Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Климент Александрийский

СТРОМАТЫ

К оглавлению

КНИГА ПЯТАЯ


Примечания

[1] Учению об истинном гносисе, кратко изложенному в четвертой книге, посвящены шестая и седьмая книги Стромат.

[2] «Отечество» предполагает наличие сына. Ср. Origenes, De principiis 1 2, 10; In Johan. Х 246, а также гностический Tractatus Tripartitus 51, 8–15 Zandee.

[3] О "гностическом каноне", правиле или традиции, которым следуют гностики и которые неведомы непосвященным, Климент говорит неоднократно. См. об этом четвертую главу книги R.С.Р.Hanson. Origen's Doctrine of Tradition (London, 1954).

[4] Cf. Io. 14: 6–7, e)pibolh\ kai\ dia/lhyi» – это эпикурейские термины.

[5] Mt.11: 15.

[6] Od. VI, 185.

[7] Rom. 1: 11–12.17.

[8] Mt. 9:22.

[9] Mt. 17: 20.

[10] Lc. 17: 5.

[11] Gen. 18: 1.

[12] Cf. Mt. 17: 20.

[13] Текст в скобках является явным повтором, поэтому может рассматриваться как ошибка переписчика.

[14] Is. 59: 8.

[15] II Tim. 2: 23.

[16] Aeschylus, Prometeus Vinctus, 44.

[17] Cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. XI, 25. 316; Х1, 59; Pyrr. Hyp. II, 97; Sirianus, Schol. in Hermog. II 42, 1 Rabe; Aulus Gell., Noctes Atticae V 10, 3; Maximus Confessor, Schol. in opera Dionysii, 11 р.215.

[18] Topica 1,11, 105 а 3-9; Xenophon, Mem. IV 4, 19-20.

[19] Cf. Dionys. Halicarn., Ant. Rom. VIII 51, 2.

[20] Eph. 2: 5.

[21] I Cor. 13: 12.

[22] Plato, Epinomis, 973 c 3–6.

[23] Exod., 33: 20.

[24] I Cor. 1: 20.

[25] Is. 29: 14.

[26] Ier. 6: 16.

[27] Согласно Плутарху (Numa, 16) Нума приказал построить храм Верности и Термину (богу границ), поскольку уважение к границам является основой мира.

[28] Этот пассаж есть изложение того, что можно найти у Филона Александрийского (De Cherubim, 4-7; cf. Philo, De Abrahamo 82, De mutatione nominum, 66) и является ярким примером александрийского экзегетического метода, развитого Филоном. Подобного рода толкования нам еще не раз встретятся в текстах Климента.

[29] Empedocles, fr. 114 DK.

[30] Heraclites, fr. 19–20 Marcovich (28 DK).

[31] Chrysippus, fr. phys. 630 Arnim; cf. Heraclitus, fr 82 Marcovich (66 DK).

[32] Cf. Origen., Contra Celsum V, 20; IV, 68.

[33] Plato, Tim. 22 с-е.

[34] Cf. Strom. I, 87. Эта идея о зависимости эллинов от «варварской философии», то есть иудейских и христианских учений, была очень популярна во времена Климента. Подробнее об этом см. четырнадцатую главу этой книги Стромат, полностью посвященную «плагиату эллинов».

[35] Cf. Gen. 6: 2; Enoch 16: 3; Tertullian., De anima 2, 3.

[36] Mt. 7: 7.

[37] Sophocles, Oedipus tyrannus, 110-111.

[38] Menander, fr. 164 Koerte.

[39] Тимон был учеником основателя скептицизма Пиррова. Приведенный Климентом отрывок (Timo Phliasius, fr. 795-96 L. Llоуd–Jones–Parsons, Suppl. Hell.) является пародией на Илиаду (V, 518; VI, 440-443).

[40] Подробнее об этих фигурах см. комментарий.

[41] Ps. 21: 27.

[42] No. 207 Preger (Inscript. Gr. Metr.).

[43] Mt. 18: 3.

[44] Plato, Crito 48 b. Cf.

[45] Plato, Phaedr. 248, 249.

[46] Symp., 206 с – 208 b.

[47] Plato, Theaet. 150 b–c.

[48] Cf. Diogenes Laertius, VIII, 76; Empedocles, fr. 17, 7 DK (31, 7 Bollack).

[49] Parmenides, fr. 4 DK.

[50] Plato, Rep. V 475 e.

[51] Возможно, здесь речь идет о Phaedr. 246 а. Однако, в этом месте Платон рассуждает о душе, а не об истине.

[52] Phaedr. 247 c 6–9.

[53] Mt. 7: 7.

[54] Cf. Mt. 11: 12.

[55] Hesiodus, Opera et Dies 287-289; cf. Euripides, fr. 432 Nauck (TGF).

[56] Этот отрывок представляет собой парафраз, приписываемый различным авторам. Cf. Poet. Lyr. Gr., 86 b (959 Page, PMG).

[57] Alcibiades I, 109 е.

[58] Mt. 25: 1–13.

[59] Plato, Rep, VI 494 а.

[60] Phaedo 69 с.

[61] Mt. 20: 1.

[62] I Cor, 8: 7.

[63] II Thess.  3: 1.2.

[64] Cleanthes, fr. 559 Arnim; fr. 4 Powell.

[65] Сf. CAF III, ii 518. Автор неизвестен. Возможно, здесь содержится указание на «открытое голосование», когда решение принимается в пользу тех, чье «мнение» звучит громче.

[66] Sir. 27: 12.

[67] Prov. 10: 14.

[68] Empedocles, fr. 4 DK (27 Bollack).

[69] Prov. 24: 5.

[70] I Cor. 9: 22.

[71] Rom. 3: 29.

[72] Plato, Phaedo, 67 b.

[73] Pindar., Isthmian 2, 5–7 (пер. М. Гаспарова).

[74] Жук-скарабей изображался на языке бога Аписа.

[75] Is. 45: 3.

[76] Lc. 12: 33.

[77] Sophocles, fr. inc. 704 Nauck, 771 Radt.

[78] Ps 77: 1.

[79] I Cor. 2: 6–8.

[80] I Сог, 2: 9–10.

[81] I Сor. 2: 14.

[82] I Cor. 3: 10.

[83] I Cor. 3: 1–3.

[84] I Cor. 3: 10.12. Rom. 1: 11.

[85] I Cor. 3: 13.

[86] Rom. 1: 11.

[87] Cf. Porphyrius, Vita Pythagorae, 42; Plutarchus, Quest. conv. VIII, 7, 727 с. Jamblichus (Protrepticus 21) дает следующий комментарий: «... то есть будь сдержан на язык перед другими, следуя богам».

[88] Ier. 8: 7.

[89] Hom. Il. IХ, 311. tru/zete – от trugw/n горлица. То есть, буквально, «докучать воркованием и нашептыванием».

[90] Имеется в виду миф о Филомеле, убийце собственных детей. Cf. Plutarchus, Quest. сопя. VIII, 727d; О мифе о цикадах см. Plato Phaedr. 259bd.

[91] Автор этого текста неизвестен. Th. Bergk (PLG III, adesp. 87, р. 1341) считает, что автором может быть Пиндар. Cf. fr. inc. 960 Page (Poet. Mel. Gr.).

[92] Aeschylus, fr. inc. 316.

[93] Eph. 4: 6.

[94] Exod. 20: 17.

[95] Cf. Plutarchus, Quest. conv. 728 с. Греческое слово tu=fo» означает одновременно чад, дым и гордость, спесь. Аналогично, a)naze/sasa pau/shtai означает «перестать кипеть, бить ключом» и «вспыхивать гневом». Это проясняет смысл изречения.

[96] Рs.4:4.

[97] Cf. Plutarchus, Quest. Conv. 728 b: «Не следует супругам оставлять неубранным ложе, как напоминание о проведенной ночи».

[98] Cf. Mt. 19: 23; Mk. 10: 23; Lk. 18: 24.

[99] Cf. Jamblichus, De vita pythagorica, 84; Prot., 21.

[100] Имеется в виду храм Изиды. Впрочем, греческие храмы Афины и Зевса также были u(paiqron – лишенными кровли, открытыми.

[101] Cf. Porphyrius, De antro nympharum, 6; Cf. Staehlin, арр. crit., ad loc.

[102] Gen. 1: 26.

[103] Вероятно, имеется в виду пифагореец Эврит, живший в четвертом веке до н.э., однако пассаж, который цитирует Климент, взят им из другого (псевдо-пифагорейского) трактата «О царстве», который принадлежит некому Экфанту (Thesleff, Introd., р. 69; 69 п.4).

[104] CAF III, р. 483, adesp. 395. Mt. 18: 3.

[105] Порфирий (Vita Pythagorae, 42) так комментирует это изречение: «...не лихоимствуй».

[106] О равенстве уделов, которые не может переступить ни человек, ни бог говорит Гомер (II. XV, 209).

[107] Euripides, Phoenissae 536-540 (пер. И. Анненского).

[108] Mt. 11: 29.

[109] Mt. 18: 3.

[110] Plato, Phaedr. 247 а. Euphorion Chalc., поэт конца третьего века до н.э., fr. 66 Powell. Cf. Strom. V 50, 3.

[111] Hom. Il. VI, 200.

[112] Mt. 7: 13 sq.

[113] Ps. 1: 1.

[114] Prodikus, fr. 2 DK = Xenophon, Memorabilia П, 1, 21-34. Имеется в виду известная история о Доблести и Пороке, препирающихся между собой из-за души Геракла.

[115] Jamblichus, De vita Pythagorica, 83: «...ибо не известно чисты ли те, кто посещает эти места».

[116] Историк эпохи эллинизма, Aristocritos. См.: fr. 4 FHG, IV 336 (fr. 6 FGrH 493).

[117] Euphorion Chalc., поэт конца третьего века до н.э., fr. 66 Powell. Cf. Strom. V 50, 3.

[118] Климент следует в этом разделе Филону Александрийскому; De vita Mosis Н, 87–88.101.102-103.104.122.124. Точную последовательность цитат и парафразов см. Индекс. Анализ этого текста см.: А. van den Hock, Clement of Alexandria and his Use of Philo, р. 116–147.

[119] Exod. 30: 1-10.

[120] Plato, Theaet. 155 e.

[121] Gal. 5: 25; II Cor. 5: 7.

[122] Phil. 2: 9.

[123] Hebr. 1: 1.

[124] Арос. 5: 6.

[125] Is. 11: 1.2.

[126] [Euripides] Peritoos, fr. 594 = Critias fr.18 DK.

[127] a)/-tla» – не страдающий.

[128] a)eroto/mo» – рубящая воздух.

[129] Is. 61: 2.

[130] Eph. 5: 23.

[131] I Cor. 11: 3; II Cor. 11: 31.

[132] Cf. Aristoteles, Ethica Nicomachea IV, 13, 1127a24.

[133] I Cor. 2: 9.

[134] Lev. 16: 23–24.

[135] Cf. Plutarch., De Is. et Os., 34.

[136] Cf. Plutarch., De Is. et Os., 32.

[137] Cf. Plato, Phaedr. 274c.

[138] Pherekydes, fr. 113 FHG, p. 98; FGrH 3 F 174.

[139] Androcydes, fr. 2 Holk (De acusm. sive symb. Pyth., р. 47).

[140] Dionysius Thrac., fr. 2 Schmidt (fr. 52 К. Linke, Die Fragmente des Grammatikers Dionysios Thrax, Berlin – New York, 1977). Cf. R. Pfeiffer, History of Classical Scholarship, р. 266 f. O вращающихся колесах см.: Heron, Pneumatica 1 32; Plutarch., Numa 14, 9, 69 f –70 а.

[141] Orpheus, fr. 227 Kern (пер. А. Лебедева).

[142] Didymus, Symposiaca, fr. 9 Schmidt (Didymi Chalcenteri Grammatici Alexandrini Fr., Leipzig, 1854).

[143] Далее Климент приводит нескольких образцов для запоминания (u(pogrammoi/), которые были в ходу в школьном образовании.

[144] Orpheus, fr. 219 Kern (Орф. фрагм. В 219 с 5 а Лебедев).

[145] Philyllios, fr. 20, CAF I, p. 787.

[146] Neanthes, fr. 27 FHG.

[147] Euphorion, fr. 3 Powell, р. 29.

[148] Cratinos, fr. 13 CAF II, р. 293.

[149] Телхины – мифические дети Океана считались первыми обитателями острова Родос. Simmias Rhod., fr. 11 Powell, р. 113.  

[150] Plh=ktron – это палочка, которой били по струнам кифары или лиры и вообще то, чем ударяют (от plh/ssw – ударять, бить).

[151] Cleanthes, fr. 502 Arnim.

[152] Staehlin su/ndesi» – связь, MS (L) su/nesi»встреча, слияние, а так же рассудок, здравый смысл.

[153] Aratus, Phaenomena, 22–24.

[154] Empedocles, fr. 38 DK (320 Bollack). 

[155] MS xqw/n.

[156] Callimachus, fr. 194, 28 Pfeiffer.

[157] Thespis, fr. 4 TGF.

[158] Cf. II Petr. 3: 10: «И придет день Господен как тать (kle/pth»)».

[159] Orpheus, fr. 33 Kern (В 22 Лебедев).

[160] Lev. 11: 7.

[161] Ваrnaba, Epistula 10, 11–12.

[162] Cf. Lev. 11: 13–16.

[163] Barnaba, Epistula 10, 4.

[164] Ps. 17: 25.26; cf. Clement Rom., Epist. Corinth. 46, 2–3.

[165] Theognidea, 35–36; Cf. Plato, Meno 95 d.

[166] Exod. 15: 1.

[167] Plato, Phaedr. 247 b; Xenophon, Memorabilia I 2, 20.

[168] Gen. 37: 22.23.

[169] Exod. 21: 33–34.

[170] Is. 1: 3.

[171] Io. 1: 27.

[172] Gaius, Institutiones II, 102 sq.

[173] Фрагмент из письма Лисия Гиппарха. См.: Thesleff, Pythagorean Texts, р. 111–114, cf. Jamblichus, De vita pythagorica 75. Zeno, fr. 43 Arnim.

[174] Jamblichus, De vita pythagorica 199.

[175] II Cor. 6, 14–15. Cf. Plato, Leg. V, 727 е.

[176] II Cor. 6, 17–18.

[177] Epicures, р. 404 Usener.

[178] Zeno, fr. 43 Arnim. Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.

[179] Cf. Origen, Contra Celsum 1 7, 60.

[180] Plato, Rep. Х, 614 b; Gorg. 524 а; Phaedo 112 а; Protag. 320 d; Tim. 25 d; Critias 108 sqq.

[181] Cf. 8 (Hyppas.) fr. 2 DK.

[182] Hom., Od. XI, 443.

[183] Тор. I 1, 100 b 19.

[184] Empedocles, fr. 3, 67 DK (14, 6–7 Bollack).

[185] =Heraclitus. Эпитет из Plato, Soph. 242 d.

[186] Heraclitus, fr. 104 Marcovich (29 DK).

[187] Demosthenes, De corona, 296, где также упоминается "предатель" Гиппарх.

[188] Эпитет из Plato, Soph. 237 а.

[189] Parmenides, fr. 1, 29–30 DK.

[190] Eph. 3: 3–5.

[191] Col. 1: 9–11; 25–27.

[192] Cf. I Cor. 3: 10.

[193] Col. 1: 28.

[194] I Cor. 8: 7.

[195] Col. 2: 2–3; 4: 2.

[196] Cоl. 4:3–4.

[197] Hebr. 5: 12 – 6: 1.

[198] Cf. Act. 13: 1.

[199] Далее идет обширная цитата из послания Варнавы (Barnaba, Epistula 6, 5–10).

[200] Exod. 33: 1–3.

[201] Cf. Is. 24: 16; cf. Sprüche Jesu, p. 94; Resch, Agraphon 84 (S. 108).

[202] Is. 45: 3.

[203] Ps. 50: 8; 18: 3; Ier. 23: 24.

[204] II Cor. 4: 4.6.

[205] Здесь имеется в виду миф о Пандоре. Cf. Hesiodus, Opera et Dies 94 sqq.

[206] Rom 15: 29.

[207] Rom. 14: 25.

[208] Plato, Epist. II, 312 d, 314 b–с.

[209] I Cor. 2: 6–7.

[210] I Cor. 3: 1–3.

[211] Ps. 33: 9.

[212] Cf. Epist. VII, 341с-d.

[213] Rep. II 378a.

[214] I Cor. 5: 7.

[215] Cf. Plato, Phaedo 65 е – 67 d.

[216] Lev. 1: 6. Cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini, 84.

[217] De sacrificiis Abelis et Caini, 95.98.100.96.

[218] Callimachos, Epigr. 46, 4 (Anth. Pal. ХП, 150, II р. 94 Pfeiffer 1950).

[219] Bacchylides, Fr. 5 Snell. См. Пидар, Вакхилид. Оды, Фрагменты. Перевод М.Л. Гаспарова (Москва, 1980). Cf. Theodoretus, Graecorum affectiorum curatio I, 78; Cyrill. Alex., Contra Julian., I.

[220] Isocrates, Panath. 30–32.

[221] Mt. 5: 6.

[222] Этот же эпитет cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. I, 288; Origen, Contra Celsum, IV, 77.

[223] Euripides, Fr. Inc. 912 TGF.

[224] В другом чтении: временности.

[225] Exod. 33: 13. Cf. Strom. II 6, 1.; Philo, De posteritate Caini, 14–16.

[226] Prov. 30: 2–3. Этот знаменитый пассаж о божественной fro/nhsi» в Септуагинте читается так: «я не имею мудрости и не знаю святых».

[227] Gen. 2: 9.

[228] Io. 1: 14.

[229] e)krema/sqh – букв. повешена.

[230] Prov. 3: 18.

[231] Deut. 30: 15-20. Этот пассаж, так же как и предыдущий, немного изменен в тексте Климента, по сравнению с канонической версией Септуагинты.

[232] Gen. 22: 3.

[233] Cf. Ерh. 1: 18.

[234] I Cor. 13: 12.

[235] Cf. Plato, Rep. VII, 532 a–b.

[236] Is. 66: 1.

[237] Is. 1: 11.

[238] Euripides, Fr. dub. 1130.

[239] Euripides, Hercules 1345–6; перевод И. Анненского.

[240] Это место неизвестно, однако приписывается Платону также и Теодоретом (Graec. affect. curatio IV, 34; VII, 48). Возможно, что оба эти автора опирались на некий неизвестный нам источник, типа антологии.

[241] Act. 17: 24.

[242] Zeno, fr. 264 Arnim. Cf. Origen., Contra Celsum I, 5.

[243] Plato, Leg. ХII, 955е–956а.

[244] Plato, Epist. VII, 341 с–d.

[245] Апокрифический Sophonias-Apokalypsis.

[246] Plato, Tim. 28 c; cf. Epist. VII, 341 с–d.

[247] Exod. 20: 21.

[248] Orpheus, fr. 245, 8–10.14–16 Kern.

[249] II Cor. 12: 2–4.

[250] Tim. 31 а. Далее сказано: «...то, что объемлет все умопостигаемые живые существа ...вернее было бы считать образом космоса».

[251] Clemens Rom., I ad Cor 20, 8. 

[252] Rom. 11: 33.

[253] Gen. 18: 6; cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini 59–62.

[254] I Cor. 2: 2.

[255] Col. 2: 2.

[256] Мt. 13: 11.

[257] Mt. 13: 35; Ps. 77: 2.

[258] Mt. 13; 33.

[259] Cf. Clemens Alexandrinus, Paed. III, 1. Plutarchus, Mor, 898 е.

[260] Solon, fr. 16 Diehl; 16 West. a)dieci/thton nooumenon – непроходимое для разума.

[261] Empedocles, fr 133 DK.

[262] Io. 1: 18.

[263] buqo – термин, введенный гностиком Валентином.

[264] Lekte/on – сказуемое, предикат.

[265] a)dieci/thton nooumenon – непроходимое для разума.

[266] Cf. Aristoteles, Analytiea Posteriora I 2, 71 b 20. Cf. Plato, Phaedr. 246 с.

[267] Act. 17: 22.

[268] Cf. Plato, Phaedr. 246 с.

[269] Meno, 100 b (пер. С. Ошерова). Именно так говорит Платон (Protagoras 345 d): ou)de» e(kw/n kako.

[270] Meno, 99 e.

[271] Tim. 40 d–e (пер. С. Аверинцева).

[272] Sophocles, Antigona 450.

[273] ta\ oi)kei/a – Tim. 40е.

[274] Iо. 8: 24.

[275] Iо. 3: 15.16.36; 5: 24.

[276] Empedocles, fr. 17, 14 DK (31, 14 Bollack).

[277] Cf. Aristoteles, Ethics Eudenia II 6; 1222 b 20.

[278] Именно так говорит Платон (Protagoras 345 d): ou)de» e(kw/n kako.

[279] Aristoteles, Ethica Nicomachea X 5, 1175 b 26: «С каждой деятельностью связано свое удовольствие, так с добропорядочной деятельностью связано доброе удовольствие, с дурной же – порочное».

[280] Iо. 10: 1-3.7.

[281] Ерh. 3: 5.

[282] Xenocrates, fr. 21 Heinze.

[283] Ei)/dwla. Democritus, А 79 DK, cf. А 116, 117. Diogenus Laertius, IX, 45; Plutarchus, Conv. VIII, 10, 2 р. 734 f - 735 b. Ср. так же: «А Демокрит, включавший в число богов то разгулявшиеся кругом образы, то ту природу, которая эти образы из себя испускает ... разве не впал в величайшую ошибку?» (Cicero, De natura deorum II 12 р. 29, пер. М.И. Рижского).

[284] Fr. 12 Marcovich (86 DK;  перевод А. Лебедева).

[285] Chrysippus, fr. phys. 1035; SVF II р. 307, 15–17.

[286] Sap. 7:24.

[287] Cf. Sir. 1: 4.

[288] Cf. Chrysippus, fr. phys. 300, 301, 311 Arnim; Plato, Tim. 48 sq. (об этом Климент говорит далее более подробно); cf.: Alkinoos, Didascalicos VII, 2– 3.

[289] Tim. 48 с.

[290] Gen. 1: 2.

[291] Eccl. 1:2. Epicurea, fr. 383 Usener.

[292] Ps. 35: 6.

[293] Rep. Х 615 е – 616 а.

[294] Ps. 103: 4.

[295] Cf. Plato, Phaedo 112 е –113 d. Последнее из названий рек означает «огненная река». «Кокит» – букв. означает «завывание». Около реки Ахеронта по Геродоту (V 92,7) совершался обряд вызывания умерших.

[296] Rep. Х 620 d–e.

[297] Tim. 26 b–с; cf. Strom. V 78, 1 sq.

[298] Cf. Chrysippus, fr. phys. 574 Arnim.

[299] Leg. Х 896 d–e.

[300] Pheadr. 240 а–b.

[301] Eph. 6: 12.

[302] Leg. Х 906 а.

[303] a)eidh; in Eusebius a)/gia. Эта невидимая земля далее противопоставляется Климентом видимой и осязяемой.

[304] Gen. 1: 1–3.

[305] Cf. Tim. 30 с–d.

[306] [Plato] Axioch. 365 е: «Мы – это душа, бессмертное существо, запертое в подверженном гибели узилище».

[307] Cf. Plato, Phaedr. 246 а–b.

[308] Cf. Philo, Quis rerum divinarum heres, 231.

[309] Deut. 13: 4.

[310] Cf. e.g. Chrysippus, fr. mor. 6 Arnim.

[311] Theaet. 176 а–b.

[312] Strom. II 100, 1.

[313] Zeno, fr. 223 Arnim.

[314] Phaedr. 255 b.

[315] Lys. 214 а–d; Leg. IV 716 с.

[316] Tim. 90d.

[317] Hebr. Euang. fr.16 Handmann.

[318] Cf. Diogenes Laertius I, 36.

[319] Deut. 30: 15.19.

[320] Deut. 30: 20.

[321] Phaedr. 279 b.

[322] Theaet. 185 е.

[323] Prot.  309 е–d.

[324] Rep. IV 444 d–e.

[325] Antipater Tarsensis, fr. 56 Arnim.

[326] Filomh/tora; cf. Strom. II 150, 1 где он же назван fila/delfon

[327] II Mac. 1: 10; 2: 23.

[328] Plato, Rep. III, 415 а; V 479 е.

[329] Pindarus, 6, 292 Snell.

[330] Plato, Theaet. 173 с – 174 а.

[331] Theaet. 151 d.

[332] Leg. XI, 917.

[333] Эта цитата из Аристобула (Staehlin, II, 392; cf. Eusebius, Ргер. Euang. XIII 12,3).

[334] Ilias, VII 99.

[335] Is. 41: 25.

[336] Callimachus, fr. 192, 1–3; 493 Pfeiffer.

[337] Opera et Dies, 60–62.

[338] Chrysippus, fr. phys. 1134 Arnim.

[339] Exod. 3: 3; cf. Origen., In Johan. XIII 124.

[340] Ilias, XIV 206. Заметим, что Тифия действительно по некоторым представлениям означала Землю (Schol. Hom.) Скорее всего название происходит от th/qh – кормилица, мать всего. 

[341] Epicharm., fr. 23 DK.

[342] Pindarus, fr. 108 b Snell-Maehler.

[343] Aratus, Phaenom., 1–15.

[344] Ilias, XVIII 483–5.

[345] muqe/etai – Diels: beredet mit sich; Democrites, fr. 30 DK.

[346] Pindarus, Nemean 6, 1–2.

[347] Fr. 57 Snell.

[348] [Plato] Epist. VI 323 d.

[349] Tim. 41 а.

[350] [Plato] Epist. II, 312 е; cf. Origen., Contra Celsum VI, 18.

[351] Неточная цитата из Rep. Х 614 b.

[352] Cf. Rep. 621 b.  

[353] Empedocles, fr. 13 DK (44 Bollack).

[354] Heraclitus fr. 30 DK (50 Marcovich); cf. Chrysippus, fr. phys. 590 Arnim.

[355] Fr. 31 DK (53 Marcovich).

[356] Chrysippus, fr. phys. 590.

[357] Rep. VII 521 c. Eph. 6: 12.

[358] Cf. Plato, Phaedo, 95; Heraclit., fr. 21DK (49 Marcovich).

[359] Ps. 3: 6.

[360] Rep. X 616 b.

[361] Opera et dies, 770.

[362] [Hesiod] fr. dub. 273 Rzach; fr. dub. 362 Merkelbach–West.

[363] Homer, fr. dub. Kinkel (EGF 1, 75), cf. Od. V 262.

[364] Callimachus, fr. dub. 145 Schneider. R. Pfeiffer этот фр. исключил.

[365] Solon, fr. 19 Diehl; cf. Strom. VI 144, 3. «Седмицы человеческой жизни» в переводе В. Латышева см. в: Античная лирика. Москва, 1968, с. 133.

[366] Sap. 2: 12. Rep. II 361е–362е.

[367] Is. 40: 18. Antisthenes, fr. 24 Mullach (FPG II, р. 277); 40 а Caizzi.

[368] Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13–14.

[369] Orac. Sybill., fr. 1, 10–13.

[370] Fr. 23; 14– 15 DK.

[371] Fr. 23 Snell.

[372] Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229–30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230.

[373] Euripides, Antiope, fr. 210.

[374] Sophocles, fr. dub. 1026.

[375] Fr. 1.

[376] Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG).

[377] Parmenides, fr. 8, 3–4 DK; Plato, Soph.. 237 а.

