Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 3 по 9 ноября 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2001 год

К предыдущей главе

 

Иностранные новости


Перевожу с английского молитву в связи с 11 сентября:

Боже, Источник жизни, Создатель всего,
молимся Тебе из бездны, в которой пребываем,
защити нас от рук врагов наших.
Утешь детей Своих, ныне оставшихся
без отца или матери, без брата, сестры или ребенка.

Укрепи нас в сочувствии тем, кто осиротел во время нападения на нашу страну.
Эта страна, наша страна, убежище мира для обездоленных,
собравшая миллионы людей со всего мира,
твердый источник света и справедливости,
ныне окутана ужасом и трагедией.

Нью-Йорк и Вашингтон, прославленные города,
Умалились подобно Иерусалиму, когда он лишился святого Храма,
нуждаются в Твоем утешении и нашей помощи;
помоги нас укрепить нашу отвагу и поддержать наш народ.

Укрепи руки тех, кто защищает эту страну,
и тех, кто пытается насаждать мир вопреки этим нападениям.
Научи нас говорить с нашими детьми
с любовью, ободряя их, утешая и понимая,
что и они боятся, хотя их страхи могут быть не похожи на наши.

Даруй нам сердце мудрое,
чтобы мы могли действовать, повинуясь состраданию и мудрости,
а не гневу или предубеждению.

Прими милостиво наши молитвы за эту страну
и ее правительство, президента, судей, чиновников
и всех, кто верно работает для блага нашей страны.

Пусть они будут наставлены Тобой и возвратят нас
к жизни мирной в стране, которую мы полюбили.

Молитва приписывается некоему Джефри Спицеру, распространяется Центральным агентством преподавания иудаизма, я нашел ее на сайте потомков евреев, покинувших Россию в конце XIX века, может быть, дальних моих родственников -- нашел по фамилии моего деда, Лазаря Гиндина. (http://www.mayoff.com/prayer.html). Конечно, я не призываю молиться именно так, но жаль, что после взрывов в Москве никто (и я, увы) не предложил какой-то молитвы в этом роде.


Кстати о разнице культур: в сериале "Скорая помощь" врач спрашивает стажера: "What can I do to you" [Что я могу для Вас сделать?], а переводят: "Что тебе надо?"


 

Кстати, новый глава карловчан, митр. Лавр Шкурла - из униатских краев, хотя сам вполне православный. Но это первый глава "русской" церкви, хотя и зарубежом, но не русский, словак из Владимирово в Восточной Словакии, хорошо и с удовольствием говорит на словацком. Бежал из Словакии, когда пришли советские.


Гюнтер Грасс выступил против бомбежек Афганистана и получил отповедь в "Известиях" от Марка Кушнирова (20.10.2001). Совершенно в советском духе. Иронизирует: "Ну, конечно, хорошо бы иметь более конкретные, более убедительные доказательства вины террористов (вероятно, имеются в виду отпечатки пальцев, признаня сообщников". Хорошо, не отпечатки пальцев -- а что? Что Буш предъявил в доказательство вины бен Ладена?

Кушниров: "Война -- не решение проблемы. Я не спрашиваю моих друзей, искренних гуманистов и мироворцев, в чем они видят решение. Это нетрудно понять". Какой шарман! Вот я не понимаю, да и другие пацифисты, христианские и нехристианские, не понимают, а милитарист -- понимает. Правда, в довольно большой статье так и нет внятного ответа, в чем смысл войны в Афганистане. Кушниров только предлагает: "Быть может, нам стоит вообще забыть о слове "решение"? Слово это внушительно и... оплошно -- по крайней мере, в данной ситуации ... Весь трагический парадокс в том, что проблему надо решать, трезво сознавая, что решения в обыденно желательном смысле нет и вообще быть не может". А в каком смысле -- может?

Кушниров не дает ответа, а вместо этого вдруг цитирует Киплинга "Несите бремя белых". Все распадется, а все-таки надо выполнять свой долг. "Говорить можно только решимости. О решимости решать ее".

