Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Козинцев

ЧЕЛОВЕК И СМЕХ

 

Козинцев А.Г. Человек и смех. Санкт-Петербург: Алетейя, 2007.

Фототипически: Опись А, №20542.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие . . . . . . . .  4      

Глава 1. Комическое, или Подражание худшим людям .

Глава 2. У истоков

Глава 3. Игра, смысл, смех  

Глава 4. Культура против природы


Заключение

Помещается любезного разрешения автора Я.Кротову  

Рецензенты:
доктор исторических наук А.К. Байбурин,
доктор филологических наук Г.Е. Крейдлин
доктор биологических и филологических наук Т.В. Черниговская

 

На первой странице обложки – кожаная маска скомороха (Новгород, XIII в.), на четвертой странице – римская бронзовая статуэтка актера в комической маске (III в. н.э.), на шмуцтитулах – офорты из цикла “Balli di sfessania” («Пляски») Ж. Калло (1622).

 

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 07-06-07013).

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга необычна, по крайней мере в нашей литературе. Необычным был и сборник, который ей предшествовал (Смех: Истоки и функции. СПб: Наука, 2002). В нем была сделана попытка взглянуть на смех с позиций нескольких наук, как естественных, так и гуманитарных. В результате стали вырисовываться первые контуры междисциплинарной науки о смехе. Возможно, чуточку опережая события, я предложил назвать ее «антропологией смеха», отметив, что она находится в начальной стадии формирования и у нас, и за рубежом. Это чистая правда, но из рядов философов тут же послышался протест: «будущая антропология смеха мыслится как сугубо естественнонаучное знание, в то время как философия смеха насчитывает уже тысячи лет». Нет, конечно же, не как сугубо естественнонаучное, но и не как сугубо гуманитарное. Всякого перекоса здесь желательно избегать, ведь в центре антропологии смеха – человек, существо одновременно биологическое и культурное. Предлагаемая книга – следующий шаг на пути к синтезу.

 

Хотя сборник был вполне междисциплинарным и баланс между биологией и культурой был, как мне казалось, худо-бедно соблюден, вводная его статья, содержащая биологические данные о смехе, настолько отпугнула некоторых философов, что они сочли, будто в сборнике «практически не был учтен богатейший опыт по теме нашей гуманитарной науки: филологии, философии, эстетики, психологии» и т.д. Что ж, моя вина! Если читатель-гуманитарий захлопывает книгу, не одолев и десяти страниц, то автор обязан извлечь из этого урок. На сей раз я пошел по более традиционному пути и сделал предметом первой главы материал из гуманитарных областей, в частности, относящийся к философии и психологии смеха, – в надежде на то, что специалистам, интересующимся истоками и, соответственно, биологическими аспектами данного феномена, хватит терпения добраться до второй главы, где и рассматриваются соответствующие факты и теории. Кстати, по сравнению со сборником естественнонаучная глава дополнилась новейшими данными, добытыми в начале нынешнего столетия, в частности, появился раздел «Смех, юмор, мозг». Третья глава посвящена игре, серьезной и несерьезной, в частности, языковой, а также знаковой, вернее, антизнаковой функции юмора (особое место тут уделено соотношению юмора и иронии и борьбе языка с самим собою). Тема четвертой главы – конфликт культуры с природой, в частности, попытки совместить смех с насилием.

Пожалуй, самое замечательное качество смеха – его несравненная способность объединять людей. Предлагаемая книга представляет собой попытку понять, почему это так. Смех сплачивает не только смеющихся, но и тех, кто его изучает, независимо от того, соглашаются они друг с другом или нет. После выхода сборника 2002 г. многие читатели из разных городов вступили со мной в переписку. Некоторые из них стали моими друзьями и, что не менее приятно, подружились между собой. Иные вели со мной яростные споры. Мы не пришли к согласию ни по одному пункту, да вряд ли и придем – но что-то заставляет нас продолжать общение. Всем этим людям я в равной степени признателен. А среди тех, кто читал рукопись на финальной стадии ее подготовки, я особенно обязан Г.Е. Крейдлину, который помог мне устранить многие противоречия и неясности и улучшить стиль (оставшиеся огрехи – целиком на моей совести).

Надеюсь, что эта книга расширит круг моих корреспондентов. Любые комментарии, в том числе и самые беспощадные (не сомневаюсь, что таковых окажется в избытке), будут приняты к сведению с благодарностью. Мой почтовый адрес – 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3, Музей антропологии и этнографии РАН; электронный адрес –agkozintsev@gmail.com (последний предпочтительнее).

Мой приятный долг – поблагодарить Российский гуманитарный научный фонд, при поддержке которого (грант № 05-01-01141) написана эта книга, и Российский фонд фундаментальных исследований, при поддержке которого (грант № 07-06-07013) она издана.

 

Александр Козинцев,

Санкт-Петербург, март 2007 г.

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова