НИКОЛАЙ ЛОССКИЙ
Его
Лосский Н.О. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б.Зайцева и Вл.Ильина) // Путь.— 1926.— № 2 (январь).
Видения святых и мистиков / Путь.— 1934.— № 43 (апрель — июнь).— С. 17—34.
Вл.Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь. - №2. - Январь 1926 г. С. 13-25.
Интуитивная философия Бергсона. 3 изд., П., 1922. 113 с.
История русской философии.
Магия и христианский культ / Путь.—1932.— № 36 (декабрь).— С. 3— 16.
«Мифическое» и современное научное мышление / Путь.— 1928.— № 14 (декабрь).— С. 31—55.
О творении мира Богом / Путь.— 1937.— № 54 (август — декабрь).— С. 3—22.
Преемники Вл. Соловьева // Путь. - №3. - Март-апрель 1926 г. С. 14-28.
Свобода и хозяйственная демократия. 1932.
Техническая культура и христианский идеал // Путь - №9. - 1928.
Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля / Путь.— 1939.— № 60 (май — сентябрь).— С. 37—56.
Учение о перевоплощении.
Критика его: Бердяев, 1911;
Лосский сам о себе, 1952.
Лосский Н. Б. ВЫШЕСЛАВЦЕВ. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона н благодати. Т. 1. YMCA-Press, Париж, 1932 (273 стр.).
См. Философия.
Лосский Николай Онуфриевич [24.11(6.12).1870, Кресловка, около Витебска, - 24.1.1965,
Сен-Женевьев-де-Буа], русский философ- идеалист, представитель интуитивизма и
персонализма. Приват-доцент (с 1900) и профессор (с 1916) Петербургского университета.
В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Профессор философии, в Русской
духовной академии в Нью-Йорке (1947-50). "История русской философии",
1951, русский перевод 1954.
Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903: ; Основные вопросы гносеологии. Сборник статей,
П., 1919; ; Обоснование интуитивизма,
3 изд., Берлин, 1924; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931:
Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная
и мистическая интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание,
Нью-Йорк, 1953; Personalistischer Idealismus, "Kant-Studien", 1959-60,
Bd 51, H. 4.
Лит.: Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М. - Л., 1963; История
философии в СССР, т. 4, М., 1971.
Творения:
Логика. - Берлин, 1923 (Немецкий перевод - 1927).
Основы интуиции. - Берлин, 1927.
Материя и жизнь. - Берлин, 1927. 124 с.
Свобода воли. - Париж, 1926. 182 с. (Английский перевод - 1932. 150 p.).
Мир как органическое целое. - Париж, 1924 (Английский перевод - Oxford, 1928).
L'intuition, la matlere et la vie. - Paris, 1928.
Типы мировоззрений. - Париж, 1931. 184 c.
Ценность и бытие. - Париж, 1931. 136 c. (Английский перевод - 1935).
Диалектический материализм. - Париж, 1934. 66 с.
Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - Париж, 1938. 226 с.
(Другие издания - М.: Республика, 1995. -400 с.; -М.: Терра, 1999. -399 с.).
Les conditions de la morale absolue. - Neuchatel, 1945 (Английский перевод
- 1941; русский перевод - 1949. 382 с.).
History of Russian Philosophy. - London, 1952. 416 p.
Характер русского народа. - Франкфурт: Посев, 1957. (2-е издание, репринт (в
2 частях) - М.: Ключ, 1990).
Достоевский и его христианское мировоззрение. - Нью-Йорк, 1954. 406 с.
Популярное введение в философию. - Франкфурт, 1957. 220 с.
Учение отца Сергия Булгакова о всеединстве. - South Canaan (Penn.), б./д. 20
с.
Воспоминания. - Мюнхен, 1968.
Мир как осуществление красоты. -М.: Прогресс-Традиция, 1998. -413 с.
Бог и мировое зло: [Достоевский и его миропонимание. Ценность и бытие. Бог
и мировое зло]. -М.: Терра, 1999. -431 с.
Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.
Статьи см.: Спекторский Е., Давац В. Материалы для библиографии русских научных
трудов за рубежом. - Белград: Т. I. 1931; Т. II.
1941 (2-ое издание - 1972 г.).
Фотографии см.:
Носик Б. М. На пороге XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 273.
Составлено по источникам:
Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по
богословию, религиозной философии, церковной
истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston:
G. K. Hall & Co., 1973.
Носик Б. М. На пороге XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 273-277.
Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского института в Париже: 1925-1950.
- Париж, 1950. С. 24.
Лосский Николай Онуфриевич. Воспоминания. Журнальная публ.: Вопросы
философии, 1991, №№10-11. Книжная: Wilhelm Fink Verlag, Munchen, 1968.
Отрывок из его
воспоминаний о конфликте вокруг С.Булгакова.
№11, с. 189 - примечания Б.Н.Лосского о возвращении Н.О. к Церкви
- из всей семьи до революции не ходил в храм лишь Н.О. Весной 1917
г., однако, уже помогал сыну в гимназии вести апологетические беседы
о бытии Божием, летом того же года перекрестился на молебне, что
сын воспринял "как явление еще совсем непривычное". Говеть после
30-летнего перерыва начала на страстной 1918 г. В 1919 г. "убедил
брата Владимира, переживавшего кризис
неверия, не отвращаться от исповеди и причастия (что в следующие
годы было бы совсем излишним).
Об отъезде: на пароходе Preussen на рассвете 16.11.1922. Провожало
Лосских 6-7 человек близких. Много народу из эмигрировавших гимназисток
встречало три дня спустя в Берлине на Stettiner Bahnhof.
№11 с 186. На два-три дня приехал в СПб. до отплытия парохода Бердяев
с тещей, женой, ее сестрой. "В это время не было еще холодно в квартире.
Поэтому мы могли устроить ночлег Николая Александровича на диване
в моем кабинете, рядом со спальнею, в которой помещались прежде
моя жена и я. В этой спальне в это еще не холодное время года ночевала
M-lle Sophieю Оказалось, что ночью во сне Бердяев испытывает какие-то
тяжелые кошмары, кричит и борется, по-видимому, с какою-то злою
силою. M-lle Ыщзршу была так этим напугана, что перешла ночевать
в другую комнату.
Наконец, наступил и наш через ехать за границу. Вечером 15 ноября
мы сели на пристани за Николаевским мостом на немецкий пароход,
который должен был на следующее утро в 7 часов отплыть в Штетин.
Уезжала в Германию вся наша семья - Мария Николаевна Стоюнина, моя
жена и трое наших сыновей. ... В числе провожающих нас, имевших
мужество прийти на пристань, был профессор Н.И.Кареев. Последнее
впечатление от любимого мною Петербурга была картина красивого силуэта
Исаакиевского собора и зданий набережной на фоне неба. На пароходе
ехал с нами сначала отряд чекистов. Поэтому мы были осторожны и
не выражали своих чувств и мыслей. Только после Кронштадта пароход
остановился, чекисты сели в лодку и уехали".
В Берлине через два дня получил письмо от Струве с приглашением в Прагу. С.
187. "Я пошел к Н.А.Бердяеву и С.Л.Франку посоветоваться
с ними, как поступить. Они сказали, что не собираются воспользоваться приглашением
поселиться в Чехословакии. Они решили остаться в таком большом мировом центре,
как Берлин, основать журнал и заниматься литературной деятельностью. И мне они
предложили присоединиться к ним. Сознавая, что я - не литератор, что я разрабатываю,
главным образом, специальные философские проблемы и пишу медленно, я не решился
последовать их примеру". Приехал в Прагу 13.12.1922.
Николай Онуфриевич Лосский родился 18 декабря 1870 года в деревне Креславка (ныне
Краслава, Латвия) Витебской губернии.
После скоропостижной смерти отца в 1881 году Николая отправили на учебу в витебскую
гимназию, где он познакомился с сочинениями Д. Писарева, Н. Добролюбова и Н. Михайловского.
Под влиянием революционных идей Лосский стал материалистом, социалистом и атеистом.
В 1887 году он был исключен из гимназии "за пропаганду социализма и атеизма"
без права поступления в другие учебные заведения.
Решив продолжить учебу за рубежом, Лосский с помощью контрабандистов пересек
границу, приехал в Цюрих. Здесь в среде русских эмигрантов он познакомился с работами
Фогта, Плеханова, Лассаля, Герцена; участвовал в демонстрации в честь приезда
Либкнехта. Разочаровавшись в революционном движении, Лосский переехал в Берн и
поступил на философский факультет университета.
Затем, Лосский отправился в Алжир, где собирался поступить в университет. В
Алжире его обманным путем завербовали в Иностранный легион. И только симулировав
сумасшествие, ему удалось вернуться к гражданской жизни.
Летом 1889 года, проделав значительную часть пути пешком, Лосский возвращается
на родину.
В 1894 году он поступил на первый курс историко- филологического факультета,
слушает лекции главы русского неокантианства А. И. Введенского, благодаря которому
гносеология надолго оказалась в центре интересов молодого философа.
После окончания естественнонаучного отделения в 1896 году Лосский стал вольнослушателем
историко-философского факультета. Путь Лосского в философию был непрост, однако
уже к окончанию университетского курса им были продуманы контуры будущей философской
системы, разработка которой стала важнейшим делом всей его жизни.
В 1898 году Лосский защитил дипломную работу. В 1900 году он становится приват-доцентом
кафедры философии Петербургского университета. В 1903 году уехал в Геттинген,
где проходил практику по экспериментальной психологии у Г. Мюллера. Там же в семье
Лосских родился первый сын, Владимир, будущий известный православный богослов
(второй сын - Борис, впоследствии историк искусства и известный деятель культуры
во Франции, третий - Андрей, историк, работал в США).
Возвратившись в Петербург, Лосский защитил магистерскую диссертацию "Основные
учения психологии с точки зрения волюнтаризма", в которой попытался соединить
волюнтаризм в психологии с интуитивизмом в гносеологии.
В 1905 году Лосский вступил в только что образованную кадетскую партию, принадлежал
к ее левому крылу. В 1905 году выходит первая большая работа Лосского "Обоснование
интуитивизма", принесшая ему академическую славу. В это же время в журнале
"Вопросы философии и психологии" была напечатана его докторская диссертация
"Обоснование мистического эмпиризма", которую в 1907 году он защитил
в Московском университете.
В 1908-1909 годах Лосский преподавал в Петербургском университете, Женском
педагогическом институте, на Бестужевских Высших женских курсах и в других учебных
заведениях.
Лосский начал занятия метафизикой и приступил к подготовке книги "Мир
как органическое целое" (1917). Как мыслитель систематического склада он
с самого начала имел в виду, что его гносеология должна получить онтологическое
(метафизическое) обоснование. В своих поисках Лосский обращается к истории философии.
Он читает "Историю метафизики" Э. Гартмана, прорабатывает сочинения
Фихте, Гегеля, Шеллинга, открывает для себя Плотина как "первоклассного гения"
философской мысли.
Свою метафизическую систему Лосский называл идеал- реализмом, полагая, что
всякое реальное бытие существует на основе бытия идеального. Обе революции философ
воспринял отрицательно, считая, что революция есть величайшее бедствие для народа,
однако весной 1917 года участвовал в популяризации идей кадетской партии, из которой
вышел лишь после ее официального запрета в ноябре того же года.
В трудные послереволюционные годы Лосский продолжал работать в Петроградском
университете в должности профессора (с 1916), читая лекции по логике и гносеологии.
С 1920 года Лосский читал лекции в Народном университете. Осенью того же года
Лосский вместе с И. Лапшиным и большинством сотрудников кафедры философии за защиту
догмата троичности Лосского были уволены из Петербургского университета. Сильное
нервное расстройство, последовавшее за отставкой, послужило причиной тяжелой желчно-каменной
болезни. По совету врачей Лосский намеревался отправиться в Карлсбад и уже через
президента Чехословакии Т. Масарика добился получения визы, однако оказался в
Чехословакии совсем по другой причине. В ноябре 1922 года его вместе с группой
известных ученых и общественных деятелей выдворили за пределы Советской России.
По совету П. Струве Лосский решил обосноваться в Праге, где продолжил преподавательскую
и научную работу. Он читал лекции в Русском университете, организовал лекторат
в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Париж, Лондон, Белград, посетил США,
Швейцарию.
До 1930 года Лосский получал профессорскую стипендию из фонда "Русской
акции", а также единовременные пособия из канцелярии президента. Экономический
кризис 1929 года, рост антиславянских настроений в Праге, наконец, оккупация Чехословакии
в 1939 году делали жизнь философа еще более тяжелой: он лишился преподавательской
работы и в конце 1941 года принял предложение занять место в Братиславском университете.
В эмигрантский период Лосский продолжал развивать свою философскую систему. Главную
задачу он видел в переходе от теоретической философии к практической. Мировоззрение
Лосского наложило существенный отпечаток на его послевоенные сочинения, В работе
"История русской философии" (1951) он особенно подчеркивает реализм
и интуитивизм русских философов, утверждает обязательность и прогрессивность христианских
принципов в философии.
В книге "Характер русского народа" (1957) выделяет определяющие черты
русского характера.
На первое место Лосский ставит религиозность русских. Могучая сила воли, страстность
отличают русских.
Преобладающая черта русского характера - доброта. Но в то же время в русской
жизни немало жестокости. Ошибочно, однако, представление, будто русское самодержавие
было деспотично. Революционеры пролили больше крови, чем царские чиновники. В
1907 году террористы убили более двух с половиной тысяч представителей власти,
а наибольшее количество казней за год (1908 год) - 782.
Беда русских - недостаток средней области культуры. Они - максималисты: "все
или ничего". С одной стороны - вершины святости, с другой - сатанинское зло.
С 1947 по 1950 год Лосский преподавал философию и историю русской философии
в Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке, удостоился почетного членства
в "Международном обществе Марка Твена".
В 1952 году он получил американское гражданство. Переехав вместе с сыном в
Лос-Анджелес, продолжал писать статьи и готовить к изданию последние книги. После
скоропостижной кончины сына Владимира в 1958 году состояние его здоровья резко
ухудшилось.
С 1960 года Лосский находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа.
После перенесенной в 1961 году операции физические и духовные силы стали постепенно
покидать его, и последние годы он провел в терпеливом ожидании смерти. Умер Лосский
в Париже, в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де- Буа рядом
с сыном Владимиром.
Основные произведения Лосского переведены на европейские языки. Двухтомный
немецкий философский лексикон Цигенфуса посвятил ему большую статью.
|