АЛЕКСАНДР ИВАНОВ
сын Андрея Иванова
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
Ср. Библия в живописи.
Дм. Чижевский. Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь.— 1930.— № 24 (октябрь).— С. 41—57.
Виноградов И. Явление картины — Гоголь и Александр Иванов // Наше Наследие. № 54. 2000.
ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58), рус. живописец. Род. в Петербурге,
в семье художника. Учился в Академии художеств, куда поступил в
одиннадцатилетнем возрасте. В 1830 получил от Общества поощрения
художеств средства для путешествия за границу. Посетив Дрезден,
И. поселился в Риме, где долгие годы работал над картиной «Явление
Мессии». Выставлена она была в Петербурге в 1858, незадолго до смерти
художника.
И. всю жизнь размышлял о судьбах человечества в связи с Писанием;
даже его дневник получил название «Мысли при чтении Библии». Первые
же крупные полотна художника были посвящены библ. истории Иосифа,
однако трактовал их И. еще в академич. манере, с ориентацией на
античные образцы («Иосиф, толкующий сны», «Братья находят чашу в
мешке Вениамина», эскиз «Иосиф и жена Пентефрия»). Аналогичный характер
имела и завоевавшая большой успех картина «Явление Христа Марии
Магдалине».
Над «Явлением Мессии» И. трудился более 20-ти лет. В этой картине
художник хотел изобразить поворотный пункт истории и реакцию различных
людей на приход Избавителя. И. поставил себе задачу создать историч.
полотно, подчеркнув в нем «время и место действия» (этнические типы,
костюмы). Это было новаторским шагом в истории живописных интерпретаций
Библии, к-рый был отмечен Н.В.Гоголем в его статье об И. К работе
было сделано множество эскизов, представляющих самостоятельную художеств.
ценность. Но окончат. вариант картины оказался слабее эскизов. Биографы
И. усматривают здесь результат духовного кризиса, пережитого художником
после прочтения книги *Штрауса «Жизнь Иисуса». И. лично посетил
нем. критика и не без его влияния задумал создать цикл библ. картин.
Они должны были быть расположены в специальном здании так, чтобы
стала наглядной связь между ВЗ и НЗ. Работе предшествовала серия
набросков на темы кн. Бытия и кн. Иова, в к-рых *антропоморфизмы
Писания трактовались с непосредств. буквальностью. Задуманный план
осуществлен не был, но И. успел завершить ок. 200 эскизов ко всей
Библии. В них еще больше, чем в картине «Явление Мессии», проявилось
стремление И. связать библ. события с их историч. контекстом. Художник
тщательно изучал и копировал произведения древневост. искусства.
Они учтены и в композициях эскизов, и в их специфически вост. колорите
(образы ангелов навеяны ассир. и иранскими рельефами, пластика фигур
несет на себе печать егип. живописи и скульптуры). Эскизы привлекли
внимание ученых и были изданы нем. Археологич. обществом (Берлин,
1879-87). Тем не менее И. не ограничился этим историч. аспектом:
его эскизы насыщены психологич. драматизмом, динамикой борьбы добра
и зла, проникнуты ощущением значительности изображаемых событий.
Фигуры и сцены, несмотря на сравнительно небольшие размеры эскизов,
подчеркнуто монументальны, напоминая библ. фрески *Микеланджело.
Следует отметить, что в этой серии, как и в трудах *рационалистич.
критиков, земное, человеческое содержание Библии стоит в центре.
Даже моменты *теофаний переданы с нарочитым «реалистическим мифологизмом»
и тем самым изображены как проекции земного мира.
l А.А.И. Его жизнь и переписка, СПб., 1880; А л л е н о в М.М.,
А.А.И., М., 1980; А л п а т о в М.В., А.А.И., М., 1956, т.1-2; А н д р е е в а
А., Эскизы А.А.И. из библ. истории, «Мир искусства», 1901, № 10; Г о г о л ь Н.В.,
Историч. живописец И., в кн.: Полное собр. соч. Н.В.Гоголя, М., 1952, т.8; Д м
и т р и е в а Н.А., Библ. эскизы А.И., «Искусство», 1956, № 5; З у м м е р В.М.,
Система библ. композиций А.А.И., К., 1915; е г о ж е, Эсхатология А.И., «Ученые
записки науч.-исслед. каф. истории европ. культуры», Харьков, 1929, вып.3 (в кн.
опубликованы «Мысли при чтении Библии» И.); е г о ж е, Свободомыслие художника
А.И., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, М., 1956, сб.4; Р а к о в а М.М.,
А.А.И., М., 1960.
Боткин М.П. Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка.
СПб., 1880.
См. заметку Кротова. |