МАНИХЕЙСТВО И БИБЛИЯ
Кефалайа ("Главы"). Коптский манихейский трактат. Пер. и комм. Е.Смагиной. М.: Восточная литература, 1998. 512 с.
его элементы в христианстве, Бердяев, 1931;
в большевизме, Бердяев, 1946; см. Архелай Кашкарский.
Августин, Аврелий. О природе блага против манихеев. Пер., предисл., комментарии Д. Лобова // Альфа и Омега. - 2007. - №№3-4.
Книга Виндгрена. См. религия.
Хосроев A.Л. История манихейства. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. 494 с.
Manichaean Texts from the Roman Empire. Ed.: Iain Gardner & Samuel N. C. Lieu. Cambridge University Press, 2004. 334 pp.
Jackson A.V.W. Researches in Manichaeism, with Special Reference to the Turfan Fragments. New York: Columbia University Press, 1932. 422 pp.
"In Search of Truth": Augustine, Manichaeism and other Gnosticism. Ed. Jacob Albert van der Berg. Leiden: Brill, 2011. Pp. 742.
Timothy Pettipiece. Pentadic Redaction in the Manichaean Kephalaia Leiden, Brill, 2009, xii, 22 pp. Series: Nag Hammadi and Manichaean Studies, 66
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАНИХЕЙСТВО И БИБЛИЯ. М. называется учение, возникшее в Иране
и претендовавшее на роль мировой религии. Основатель М. Мани (ок.
216-276 или 277) во время своих странствий по Востоку познакомился
с христианством, буддизмом и брахманизмом, а также с гностическими
доктринами. На их основе он создал религ. систему, в к-рой гл. роль
играл маздеистский *дуализм и идея спасения. Проповедь Мани сначала
нашла поддержку у шаха Шапура I, но противодействие зороастрийских
жрецов принудило Мани бежать из страны. В изгнании он продолжал
вести энергичную пропаганду своего учения. Когда же Мани возвратился
на родину, он был арестован и казнен. После его смерти М. получило
широкое распространение — от Африки до Китая, хотя его преследовали
и язычники, и христиане, и мусульмане. К 13 в. М. практически исчезло,
но в измененном виде продолжало существовать в дуалистич. сектах
альбигойцев, павликиан, богомилов.
Концепции Мани известны не только из полемики его противников,
но и по его собств. сочинениям на перс. языке («Живое Евангелие»,
письма и др.). В центре манихейской религии стояла проблема зла.
Источником его считался автономный мир демонич. сил, к-рые проникают
в сферу духа, туда, где царствует верховный Бог, «Отец света». История
мира представляет собой борьбу между светом и тьмой. Для преодоления
тьмы «Отец света» время от времени отправляет на землю своих «посланников».
К ним Мани относил как библ. праотцев, пророков и Христа, так и
Будду. М. видело в человечестве единое существо, «Адама». Миссия
Христа заключалась в том, чтобы просветить «Адама» и помочь ему
одолеть демонич. силы. Конец историч. эпохи завершится, согласно
М., полным уничтожением материи, к-рая есть зло, и господством духа.
За библ. образами М. стоят, т.о., представления, тесно связанные
с гностицизмом и маздеизмом. Из буддизма М. заимствовало веру в
переселение душ (см. ст. Метемпсихоз). В 4 в. М. выступало активным
соперником христианства. Против него писали прп. *Ефрем Сирин, свт.*Епифаний
Кипрский и блж.*Августин, к-рый сам в молодые годы был манихеем.
l *Д ь я к о н о вИ.М., Очерки истории древнего Ирана, М.,
1961; К а цА.Л., М. в Римской империи по данным Acta Archelai, ВДИ,
1955, № 3; Л у к о н и нВ.Г., Кратир и Мани, ВДИ, 1966, № 3; НЭС,
т.25; Т о п о р о вВ.Н., Мани, МНМ, т.2 (там же приведена библиогр.).
|