«Почему нынешний россиянин избегает протеста и легко капитулирует перед судьбой?»
Заголовок, вызывающий желание удалиться подальше. Неверно поставленный вопрос. Окно Овертона-Венедиктова.
1. Нет «россиян». Есть граждане России, есть люди разных национальностей, живущие в России. Использовать слово «россиянин» — принимать лексикон Ельцина-Путина, сменившую лексикон Ленина-Горбачева («советский человек»).
2. Современные жители России избегают протеста по той же причине, по которой сотни тысяч граждан России, Украины, Сирии сбежали из своих стран куда подальше. По той же самой причине, по которой граждане США и ЕС не едут в Украину воевать с Россией. Люди знаают, что шансов выжить в случае протеста у них нет. По той же самой причине российские интеллектуалы в подавляющем большинстве сотрудничали и сотрудничают с Кремлем. Никто не хочет зазря погибать.
3. Современные жители России не страдают «выученной беспомощностью» и не «капитулируют перед судьбой». За сто с лишним лет жизни под беспощадным политическим режимом те, кто выжил, выжили благодаря невероятной затрате сил. Граждане России больше тратят сил на жизнь, чем граждане США и ЕС. Точно так же амазонские индейцы тратят на выживание усилий намного больше вашингтонского профессора. Правда, навыки одного неприменимы в среде другого: поменять их местами, оба окажутся на социальном дне.
4. Упрекать жителей России имеет права лишь тот, кто жил в России и успешно боролся за свободу и демократию. Таких людей, к сожалению, нет.История Венедиктова и его команды есть история сотрудничества с преступной властью, подлаживания под неё. История строительства свободы в России есть история поражений. Еще меньше успехов у жителей Свободного мира: их политики всегда предпочитали наихудшие варианты, помогая не демократическим, а антидемократическим силам в России, прощая Горбачеву, Ельцину и Путину то, что нельзя было прощать. Они получали за это разные краткосрочные выгоды, но в конечном счете ослабили Запад перед угрозой мира несвободы.
5. То, что Венедиктов и его команда продолжают в России ставить подобные вопросы, показывает, как мало они изменились. Это мышление не участников демократического движения, которые призывают соотечественников строить свободу. Это мышление чиновников, которые при любом повороте событий только ругают «население», только ищут, как бы оправдать себя и свалить вину на других, сохранив такой ценой уважение к себе. Это мышление людей, которые не хотят признавать своих ошибок в отношениях с властью в 1985-2021 годах, идеализируют не только 1990-е годы, но даже и 2010-е. Теперь у них появилось дополнительное оправдание лукавства, ведь в России жить опасно. Но они лукавили и тогда, когда были в безопасности и имели от власти преференции. В результате вся их деятельность сводится к обличению власти и подданных. Это может быть неплохая часть военной пропаганды, которая демонизирует Россию, рисуя ее более черными красками, чем даже Китай, но это плохая нравственная позиция, неудачная политическая стратегия и скверная журналистика.
P.S. Это я наткнулся на ФБ Ирины Воробьевой - оказывается, уже год Эхо оперирует в Москве силами оставшихся журналистов во главе с Венедиктовым. Прочел репортаж о сибиряке, который собирает останки погибших во Второй мировой и у которого сын погиб под Бахмутом. Выходит, погибший во время вторжения в Украину такой же простой герой как погибшие в 39-45? Вспоминают с ностальгией "Бессмертный полк" - вот была же низовая инициатива, а власти ее того... Илья Колмановский на Радио Свобода написал, что эао инициатива была такая домашняя, тихая. Да не была она домашней, они же демонстрации устраивали! Это была очень активная попытка встроиться в систему! И очень гнусная попытка, потому что милитаристская по духу, и очень советская, воняющая брежневской эпохой. Но сейчас уже, видимо, новая мифология "Эха" будет делать конфеты из чего угодно. И Ясин там, конечно, среди идолов, оплакивают горючими слезами утрату великого мыслителя и великого демократа. Это люди, выступающие перед властями, перед сильными мира сего, а не передо мной и подобными мне слабыми и непричастными к власти, мы для них лишь группа поддержки. Давить на власть, а не общаться друг с другом — на мой взгляд, неверная стратегия.
Если бы я ставил вопросы, то не «почему россиянин холуй», а «почему многие граждане России не бежали из страны, а находят в себе силы бороться за мир, свободу, права человека? Какие ошибки были допущены в строительстве демократии за последние десятилетия? Как в условиях автократии и милитаризма пропагандировать демократию, правду, мир, не скатываясь в озлобленность, конформизм, кружковщину?
Скажу я и то, что на Венедиктов и его команда не скажут: Россия должна ликвидировать свое ядерное оружие в одностороннем порядке и быстро, а также вывести своих силовиков из Сирии, Грузии, Украины — как для того, чтобы не гибли жители этих стран, так и для того, чтобы не гибли граждане России.
(1) Миф постепенности. Протесты по мелким поводам суммируются и приобретают новое качество. Нет, протест против строительства церкви под своим окном, суммируясь с протестом в защиту дальнобойщиков или Химкинского леса, не приобретают нового качества. Они остаются эгоистической и робкой попыткой защитить себя от произвола автократии, избегая каких-либо рисков.
(2) Миф социального расизма. Народ плохой. Здесь причина, почему Райкин и многие другие «советские сатирики» — по ту сторону границы между обычными людьми и элитой, на стороне элиты, а Жванецкий — по эту. Сравните гениальный монолог Жванецкого «Государство и народ» с обличениями «россиян». Эти обличения такая же дешёвка, вранье и расизм, как прямо противоположные дифирамбы в адрес «россиян» со стороны белоленточной оппозиции. Те украинцы, молдаване, грузины, которые страдают от агрессии России — точно такие же люди, как и жители России. Не лучше и не хуже. Грешные, да, но в целом не столь подлые, как те, кто — по определению Искандера — допущен к Столу или стремится быть допущенными к Столу. «Эхо Москвы», «Новая газета», Ходорковский, Ясин — это Допущенные. Даже будучи в тюрьме или в опале, они — другой ориентации. Когда «эти» пытаются найти в людях хорошее, выходит какая-нибудь пакость вроде «бессмертного полка». У них представление о «хорошем россиянине» вполне начальственное: это раб, охотно выполняющий их распоряжения, по природе своей глупый и подлый, который не понимает свободы, которым нужно манипулировать, направляя его злость , агрессивность и глупость в нужное русло. К начальству они значительно добрее, у них презумпция невиновности только для сильных мира сего,
(3) Миф полезности дозволенности. Доля правды в нем может быть, хотя лично мне от этой полезности ничего не досталось. Мешает ли существование придворных интеллектуалов, околовластной фронды существованию демдвижения или помогает? Это шляпа, положенная на стул и мешающая на него сесть, или это клок с паршивой овцы? Не знаю. Думаю, бывает и так, и так. В религиозной сфере это вопрос о том, не лучше было бы без официозной РПЦ МП, только с нелегалами. Выиграла бы культура, если бы музыка была только в квартирниках. Ясно одно: тут надо быть очень осторожным тем, кто, как я, в низу, по уши в квартирности, а тем, кто «дозволен», пусть даже в ублюдочной форме как нынешнее «Эхо», следует быть посмиреннее и не расписывать свои «страдания» и свою «единственность», ну и посмелее и поумнее тоже надо бы быть, но это, конечно, свыше человеческих сил. А от их бросания понтов, высокомерия и зацикленности на себе светлее не становится.