Кротов: 1965 год: начало спора о Папе Пие XII и евреях.
См. Холокост.
Мень о его роли в библеистике.
Cпоры о том, достаточно ли он защищал евреев от гитлеровцев. Ср. противопоставление итальянцев датчанам у Мертона.
Фридляндера монография о П., 1964. Токарева, 1999.
http://www.piusxii.ru/biblios.html
Ватикан и гитлеровская Германия. Письмо Э. Кальтенбрунера И. Риббентропу и прилагаемое к нему донесение нацистского агента о пребывании в Риме с 15 по 29 мая 1943 г. Оп.: Религии мира. История и современность. 1984. С. 190-213.
Rubenstein, Richard L. Dietrich Bonhoeffer and Pope Pius XII. // Audio recording of The Century of Genocide Selected Papers from the 30th Anniversary Conference of the Annual Scholars' Conference on the Holocaust and the Churches. Merion Station, Penn.: Merion Westfield Press International, 2005. Pp. 193-218.
The Pius War: Responses to the Critics of Pius XII.
Edited by Joseph Bottum and David G. Dalin
Lanham (MD), Lexington Books, 2010, 268 pp.
Wolf, Hubert. Pope and Devil: The Vatican's Archives and the Third Reich. Cambridge (MA), Belknap Press, 2010, 336 pp. Автор - профессор истории Церкви в Мюнхене. Показывает, что в Ватикане были и фило-семиты, но их деятельность была подавлена одновременно с борьбой с антисемитизмом. Причина своеобразного поведения Ватикана в вопросе о нацизме - рассмотрение всех вопросов в рамках традиционалистского понимания функции Церкви как института спасения.
К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.
ПИЙ XII (Эудженио Пачелли), папа Римский (1876-1958). Род. в семье адвоката. С 1904 епископ; с 1929 кардинал. При Пие XI был государств. секретарем Ватикана (с 1930). Избран папой в 1939. Понтификат П. проходил в сложный период 2-й мировой войны и послевоенных лет. В какой-то степени это определило жесткие, авторитарные принципы правления папы, получившие название "интегрализма". П. неоднократно высказывался по вопросам политики, философии, науки и культуры. Его речи и писания составили 20 томов. Несколько его энциклик имели важное значение для католич. библ. науки. Послание "О мистическом Теле Христовом" (Mystici Corporis Christi, 1943) преследовало цель согласовать католич. *экклезиологию с учением ап.Павла. П. отверг понимание Церкви только как организации или только как духовного единства ("невидимая Церковь"), подчеркнув ее богочеловеческий характер. Вышедшая в том же году энциклика "Божественное вдохновение Духа" (Divino afflante Spiritu) обозначила собой эпохальный рубеж в католич. экзегетике. Своим авторитетом П. санкционировал направление, представленное *Лагранжем. Отметив успехи *критики библейской, папа подчеркнул влияние на нее *рационализма. Он призвал церк. исследователей повысить уровень работы и привести ее в соответствие с новейшими достижениями лингвистики, *археологии, истории, но при этом указал, что толкователь обязан не покидать почвы христианского учения. "Чтобы вполне удовлетворить современным требованиям изучения Библии, — говорится в энциклике, — католический экзегет должен объяснять Свящ.Писание, доказывая и защищая его абсолютную непогрешимость... Он должен исследовать, каким образом способ выражения или литературный жанр, которым пользуется священный писатель, может привести к правильному и точному пониманию". Толкователю необходимо "мысленно вернуться к отдаленным векам Востока", ибо библ. авторы прибегали к *гиперболам, идиомам, парадоксам, смысл к-рых может объяснить лишь проникновение в мир *Древнего Востока. В частн., по словам П., *жанры литературные Кн.Бытия "не соответствуют ни одной из наших классических категорий, и их нельзя рассматривать в свете греко-латинских или новейших литературных жанров". Впрочем, хотя сказания Кн. Бытия "не содержат истории в современном смысле слова", они историчны в том смысле, что "рассказывают простым и образным языком, приспособленным к пониманию мало развитых людей, основные истины, необходимые для спасения и одновременно дают общедоступное описание начала рода человеческого и избранного народа". В изданной в 1950 энциклике "О роде человеческом" (Humani generis) П. обратился к вопросу об антропогенезе. По словам католич. богослова Р.Обера, эта энциклика — "первый официальный документ, в котором Св.Престол признал, что теория эволюции видов может быть совместима с учением католической Церкви". В энциклике было сказано: "Церковная власть не запрещает, чтобы в соответствии с современным состоянием науки и богословия учение эволюционизма стало предметом изучения и обсуждения компетентных лиц, поскольку оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, якобы происходящего из предшествующей органической материи (души же по учению католической веры создаются непосредственно Богом)". Однако П. предостерегал против излишнего доверия к гипотезам эволюционистов, косвенно намекая на воззрения *Тейара де Шардена и его последователей. В речи, произнесенной П. в Папской Академии Наук (1951) им были затронуты вопросы соотношения *науки и Библии. "Что бы ни утверждали опрометчиво в прошлом, — говорил папа, — но чем дальше идет истинная наука, тем больше она открывает Бога, словно Он ожидает ее за каждой дверью, открываемой наукой". В этой речи П. признал религиозное значение теории эволюции Вселенной.
♦ Actes de S.S. Pie XII, documents pontificaux et dicastères romaines, vol.1–20, P.,1949–1958; в рус. пер.: О Мистическом Теле Христовом, Буэнос-Айрес, 1954.
● Бреза Т., Бронзовые врата, М.,1964; Григулевич И.Р., Папство. Век ХХ, М.,19812; Дондейн А., Христианская вера и современная мысль: О философских проблемах, затронутых в энциклике Humani generis, Брюссель, 1974; Лаберенн П., Пий XII и наука, в его кн.: Происхождение миров, М.,1957; Шейнман М.М., От Пия IX до Павла VI, М.,1979; иностранную библиографию см. Leiber R., Pius XII, NCE, v.11.