[378] Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West.

[379] Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.- Sophocles, fr. 1025 TGF).

[380] Euripides, fr. 941.

[381] [Euripides] Peiritoos, fr. 593 = Kritias, fr. 19 DK.

[382] Aeschylus, Heliades, fr. 70.

[383] Heraclitus, fr. 32-34 DK (84, 104, 2 Marcovich).

[384] Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристся Кротонского (Aristaios, peri\ a(rmovi/a», Stobaeus, I, р. 176–77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts.

[385] Deut. 6: 4.13.

[386] Оrас. Sybil., fr. 1, 28.

[387] Od. IX, 410-411. «Никто» – имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа.

[388] Orpheus, fr 338 Kern.

[389] Xenocrates, fr. 18 Heinze; cf. Plutarch., Mor. 1007 sq.

[390] Cf. fr. 228 Usener.

[391] Ilias XXII, 8–10.

[392] Is. 40: 18.

[393] Epichann., fr 56, 57 DK.

[394] Is. 1: 11.16.

[395] [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Is. 65: 24.

[396] Ier. 23: 23–24.

[397] Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP).

[398] Euripides, Phrixos, fr. 835.

[399] Euripides, fr. dub. 1131.

[400] Sophocles, fr. dub. 1027.

[401] Orpheus, fr. 21 а Kern.

[402] Empedocles, fr 147 DK.

[403] Is. 66: 1.

[404] Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Strom. V, 127.

[405] Is. 64: 1–2.

[406] Is. 40: 12.

[407] Orpheus, fr. 248 Kern.

[408] Amos 4: 13. Deut. 32. 39.

[409] Orpheus, fr. 246 Kern.

[410] Archilochos, fr. 94 Diehl. Текст этого фрагмента испорчен. Наряду с нашим переводом в соответствии с вариантом, который приводит Евсевий, возможно другое прочтение: «С высот своего небесного жилища ты видишь дела злобные и несправедливые».

[411] Cf. Strom. V, 124, 1.

[412] Is. 10: 14. Ier 10: 12.

[413] Phokylides, fr. 16 Diehl.

[414] Philemon, fr. 137 CAF.

[415] Sophocles, fr. dub. 1028.

[416] Orpheus, fr. 168, 6–8 Kern.

[417] Pindarus, fr. 140, 141 Snell.

[418] Pindarus, fr. 61 Snell.

[419] Is. 40: 13.

[420] Hesiodus, Melampodie, fr. 169 Rzach; fr. inc. 303 West.

[421] Solon, fr 17 Diehl.

[422] Hesiodus, Opera et Dies 176–178.

[423] Homer, Ilias VIII, 69.

[424] Menander, fr. 714 Koerte.

[425] [Aeschylus] fr. 464.

[426] Ps. 113: 7.

[427] Этот же оракул приводит Геродот, в более полной форме и в несколько другой последовательности: Herodot., VII, 140–141.

[428] Orpheus, fr. 246 Kern.

[429] [Diphilosj fr. 138 CAF.

[430] Plato, Rep. VII, 519 с–d, 521 с.

[431] Это и далее см. Rep. III 415 а-b.

[432] Rom. 3: 29.

[433] Is. 36: 7.10.

[434] Ion. 1: 6.

[435] Ion. 1: 9.14.

[436] Mal. 1: 10.14.

[437] Cf. Tim. 28 с.

[438] Plato, Rep. Х 617 е.

[439] Bacchylides, XV 50-56 Snell.

[440] Pindarus, fr. 30 Snell.

[441] Euripides, fr. inc. 913.

[442] Parmenides, fr. 10 DK.

[443] Metrodorus, fr. 37 Koerte.

[444] Cf. Plato, Phaedr. 250 b–с.

[445] Agathon, fr. inc. 11 Nauck.

[446] Эта метафора встречается у Платона Rep. V 457 b.

[447] Empedocles, fr. 132 DK.

[448] Heraclitus, fr. 7 Marcovich (35 DK).

[449] Phokylides, fr. 13 Diehl.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова