответствуют сексуальные ритуалы, особенно т. наз. священная проституция. Ритуалы эти связаны с идолопоклонством. И для того, чтобы его сильнее заклеймить, Бог, осуждая и негодуя, называет идолопоклонство блудодействием (см Исх 34. 15 сл; Ис 1.21). Бог Израиля С. не земли, а Своего народа. Любовь, их соединяющая, имеет свою историю, изначальное благоволение Бога и торжество Его милосердия над неверностью Его народа - все это темы, характерные для пророков. Сначала они появляются у Осии, к-рый осознал их символическую ценность через свой собственный супружеский опыт.

1. Опыт Осии: любимая и неверная жена. - Осия женился на женщине, к-рую он любил и к-рая дала ему детей, но затем оставила его, чтобы в храме предаться проституции. Пророк, однако, выкупил ее и вернул домой. Некоторое время строгой жизни и испытаний подготовило ее, чтобы снова занять свое место у семейного очага (Ос 1-3). Таков предполагаемый смысл этого драматического повествования. Через этот супружеский опыт пророк открыл тайну отношений между любовью Бога, заключившего Союз с народом, и нарушением Союза со стороны Израиля... Союз принимает характер брака. Идолопоклонство - не только блудодействие, но и измена любимой жены, забывающей все дарованное ей благо. Гнев Божий - это гнев С., к-рый, наказывая свою неверную жену, хочет вернуть эту заблудшую и сделать ее снова достойной своей любви. Его любовь победит. Израиль прошел через испытания в пустыне земли египетской (2.15 сл). Новое обручение подготовило брак, к-рый совершился «в правде и суде, в благости и милосердии», и очищенный испытаниями народ познал своего С. и Его верную любовь (2.20 сл). Если прежде Союз переживался как общественный договор, нарушение к-рого вызывало гнев Божий, то теперь этот гнев подобен ревности С., а Союз - супружескому единению с полной отдачей, столь же глубокой, сколь и верной. Эта взаимная отдача, подобная супружеской, познает превратности судьбы; они символ чередований, характеризующих историю Израиля от времени Судей (напр. Суд 2. 11-19): грех, кара, раскаяние, прощение.

2. Послание пророка: верный и любящий супруг. - Духовный преемник Осии, Иеремия возобновляет символизм супружества в выразительных образах, чтобы противопоставить неверность и испорченность Израиля вечной любви Божией к Своему народу: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2.2), но «на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала» (2.20). Однако «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (31.3). Еще выразительнее образы Иезекииля, представляющие Иерусалим в виде брошенной девочки, на к-рой, после того как он ее вырастил, женится ее спаситель, но к-рая предается блуду. Однако, хотя она и нарушила союз, соединяющий ее с супругом, он восстановит его (Иез 16.1-43,59-63; см 23).

И наконец кн. Утешения находит самые волнующие выражения, чтобы показать Иерусалиму всю любовь Господню: «Не бойся, ибо не будешь постыжена!... Ибо твой Творец есть супруг твой... Ибо как жену оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, к-рая была отвержена... На малое время Я оставил тебя... Но вечной милостью помилую тебя» (Ис 54. 4-8). Щедрая и верная, непостижимая и вечная любовь С. восторжествует и преобразит изменницу в непорочную невесту (61.10; 62.4 сл), с к-рой он соединится на вечный союз.

Не в этом ли пророческом смысле следует понимать Песнь Песней? А может быть она вдохновлена земной любовью мужа и жены? На вопрос начертана ли там аллегорически история Израиля или же воспета та супружеская любовь, из к-рой пророки создали прообраз связующих уз Союза, Песнь Песней не дает ответа, т.е. ключа к употребляемым там символам: никогда Ягве не отождествляется с С. Как ни законно было бы аллегорическое толкование текста, оно потребовало бы такой сложной и изощренной интерпретации, что лучше рассматривать Песнь Песней как притчу. Она воспевает любовь сильную, как смерть, чье неугасимое пламя - образ ревнивой любви Бога к Своему народу (Песн 8.6 сл; см Втор 4.24). Что касается псалма 44, составленного по случаю бракосочетания одного из царей Израиля, то впоследствии его стали применять к Царю-Мессии. Посл. к Евр. пользуется теми же текстами псалма, к-рые давали царю божественные наименования и предваряли откровение божественной преемственности Христа (Пс 44.7 сл; Евр 1.8).

3. Мудрость и Союз с Богом. - Образный язык пророков показал пламенность любви Божией. В размышлениях мудрых Израиля подчеркивается личный и глубокий характер Союза, осуществленного такой любовью. Бог сообщает верующему в Него премудрость - дочь Господню (Притч 8.22), к-рая относится к ч-ку как мать и как супруга (Сир 15.2). В кн. Прем, вновь используется этот образ - обретением премудрости достигается дружба с Богом (Прем 7.14), надо ее искать, желать и жить с нею (7.28; 8.2,9). Эта супруга, к-рую может дать только Бог (8.21), делает бессмертным того, с кем она соединена. Посланница Божия, как и Святой Дух (9.17), премудрость - духовный дар. Это работница, к-рая заканчивает в нас дело Божие и порождает добродетели (8.6 сл). Символ супружеского союза обретает здесь совершенно духовный смысл. Так подготовляется откровение тайны, благодаря к-рой совершится союз ч-ка с Богом - воплощением Того, Кто Сам Премудрость Божия и Его брак с Церковью, Его Супругой.

