НЕНАВИСТЬ
"Преступления ненависти" ("hate crime") - очерк Гилинского, 2007.
Кротов
Н. - это противоположность любви, но она и близка к ней. Любовь Амнона
к Фамари внезапно переходит в жестокую Н., ибо страсть его была слишком
бурной (2 Цар 13.15). Многие библ. выражения, категорически противопоставляющие
слова - любовь/ненависть (Мф 5.43; 6.24), предполагают естественной эту
реакцию любви, направленную против того, кто был больше всех любим. Во
Втор, имеется в виду то же душевное состояние, когда говорится о муже,
возненавидевшем свою жену (22.13,16). Эта безудержность в реакциях находится
в основе семитической речи, часто сопоставляющей парные противоположные
слова, не отмечая промежуточных оттенков. Но действительность не всегда
соответствует силе речи, напр., в полигамной семье, о жене, к-рую не предпочитают
или просто меньше любят, говорится, что ее ненавидят (Втор 21.15; ср Быт
29.18,31). Это помогает нам понять настоящий смысл удивляющих нас выражений
(Лк 14.26; ср Мф 10.37), но религиозная проблема о происхождении Н. в точном
смысле этого слова этим еще не разрешается. Почему и как появилась ненависть
в ч-стве? Что имеется в виду в Библии, когда это понятие применяется к
Богу? Каково отношение Иисуса к Н.?
I. НЕНАВИСТЬ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
1. Мир обуреваем ненавистью. - Н. между людьми есть
явление постоянное. В Бытии отмечается ее наличие, начиная с первого ч-ского
поколения, (4.2-8) и Мудр, наблюдают ее трезвым взглядом (Притч 10.12;
14.20; 19.7; 26.24 слл; Сир 20.8). По этому вопросу в Библии выносится
принципиальное суждение. Н. есть зло, плод греха, ибо Бог сотворил людей
братьями, чтобы они жили во взаимной любви. Типичный случай Каина ясно
показывает, как Н., порожденная завистью, толкает на устранение ближнего
и ведет к убийству. Этого достаточно, чтобы изобличить ее сатанинское происхождение,
как это объясняется в кн. Прем.: завидуя счастью ч-ка, диавол его возненавидел
и стал причиной его смерти (Прем 2.24). С тех пор мир предоставлен Н-и
(Тит 3.3).
2. Ненависть к праведнику. - Возникшая в самые отдаленные времена
схема «зависть - ненависть - убийство» применяется всегда в одном смысле:
нечестивый ненавидит праведника и ведет себя как его враг.
Так действуют Каин по отношению к Авелю, Исав к Иакову, сыновья Иакова
к Иосифу, Египтяне к Израилю (Пс 104.25), нечестивые цари к пророкам (3
Цар 22.8), злые к благочестивым в псалмах, чужеземцы к Помазаннику Ягве
(Пс 17; 20), к Сиону (128), к Иерусалиму (Ис60.15). Значит таков постоянный
закон: того, кого Бог любит, люди ненавидят, или оттого, что он выделяется
и этим вызывает зависть, или оттого, что он является живым укором для грешников
(Прем 2.10-20). Во всяком случае в Его избраннике Н. имплицитно направлена
против самого Бога, становящегося предметом Н. (1 Цар 8.7; Иез 3.7).
3. Может ли праведник ненавидеть? - Может ли праведник в отмщение
за эту Н., жертвой к-рой он является, в свою очередь ненавидеть? Среди
народа Божия предписано любить ближнего (Лев 19. 17 сл); поэтому закон
повелевает казнить убийцу, к-рый убил из Н. (Втор 19.11 слл), и в то же
самое время учреждает города-убежища, чтобы смягчить обычаи отмщения кровью (19.1-10).
Но есть другие случаи: напр., когда злые ненавидят праведников или когда
дело касается врагов народа Божия; и те и другие ведут себя как враги Божий
(Числ 10.35; Пс 82.3). Поведение, заповеданное здесь любовью Божией, может
показаться странным. Израиль должен ненавидеть врагов Божиих, чтобы не
подражать их поведению: в этом смысл свящ. войны (см Втор 7.1-6). Праведник, подвергшийся испытанию,
у к-рого появилось бы искушение завидовать злым и им подражать (Притч 3.31;
Пс 36; 72), чтобы оградить себя от греха должен ненавидеть сборище грешников
(Пс 25.4 сл; 100.3 слл). «Любить тех, к-рые ненавидят Ягве» (2 Пар 19.2)
значило бы соглашаться с нечестивыми и становиться неверным (Пс 49.18-21).
Ревностной любви Божией должна отвечать любовь нераздельная (Пс 118.113;
96.10). Надо во всем быть на Его стороне: любить то, что Он любит, ненавидеть
то, что Он ненавидит (Ам 5.15; Притч 8.13; Пс 44.8). Как же тогда не ненавидеть
ненавидящих Его (Пс 138.21 сл)?
Такое отношение может стать двусмысленным и опасным: легко каждого личного
или национального врага рассматривать как врага Божия, эгоистично присваивая
себе преимущества Божественного Избрания. Опасность эта не была только воображаемой:
обрекая на «вечную ненависть» партию Велиара, сектанты Кумрана отождествляли
на самом деле «партию Бога» со своей замкнутой группой. «Ты будешь любить
своего ближнего и ненавидеть своего врага» (Мф 5.43): это не было написано
в древнем Законе, но многие допускали такое неправильное толкование, продиктованное
узкой односторонностью.
II. ЕСТЬ ЛИ НЕНАВИСТЬ В БОГЕ?
Как можно говорить о ненависти, говоря о Боге любви? Конечно, Бог не
может ненавидеть ни одного существа, к-рое Он создал (Прем 11.24), и было
бы оскорблением обвинять Его в Н. к Его народу (Втор 1.27; 9.28). Но Бог
любви есть также Бог святый, Бог ревнивый. Сама Его любовь содержит в себе
сильнейшее противодействие греху. Он ненавидит идолопоклонство Хананеев (Втор
12.31; 16.22) или Израиля (Иер 44.4). Он ненавидит культовое лицемерие
(Ам 5.21; Ис 1.14), грабительство и преступление (Ис 61.8), ложную
клятву (Зах 8.17), вероломство (Мал 2.16), и вообще все грехи, к-рые перечислены
в Притч 6.16-19. Грешник до нек-рой степени составляет одно целое со своим
грехом; он ставит себя в положение врага, т.е. «ненавистника» Бога (Исх
20.5; Втор 7.10; Пс 138. 21; Рим 1.30). Полная несовместимость, к-рую по
своей вине он создает между Богом и собой, передается также в Библии в
выражениях Н-и: Бог ненавидит «любящего насилие» (Пс 10.5), «почитателя
суетных идолов» (30.7), лицемера (Сир 27.24) и вообще «всех делающих беззаконие»
(Пс 5.6 слл). Он ненавидит неверного Израиля (Ос 9.15; Иер 12.8), как он
ненавидел Хананеев из-за их преступлений (Прем 12.3). Случай несколько
сложнее, когда Он говорит: «Я возлюбил Иакова и возненавидел Исава» (Мал
1.2 сл; Рим 9.13); здесь Иаков обозначает Израиль, а Исав - Едом (Мал 1.4;
ср Быт 25.30; 32.28); Бог клеймит т. обр. насилия Едома над Израилем (ср
Пс 136.7; Иез 25.12 слл; Авд 10-14); этим выражением он показывает также,
что Избрание означает предпочтение, подобное предпочтению
ч-ка в многобрачии, к-рый «любит» одну из своих жен и «ненавидит» другую
(ср Быт 29.31 слл; Рим 9.11 слл).
Но если это предпочтение и это отталкивание являются положительными реальностями,
в к-рых Бог проявляет Себя во всей силе, все же нельзя назвать их Н., если
не очистить это слово от всего того, что в нашем греховном мире включается
в него: от злопамятности, желания вредить и уничтожать. Итак, если Бог
ненавидит грех, можно ли сказать, что Бог действительно ненавидит грешника,
когда Он «не хочет его смерти, но хочет, чтобы он обратился и жил» (Иез
18.23)? Бог через Избрание и наказание преследует единственную
цель любви по отношению ко всем людям; Его любовь будет иметь последнее
слово. Оно полностью раскрыто в Иисусе. Поэтому НЗ никогда не говорит о
Н. в Боге.
III. ИИСУС И НЕНАВИСТЬ
1. Ненависть мира против Иисуса. - Приходя в мир, обуреваемый
страстью Н., Иисус видит, как на Него устремляются ее различные проявления:
Н. к Избраннику Божию, К-рому завидуют (Лк 19.14; Мф 27.18; Ин 5.18), Н.
к Праведнику, присутствие К-рого служит укором (Ин 7.7; 15.24); начальники
Израиля тоже Его ненавидят, потому что они хотят ревниво сохранить для
себя божественное избрание (ср Ин 11.50). За ними также весь лукавый мир, к-рый ненавидит Его (Ин
15.18): в Нем он ненавидит свет, потому что все дела его злы (3.20). Так исполняется
тайна, возвещенная в Писании, о слепой и необоснованной Н. (Ин 15.25):
через Иисуса она направлена на Самого Отца (15.23 сл). Итак, Иисус умирает
жертвой Н.; но Своей смертью Он убивает Н. (Еф 2.14,16), ибо эта смерть
является делом любви, к-рая возвращает любовь в мир и окончательно утверждает
ее в нем.
2. Ненависть мира к христианам. - Всякий, следующий за Иисусом,
познает ту же участь. Учеников будут ненавидеть «из-за Его Имени» (Мф 10.22;
24.9). Они не должны этому удивляться (1 Ин 3.13); они даже должны этому
радоваться (Лк 6.22), ибо они этим приобщаются к судьбе своего Учителя;
мир их ненавидит, потому что они не от мира (Ин 15.19; 17.14). Так открывается
враг, к-рый действовал от начала (8.44); но Иисус молился о них не для
того, чтобы они были взяты из мира, но чтобы были ограждены от Лукавого.
3. Ненавидеть зло, но не людей. - Подобно Иисусу, «в К-ром князь
мира сего не имеет ничего» (Ин 14. 30; 8.46), как Святый Бог, Святый Отец
(17.11), ученики должны ненавидеть зло, знать, что есть радикальная несовместимость
между Богом и миром (1 Ин 2.15; Иак 4.4), Богом и плотию (Рим 8.7), Богом и маммоной (Мф 6.24); чтобы уничтожить
в себе всякую причастность ко злу, они должны отказаться от всего и возненавидеть
самих себя (Лк 14.26; Ин 12.25). По отношению к другим людям у них в сердце
не будет никакой Н.: «Кто ненавидит брата своего, тот во тьме» (1 Ин 2.9,11;
3.15). Любовь является единственным правилом, даже по отношению к врагам
(Лк 6.27).
Итак, после рассмотрения библейского понимания Н., положение становится
ясным для хр-на и ему указано определенное правило поведения: любить всех
людей, ненавидеть себя. Ч-к вне Христа (Еф 2.11 слл; Тит 3.3 сл) мог воображать,
что в Н. он найдет самоутверждение, но время Каина миновало; хр-н знает,
что только любовь дает жизнь и уподобляет Богу (1 Ин 3.11-24).
JB
Cр. брат ВЗ 1 - война
НЗ II 1 - враг -
гнев - гонение
I а - грех IV 2 г - любовь
- насилие - отмщение, месть - |