Виртуозно! Вспоминается анекдот про еврея, эмигрировавшего в Англию и грустно бредущего по Лондону: "Какой же джентльмен не скогбит о гаспаде Бгитанской импегии!"

 


Российские новости

Московская хельсинская группа выпустила пять томов мониторинга: нарушения прав человека в России с конца 1999 года до августа 2001, т.е. прямо при Путине. Вывод Людмила Алексеевой: "Ни в одном из регионов не соблюдается российская Конституция ... Правозащитники заинтересованы в укреплении федеральной власти, так как слабая власть не может принудить чиновников соблюдать Конституцию и законы. Однако методы, которыми президент и его команда укрепляют вертикаль власти, очевидно, направлены на усиление не законности, а бюрократии, которая является основным нарушителем закона" (Новые Известия, 2.11.2001). В той же газете свежий пример: у полковика милиционеры убили сына. Полковник Леонид Романов из Ельца начал искать правды. Тогда его объявили дезертиром - в части просто "потеряли" его рапорт об увольнении. Забавно: рапорт полковник вручил в присутствии юристов из МХГ. Заодно военные потребовали провести над полковников психиатрическую экспертизу.

Вот почему передача "Тушите свет" к годовщине революции с участием коммуниста (который без малейшего чувства юмора изрекал постановления XXVII съезда КПСС) произвела впечатление кошмара. Исчезла дистанция, необходимая для смеха. Можно смеяться на допросе, когда ты слаб, но если следователь придет к тебе в гости пить чай -- ты смеешь насмехаться над ним. Так гостеприимство создает ложь, и именно поэтому не всякого можно приглашать к себе. Можно спорить о том, идти в Кремль или нет, но бесспорно, что нельзя пускать Путина в свой дом или офис -- пока он самодержец, ограниченный лишь собственными предрассудками. К счастью, их у него довольно много.


Людмила Улицкая, писательница (Труд, 26.10.2001): "В Москве была одна-единственная ночлежка на 20 человек, когда строился великолепный храм Христа Спасителя. Разве это по-христиански?"


Московский телеканал, репортаж о московских нацистах, уверенность в том, что они не придут к власти, "это же не 1933 год". И предположение: нацисты организованы ЦРУ, потому чо (а) Америке выгодна дестабилизация России; (б) нацисты очень организованы и пользуются мобильными телефонами. Предположение, что, поскольку сейчас не 1933 год, а 2001-й, то с Россией может случиться беда похуже Гитлера и Сталина, даже не рассматривается. Интересно, Шерлок Холмс -- Шерлок ведь что-то ирландское -- может, он был католик? Как бы канонизировать мышление, чтобы отдельные люди иногда пробовали думать хотя бы из почтения к идеалу? Конечно, Аквинат хорош, но все-таки Холмс ближе.

В одном сюжете сразу три стереотипа: "со мной беды быть не может"; "всякая беда выгодна врагу того, с кем беда случилась", "хаос противостоит порядку". Человек может придти к вере, сохраняя эти стереотипы, и тогда религия будет их обслуживать. А может -- и должен -- человек -- от веры придти к пониманию того, что любая беда может случиться в любом месте, в любое время, с любым человеком, что любая беда никому не выгодна, что хаос не противостоит порядку, а существует внутри него, поэтому в России не хаос, а, как и в Германии, порядок, только более греховный, эгоистический.


В Грозном арестовали настоятеля храма о. Михаила - пытался продать 25 тысяч патронов. Уже второй раз ловят -- первый раз отпустили, представив, какой будет шум. А шума никакого и нет: только в интернет-версии "Известий". И дело не в цензуре: ну зачем цензура в стране, где этого священника православный человек оправдывает тем, что деньги были, наверное, нужны на строительство церкви. А журналистов этот добрый человек упрекает: зачем написали, что священник торгует оружием, ведь патроны -- не оружие, а боеприпасы. Вот естественные способны к добру и злу сохраняются, только они так распределяются, что клирику -- все наше почтение и презумпция невиновности, а журналисту -- вся наша злость и презумпция клевещевания (http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=9529). Было время Смутное, а нынче время Мутное.


