CЕРГИЙ СТРАГОРОДСКИЙ
Его книга о спасении, 1898.
И Распутин, Амальрик.
Оценка его поведения в 1917 г., Бабкин.
Его декларация 1927; См. библиографию.
Указ против С.Булгакова 5.9.1935; Об отношении Церкви Христовой
к отделившимся от нее обществам. О почитании Богоматери, 1932. Значение апостольского преемства в инославии, 1935.
Об открытии мощей Серафима Саровского, 1903;
- об инославных;
Послание 1931 г. против Папы
и крестового похода молитв о верующих в СССР.
Переписка с Федченковым по имяславию, 1937.
о нем мемуар Георгиевского;
митр. Елевферий Богоявленский; Подобедова о встрече с ним в 1934.
Послание 22 июня 1941 г. Послание 22 ноября 1941 румынским солдатам.
публикация протоколов его переговоров с Сталиным, 1943;
Стенограммы его встречи со Сталиным: сентябрь
1943; октябрь 1943.
О полемике вокруг него Фирсов, 2001.
Бычков апология компромисса С., 2006.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
СЕРГИЙ (Иван Николаевич Старогородский), Патриарх Московский
и всея Руси (1867-1944), рус. правосл. церк. деятель и богосл. Род.
в г.Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб.ДА
(1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился
на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в теч.
9 мес. вел курс Свящ.Писания НЗ в СПб.ДА, а затем был направлен
архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 С. защитил магистерскую
диссертацию «Правосл. учение о спасении» (Cepr.Пoc., 1895), к-рая
сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 С. стал
инспектором, а через год ректором СПб.ДА. В 1901 был хиротонисан
во еп. Ямбургского. К зтому периоду относится его участие в Петербургских
религ.-филос. собраниях, организованных *Мережковским. В 1905 С.
назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 – член Свят.Синода).
В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном
Соборе Русской Правосл. Церкви. С 1927 С. как Заместитель Патриаршего
местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между
Церковью и сов. правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус.
Правосл. Церковь как Патриарший Местоблюститель. Во время 2-й мировой
войны С. вдохновлял патриотическую деятельность своей паствы. В
1943 на Соборе еписпокоп С. был избран Патриархом Московским и всея
Руси.
Магистерская работа С. внесла огромный
вклад в понимание библ. *сотериологии. *Схоластическое
богословие, оказавшее влияние и на правосл. мысль, опираясь на нек-рые
выражения Евангелия и ап.Павла, создало теорию «сатисфакции», к-рая
носила юридический характер. Эта теория рассматривала тайну спасения
формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение
гнева Божья через искупительную смерть Христа и добрые дела, заслуги
верующих). С. подчеркнул, что методологической ошибкой теории было
вырывание отд. образов и слов из контекста библ. и церк. учения.
Понять это учение правильно нельзя, «если мы будем пользоваться
Свящ.Писанием или Преданием только как сборником бессвязных изречений,
а не как единым словом Божьим, не как выражением цельного мировоззрения.
Все эти юридические следы необходимо сопоставить с длинным рядом
идей, к-рые тоже были постоянно на устах священных писателей и оо.
Церкви и к-рые тем не менее прямо отрицают юридическое жизнепонимание»
(с.71).
Собрав воедино свидетельства Библии и *святоотеч. Предания, С.
показал, что в них господствует учение о спасающей любви Божьей,
приобщении к высшей жизни через веру во Христа, приобщении, к-рое
дается не только в *посмертном бытии, но и в этой жизни (с.115).
*Социоморфные выражения Библии в свете целостного восприятия библ.
и святоотеч. богословия не могут быть аргументом в пользу юридической
теории. Их следует рассматривать как условный язык, приспособленный
к уровню определенного круга читателей.
«Попытки обосновать добродетель на побуждениях, чуждых чистой нравственности,
на выгоде или пользе, имеют в Свящ.Писании и Предании происхождение
совершенно случайное, обусловленное степенью развития читателей
и слушателей, а совсем не существом того учения, к-рое там проповедуется»
(c.95).
В период, когда С. был ректором и проф. Петербургской ДА, он много
занимался библ. текстологией. Известно, что и позднее в течение
мн. лет он ежедневно изучал евр. и греч. текст Писания. Он был убежденным
сторонником теории, согласно к-рой *Септуагинта отразила древние
варианты чтения, многие из к-рых были утрачены в *масоретских рукописях
(впоследствии дискуссия о соотношении Септуагинты и масоретского
текста была разрешена благодаря открытию нескольких *рукописных
традиций в *Кумранских текстах Библии). Ряд толкований ВЗ С. поместил
в неофициальном богосл. журнале.
Хотя впоследствии в своих работах С. уже меньше обращался к библ.
проблематике, все его дальнейшие труды были проникнуты Духом Писания.
До конца дней «библейский час» входил в постоянный распорядок его
чтения. Одна из поздних его работ была посвящена тайне Воскресения
Христова («Воскресение Христово в отличие от Воскресения Лазаря»,
ЖМП, 1933, № 16-17; переп.: ЖМП, 1973, № 10).
В этой статье он указал, что
в *иконописи Лазарь обычно изображается выходящим
из гроба; икон же, где был бы изображен сам момент Воскресения Христова,
нет. Отличие обьясняется тем, что по природе своей эти события не
были тождественными. Лазарь вернулся к временной жизни; между тем
пасхальная тайна знаменовала полное преображение человеческого естества
Христова.
Вопрос о личном спасении, М., 1895;
Вечная жизнь как высшее благо, М., 1895; Происхождение пастырского спужения
и его сущность, БВ, 1900, № 8; Закон Божий, написанный в естестве человека,
СПб., 1904.
l Архиеп.(ныне митр.) В л а д и м и р (Сабодан), Актовая речь в
МДА (о жизни и трудах С.), ЖМП, 1973, № 11; архиеп.(впосл. митр.)
Г у р и й (Егоров), Литературные труды Патриарха Сергия, ЖМП, 1954,
№ 5,7; Патриарх Сергий и его духовное наследство, М., 1947; архим.Ф
е о г н о с т, Памяти выдающегося рус. богослова-экзегета, ЖМП,
1960, № 10.
|