Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Фома (Томмазо) Аквинат (ок. 1225 - 7.3.1274). Сын графа Аквино Ландульфа, по отцу потомок лангобардов, по матери норманов; от родового замка графов Рокка Секка остались лишь руины, возвышающиеся над крохотным городком Аквино (под Неаполем). Крупный, осанистый, массивный Фома больше походил на уроженца севера, а не на итальянца. Но как слон боится мышей, так величественный Фома всю жизнь боялся грозы, что неудивительно: когда он был ребенком и спал в одной комнате с младшей сестрой (он сам был младшим из четырех сыновей, а дочерей даже не считали, семья была большая), сестру убило молнией. Великий учитель Церкви до самой смерти, когда начиналась гроза, начинал нервничать и, поступая в отличие от многих и разумно, и благочестиво, шел в церковь молиться. Тысячи людей, никогда не читавших сочинений Фомы, молились ему как заступнику перед Богом от гроз и внезапной смерти.

В пять лет Фому отдали на воспитание в знаменитый монастырь Монте Кассино, колыбель западного монашества. Колыбель находился в нескольких милях от Аквино и аббатом там был родственник графов. Мать Фомы Теодора не скрывала, что считает сына способным стать со временем во главе Монте Кассино. В четырнадцать лет его послали в университет в Неаполе, и к концу обучения он уже занимался репетиторством. Здесь Фома познакомился с недавно (лет тридцать всего) основанным орденом проповедников — доминиканцев, и ему понравился и храм доминиканцев, и сами они. Но благоразумные братья, предвидя недоразумения с семьей, не стали торопиться и дали Фоме трехлетний испытательный срок.           

Фома принял постриг в 1243 году. Семья была в шоке; по сравнению с бенедиктинцами доминиканцы казались экстрагантными и социально опасными фанатиками. Мать потребовала возвратить ей сына. Доминиканцы повезли Фому в Болонью. Мать обратилась за помощью к старшим сыновьям, которые как раз тогда служили в императорской армии, стоявшей в Тоскане, и они вместе с отрядом солдат нагнали беглеца под Сиеной. С него пытались силой сорвать доминиканское облачение, но Фома не дался (что показывает не только его духовную, но и физическую силу). Его отвезли в замок Монте Сан Джованни в двух милях от Аквино, где продержали как в тюрьме два года. За это время Фома выучил наизусть большую часть Библии, изучал богословские книги, писал. Семья сдалась и выпустила его на свободу — в орден. Фому отправили в Кельн к знаменитому Альберту Великому. В толпе говорливых студентов Фома отличался сдержанностью, и его прозвали — учитывая комплекцию — “сицилийским волом”, да еще “немым” (в России бы говорили, что Фома “набычился”). Его рукоположили в священники, а в 1252 году перевели в Париж преподавать в университете. Здесь он получил степень доктора (лишь через пять лет, потому что к доминиканцам в этом университете относились не лучшим образом), но в 1259 году его вызвали в Италию. Он сопровождал папский двор, проповедуя во многих итальянских городах народу и одновременно читая лекции собранным при Папе выдающимся ученым своего времени. Около 1266 года он начал писать свою самую знаменитую книгу: “Сумма теологии”, не переставая, впрочем, писать и стихи — гимны, многие из которых пелись веками. В 1269 вернулся в Париж, а еще три года спустя покинул этот город навсегда, потому что в университете началось нечто вроде всеобщей забастовки. Фому определили преподавателем в Неаполь. Он вернулся туда, где начал свой монашеский путь.     

В 1273 году в день святителя Николая отец Томмазо служил мессу, и ему было видение — настоящее откровение, не то видение, которое можно описать словами. После этого он перестал писать и диктовать. Великая “Сумма теологии” навсегда осталась неоконченной. На упреки Фома отвечал: “Мои труды окончены. После того, что мне было открыто, все мои писания кажутся мне всего лишь соломой”. Ничего подобного не было ни с кем из святых и не святых мыслителей.   

В 1274 году Папа вызвал Фому на Четырнадцатый вселенский собор в Лионе. Далеко он не ухал, почувствовал себя плохо и слег в цистерцианском аббатстве Фосса Нуова под Террачиной. Монахи, конечно, были чрезвычайно рады: светило богословия закатилось в их обитель, и без ложной деликатности попросили объяснить им смысл “Песни песней”. Фома начал объяснять, то вскоре началась агония. Он исповедовался, причастился и сказал: “Я получаю Тебя, Цена искупления жизни моей: все мои размышления, мои молитвы и мои труды я совершал из любви к Тебе. Я много говорил и много писал о святейшем Теле Иисуса Христа; я учил и писал, веруя в Иисуса Христа и святую Церковь Рима, на суд которой я предлагаю и доверяю всё”. Два дня спустя он умер на заре.   Канон. 1323. Мощи в соборе Сен-Сернин в Тулузе. В 1880 провозглашен покровителем всех университетов, колледжей, школ.

Подробнее: Аквинат - обрыв богословия.

1215: сожжение Амори Шартрского и трое гениев XII века: Руми, Нахманид, Аквинат.

Frs Mandonnet, Destrez. Bibliographie thomiste, 1921; Walz A. St Thomas Aquinas, 1945; Честертон Г. Святой Фома Аквинский. В кн.: Честертон Г. Вечный человек. М., 1991, с.265-356. Память 7 марта.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова