ПРОКЛЯТИЕ
См. катехизис.
Новый Завет.
- против П., Златоуст, 386; в НЗ, Гарланд, 1993.
радиопередача, 1999;
Алмазов А. Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьего в Греческой церкви. Одесса, 1912. 84 с.
Христос - проклятье, Гал. 3, 13.
Древнеевр. язык богат словами, означающими П.; он выражает бурные реакции
страстных темпераментов: проклинают в гневе (з'м), чтобы унизить
('рр) из презрения (клл), из ненависти (кбб), при
клятве ('лх). В греч. переводе Библии LXX употребляются преимущественно
слова с корнем ара, означающим молитву, пожелание, заклятие и ассоциирующимся
с идеей обращения к высшей силе против того, что проклинается.
П. приводит в действие некие глубинные силы, превосходящие ч-ка; сквозь
силу произнесенного слова, к-рое как будто автоматически вызывает гибельные
последствия, П. напоминает о страшной силе зла и греха, о неумолимой логике, ведущей от зла к несчастью.
Формула П. в своей полной форме содержит два, тесно связанные между собой
положения, т.е. причину (или условие) и вытекающее из нее следствие: «так
как ты это сделал (или: если ты это сделаешь), такое-то несчастье постигнет
тебя.»
Нельзя проклинать легкомысленно без опасности навлечь на самого себя
то П., к-рое призывается (ср Пс 108.17). Чтобы проклясть кого-либо, надо
обладать известным правом на самое его существо: либо основанным на власти
законной или отцовской, либо порожденным бедственным положением или необходимостью
сопротивления против угнетения (Пс 136.8 сл; ср Иов 31.20,38 сл; Иак 5.4),
либо, наконец, правом Самого Бога.
I. ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ: ПРОКЛЯТИЕ МИРА
П. существует уже от первых времен (Быт 3.14, 17), но еще раньше его
возникло и всегда ему противостоит благословение (1.22,28). П. есть как
бы отрицательное эхо благословения в абсолютном смысле, т.е. созидающего
Слова Божия. Когда Слово, К-рое есть свет, истина и жизнь, достигает до
Князя тьмы, отца лжи и смерти, благословение, к-рое оно приносит, наталкивается
на губительный отказ Сатаны и обертывается при этом своей противоположностью,
т.е. П-м. Грех есть зло, к-рое Слово не создает, но вскрывает и как бы
доводит до конца несчастье, порожденное им: П. есть уже Суд.
Бог благословляет, ибо Он Бог живый, источник жизни (Иер
2,13). Искуситель, восстающий против Него (Быт 3.4 сл) и вовлекающий ч-ка
в свой грех, вовлекает его и в свое П.: вместо Присутствия Божия наступает изгнание вдали от Бога
(Быт 3. 23 сл) и от Его славы (Рим 3.23), вместо жизни -
смерть (Быт 3.19). Однако только главный виновник, диавол
(Прем 2.24), проклят навеки (Быт 3. 14 сл). Женщина продолжает рождать,
земля производить, изначальное благословение на всякое плодоношение не
уничтожено, но П., как тень, распространяет на него страдание, неблагодарный и тяжкий труд, предсмертное
борение (3.16-20). Жизнь, однако, сохраняет перевес, предзнаменование конечного
поражения проклятого (3.15).
От Адама до Авраама П. распространяется все дальше: ч-к сам становится
причиной смерти (Быт 4.11; о связи «проклятие-кровь» ср. 4.23 сл; 9.4 слл;
Мф 27.25); развращение приводит к гибели (Быт 6. 5-12) в потопе, когда вода
- первичная жизнь - становится бездной смерти. Однако, в кульминационный
момент действия П. Бог посылает Свое утешение в лице Ноя, начатка нового
ч-ства, к-рому обещано навсегда благословение (8.17-23; 9.1-17; 1 Петр
3.20).
II. ПРАОТЦЫ: ПРОКЛЯТИЕ НА ВРАГОВ ИЗРАИЛЯ
В то время как П. разрушает Вавилон и рассеивает объединившихся против Бога людей (Быт
11.7), Бог воздвигает Авраама, чтобы вокруг него и его потомства собрать все народы
для благословения или П. (12.1 слл). Благословение избавляет избранный
род от двойного П.: неплодного чрева (15.5 сл; 30.1 сл) и враждебной земли (27.27 сл; 49.11 сл, 22-26);
П. же, к-рое навлекают на себя противники избранного племени, отбрасывает
их далеко «от тука земли... и от росы небесной свыше» (27,39); П. становится
отвержением, отстранением от единственного благословения. «Проклят да будет
проклинающий тебя!». Фараон (Исх 12. 29-32) и позже Валак (Числ 24.9) испытывают
это на себе. В довершение своего посрамления Фараон вынужден умолять сынов
Израиля призвать на него благословение их Бога (Исх 12.32).
III. ЗАКОН: ПРОКЛЯТИЕ НА ВИНОВНЫЙ ИЗРАИЛЬ
Чем дальше проявляется благословение, тем больше сказывается и П.
1. 3акон постепенно раскрывает грех как таковой (Рим 7.7-13),
возвещая, наряду с требованиями и запретами, роковые последствия их нарушения.
От Свода Завета до величественных богослужебных уставов Второзакония угрозы
П. становятся с каждым разом все точнее, а размах их все трагичнее (Исх
23.21; Ис Нов 24.20; Втор 28; ср Лев 26.14-39). Благословение есть тайна
Избрания, П. - тайна отвержения:
недостойные избранные кажутся отвергнутыми от избрания (1 Цар 15.23; 4
Цар 17. 17-23; 21.10-15), к-рое, однако, продолжает относиться и к ним
(Ам 3.2).
2. Пророки, свидетели ожесточения Израиля (Ис 6. 9 сл; Ам 6.1...;
Авв 2.6-20), его ослепления перед надвигающимися бедствиями (Ам 9.10; Ис
28.15; Мих 3.11; ср Мф 3.8 слл), вынуждены возвещать «о насилии, о разорении»
(Иер 20.8), непрестанно прибегать к языку П-тий (Ам 2.1-16; Ос 4.6; Ис9.7-10.4;
Иер 23.13 слл; Иез 11.1-12,13-21), видя при этом, что П. поразит весь Израиль
и не пощадит ничего и никого: ни священников (Ис 28.7-13), ни лжепророков
(Иез 13), ни неверных пастырей (Иез 34.1-10), ни страну (Мих 1.8-16), ни
Город (Ис 29.1-10), ни Храм (Иер 7.1-15), ни дворец (22.5), ни царей (25.18).
Тем не менее П. никогда не является полным. Иногда без видимой причины
и без ощутимого перехода, в некоем порыве любви (благоутробие) за угрозой
следует обетование о спасении (Ос 2.8, 11,16; Ис 6.13), чаще же всего в
самой глубине П. расцветает благословение (Ис 1.25 сл; 28.16 сл; Иез 34.1-16;
32.2-12,13-38).
IV. ПРАВЕДНИКИ, ПРИЗЫВАЮЩИЕ ПРОКЛЯТИЕ
Бывает, что вопль о П. раздается из уст тех представителей Остатка, через к-рых Бог передает дальше благословение
Авраама; так обстоит дело, напр., с Иеремией (Иер 11.20; 12.3; 20.12) или
псалмопевцами (Пс 5.11; 34.4 слл; 82.10-19; 108.6-20; 136.7 слл). В этих
призывах к отмщению, к-рое нас шокирует (как будто мы сами умеем прощать!),
содержится, несомненно, известная доля личной или национальной уязвленности.
Но будучи очищены, они могут быть перенесены в НЗ, ибо выражают не только
муку ч-ства, подпавшего под П. греха, но и призыв к Божией правде, в к-рую
с необходимостью входит уничтожение греха. Может ли Бог отвергнуть вопли
об отмщении, исходящие из уст угнетенного, к-рый в то же время исповедует
свой собственный грех (Вар 3.8; Дан 9.11,15)? Отрок даже отказывается от
того права на отмщение, к-рое Он имеет как невинно страдающий. Он предает
себя П-ю за наши грехи и страдает «не отверзая уст своих» (Ис 53.7). Его
предстательство будет для грешников залогом спасения в ожидании, когда
придет конец греха; и тогда «проклятия не будет больше» (Зах 14.11).