НЗ

1. Агнец Божий - супруг Нового Завета. - Премудрость, рожденная от Бога и находящая радость среди людей (Притч 8.22 слл, 31), - не только духовный дар. Она является во плоти: это Христос, Премудрость Божия (1 Кор 1.24). И в тайне крестной смерти, этого «безумия Божия» (1 Кор 1.20-24), Он завершает откровение любви Божией к своей неверной жене, к-рую Он спасает, и освящает жену, Главой к-рой Он является (Еф 5.23-27).

Так раскрывается тайна Союза, показанная в ВЗ, как символ единения С. и супруги. Ч-ку должно приобщиться к жизни в Пресвятой Троице и соединиться с Сыном Божиим, чтобы стать чадом Отца Небесного. С. - это Христос, Христос Распятый. И Его Пречистой Кровью запечатлен Новый Союз (1 Кор 11.25). Поэтому в Откр. Ин. Иерусалим называется невестой Агнца (Откр 21.9).

2. Церковь, невеста Нового Союза. - Но что символизирует Иерусалим, призванный к Союзу с Сыном Божиим? Это уже не раба, олицетворяющая народы ветхого Союза, но свободная женщина, представляющая Вышний Иерусалим (Гал 4.22-27). С момента пришествия С., о к-ром свидетельствовал друг Его Иоанн Предтеча (Ин 3.29), ч-ство представлено двумя женщинами - символом двух духовных градов: с одной стороны, «блудница», образ идолопоклоннического Вавилона (Откр 17.1, 7; см Ис 47), с другой - невеста Агнца, образ града возлюбленного (Откр 20.9), святого Иерусалима, сошедшего с неба, ибо святость свою она получила от своего С. (21.2,9 сл). Эта женщина - мать детей Божиих, к-рых Агнец освободил от дракона, побежденного кровью Агнца (12.1 сл,11,17). Отсюда следует, что Супруга Христа не только собрание избранных, но что она их мать, от к-рой и в к-рой они родились; они освящены благодатью Христа (Тит 3.5 слл) и становятся девственными существами, достойнными Христа, их С. (2 Кор 11.2), и навсегда соединенными с Агнцем (Откр 14.4).

3. Вечный брак. - Т. обр. брак Агнца и невесты осуществляется, проходя через различные стадии, оттого что Церковь одновременно и мать избранных и град, их объединяющий.

а) Первая стадия брака - это время пришествия Христа (Мф 9.15 п), к-рое завершается в час Его распятия, когда Он, как Новый Адам, освящает Новую Еву. Она исходит из Его ребра, символизируемая водой и кровью таинств Церкви (Ин 19.34; см 1 Ин 5.6). Любовь, к-рую С. выражает т. обр. Своей Супруге - образец хр-ского брака (Еф 5. 25-32).

б) На этот брачный пир Христос приглашает людей и прежде всего Свой народ (Мф 22.1-10). Но, чтобы участвовать в нем, нужно не только принять приглашение, от чего многие отказываются, но надеть одежды брачные (22.11 сл). Это приглашение звучит во все времена Церкви, но время празднования не определено для каждого заранее и поэтому нужна бдительность, чтобы жених, придя, нашел готовыми дев, приглашенных к участию в брачном пире (25.1-13).

в) К концу же сроков истории будет закончена брачная одежда Супруги, льняная одежда сияющей белизны, сотканная делами верных. С радостью и хвалой на устах, ждут верные этого брачного пира Агнца, на к-рый они имеют счастье быть приглашенными (Откр 19.7 слл). В этот час, когда будет судима любодейца (19.2), Жених ответит, наконец, на зов, к-рый Дух Его внушает Его невесте. Он утолит жажду всех, кто подобно ей и в ней желает этого союза с Его любовью и Его жизнью, союза плодотворного, один из лучших символов к-рого - союз между супругами (22.17).

MFL

Ср.: Агнец Божий 3 - Бог ВЗ III 3, НЗ II 3 - брак НЗ I 2 - виноградник 2 - глава 3,4 - девство - друг 3 - единство I, III - женщина - Иерусалим ВЗ III 1, НЗ II 3 - Иоанн Креститель 2 - любовь - Мария I 2, V 1 - одежда II 2, 4 - отцы и Отец 0, III 2 - пол II - прелюбодеяние 2 - Раб-Отрок II - Союз-Завет ВЗ II 2, НЗ II 3 - Церковь

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова