Канаан Лидор в The Times of Israel описывает детали. Есть два Израиля: богатый и бедный. Богатый — потомки евреев Польши, России, в общем, ашкенази. Бедный — потомки испанских, иранских и прочих евреев. Богатые — неверующие, «секуляристы», бедные — набожные. Богатые богаты настолько, что у них есть автомобиль, есть накопления, они сейчас в массовом порядке бегут из, к примеру, Нетивота — в 10 километрах от Газы — в центр Израиля. У бедняков на это нет денег.
Лидор берет интервью у продавщицы местного супермаркета, матери 4 детей Лиоры Тоито — она не может стронуться с места. Они и в бомбоубежище не спускались, у бедняков в бомбоубежищах хранится всякое барахло типа старых одеял и матрасов и вообще, у них нет денег новые покупать, вот и берегут. Лиора говорит, что ее соседи погибли «от бедности». Где бедняки, там воровство. Вот все и хранят баллоны и бутаном не на улице, а на балконах, и осколок попал в баллоны.
В Нетивоте средняя месячная зарплата 9500 шкалим, это 2380 долларов, на треть ниже, чем средняя по стране. Зато тут набожных много, почитают могилы праведных раввинов, Йорам Абаргеля, умершего в 2015, Израэля Абухацейры, он же Баба Сали, марокканского еврея, умершего в 1984, от его могилы постоянные чудеса, привет блаженной Матронушке.
Ехуда Ошерт, 57 лет, отец троих детей, считает, что эти святые уберегли Нетивот от арабов, поскольку святым молились. Вообще «киббуцники» — синоним безбожников-ашкенази.
В Израиле сейчас прославилась Рашель Эдри из Офакима, которая до утра воскресенья убалтывала пятерых арабов, ворвавшихся в ее квартиру, пела с ними песни, поила кофе, а утром подоспела полиция — точнее, ее дочь и двое сыновей, полицейские — и поубивали арабов. Вообще рассказов таких несколько и все сводятся к одному: надо иметь родственников среди силовиков, помогали родным, словно во времена Судей. Примечательно, что Эдри родилась в Иране. В отличие от тех, кто на нее напал. Ее сосед Шмуэль Шварц родился в Румынии, приехал в Израиль полвека назад. В отличие.
Эдри все восхищаются, а мне что-то мешает. К тому же в следующий раз другие арабы уже будут знать: не верь еврейскому гостеприимству...
Вообще Эдри уцелела случайно, потому что полицейские, сперва бросили гранату в комнату, где она была с арабами, а потом уже пошли — осколки ее чудом не задели.
Эдри убеждены, что происшедшее — наказание от Бога:
«Мы были наказаны Богом. Они нарушили молитвы евреев на Йом Кипур, как дикари, И нам за это отплатили по-дикарски, в сто раз больше».
Она имеет в виду скандал в Тель-Авиве за несколько дней до нападения. С 2019 года религиозники — 2 тысячи человек — стали устраивать тут на площади Дизенгофа публичные молитвы на Йом-Кипур. При этом они ставили перегородки, чтобы женщины были отделены от мужчин. Хотя, между прочим, нигде в Торе такое не предписывается. Но Талмуд же важнее Торы настолько, насколько Тора важнее Творца. А ребе из Марокко важнее талмуда, это само собой. В общем, секулярный мэр Тель-Авива в этом году запретил обряд, потому что в публичном месте недопустима сегрегация по полу. Фанатики обиделись, они же хотели наоборот, преодолеть сегрегацию — ну, вот атеисты хотят загнать верующих за Можай, а они выходят на площадь, они хотят дружить...
Логика не новая, после Второй мировой многие раввины учили, что те, кто погиб в Шоа, наказаны за неверие, там же в основном неверующие евреи были.
Это еще Эдри о дискотеке забыла. Какая дискотека в субботу!...
Конечно, о самой главной детали Лидор, как и все израильтяне, молчит: в Газе живут люди, которые изгнаны со своей земли, и напали они на тех, кто живет на их бывшей земле. Ну, напали уже потомки, но вот Махмуд Аббас — он же родился в Цфате, теперь еврейском. И жертвы нападения — все приехали, либо потомки приехавших лет 150 назад, не ранее. Приезжать не грех, кто спорит... Но сгонять других — хорошо, сгоняй, но тогда не пищи, когда тебя будут пытаться согнать обратно... Ты веруешь, что ради своей семьи можешь кого угодно прогнать, убить? Ну, не пеняй на то, что и другие так веруют...