V. ИИСУС ХРИСТОС - ПОБЕДИТЕЛЬ ПРОКЛЯТИЯ
«Нет ныне никакого осуждения тем, к-рые во Христе Иисусе» (Рим 8.1),
нет и П. Сделавшись за нас «грехом» (2 Кор 5.21) и «проклятием», отожествив
Себя с грехом и с проклятием, навлеченным грехом, Христос «искупил нас
от проклятия Закона» (Гал 3.13) и привел к обладанию благословением и Духом
Божиим. Т. обр. Слово может начать новые времена, в к-рых, по словам Иисуса,
нет больше П. в собственном смысле слова (хατάρα),
но только констатирование некоего бедственного состояния (ούαί),
сочетающегося с блаженством (Лк 6.20-26); оно не отвергает, но привлекает
(Ин 12.32), не рассеивает, но объединяет (Еф 2.16). Оно освобождает ч-ка
от проклятой цепи: Сатаны - Греха - Гнева - Смерти - и дает ему возможность
любить. Отец, все простивший в Сыне Своем, может научить Своих детей, как
побеждать П. прощением (Рим 12.14; 1 Кор 13.5) и любовью (Мф 5.44; Кол
3.13); хр-нин уже не может проклинать (1 Петр 3.9) - здесь нечто обратное
ВЗ-ому «проклят да будет проклинающий тебя!» - он должен, по примеру Господа,
«благословлять проклинающих» его (Лк 6.28).
Побежденное Христом П. тем не менее остается реальностью, но эта реальность
уже не является непреложной участью, какой она была бы без пришествия Христа,
хотя и остается участью возможной. Предельное проявление благословения
даже и на своей вершине несет ожесточение П-я, от начала следует за ним.
«Так как немного ему остается времени» (Откр 12.12), П. разражается со
всей своей силою в тот именно час, когда совершается спасение (8.13). Этим
и объясняется, почему НЗ содержит еще немало формул П.; Откр. Ин. возглашает
одновременно: «ничего уже не будет проклятого» (22.3) и произносит окончательное
П.: «Вне... всякий любящий неправду и делающий ее» (22.15), т.е. Дракон
(12), Зверь и лжепророк (13), народы Гога и Магога (20.7), блудница (17),
Вавилон (18), Смерть и Ад (20.14), тьма (22.5), мир (Ин 16.33) и Власти мира
сего (1 Кор 2.6). Это полное П., это безвозвратное «вне» произносится Иисусом
Христом. Ужасающим делает его то, что у Христа оно - и не страстная мстительность,
и не рассудочное требование «око за око». Оно чище и ужаснее: оно оставляет
при сделанном ими самими выборе тех, кто сам себя исключил из любви.
Иисус не пришел проклинать и осуждать (Ин 3. 17; 12.47); напротив, Он
принес благословение. Никогда за всю Свою жизнь Он не проклял никого; правда,
Он нередко вынужден был прибегать к грозным предостережениям пресыщенным
благами мира сего (Лк 6.24 слл), не уверовавшим Галилейским городам (Мф
11.21), книжникам и фарисеям (Мф 23.13-31), « роду этому», в к-ром сосредоточились
все грехи Израиля (23.33-36), «ч-ку тому, через к-рого Сын Ч-ский предается»
(26.24), - но всегда это была речь предупреждения и скорбные пророчества,
а не взрывы гнева. Слово П. в подлинном смысле появляется на устах Сына
Ч-ского лишь при Его втором пришествии: «Идите от Меня, проклятые» (Мф
25.41). И тут еще Он предупреждает нас, что даже в этот час Он не изменяет
Своего принципа: «Если кто услышит Мои слова и не сохранит, Я не сужу его
... Слово, к-рое Я изрек, оно будет судить его в последний день» (Ин 12.47
сл).
JCo & JG
Ср.: ад ВЗ II, НЗ I - анафема НЗ - благословение - богатство III 1 - богохульство - болезнь
ВЗ I 3 - гнев Б НЗ I 2, III 1 - добро и зло II 2 - звери и Зверь 2
- земля ВЗ I 3 - сбор
винограда 1 - страдание О, ВЗ II, НЗ I 2
|