«Яков

Оглавление

дия", из которой можно извлечь несколько десятков "обычных" книг. Их темы: история, человек, свобода, вера. ">

Библия: издание подготовил Яков Кротов.

2 книга Царств.

2 книга Царств была написана на древнееврейском языке в VIII-VI веках до р.Х. В ней около 17 тысяч слов. В иудейской Библии она до XVI века составляла одно целое с 1 книгой Царств и называлась книгой Самуила. Разделение на две книги и перемена названия на были произведены переводчиками на греческий язык в IV веке до р.Х. В иудаизме, католичестве и протестантизме книга называется 2 книгой Самуила.

Яков Кротов

История Давида

Ранее

Давид оплакивает Саула

По смерти Саула, когда Давид возвратился от поражения амаликитян и пробыл в Секелаге два дня, вот, на третий день приходит человек из стана Саулова; одежда на нем разодрана и прах на голове его. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился [ему].

И сказал ему Давид:

— Откуда ты пришел?

И сказал тот:

— Я убежал из стана Израильского.

И сказал ему Давид:

— Что произошло? расскажи мне.

И тот сказал:

— Народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан.

И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему:

— Как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли?

И сказал отрок, рассказывавший ему:

— Я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я -- Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я [царский] венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда.

Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, [разодрали одежды свои,] и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.

И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему:

— Откуда ты?

И сказал он:

— Я -- сын пришельца амаликитянина.

Тогда Давид сказал ему:

— Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?

И призвал Давид одного из отроков и сказал ему:

— Подойди, убей его.

И тот убил его, и он умер.

И сказал к нему Давид:

— Кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня.

И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью, и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного, и сказал:

Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!
Как пали сильные!

Не рассказывайте в Гефе,
Не возвещайте на улицах Аскалона,

Чтобы не радовались дочери Филистимлян,
Чтобы не торжествовали дочери необрезанных.

Горы Гелвуйские! да [не сойдет] ни роса, ни дождь на вас,
И да не будет на вас полей с плодами,

Ибо там повержен щит сильных,
Щит Саула, как бы не был он помазан елеем.

Без крови раненых,
Без тука сильных

Лук Ионафана не возвращался назад,
И меч Саула не возвращался даром.

Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей,
Не разлучились и в смерти своей;

Быстрее орлов,
Сильнее львов они были.

Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями
И доставлял на одежды ваши золотые уборы.

Как пали сильные на брани!
Сражен Ионафан на высотах твоих.

Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня;
Любовь твоя была для меня превыше любви женской.

Как пали сильные,
Погибло оружие бранное!

Давида помазывают в цари Иудеи

После сего Давид вопросил Господа, говоря:

— Идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных?

И сказал ему Господь:

— Иди.

И сказал Давид:

— Куда идти?

И сказал Он:

— В Хеврон.

И пошел туда Давид и обе жены его, Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка. И людей, бывших с ним, привел Давид, каждого с семейством его, и поселились в городе Хевроне.

И пришли мужи Иудины и помазали там Давида на царство над домом Иудиным. И донесли Давиду, что жители Иависа Галаадского погребли Саула.

И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им:

Благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, [помазаннику Господню,]
И погребли его [и Ионафана, сына его],

И ныне да воздаст вам Господь милостью и истиною;
И я сделаю вам благодеяние за то, что вы это сделали;

Ныне да укрепятся руки ваши,
И будьте мужественны;

Ибо господин ваш Саул умер,
А меня помазал дом Иудин царем над собою.

Сын Саула Иевосфей воцаряется над Израилем, кроме Иудеи

Но Авенир, сын Ниров, начальник войска Саулова, взял Иевосфея, сына Саулова, и привел его в Маханаим, и воцарил его над Галаадом, и Ашуром, и Изреелем, и Ефремом, и Вениамином, и над всем Израилем. Сорок лет было Иевосфею, сыну Саулову, когда он воцарился над Израилем, и царствовал два года. Только дом Иудин остался с Давидом. Всего времени, в которое Давид царствовал в Хевроне над домом Иудиным, было семь лет и шесть месяцев.

Гибель Авенира, военачальника Иевосфея

И вышел Авенир, сын Ниров, и слуги Иевосфея, сына Саулова, из Маханаима в Гаваон. Вышел и Иоав, сын Саруи, со слугами Давида, и встретились у Гаваонского пруда, и засели те на одной стороне пруда, а эти на другой стороне пруда.

И сказал Авенир Иоаву:

— Пусть встанут юноши и поиграют пред нами.

И сказал Иоав:

— Пусть встанут.

И встали и пошли числом двенадцать Вениамитян со стороны Иевосфея, сына Саулова, и двенадцать из слуг Давидовых. Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок и пали вместе. И было названо это место Хелкаф-Хаццурим, что в Гаваоне.

И произошло в тот день жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражен слугами Давида. И были там три сына Саруи: Иоав, и Авесса, и Асаил. Асаил же был легок на ноги, как серна в поле. И погнался Асаил за Авениром и преследовал его, не уклоняясь ни направо, ни налево от следов Авенира.

И оглянулся Авенир назад и сказал:

— Ты ли это, Асаил?

Тот сказал:

— Я.

И сказал ему Авенир:

— Уклонись направо или налево, и выбери себе одного из отроков и возьми себе его вооружение.

Но Асаил не захотел отстать от него. И повторил Авенир еще, говоря Асаилу:

— Отстань от меня, чтоб я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицем явлюсь я к Иоаву, брату твоему? [и где это бывает? возвратись к брату твоему Иоаву.]

Но тот не захотел отстать. Тогда Авенир, поворотив копье, поразил его в живот; копье прошло насквозь его, и он упал там же и умер на месте. Все проходившие чрез то место, где пал и умер Асаил, останавливались. И преследовали Иоав и Авесса Авенира. Солнце уже зашло, когда они пришли к холму Амма, что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской. И собрались Вениамитяне вокруг Авенира и составили одно ополчение, и стали на вершине одного холма.

И воззвал Авенир к Иоаву, и сказал:

— Вечно ли будет пожирать меч? Или ты не знаешь, что последствия будут горестные? И доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих?

И сказал Иоав:

— Жив Бог! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих.

И затрубил Иоав трубою, и остановился весь народ, и не преследовали более Израильтян; сражение прекратилось. Авенир же и люди его шли равниною всю ту ночь и перешли Иордан, и прошли весь Битрон, и пришли в Маханаим. И возвратился Иоав от преследования Авенира и собрал весь народ, и недоставало из слуг Давидовых девятнадцати человек кроме Асаила. Слуги же Давидовы поразили Вениамитян и людей Авенировых; пало их триста шестьдесят человек. И взяли Асаила и похоронили его во гробе отца его, что в Вифлееме. Иоав же с людьми своими шел всю ночь и на рассвете прибыл в Хеврон.

И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал.

И родились у Давида [шесть] сыновей в Хевроне. Первенец его был Амнон от Ахиноамы Изреелитянки, а второй [сын] его -- Далуиа от Авигеи, бывшей жены Навала, Кармилитянки; третий -- Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый -- Адония, сын Аггифы; пятый -- Сафатия, сын Авиталы; шестой -- Иефераам от Эглы, жены Давидовой. Они родились у Давида в Хевроне.

Когда была распря между домом Саула и домом Давида, то Авенир поддерживал дом Саула. У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя [и вошел к ней Авенир].

И сказал [Иевосфей] Авениру:

— Зачем ты вошел к наложнице отца моего?

Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал:

— Разве я -- собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины. То и то пусть сделает Бог Авениру и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему [в сей день]: отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии.

И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.

И послал Авенир от себя послов к Давиду [в Хеврон, где он находился], сказать:

— Чья эта земля?

И еще сказать:

— Заключи союз со мною, и рука моя будет с тобою, чтобы обратить к тебе весь народ Израильский.

И сказал [Давид]:

— Хорошо, я заключу союз с тобою, только прошу тебя об одном, именно -- ты не увидишь лица моего, если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула, когда придешь увидеться со мною.

И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саулову, сказать:

— Отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний Филистимских.

И послал Иевосфей и взял ее от мужа, от Фалтия, сына Лаишева. Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее до Бахурима; но Авенир сказал ему: "ступай назад". И он возвратился.

И обратился Авенир к старейшинам Израильским, говоря:

— И вчера и третьего дня вы желали, чтобы Давид был царем над вами, теперь сделайте это, ибо Господь сказал Давиду: "рукою раба Моего Давида Я спасу народ Мой Израиля от руки Филистимлян и от руки всех врагов его".

То же говорил Авенир и Вениамитянам. И пошел Авенир в Хеврон, чтобы пересказать Давиду все, чего желали Израиль и весь дом Вениаминов. И пришел Авенир к Давиду в Хеврон и с ним двадцать человек, и сделал Давид пир для Авенира и людей, бывших с ним.

И сказал Авенир Давиду:

— Я встану и пойду и соберу к господину моему царю весь народ Израильский, и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя.

И отпустил Давид Авенира, и он ушел с миром. И вот, слуги Давидовы с Иоавом пришли из похода и принесли с собою много добычи; но Авенира уже не было с Давидом в Хевроне, ибо Давид отпустил его, и он ушел с миром.

Когда Иоав и все войско, ходившее с ним, пришли, то Иоаву рассказали: "Приходил Авенир, сын Ниров, к царю, и тот отпустил его, и он ушел с миром".

И пришел Иоав к царю и сказал:

— Что ты сделал? Вот, приходил к тебе Авенир; зачем ты отпустил его, и он ушел? Ты знаешь Авенира, сына Нирова: он приходил обмануть тебя, узнать выход твой и вход твой и разведать все, что ты делаешь.

И вышел Иоав от Давида и послал гонцов вслед за Авениром; и возвратили они его от колодезя Сира, без ведома Давида. Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоавова.

И услышал после Давид об этом и сказал:

— Невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира, сына Нирова; пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его; пусть никогда не остается дом Иоава без семеноточивого, или прокаженного, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе. Иоав же и брат его Авесса убили Авенира за то, что он умертвил брата их Асаила в сражении у Гаваона.

И сказал Давид Иоаву и всем людям, бывшим с ним:

— Раздерите одежды ваши и оденьтесь во вретища и плачьте над Авениром.

И царь Давид шел за гробом его.

Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ.

И оплакал царь Авенира, говоря:

Смертью ли подлого
Умирать Авениру?

Руки твои не были связаны,
И ноги твои не в оковах,

И ты пал,
Как падают от разбойников.

И весь народ стал еще более плакать над ним. И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря:

— То и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь.

И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу. И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова.

И сказал царь слугам своим:

— Знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!

И услышал [Иевосфей,] сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился.

Гибель Иевосфея, воцарение Давида и над Израилем

У [Иевосфея,] сына Саулова, два было предводителя войска; имя одного -- Баана и имя другого -- Рихав, сыновья Реммона Беерофянина, из потомков Вениаминовых, ибо и Беероф причислялся к Вениамину. И убежали беерофяне в Гиффаим и остались там пришельцами до сего дня.

У Ионафана, сына Саулова, был сын хромой. Пять лет было ему, когда пришло известие о Сауле и Ионафане из Изрееля, и нянька, взяв его, побежала. И когда она бежала поспешно, то он упал, и сделался хромым. Имя его Мемфивосфей.

И пошли сыны Реммона Беерофянина, Рихав и Баана, и пришли в самый жар дня к дому Иевосфея; а он спал на постели в полдень. [А привратник дома, очищавший пшеницу, задремал и уснул] и Рихав и Баана, брат его, вошли внутрь дома, как бы для того, чтобы взять пшеницы; и поразили его в живот и убежали.

Когда они вошли в дом, [Иевосфей] лежал на постели своей, в спальной комнате своей; и они поразили его, и умертвили его, и отрубили голову его, и взяли голову его с собою, и шли пустынною дорогою всю ночь; и принесли голову Иевосфея к Давиду в Хеврон и сказали царю:

— Вот голова Иевосфея, сына Саула, врага твоего, который искал души твоей; ныне Господь отмстил за господина моего царя Саулу [врагу твоему] и потомству его.

И отвечал Давид Рихаву и Баане, брату его, сыновьям Реммона Беерофянина, и сказал им:

— Жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби! если того, кто принес мне известие, сказав: "вот, умер Саул, [и Ионафан]", и кто считал себя радостным вестником, я схватил и убил его в Секелаге, вместо того, чтобы дать ему награду, то теперь, когда негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас с земли?

И приказал Давид слугам, и убили их, и отрубили им руки и ноги, и повесили их над прудом в Хевроне. А голову Иевосфея взяли и погребли во гробе Авенира, в Хевроне.

И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали:

— Вот, мы -- кости твои и плоть твоя; еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: "ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля".

И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над [всем] Израилем.

Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.

Далее

См.: Комментарии к Библии. - Вера  - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем