МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
Фототипически издание 1954 г.
Оглавление.
Montaigne M. The Journal of Montaigne's Travels in Italy by Way of Switzerland and Germay in 1580 and 1581. Transl. W.G.Waters. London, 1903. 3 vols.
Опыты.
Кротов о М.:
Секс, ложь и свобода.
Педагогика как педантизм.
1581 год: Лорето: Эразм, Монтень, Россия.
Названия глав у Монтеня славятся несоответствием их содержанию, и желающие
могут обратиться к моему собственному оглавлению его
работ, которое служит мне пособием в анализе тексте.
Кирилл Чекалов. Сады осенью: "Дневник путешествия в Италию" Мишеля Монтеня.
http://www.phillwebb.net/History/MedRen/Montaigne/ Montaigne.htm
http://hum.uchicago.edu/montaigne/order.php?lang=en
Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. 166 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Книга первая
К читателю.
I. РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ.
- II. О СКОРБИ. - III. НАШИ ЧУВСТВА
УСТРЕМЛЯЮТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ НАШЕГО "Я". -
23. О привычке, а также о том, что не подобает
без достаточных оснований менять устоявшиеся законы.
24. При одних и тех же намерениях может воспоследовать
разное.
25. О педантизме.
Гл. XXVI. О воспитании детей.
Гл. XXVIII. О дружбе.
Главы 29 и до конца первой книги
Книга вторая
Книга вторая
Главы 1-9. 10-11.
Глава 12. Апология Раймунда Сабунского.
Главы 13-18. Главы 19 и до конца.
Примечания.
Книга третья
Главы 1-4; 5-7; 8-9;
10 и до конца; Примечания.
О понятии частной жизни и гражданственности у Монтеня обзор книги Гордона 1994
г.
МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ
ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) (1533–1592), французский писатель и
философ. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал
к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся
во Францию из Испании или Португалии.
В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей
по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски
и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу,
а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском
университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим
коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе,
и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след.
Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту
пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков,
но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости.
Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно
время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что
принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно,
поскольку церковное учение представляет собой единое целое.
В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное
приданое. После
смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он
поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку.
Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод
латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал
доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного
разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно:
что вера – за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова
и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда
Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через
семь лет после публикации перевода.
Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночи и
начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги
Монтеня в ту пору – послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио,
латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений.
Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война
и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали
его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах,
где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о «благородном дикаре».
Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих
ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным
вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя
три года отправился лечиться на воды – в Германию и Италию. Плодом этого путешествия
стал Путевой дневник (Journal de Voyage).
Тем временем
Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности
был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником
престола, Генрихом Наваррским. Монтень принимал принца и заслужил его расположение.
Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению
в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов.
Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном
автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт – не
потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство,
на которое он может опираться.
В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу
его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное
издание Опытов.
Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями – камни в почках, подагра,
ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря
на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения
Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер Монтень близ
Бордо 13 сентября 1592.
Опыты Монтеня – это проверки, испытания, которым он подвергает собственные
мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода
совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного
опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности
всех вещей.
Популярность
Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины.
Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился
с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью,
и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для либертинов,
и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период
спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например,
Ж.Лабрюйер. 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. – тонкость его психологических
рассуждений.
ЛИТЕРАТУРА
Богуславский В.М. Монтень и философия культуры. – В кн.: История философии
и вопросы культуры. М., 1975
|