В Москве не будут строить открытое метро, хотя это дешевле (например, между Выхино и Жулебино). Причина проста: нет опыта (заявления гл. инженера "Генплана" Юрия Короткова на совещании в мэрии, Комсомольская правда, 15.10.2001). Ну как после этого не испытывать почтения к инженерам, когда только они говорят прямо, в чем первопричина греховной и агрессивной жизни. Почему-то когда нужно сделать что-то скверное, на недостаток опыта никто не жалуется. "Опытная женщина", когда-то говорили о проститутках. А ведь именно у проституток опыта нет -- не считать же опытом любви проституцию, и не считать же опыт проституции реальностью. Является ли опыт греха -- опытом? Является ли метро -- воздушным коридором? Наверное, но в каком-то уж очень извращенном смысле.

Опрос ВЦИОМ: среди жителей России телефон у 43%, среди москвичей - 97%. Мобильные телефоны у 4% в России, у 17% в Москве (Новые Известия, 31.10.2001).


У кого-то сайт. У меня, наверное, сайтан. Помещаю статью Ихлова с обычной оговоркой: критика либералов часто (и в данном случае) есть критика псевдолибералов. И, конечно, при всей виноватости псевдолибералов в истреблении либерализма, преувеличение сказать, что "никаких репрессий" не было. Пассивное удушение все-таки было. Во всяком случае, удушение свободного рынка (несомненное) всегда аукается удушением свободного слова и свободной мысли. А к фактам, подтверждающим мысль Ихлова, добавлю позорную публикацию "Московских новостей": очередная утка чекистов -- якобы погромщики были сформированы Лубянкой для того, чтобы натравить их на антиглобалистов. Зачем чекистам распускать слухи про самих себя, да еще столь вздорные (ясно, что заранее знали, что никаких антиглобалистов не будет -- билеты в Россию на самолеты покупаются за несколько месяцев)? Это называется "бросать камни по кустам". Лучше выглядеть идиотом, чем нацистом. Но все-таки чекисты не все идиоты (хотя интеллектуальный уровень в силу естественных причин там ниже, чем в институте истории или хотя бы в районной библиотеке), они все нацисты. К сожалению, далеко не все нацисты в России -- результат манипуляций чекистов. Дурное семя растет и без полива, и с поливом.


Президент посетил военную разведку, у которой праздник -- в этот день Троцкий завел военных разведчиков. Есть некий спектр: пивной завод или газеты с легкостью и наглостью необычайной возводят себя к дореволюционным названиям (так что выходит, что при Александре II основали фабрику "Большевичка"). Прокуратура или мэрия делают то же уже со скрипом. А вот святая святых Совка держатся, не желают возводить себя к Бенкендорфу или военной разведке российской армии. Дух (даже если он бесовский) сильнее материи.


Путин заявил, что грушники-солдаты очень эффективны, а в качестве доказательства упомянул, что в Чечне погибло почти пятьсот бойцов ГРУ. И эффективность, пообещал он, будет расти. Нормальное для затратной экономики мышление: эффективность измеряется числом затрат.


Замечательно отсутствие каких-либо выступлений антиглобалистов во время слета восьмерочников в Москве. Тут вам не там! Что иностранные антиглобалисты не прибыли, это еще ладно -- денег, может, на дорогу не хватило, боятся самолетов. Но наши-то, православные антиглобалисты, куда подевались? Или они все виртуальные, не в силах оторваться от православного интернета?


