Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джон Робинсон

БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД БОГОМ

К оглавлению

Авторские примечания

стр.    7

*См. напр.: White P.O.G. The Colenso controversy // Theology L., 1962. Vol. 65. Ost. P. 402-408.

стр.    9

*Bevan Е. Symbolism and belief. The Gifford lectures 1933—1934. L.; Glasgow, 1962. P. 30. Главы II и III — это классическое выражение концепции «всевышнего» Бога.

стр.    15

*Pike J. Three-pronged synthesis // The Christian Century. Chicago, 20.12.1960.

стр.    16

*Tillich P. The depth of existence // The Shaking of the foundations. Harmondsworth, 1962. P. 63—64.

*Bonhoeffer D. Letters and papers from prison. Ed. by Е. Bethge. London, 1956.

стр.    17

*См. сб.: Kerygma and myth: A theological debate / Ed. by Bartsch H.W. L, 1953. Vol. I, P. 1—44.

стр.    18

*Это выражение Бультман употребляет в более поздней книге, где он популярно излагает свою идею. См.: Bultmann R. Jesus Christ and mythology. L., 1960. P. 15.

*См.: Wickham E.R. Church and people in an industrial city. L., 1957. P. 232—238; Macleod G. Only one way left. L., 1956.

стр.    19

*Первую английскую попытку объяснить значение этих идей см.: Smith R. Gregor. The new man: Christianity and man's coming of age. 1956. Когда я уже написал эту книгу, в течение нескольких месяцев появились знаки быстро растущего интереса к данной теме: Jenkins D.C. Beyond religion. L., 1962; Vidler A.R. Religion /128\
and the National Church // Soundings: Essays concerning Christian understanding / Ed. by A.R. Vidler. Cambridge, 1962; Downing F.G. Man's coming of age // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1962. P. 31—42.

*См.: They became anglicans: The story of sixteen converts and why they chose the Anglican communion / Ed. by Morgan D. London, 1959.

стр.    21

*См.: Tillich P. Systematic theology. Vol. 2. Existence and the Christ. Chicago, 1959. P. 5—11.

стр.    22

*Tillich P. The courage to be. Chicago, 1952. P. 175.

стр.    23

*The observer. L., 1960. July. P. 17.

*Tillich P. Systematic theology. Chicago, 1959. Vol. 2. P. 7.

*См.: Huxley J. Religion without Revelation. London, 1927, 1957.

*The Observer. London, 1960. July 17. P. 17.

*Tillich P. Op. cit.

стр.    24

*Kerygma and myth. London, 1953. Vol. 1. P. 3.

стр.    25

*Основные дискуссии можно проследить по сборникам статей: Kerygma and myth / Ed. by Bartsch H.W. (vol. I, London, 1953; vol. 2, London, 1962). На английском языке важнейшие книги следующие: Henderson I. Myth in the New Testament (1952); Owen H.W. Revelation and existence (1957); Malevez L The Christian message and myth (1958); Miegge G. Gospel and myth (1960); Macquatrie J. The scope of demythologizing (1960); Cairns D. A Gospel without myth? (1960); Ogden S.M. Christ without myth (1962).

стр.    26

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 113.

*Я не пытаюсь дать здесь целостную картину теологии Бонхёффера; это невозможно сделать, останавливаясь, как поступаю я, лишь на финальной и высшей стадии ее развития. См.: Godsey J.D. The theology of Dietrich Bonhoeffer. L., 1960; Bethge E. The challenge of Dietrich Bonhoeffer's life and the theology // Chicago theological seminary register, Chicago, 1961. Vol. 51. P. 1—38 (это лучший краткий обзор); The Place of Bonhoeffer / Ed. by Marthy M.E. 1963.                                                       

/129\

стр.    27

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 126—127. "Huxley J.S. Religion without revelation. London, 1957. P. 58

*Ibid. P. 62. Ср. Freud S. The future of an illusion. London 1928. P. 76 f.

стр.    28

*Бонхёффер Д. Письма из тюрьмы // Символ. Брюссель, 1980. № 4. С. 123.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 136.

*Там же.

стр.    29

*См.: Tillich P. The courage to be. P. 172—176.

*Его же. Systematic theology. Vol. 1. Chicago, 1951. P. 271.

*Pittenge N. Secular study and Christian faith // Theology. L., 1962. Vol. 65. Febr. P. 457. Ср., в частности: Oman J.W. The natural and supernatural (1931) и Temple W. Nature, man and God (1934), особенно лекции 10 и 11, «Трансцендентность имманентного» и «Имманентность трансцендентного».

*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 14.

*Crombie I.M. The possibility of theological statements // Faith and logic. L, 1957. Ср.: New essays in philosophical theology. L., 1955;   MacIntyre  A.C.   The  logical   status   of  religious   belief   // Metaphysical beliefs. L., 1957.

В недавних Джиффордских лекциях Ч.А. Кампбелл опреде­ляет теизм как веру в «реальность Единого, Бесконечного и Вечного Духа, Совершенного в Могуществе, Премудрости и Благости» (Campbell C.A. On selfhood and Godhood. L.; N.Y., 1957. P. 193-194).

*Hepburn R.W. Christianity and paradox. L, 1958. P. 193f. Цит. пo: Woods G.F. The idea of Transcendent // Soundings. Cambridge, 1962. P. 45.

*Tillich P. Sistematic theology. L., 1953. Vol. 1. P. 271.

*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 24.

стр.    30 <29>

*См.: Lubac H. The drama of atheist humanism. L., 1949. Ch. I.

стр.    31

*They became anglicans. P. 168 f.

стр.    32

*Smith R. Gregor. The new man. P. 108.

стр.    34

*Tillich P. The shaking of the foundations. Harmondsworth, 1962. P. 60.

/130\

*Ibid. P. 63—64.

<стр.    35>

*Ibid. P. 65—66.

стр.    35

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.

*Tillich P. Op. cit. P. 64.

*Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Веление духа. Иерусалим, 1978. С. 210—211. Ср.: Tillich P. The protestant era, L., 1951. P. 65.

стр.    36

*Фейербах   Л.    Сущность    христианства    //    Фейербах   Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 131. *Tillich P. Systematic theology. Vol. I. P. 15.

стр.    37

*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 51.

*Kerygma and myth. Vol. I. P. 107.

*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 244.

*Macmurray J. The self as agent. L., 1957. P. 17.

*Его же. Persons in relation. L., 1961. Ch. X.

*Его же. The structure of religious experience. L, 1936. P. 30 f, 43.

стр.    38

*Ibid. P. 27-28.

*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 302; ср. С. 79: «Любовь есть сам Бог, и вне любви нет Бога».

стр.    39

*Это название книги Карла Барта и центральной по значению лекции в этой книге. Любопытно, что Фейербах тоже использует выражение «человеческое естество в Боге», но, как всегда, с некоторым вывертом (см.: Фейербах Л. Сущность христианства. С. 81).

*Бубер М. Веление Духа. Иерусалим, 1978. С. 209.

*Buber М. Between man and man. L., 1947. P. 30, 203—205.

*Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1937. С. 77.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112, 142.

*Tillich P. Systematic theology. Vol. II. P. 5.

*Wren-Lewis J. The decline of magic in art and politics // The Critical quarterly. Manchester; Spring, 1960. P. 18. Следует добавить, что в сочинениях Рен-Льюиса (например, в последую­щей разработке приведенного здесь утверждения или в статье «Modern philosophy and the doctrine of Trinity» in: The philosophical Quarterly. Oxford, 1955. Vol. V.) есть немало утверждений, которые заставляют заподозрить, что в конечном счете сам он склоняется /131\
к тезису «Любовь есть Бог». Во всяком случае, он не делает четких оговорок, которые исключали бы такое понимание.

стр.    40

*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 141.

*Tillich P. Systematic theology. Vol. II. P. 8.

стр.    41

*Horton W.M. Tillich's role in contemporary theology // The theology of Paul Tillich / Ed. by Kegley C.W. and Bretall R.W., N.Y. 1952. P. 37. В своем «Ответе толкователям и критикам», помещенном в том же томе, Тиллих описывает собственную позицию как «самотрансцендирующий или экстатический нату­рализм» (С. 341).

* Farley Е. The transcendence of God. Philadelphia, 1962. P. 77.

*Tillich P. The Protestant era. P. 92.

стр.    42

*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 52—53.

стр.    43

*Ibid. P. 53—55.

стр.    45

*Цит. по: Macleod G. Only one way left. P. 67; ср.: Мастurrау J. The clue to history. L., 1938. Ch II.

*Macmurray J. The form of the personal (Gifford lectures. 1953—1954). Vol. 1. The Self as Agent. P. 17.

*Ibid. P. 18.

*Quick O.C. Doctrines of the Creed: Their basis in Scripture and their meening today. L., 1938.

стр.    46

*They became anglicans. P. 175 f.

*Ibid. P. 176-177.                                                              

стр.    48                                                                               

*Tillich P. Systematic theology. Vol. 2. P. 165.

*They became anglicans. P. 165.                                         

стр.    49                                                                                 

*Н. Ф. Ферре ярко протестует против такого рода идей, даже оставаясь на супранатуралистических позициях. См.: Ferre' N.F. Christ and the Christian. London, 1958. Схожее мнение высказы­вает У.Н. Питтенджер в книге «Возвещая Христа сегодня»: «Если наша проповедь создает у людей впечатление, что Иисус — как бы «лазутчик» из другого мира, который не разделил реально наши условия, то мы уже не возвещаем спасение: ведь в таком случае Он, как посторонний, не был на самом деле одним из /132\
нас» (Pittendger W.N. Proclaiming Christ today. London. 1963. P. 87).

стр.    50

*«О   разнице  между  гением  и  апостолом»   (1847) — англ. перевод: Kerkegaard S.A. The present age. L., 1940. P. 146 f.

стр.    51

*Бонхёффер Д. Справедливость <Сопротивление> и покорность. С. 111.

*Там же.             

стр.    52

*Во всяком случае, нет ни одного текста, который опреде­ленно требовал бы такой интерпретации. Есть тексты, которые ври желании можно так истолковать, — это Римл. 9:5 и Евр. 1:8. Однако прочтение этих текстов в старых переводах теперь поставлено под сомнение (см., напр.: Revised Standard Version и New English Bible).

стр.    53

*Косвенно он даже отрицал, что Он Бог: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как один только Бог» (Мк. 10:18).

*Я думаю, что в оригинальном тексте Марка было нечто вроде «Ты сказал, что Я». Матфей сократил это до «Ты сказал», ответ у Марка впоследствии стал более кратким (и более ильным): «Я». См. мою книгу «Иисус и Его пришествие» Robinson J.A.T. Jesus and his coming: The emergence of a doctrine. ..., 1957. P. 43-51).

*Его подчеркивает также Д. Байи в своей книге «Бог во Христе» (см.: Baillie DM. God was in Christ. An essay on incarnation and atonement. L, 1948. P. 125—132).

стр.   54

*Tillich P. Systematic theology. Chicago, 1959. Vol. 2. P. 148.

*См., в частности, прекрасную разработку этой темы в книге: Forsyth Р.Т. The person and place of Jesus Christ: L.,  1909. P. 313-316.

*См. уничтожающую критику Д. Байи (Baillie D.M. God was in Christ. P. 94—98), а также А. Рэмзи (Ramsey AM. From Gore to Temple. L, 1960. P. 30—43).

стр.   55

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 136.

стр.    56

*Там же. С. 144

*Ин. 1:13. Альтернативное прочтение этого стиха («Который... родился») менее убедительно. Однако см. Barret C.K. The Gospel according to St John. (London, 1955. P. 137—138): «Нет оснований считать, что этот стих прямо говорит о рождении Иисуса; но /133\
возможно, что Иоанн здесь намекает на рождение Иисуса и утверждает, что рождение христиан, проистекающее лишь из Божьей воли, следует образцу рождения Самого Христа».

*Ин. 1:14. Я уверен, что апостол Иоанн именно об этом говорит в словах σaρξεγενετο, а вовсе не о том, что подразуме­вается более поздним термином «инкарнация» (воплощение), будто нечто извне пришло и внедрилось в «плоть». Пролог Евангелия от Иоанна, если читать его без супранатуралистических очков, столь же мало нуждается в «демифологизации», сколь и прочие части Нового Завета.

стр.    58

*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 161 f.

*Althaus P. Die letzten Dinge. 1933. S. 183.

стр.    60

*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 163—164.

*См. замечательную проповедь Тиллиха на тему этого стиха, которая дала название другому сборнику его работ: Tillich P. The New Being. L, 1956. P. 15—2477.

*Дж. Рейн-Льюис цит. по кн. They became anglicans. P. 175 f.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 158.

*Там же. С. 137 (перевод несколько изменен.— Перев.)

стр.    61

*Там же. Там же. С. 111.

стр.    62

*В этом пункте мысль Бонхёффера нельзя понять без учета его предыдущих работ, особенно «Жизни сообща» (англ. изд.— Bonhoeffer D. Life together. London, 1954). Впрочем, ответа на этот вопрос нет в сочинениях его раннего периода, посвященных благочестию. Скорее, как Мартин Э. Марти сказал в своем введении к статье Р.Х. Фуллера (Fuller R.H. Liturgy and devotion // The place of Bonhoeffer / Ed. by Marty M.E. London, 1963. P. 167—196), эти две стадии надо рассматривать в полярной и диалектической взаимосвязи: «Церковь вдыхает и выдыхает».

*Ср. нижеследующую цитату из одного приходского журнала, выходящего в моем диоцезе: «Христиане сегодня удаляются от мира, посещая службу Святого Причастия. Так повелел нам наш Господь. В течение 1961 года причастие принималось 12 526 раз, что более чем на 500 раз превышает показатели прошлого года».

стр.    63

*Пожалуй, здесь важно отметить, что в дискуссиях за и против «религии» очень много зависит просто от определений. Вообще-то я готов согласиться с Тиллихом, который говорит: «Религия — это не особая функция духовной жизни человека, но измерение /134\
глубины во всех ее функциях». Он полагает, что «более узкий и привычный смысл этого слова» получился в результате отчуждения, порожденного в нас грехом (см.: Tillich P. Theology of culture. N.Y. 1956. P. 5—6; ср.: Tillich P. The protestant era, P. 65 f.). Но здесь я беру слово «религия» в общеупотребительном смысле, чтобы критика Бонхёффера была более понятна.

стр.    64

*Я умышленно не вхожу в детали этого вопроса, потому что уже писал об этом пространно в моей книге «Liturgy coming to life» (L., 1960).

стр.    65

* James Е. The roots of the liturgy // Prism Pamphlet. London, 1962. № 1. P. 5.

*Wren-Lewis J. On not going to church // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1962. Febr. P. 28.

стр.    69

*Macleod G. Only one way left. P.  151—152.

*Ibid. P. 152.

*Ibid. P. 153.

стр.    70

*Ibid. P. 153f.

стр.    71

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 134. Название книги Дж. Оулдена: Oldham J.H. The real life is meeting. London, 1942.

*Они недавно переизданы М. Манктелоу под новым названием: Forbes Robinson: Disciple of love / Ed. by Manktelow М. London, 1961.

стр.    72

*См.: Bonhoeffer D. Life together. P. 87—89.

стр.    73

*Macleod G. Only one way left. P. 160.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.

*Там же. С. 137.

*Vidler A.R. Essays in liberality. L., 1957. Ch. V.

*Warren M.AC. CMS Newsletter. No 252. Sept. 1962.

стр.    74

*Macleod G. Only one way left. P. 161.

*Между прочим, это отнюдь не библейское выражение. В Новом Завете выражения такого типа означают всю новую жизнь в Духе, а отнюдь не ее «религиозный сектор».

/135\

стр.    75

*Это выражение, пожалуй, не совсем удачно, потому что оно подразумевает также эмоциональную и моральную зрелость, чего не имел в виду Бонхёффер (уж во всяком случае применительно к своим тюремщикам!). «Если хотят говорить о Боге не как религиозные люди, — писал он, — то нужно говорить о Нём так, чтобы тем самым обезбоженность мира не прикрывалась, а, напротив, вскрывалась и чтобы благодаря этому мир внезапно предстал в новом освещении. Совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего, но именно поэтому, наверное, ближе к Богу» (Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 138). Для образованного меньшинства «совершеннолетие» действительно предполагает интеллектуальную зрелость, однако для большинства это просто психологическая стадия развития, на которой религия и ее попытки держать человека в путах отвергаются как нечто детское. Но «совершеннолетие» не становится от того менее реальным.

стр.    76

*They became anglicans. P. 170 f.

стр.    77

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 126 (курсив мой. — Дж. Р.).

стр.    78

*См.: The Critical quarterly. Manchester, 1960. Spring. P. 7—23.

стр.    80

*См.: Dodd C.H. Gospel and law. Cambridge, 1951.

стр.    82

*Tillich P. The protestant era. P. 53.

стр.    83

*Ibid. P. 173.

стр.    84

*Ibidem.

*Fletcher J.F. The new look in Christian ethics // Harvard divinity bulletin. Cambridge; Mass., 1959. Oct. P. 10.

*Ibid. P. 17.

стр.    85

*Ibid. P. 15.

*Ibid. P. 16.

стр.   86

*Ibid. P. 15.

/136\

*См.: Macmurray J. Reason and emotion. L.,   1935;  Williams H.A. Theology and self-awareness // Soundings. P. 81 f.

*Fletcher J.F. The new look in Christian ethics. P. 10.

стр.    87

*Tillich P. Systematic theology. Vol. I. P. 169.

*Lawrence D.H. The plumed serpent. London, 1926. P. 70.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.

*Уравновешенную  христианскую  оценку  понимания  Бога  у Лоуренса см.: Jarett-Kerr М. D.H. Laurence and   human existence. P. 129—157.

стр.    88

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111.

стр.    90

*Godsey J.D. The theology of Dietrich Bonhoeffer. London, 1960. P. 17 f.

стр.   91

*См. с. 16.

стр.    92

*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 239.

*Braithwaite R.B. An empiricist's view the nature of religions belief. Cambridge, 1955. P. 18.

стр.    93

*Камю А. Избранное. М., 1969. С. 131.

стр.    95

*См. с. 9—10.

<стр.    96>

*Montefiore   H.    Towards   christology   today // Soundings. Cambridge, 1962. P. 161 f.

стр.    97

*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 241.

*Nichols David. Your God is too big // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1961. P. 2 (курсив мой. — Дж. Р).

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111. Ранее, своей  «Этике»,  он  сказал  следующие  поразительные  слова: Церковь — это не что иное, как часть человечества, в которой действительно  воплотился   Христос.   Церковь — это   человек   во Христе, воплотившийся, осужденный и воскресший к новой жизни» (Bonhoeffer D. Ethics. London, 1955. P. 21).

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111.

*Там же. С. 145.

/137\

стр.    98

*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 253.

*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111, 140; а также более ранние работы: «Цена ученичества» и «Жизнь сообща».

*Ellul J.   The  presence of  the  Kingdom.   London,   1951.  P. 145—150. Раскрытие этой концепции см.: Ayres P. O. The ministry of the laity: A Biblical exposition. Philadelphia, 1962.

*Ellul J. The presence of the Kingdom. P. 148.

*Smith R. Gregor. The new man. P. 104—105.

стр.    99

*Congar Y. Lay people in the church. L., 1959. P. 17—21.

*Ср.: Jenkins D. Beyond religion. P. 22.

*Smith R. Gregor. The new man. P. 69—70. Ср.: Pittenger N. Secular study and Christian faith // Theology. London, 1962. Vol. 65. P. 45-51.

*Ср. интересную серию аналитических исследований американского «религиозного истэблишмента»: Will Herberg. Protestant-catholic-jew (1955); Martin Е. Marty. The new shape of american religion (1959); Gibson Winter. The suburban captivity of the churches (1961) и (мне кажется, самое интересное) Peter L. Berger. The noise of solemn assemblies: Christian commitment and the religious establishment in America. Garden City, 1961. Последняя работа исходит из интересного, но опасного предположения: «Вовлеченность в сферу организованной религии — это христиан­ское призвание» (Р. 174).

<стр.    100>

*Spengler О. The decline of the West. London, 1928. Vol. 2. P. 310—315.

стр.    100

*Jenkins D. Beyond religion. P. 100—101.

*См. увлекательный и пугающий доклад, посвященный социальным перспективам автоматизации: Michael D.N. Cybernation: The silent conquest. Santa Barbara; Calif. 1962.

*Smith R. Gregor. The new man. P. 98—99.

*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 255-263.

стр.    101

*Butterfield H. Christianity and history. London, 1949. P. 146. *Prism (An Anglican monthly). 1962. September. P. 2 f.


стр.    102

*Цит. по: James Eric. A life of Bishop John A.T. Robinson: Scholar, pastor, prophet. London, 1987. P. 5.

*В университетских колледжах Кембриджа и Оксфорда декан (Dean) — это настоятель капеллы, отвечающий за духовную /138\
жизнь.   Административное   же   руководство   осуществляет   глава корпорации (Master).

стр.    103

*Robinson J.A.T. In the end, God...: A study of the Christian doctrine of the Last Things. Allenson, 1950. P. 1.

стр.    104

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robincon. P. 50.

стр.    105

*Большой Лондон разделен на две церковные епархии: Саутуоркский диоцез к югу от Темзы, собственно Лондонский — к северу от нее. Обе епархии принадлежат к числу крупнейших в Кентерберийской провинции.

*Викарный епископ (Suffragan Bishop) — помощник епархиального епископа в управлении епархией, действующий в качестве его заместителя.

стр.    106

*См.: Soundings / Ed. by Vidler A. London, 1962. P. 6. Ha этот сборник статей десяти англиканских теологов Робинсон часто ссылается в книге «Быть честным перед Богом».

стр.    107

*The trial of Lady Chatterley: Regina V. Penguin Books Limited / Ed. by Rolph C.H. Harmondsworth, 1961. P. 70—72.

стр.    108

*Robinson J.A.T. Why I gave evidence // Observer. London, 1960. November, 13 th.

стр.    109

*Ferris P. The Church of England. Harmondsworth, 1964. P. 10.

стр.    110

*Robinson J.A.T. Why I wrote it // Sunday mirror. London, 1963. April 7 th.

стр.    111

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 121.

*Ibid. P. 123.

*Ibid. P. 122—123.

стр.    112

*Packer J.I. Keep yourselves from idols. Цит. по: Hylson-Smith K. Evangelicals in the Church of England, 1737—1984. Edinburgh, 1989. P. 303.

/139\

<стр.    113>

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson, p. 124.

стр.    114

*Rodzyanko V. «Honest to God» under the Fathers' judgement // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 94. Berlin, 1966. S. 578—587.

*Василий [Кривошеин], архиепископ Брюссельский. Четвер­тый международный съезд патрологов в Оксфорде (сентябрь 1963 г.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 2. С. 64.

стр.    115

*James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 150—151.

*См. с. 103 настоящего издания.

стр.    116

*James E. A. Op. cit. P. 168.

стр.    117

*3десь можно привести один пример. Робинсон высоко оценил фильм М. Формана «Полет над кукушкиным гнездом» и видел в нём секулярное изображение Страстей: свободный человек осво­бождает других ценой того, что Система его распинает» (Прим. перев.).

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 197-198.

стр.    118

*Там же. Р. 207.

*См. рецензию католического богослова: Буйе Л. «Землетря­сение» в области новозаветной критики // Символ. Paris, 1981. № 6. С. 83—90.

стр.    119 <120>

*Те Deum — хвалебная песнь Амвросия Медиоланского. Употребляется и в православном богослужении (Тебе, Бога, хвалим...).

стр.    120

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 238-239.

* Robinson J.A.T. On being a radical // The Listener. London, 1963. Feb. 21th.

*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 304.

*Ibid. P. 304.

стр.    121

*Ibid. P. 316.

*Ibid. P. 136.

/140\
>
 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова