АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич
Единый поток жизни: к проблеме единства христиан. Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. 319 с.
О жизни преизбыточествующей. Тут и автобиографическая заметка, и библиография.
Арсеньев Н. Современные течения в католичестве и протестантизме в Германии // Путь.—1925.— № 1 (сентябрь).—С. 161—168.— В разделе «Из западной духовной жизни».
Арсеньев Н. О духе нашего времени (По поводу последних статей Н. А. Бердяева) // Путь. - №6. - Январь 1927. С. 102-104.
Арсеньев Н.С. Об избыточествующей жизни // Путь. - №3. - Март-апрель 1926 г.
Арсеньев Н. О современном положении христианства / Путь.— 1927.— № 7 (апрель).— С. 99—106.
Мемуары переизданы в Москве в 2013 г.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1980), рус. правосл. духовный
писатель, историк религии и культуры. Род. в Стокгольме, в семье
рус. дипломата. В 1910 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та.
В 1910-12 учился в Германии. С 1915 преподавал в Моск. ун-те историю
религии и культуры. С 1920 работал в Кенигсбергском ун-те, где получил
степень доктора философии. В 1929-38 вел курс Нового Завета и истории
религий в Варшавском ун-те. После 2-й Мировой войны читал лекции
в различных зап. учеб. заведениях. С 1948 проф. Св.Владимирской
Православной ДС (Нью-Йорк), где преподавал историю рус. культуры.
Как активный участник экуменич. движения, А. был приглашен в качестве
наблюдателя на II *Ватиканский Собор.
Большинство трудов А. посвящено истории мистич. движений в язычестве,
ВЗ и христианстве. В своей гл. книге «Жажда подлинного бытия» (Берлин,
1922), он показал путь духовных поисков в дохрист. мире.
Говоря о месте Библии в религ. истории, А. пишет: «В религиозном
опыте Ветхого Завета есть нечто уникальное, не имеющее параллелей:
это делает его, несмотря на многие точки соприкосновения с окружающими
цивилизациями, резко отличным от всех религий Древнего мира. Даже
с точки зрения сравнительно-исторической поражает эта постоянная
и непрерывная традиция в его монотеистической вере, возносящейся
все выше и выше в религиозном опыте духовных вождей Израиля, вождей,
которые часто были гонимы в своем отечестве, но чья проповедь, переданная
в записях, стала Священным Писанием, святым сокровищем иудейского
народа. Неуклонная монотеистическая линия была не в жизни широких
кругов народа, который в эпоху царей часто сочетал завет с Ягве
с поклонением языческим богам, но в личностях выдающихся пророков,
чья вера и религиозный опыт в конце концов возобладали и стали решающими
в линии монотеистического опыта (который по многим причинам можно
назвать восходящей линией), поражающего нас как чудо, совершенно
необъяснимое в плане историко-эволюционных гипотез». Специально
библ. теме посвящена небольшая книга А. «Религиозный опыт ап.Павла»
(Варшава, 1935). По определению А., «решающим моментом и основой
всего религиозного опыта ап.Павла является его встреча с Господом
своим... Павел ощутил этот факт... во всей его непосредственности,
во всем его решающем радикальном творчески-перерождающем значении,
и притом с совершенно исключительной конкретностью, концентрацией
и силой».
- Преображение мира и жизни, Нью-Йорк, 1959: О жизни преизбыточествующей,
Брюссель, 1966 (там же приведена биография А. и библиогр. его трудов
до 1966). Ряд этюдов по библ. вопросам помещен А. в его книгах:
«Единый поток жизни», Брюссель, 1973, «О превозмогающем богатстве»
Божием и о Свящ. Писании», [Нью-Йорк, 1974].
|