Дарья Акимова из отдела культуры "Вечерней Москвы": вот голливудские фильмы проповедуют три идеи: добро должно быть с юмором, кулаками и готовностью к самопожервованию; семья главная ценность; "Родина всегда защитит своего гражданина". "Узнаете? Разве наше советское кино проповедовало что-то иное?" (Вечерняя Москва, 30.10.2001). А разве у нас такое проповедовали? Главная ценность -- общество, и не Родина защищает гражданина, а гражданин защищает родину. Насчет кулаков - было и у нас, но с юмором было довольно туго. Но вообще Акимова добрая, она не категорична: "Может быть, на самом деле американцы и впрямь жестокие эгоисты, признающие политику двойных стандартов и блюдущие только собственную выгоду". Но есть отдельные факты, которые могут быть истолкованы в пользу американцев: вот Кэтлин Тернер работала сиделкой в госпитале. То есть, Акимова "понимает", что это лишь демонстрация идеала. Интересно, а вот что должна сделать Тернер, чтобы советский человек поверил, что это -- искренне? Увы, смердяковщина и шариковщина любой факт интерпретируют цинически.


С 28 октября в Москве ждут двух террористок (фото в "Комсомольской правде", 3.11.2001), которые должны взорвать православную церковь. "ФСБ распространило", честно пишет Анна Селиванова. А что должно сделать ФСБ, чтобы Селиванова не поверила?


Убийство зам. префекта в Москве; власти не отрицают, что наиболее вероятная причина -- коррупция (сперва чиновник берет взятку, а потом обманывает бизнесмена). Вспоминается антиутопия Шекли, в которой выборов нет, но каждому чиновнику надевают на шею динамитный заряд и недовольный гражданин может его взорвать в любой момент. Защита смертной казни как "ответа", "самообороны" особенно иррациональна в России после 25 октября, в стране, где победивший хам попирает все законы, где основные преступления против граждан совершают представители власти. Те, кто с таким энтузиазмом защищает право на самооборону, должны бы давно были поднять вооруженное восстание против Совка, а не требовать предоставить шариковым еще больше прав по истреблению людей.


В храме Христа Спасителя состоялся молебен за здравие раба Божия Усамы. Присутствовала вся элита путинской журналистики, от Максима Соколова и Михаила Леонтьева до Александра Архангельского. Присутствовали также представители дипломатического корпуса: много китайцев, в полном составе представители Палестинской автономии. Последние выражали благодарность за то, что США для войны с Афганистаном пошли на уступки арабам в палестинском вопросе. Китайцы радовались, что теперь будут уничтожать уйгуров в порядке борьбы с международным терроризмом. От российских журналистов прочувствованно сказал Максим Юсин: "Давно уже не слышно ставших столь привычными обвинений, что это Путин, стремясь повысить свою популярность, спровоцировал "вторую чеченскую войну" и что дома в ФСБ взорвали люди из ФСБ" (Известия, 3.11.2001).

Для советских акул пера взрывы 11 сентября -- всего лишь шумок, под который идеально бормотать пропагандистскую ложь о преступлениях наследников Ленина и Дзержинского. Для них и Вторая мировая была всего лишь "великой отечественной". Американский милитаризм иррационален (как и всякий милитаризм), но не подл, а здесь милитаризм подонков. Разница как между Кеннеди и Хрущевым.

И, конечно, Юсин лжет, когда утверждает, что в США введена военная цензура, что американские журналисты будут замалчивать гибель американских солдат и мирных афганцев. Он кликушествует, потому что ему хочется, чтобы так было. Поэтому он заявляет, что у американцев воцаряется "самоцензура". А фактов - на полпипетки: руководство одной частной телекомпании рекомендовал своим журналистам не слишком много говорить о гибели мирных афганцев. Ему хочется чувствовать себя нормальным, затесаться в толпу: "Патриотизм в воюющей стране -- это нормально. Не протестуют и европейские правозащитники". Разумеется, и Россия - не воюющая страна, у нас не война с Чечней, а милицейская операция. И правозащитники европейские - протестуют.


Еще один очерк про детдом в Саракташе о. Николая Стремского (по 25 мальчиков и девочек): Мария Алферова (http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=9470). Этот автор не приехал по заданию редакцию, его не отпугивали сотрудника детдома, как автора "Общей газеты" (реферат ее очерка здесь). Этого автора встретили в аэропорту. Задуматься о том, корректно ли принимать журналистке такую помощь, в голову не пришла.

Автор одобряет то, что борцы с "тоталитарными сектами" ненавидят: "Жители Обители очень уважают своего настоятеля и ничего не сделают без его благословения". Другой признак, который выдают за обязательную черту сектантства: все "улыбчивые, доброжелательные".

По этому очерку, государство вообще ни при чем, денег на детей не дает, а детей приводят родители или добрые люди. Что есть органы опеки, что усыновление долгий и сложный процесс, автор, кажется, не потрудилась узнать и просто пересказывает, что ей сообщили в "детдоме".

Еще у Стремского гимназия, в которой "более половины учеников - батюшкины дети". Если 50 человек - более половины, то в гимназии, очевидно, немногим более сотни человек. Стремский: "В штате Обители работают 150 преподавателей, всем им надо заплатить по 800-900 рублей в месяц. В год на содержание Обители требуется 12 миллионов рублей". До комизма: "Семья Стремских натуральное хозяйство, обрабатывая с помощью добрых людей 180 гектаров земли, выращивает скот, расширяет хлебопекарню, шьет одежду в собственной пошивочной мастерской". Ничего себе натуральное хозяйство -- с добрыми людьми.

"Дважды отец Николай решался на рискованный шаг - брал взаймы у предпринимателей деньги и ехал со своими детишками в Америку и Финляндию на заработки". Стремский критикует богачей: "Многие думают, что нам помогает Виктор Черномырдин, он же родом из этих мест. Но на самом деле он только купил нам "Газель" и дал денег на восстановление дома после пожара".

Да, Виктор Степаныч - хотел как лучше, а получилось как всегда, и целая главка озаглавлена "Черномырдин землякам не помогает"; автомобиль и дом как бы не в счет. Вот это высший пилотаж советской журналистики: не просто соврать, а дать факт (даже два факта - машина и дом) и сказать, что фактов не было.


Вот меня тут спрашивают в гостевой книге: ""И все-таки, в один прекрасный день, - внезапно решил Уинстон,- Сайма распылят. Слишком умен. Слишком глубоко смотрит и слишком ясно выражается. Партия таких не любит. Однажды он исчезнет. У него это на лице написано." Дж.Оруэлл.1984". Не боюсь ли я, что меня распылят из партии - т.е. из Церкви. "Смишно", как говаривал мой покойный отец: убили отца Александра Меня, который уж куда как умел не дразнить гусей (ну, в последние месяцы жизни бывал резок даже в публичных выступлениях, но, видимо, именно потому, что понял -- последние). А отца Глеба Якунина - не убивают (слава Богу!).

А я всего лишь сытый (в настоящую минуту даже чересчур) московский интеллектуал, благополучный до омерзения. Не бойся собаки, которая лает. Для церковных деспотов опасны молящиеся, а не пищущие. И коли уж вопрос задает атеист, скажу резче: нельзя в поисках истины оглядываться на то, убьют или нет. Если быть деликатным - то не из трусости, а из деликатности. А в смысле того, что не может быть деспотизма, где истина - помилуйте, это все равно, что утверждать, что варенье не может быть там, где мухи. Хотя это не означает, что всюду, где мухи -- варенье.

Автор замечания, кстати, указал несуществующий адрес почты. Человек действительно предпочитает оставаться в тени.



А по случаю 7 ноября я бы предложил такую молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
упокой души всех, неправедно убиенных во время междоусобной брани,
прости угнетавших и прости угнетенных за восстание,
насади в сердцах наших готовность нести ответственность за свою жизнь,
не доверяя своей свободы никому, кроме Тебя, источнику всякой свободы и мудрости,
восстанови попранную справедливость и право,
пусть даже нам придется жить ради этого труднее и беднее,
укрепи нас в милосердии и кротости,
чтобы мы уповали не на начальников земных и не силу насилия, а на Тебя и Отца Твоего в Духе Святом. Аминь.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова