АНТОНИЙ БЛУМ
Его:
книга о молитве, 1970. Второй том "Трудов", 2007; О духовничестве, 1987,
1998; воспоминания; воспоминания о себе 2002 г.
врачебная этика, 1974 и 1994;
смерть;
Издано в большом сборнике "Человек перед Богом". Москва: Паломник,
2000:
вера в человека; вера
и наука; Бог и творение;
Атеизм; спасение
всех; созерцание и деятельность;
созерцание как молитва; о
восточной медитации;
встреча с Богом, миром, человеком;
самопознание; смирение;
совесть (как говеть Великим постом);
Дух Святой и духовная жизнь;
память смертная в духовной жизни;
покаяние; воспитание
сердца; говение;
"Отче наш"; cомнения;
молитва;
брак, монашество, Церковь; Церковь;
материальный мир и человек;
говение и старость; пост;
отношение к смерти близких, любовь;
отношение к смерти. Община.
http://www.metropolit-anthony.orc.ru
Интервью: Христианство - единственная последовательная форма материализма.
О насилии. 1986.
Аудио: http://www.predanie.ru/mp3/Mitropolit_Antonij_Surozhskij/#10_07
Попытка снять с поста экзарха, 1964, мемуар Кривошеина;
его критикуют за предательство и трусость Кривошеин и др, 1971; февраль 1974 - в связи со снятием с поста экзарха письмо ему Кривошеина.
заступается за Солженицына, 1974; его критикует
за трусость Солженицын, 1998;
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
http://www.practica.ru/Ma/index.htm
4 августа 2003 г. в Лондоне на 90-м году жизни скончался митрополит Антоний (Блум). Создатель русских православных
приходов в Англии скончался от рака около четырех часов по Гринвичу (в семь вечера по московскому времени).
Митрополит Антоний Блум долгие годы славился в России прежде всего как изумительный проповедник. Обычно устная,
импровизированная проповедь многое теряет на письме, но слова владыки Антония сохраняли обаяние искренности
и свежести. Он мог промолчать, но не мог сказать неискреннего или механического слова. Для множества людей эти
проповеди стали опорой в духовной жизни, чему свидетельством их многочисленные издания в России 1990-х годов.
С 1948 года Блум жил в Англии, он пользовался симпатией и поддержкой англикан, с которыми его роднила, помимо
прочего, готовность идти на сдержанные компромиссы с государственной властью, но не идти ни на какие компромиссы
с католичеством. Только если британцы заключили компромисс с некогда сверженной ими монархией, Блум, хотя и
открытый монархист, пошёл на компромисс с советской властью, проявляя лояльность Московской Патриархии. Не беспредельную,
но - лояльность, особенно в сравнении с поведением митр. Иоанна Шаховского или Василия Кривошеина. Талант, однако,
несравненно больший талантов Шаховского и Кривошеина, лояльность не испортила. Увы, бесконечно больше людей
испортились в убеждённости, что лояльность и талант связаны.
Блум создал сеть общин, где национальное оказалось не на первом месте, где русские уживаются с англичанами,
хотя с православными греками в Англии ужиться оказалось труднее. По мере возрастания в Православии, многие русские
начинали относиться к митрополиту Антонию свысока: для одних он оказывался недостаточным энтузиастом Иисусовой
молитвы, для других – недостаточным борцом с инославием, для третьих – чрезмерно демократичным епископом, рядом
с которым не очень красиво выходило быть христианином всеведущим, властным, лжесмиренным деспотом. Христианин,
который считал недостойным верить в вечность адских мук - для других, во всяком случае.
Кто еще из епископов мог пошутить о себе, что впору уже издавать том проповедей под названием "Собака
лает - ветер носит"? Жил хирург, партизан, проповедник, руководитель. Умер раковый больной в одиночестве
клиники. Это для неверующих - умер, а для видящих - родился к настоящей, полноценной жизни мальчик, встретивший
в четырнадцать лет Христа и не предавший ни Его, ни своих четырнадцати лет.
|