Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ОДИНОЧЕСТВО

См. катехизис. Человек.

- Исаак Сирин;

Ялом, 1969 (экзист. психотерапия). Хараш.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Созданный по образу Бога - Отца, Сына и Св. Духа - К-рый есть преизобильная плодотворность любви, ч-к должен жить в общении с Богом и с ближними и этим самым приносить плод. Итак, О. само по себе является злом, происходящим от греха; однако оно может стать источником общения и плодотворности, если оно соединено с искупительным О. Иисуса Христа.

I. ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

1. «Не хорошо человеку быть одному» (Быт 2.18). - По слову Божию О. - зло. Оно оставляет на произвол злых бедного, чужеземца, вдову и сироту (Ис 1.17,23); поэтому Бог требует брать их особо под защиту (Исх 22.21-23); их защитников Он считает Своими сыновьями и любит их больше, нежели мать (Сир 4.11); за недостатком поддержки от ч-ка Бог будет отмстителем за этих бедных {Притч 23.10 сл; Пс 145.9). О. является причиной бесплодия нек-рых женщин, подвергающихся вследствие этого поношению; до откровения о смысле девства Бог способствует снятию этого поношения посредством закона левирата (Втор 25. 5-10); иногда Он даже Сам вступается, чтобы обрадовать оставшуюся одинокой женщину (1 Цар 2.5; Пс 112.9; Ис 51.2). Испытание О-м является призывом к абсолютному доверию к Богу (Есф 4.17; LXX 4.19).

2. Бог хочет, чтобы грешник был одинок. - О. открывает также ч-ку его греховную сущность; тогда оно становится призывом к обращению. Этому учит испытание болезнью, страданием и преждевременной смертью: будучи отделен от общества людей (Иов 19.13-22), несчастный признает себя в состоянии греховности. Бог открывает также и другим путем, что Он предоставляет грешника О-ву. Он покидает грешный Израиль, как муж неверную жену (Ос 2.5; 3.3); Иеремия должен знаменовать своим безбрачием неплодность Израиля (Иер 16.2; 15.17); наконец пленение дает понять, что только Бог может избавить Сион от О., вернув матери ее детей (Ис 49.21; 54.1-3).

II. ОТ ОДИНОЧЕСТВА К ОБЩЕНИЮ

1. Одиночество Иисуса Христа. - Бог дал людям Своего Единородного Сына (Ин 3.16), чтобы они через Эммануила (= «с нами Бог», Ис 7.14) обрели вновь общение с Богом. Чтобы избавить ч-ство от О. греха, Иисус взял это О. на Себя, и в первую очередь О. грешного Израиля. Он уединился в пустыне, чтобы победить противника (Мф 4.1-11; ср 14.23), Он молился в О. (Мк 1.35,45; Лк 9.18; ср 3 Цар 19.10). Наконец в Гефсимании Он также одинок, ибо ученики Его спят и не принимают участия в Его молитве (Мк 14.32-41), и Он один встречает ужас смерти. Кажется, будто Сам Бог оставляет Его (Мф 27.46). На самом деле Он не один, и Отец всегда с Ним (Ин 8.16,29; 16.32); Он подобен пшеничному зерну, упавшему в землю, не для того, чтобы оставаться там одному, но чтобы принести плод (Ин 12.24): Он «собирает воедино рассеянных детей Божиих» (11.52) и «привлекает к Себе всех людей» (12.32). Восторжествовало общение.

2. Быть наедине с Иисусом, чтобы быть в общении со всеми. - Это собирание мессианского народа начал Сам Иисус, призвав учеников «быть с Ним» (Мк 3. 14). Он пришел, чтобы найти потерянную одинокую овцу (Лк 15.4); Он восстанавливает прерванное общение, вступая в беседу наедине со Своими учениками (Мк 4.10; 6.2), с грешницами (Ин 4.27; 8.9). Любовь, к-рой Он требует - исключительна, превыше всякой другой (Лк 14.26), подобно той, к-рую заповедал Ягве, Бог единый (Втор 6.4; Числ 9.6).

Как и ее жених и Господь, Церковь одинока в мире, к-рому она не принадлежит (Ин 17.16), и она должна бежать в пустыню (Откр 12.6); но отныне нет уже настоящего О.: Иисус через Духа Св. не оставил учеников «сиротами» (Ин 14.18); Он пребывает с ними (Мф 28.20) в ожидании дня, когда, восторжествовав над О., вызванным смертью близких, «мы будем соединены с ними... и с Господом навсегда» (1 Фес 4.17).

МР & XLD

Ср.: бесплодие - вдовы 1 - гора III 1 - печаль ВЗ 2, НЗ 3 - пустыня

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова