Мф 16, 1 И приступили фарисеи и
саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
Мк. 8, 11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая
Его.
№82 по согласованию Фраза предыдущая - следующая. См. фразу, которая следует за этой у Марка и передаёт деталь, отсутствующую у Мф.
Центром этой главы является вопрос о лицемерии. Закваска Иродова - тоже лицемерие, только светское. В любом
случае, речь идет о том, о чем Бердяев говорил: ужас в том, что в человеке очень мало человеческого. Человек
вечно носит личину, боясь открыть свое лицо и ближним, и Богу, и самому себе. Человек пытается пойти наилегчайшим
путём: механическим. Лицемерие есть и попытка откупиться от Бога физиономией, жестом, обрядом. - отсюда "вдруг":
"какой выкуп даст человек за душу свою". Лицемерие есть двуличие: просить знамения не потому, что хочешь знамения,
а потому, что хочешь распять этого человека. Лицемерие есть обрядоверие: совершать обряд не потому, что сердце
этого просит, а потому что хочешь обрядом защитить сердце от Бога. Лицемерие, наконец, есть недостаток веры:
просить знамения, не веруя в него, уважать Предтечу, но рубить ему голову, не веря в его "предтечность". Лицемерие
есть агрессивность: ну хочешь ты мыть руки перед едой - мой, но не требуй этого от других (как фарисеи от
апостолов). Не видишь в Иисусе Христа - не видь, но зачем же пытаться "сорвать с него маску".
Именно лицемерие как маловерие в центре главы. Апостолы не случайно
буквально истолковали слова Христа о закваске фарисейской: они
думали о хлебе, даже после двух чудес умножения хлеба не веря
в то, что всегда будут иметь хлеб. Они в третий раз проявляют
недоверие. Иисус это видит, потому и заводит речь о закваске фарисейской.
"Как же не разумеете" и относится именно к разумению того, что
Бог всегда даст все, что нужно. Нужно будет знамение - даст знамение,
даст хлеб, даст жизнь. Даст и знамение Ионы пророка - правда,
у Мк это опущено. "Знамение Ионы пророка" - и трехдневное пребывание
Христа во гробе, подобное трехдневному пребыванию Ионы в чреве
кита. Однако, по объяснению Лк., это и просто сам факт Боговоплощения:
Иисус среди иудеев - фарисеев и апостолов равно - как Ионы среди
ниневитян. Величайшее чудо, подтверждающее Христа - то, что в
Него хоть кто-то и как-то уверовал. Ведь и то, что ниневитяне
уверовали, невероятно (и было лишь в книге): все равно, как в
Нью-Йорке все жители ринуются в православную церковь, к совершенно
чужому для них религиозному очагу, услышав проповедь Блума.
Рассказ об исцелении слепого показывает духовное зрение как физическое.
Апостолы, сейчас следуя за Иисусом, видят его нечетко, путают
человека с деревом (8.24). Лицемерие плохо не только тем, что
не дают видеть подлинное лицо лицемера, оно мешает и лицемеру
- сквозь маску не много разглядишь, слишком много сил уходит на
ношение маски.
Исцелив слепого, Спаситель повторяет исцеление на учениках -
"Вы за кого почитаете Меня" = "Кем вы видите Меня?" Петр прозревает
наполовину - он видит в Иисусе Христа (хотя, конечно, "как дерево"
- он еще не видит, что такое Христос в полном смысле слова)….
Слепого Спаситель исцелил, плюнув в глаза - апостолов, начав объяснять
им о Голгофе. Они и восприняли это как плевок в глаза, плевок
в свои чаяния и надежды. Вопль Петра - "начал прекословить" -
не надо Тебе погибать - лицемерен в самом глубоком смысле: он
не хочет смерти Иисуса не из любви к Иисусу, хотя сам чувствует
эту любовь и для себя объясняет свой порыв любовью к Христу, а
потому, что глубоко в душе не любит Иисуса настолько, чтобы любить
Его миссию, чтобы любить Его целиком, включая Его смерть и гибель,
чтобы смиренно принять волю Любимого - умереть (о любви к человечеству
уж не будем говорить). И ведь мог бы промолчать - и молчание есть
единственно возможный ответ на неразрешимую задачу: не желать
смерти Христа и не сопротивляться воле Христа одновременно. Все
это и описывает Иисус: "Ты думаешь не о том, что Божие, но что
человеческое". Это - лицемерие: под видом любви восставать против
любви. Отсюда логичность завершения главы: надо погубить жизнь
свою, т.е. сорвать с себя - в крещении - ту маску, которую мы
считаем своим "я", своей "жизнью" - тогда мы обретем свое истинное
лицо. Не стыдиться Христа распятого - означает быть собой. "Не
вкусят смерти" - те, кто умрет при жизни, погубив свою душу.
|