«Яков

Оглавление

Библия: издание подготовил Яков Кротов. 1 книга царств.

Правление Саула

Ранее

Вторая ошибка Саула: его сын Ионафан побеждает филистимлян, но отец хочет убить его, и только заступничество народа спасает Ионафан

И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; [оставшиеся люди пошли за Саулом навстречу неприятельскому ополчению, которое нападало на них, когда они шли из Галгала в Гиву Вениаминову;] а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек.

Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой [и плакали]; филистимляне же стояли станом в Михмасе. И вышли из стана филистимского три отряда для опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, другой отряд направился по дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне.

Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо филистимляне опасались, чтобы евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все израильтяне к филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны [Михмасской] не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его.

И вышел передовой отряд филистимский к переправе Михмасской.

В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге оруженосцу своему: "Ступай, перейдем к отряду филистимскому, что на той стороне".

А отцу своему не сказал об этом.

Саул же находился в окраине Гивы, под гранатовым деревом, что в Мигроне. С ним было около шестисот человек народа и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведа, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший ефод. Народ же не знал, что Ионафан пошел.

Между переходами, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Боцец, а имя другой Сене; одна скала выдавалась с севера к Михмасу, другая с юга к Гиве.

И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему:

—Ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих.

И отвечал оруженосец:

— Делай все, что на сердце у тебя; иди, вот я с тобою, куда тебе угодно.

И сказал Ионафан:

— Вот, мы перейдем к этим людям и станем на виду у них; если они так скажут нам: "остановитесь, пока мы подойдем к вам", то мы остановимся на своих местах и не взойдем к ним; а если так скажут: "поднимитесь к нам", то мы взойдем, ибо Господь предал их в руки наши; и это будет знаком для нас.

Когда оба они стали на виду у отряда филистимского, то филистимляне сказали:

— Вот, евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они.

И закричали люди, составлявшие отряд, к Ионафану и оруженосцу его, говоря:

— Взойдите к нам, и мы вам скажем нечто.

Тогда Ионафан сказал оруженосцу своему:

— Следуй за мною, ибо Господь предал их в руки Израиля.

И начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним. И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день. И произошел ужас в стане на поле и во всем народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет [и не хотели сражаться]; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа.

И увидели стражи Саула в Гиве Вениаминовой, что толпа рассеивается и бежит туда и сюда. И сказал Саул к народу, бывшему с ним:

— Пересмотрите и узнайте, кто из наших вышел.

И пересмотрели, и вот нет Ионафана и оруженосца его.

И сказал Саул Ахии:

— Принеси кивот Божи".

(Ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими).

Саул еще говорил к священнику, как смятение в стане филистимском более и более [распространялось и] увеличивалось. Тогда сказал Саул священнику:

— Сложи руки твои.

И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого обращен был против ближнего своего; смятение было очень великое. Тогда и евреи, которые вчера и третьего дня были у филистимлян и которые повсюду ходили с ними в стане, пристали к израильтянам, находившимся с Саулом и Ионафаном; и все израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, услышав, что филистимляне побежали, также пристали к своим в сражении.

И спас Господь в тот день Израиля; битва же простерлась даже до Беф-Авена. [Всех людей было с Саулом до десяти тысяч, и битва происходила по всему городу на горе Ефремовой.]

Люди израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав:

— Проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим.

И никто из народа не вкусил пищи.

И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мед. И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед. Но никто не протянул руки своей ко рту своему, ибо народ боялся заклятия.

Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмокнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

И сказал ему один из народа, говоря:

— Отец твой заклял народ, сказав: "проклят, кто сегодня вкусит пищи"; от этого народ истомился.

И сказал Ионафан:

— Смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду; если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение филистимлян?

И поражали филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью. И возвестили Саулу, говоря:

— Вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью.

И сказал Саул:

— Вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень.

Потом сказал Саул:

— Пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью.

И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего [и свою овцу] ночью, и заколали там. И устроил Саул жертвенник Господу: то был первый жертвенник, поставленный им Господу.

И сказал Саул:

— Пойдем в погоню за филистимлянами ночью и оберем их до рассвета и не оставим у них ни одного человека.

И сказали:

— Делай все, что хорошо в глазах твоих.

Священник же сказал:

— Приступим здесь к Богу.

И вопросил Саул Бога:

— Идти ли мне в погоню за филистимлянами? Предашь ли их в руки Израиля?

Но Он не отвечал ему в тот день.

Тогда сказал Саул:

— Пусть подойдут сюда все начальники народа и разведают и узнают, на ком грех ныне, ибо, -- жив Господь, спасший Израиля, -- если окажется и на Ионафане, сыне моем, то и он умрет непременно.

Но никто не отвечал ему из всего народа.

И сказал Саул всем израильтянам:

— Станьте вы по одну сторону, а я и сын мой Ионафан станем по другую сторону.

И отвечал народ Саулу:

— Делай, что хорошо в глазах твоих.

И сказал Саул:

— Господи, Боже Израилев! [отчего Ты ныне не отвечал рабу Твоему? моя ли в том вина, или сына моего Ионафана? Господи, Боже Израилев!] дай знамение. [Если же она в народе Твоем Израиле, дай ему освящение.]

И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым.

Тогда сказал Саул:

— Бросьте жребий между мною и между Ионафаном, сыном моим, [и кого объявит Господь, тот да умрет.

И сказал народ Саулу:

— Да не будет так!

Но Саул настоял. И бросили жребий между ним и Ионафаном, сыном его,] и пал жребий на Ионафана.

И сказал Саул Ионафану:

— Расскажи мне, что сделал ты?

И рассказал ему Ионафан и сказал:

— Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть.

И сказал Саул:

— Пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает; ты, Ионафан, должен сегодня умереть!

Но народ сказал Саулу:

— Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне.

И освободил народ Ионафана, и не умер он.

И возвратился Саул от преследования филистимлян; Филистимляне же пошли в свое место.

Далее

См.: Комментарии к Библии. - Вера  - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем