ОБЕТОВАНИЕ
См. катехизис.
I. ОБЕТОВАНИЯ И ВЕРА
Обещать - одно из ключевых слов языка любви. Слово «обетовать» (обещать)
значит одновременно и возвещать и гарантировать какой-либо дар, обязываться
словом, заявлять свою уверенность в будущем и в самом себе; вместе с тем
оно также значит вызывать сердечное согласие и призывать к жертвенности
веры того, к кому обещание обращено. Тем, как Он дает Свои О. и присущей
Ему уверенностью в том, что они никогда не будут нарушены, Бог открывает
Свое исключительное величие: «Бог не ч-к, чтобы Ему лгать, и не сын ч-ский,
чтобы Ему изменяться» (Числ 23.19). Для Него обещать - значит уже дать,
но этим даром является прежде всего вера, открытая к принятию дара; обещать
- значит также - силой той же благодати - соделать получающего способным
к благодарению (ср Рим 4.20) и к познанию, через дар сердца
Дарующего.
В Израиле О. суть ключи к домостроительству спасения, к-рое есть исполнение
пророчеств и клятв Божиих (Быт 22.16-18; Пс 109.4; Лк 1.73). Силою этих
клятв дары Божий становятся непреложными (Рим 11.29; Евр 6.13 слл). Неверность
Израиля бывала причиной ограничений этих О., но они всегда оставались действительными,
благодаря некоему Остатку и таинственному Сыну Человеческому (Дан 7.13 слл).
Иудейство подчеркивает, с одной стороны, доверие к О., с другой - рассматривает
их как вознаграждения: нужно, повинуясь заповедям (3 Езд 7.1, 19 слл),
заслужить обещанное наследие. Хр-ство же видит в О. единственно изволение
Божие, дар, обещанный всем верующим. Однако в ту же эпоху кумранская община
полагает, что О. есть привилегия, действительная только для членов, соблюдающих
ее правила.
Вот почему Павел, стремясь показать, что хр-ская жизнь основана на вере,
находит в О., данном Аврааму и исполненном в Иисусе Христе (Гол 3. 16-28),
сущность Писаний и замысла Божия. Поэтому же посл, к Евр., ставящее себе
целью показать в ВЗ определенную историю веры, тем самым указывает в нем
на историю О. (Евр 11.9,13,17, 33,39). Поэтому, еще до высказываний Павла,
проповедь Петра в день Пятидесятницы, еще очень архаичная по тону, с безошибочной
проницательностью определяет дарование Духа и возникновение Церкви как
«обетование» (Деян 2.39) и исполнение пророчеств (2.16). Для Иудеев Писания
- в первую очередь 3акон, воля Божия, к-рую надлежит соблюдать во что бы
то ни стало; для хр-н они становятся прежде всего книгой О.; Израильтяне
были носителями О. (ср Рим 9.4), хр-не же их унаследовали (Гал 3.29).
Откр. об этой истине передается только на языке НЗ: в древнеевр. языке
нет особого слова для понятия О. и оно там выражается целым рядом близких
по смыслу терминов: слово, клятва, благословение, наследие,
земля обетованная, - или словосочетаниями:
«Бог Авраама, Исаака и Иакова» или «род Авраамов»; в НЗ же для О. есть
особое слово - греч. έπαγγελία,
подчеркивающее ценность «данного слова»: это своего рода «декларация».
Это слово к тому же родственно слову Евангелие, εύαγγέλιον,
«Благая Весть».
II. ИЗРАИЛЬ - НАРОД ОБЕТОВАНИЙ
Хр-ская интуиция, так ярко проявившаяся в посл. к Гал., раскрывает одну
из существенных структур ВЗ. Единственная и нерушимая основа существования
Израиля есть О. Божие.
1. Обетование праотцам. - Различные предания, сочетающиеся в кн.
Бытия, делают ее книгой О. Получает О. прежде всего Авраам (Быт 12.1,7; 13.15 слл;
15; 17; Пс 104.8 сл). В них всегда предвидится наследник и наследие, многочисленное
и славное потомство, плодоносная земля (ср Быт 15. 4-7; 17.16; 26.24; 28.13
слл; 35.12). Они также всегда связаны с судьбами всего ч-ства. В ягвистском
предании благословение, обещанное Аврааму (Быт 12.2), есть Божий ответ
на нечестивую вавилонскую попытку вознести ч-ское имя до небес (11.4);
с другой же стороны, это также как бы смягчение проклятия, навлеченного
на землю грехом ч-ка (3.17; 4.11) и
первый конкретный прообраз торжествующей надежды, на к-рую Бог уже указал
после первого греха (3.15). Сверх того, это О. касается «всех племен земных»
(12.3). «Священническое» предание прямо связывает 6лагословение Авраама
с первоначальным благословением творения (1.22, 28; 17.6,20). Конечно,
обрезание как будто ограничивает распространение
О.; в действительности же Израиль может посредством этого обряда присоединить
к себе какое угодно племя (34) и т. обр. исполняется полученное Авраамом
О. - что он будет « отцом множества народов» (Быт
17.5; Сир 44.19-22). Благословение рода Симова и Авраамова, подготовляя
«царство священников и народ святой» (Исх 19.6), конкретизирует привилегию
быть «народом Божиим», содержащуюся в О.
2. Обетование и Закон. - Данные праотцам О., будучи проявлениями
Божиего благоизволения и благодати, содержат уже в себе определенные требования;
они обращаются к вере, т.е. вызывают к жизни новое существование, основанное
на слове Божием: уход Авраама из земли своей (Быт 12.1), его хождение перед
Богом (17.1), его послушание (22.1 сл). 3акон
распространяет это требование на все существование народа. Он есть хартия
Союза-Завета (Исх 19.5;
24.8; Ис Нов 24. 25 сл), т.е. средство для Израиля вступить в новое святое
существование, жить как народ Божий, довериться
водительству Божию. Закон предполагает предварительное наличие О. и уточняет
его условия. О. предполагают, что на них будет отвечено послушанием, они
вовсе не награда за праведность Израиля; они выражают щедрость Бога, всегда
готового облагодетельствовать Своих, но беспощадного ко греху и немогущего
даровать Себя тем, кто Ему отказывает в вере.
3. Обетования Давиду. - Дабы все существование Израиля могло зиждиться
на вере, необходимо было, чтобы все его установления обосновывались единственно
на Слове Божием. Монархическая власть, являющаяся обычной основой национального
целого и выражением его воли к жизни, имеет в Израиле парадоксальный характер.
Она только терпится Богом, как бы нехотя, потому что может нанести серьезный
ущерб тому исключительному доверию, к-рого Ягве требует от Своего народа
(1 Цар 8.7 слл); и в то же время ей предназначаются сверхземные величие
и будущность (2 Цар 7). Отрок, «взятый от стада овец», получит «имя великое,
как имя великих на земле» (2 Цар 7.9); он будет основателем царского дома
(7.11сл), избранным Ягве, преисполненным Его благодеяниями (Пс 88.21-30);
его потомство воссядет одесную Бога (Пс 109.1), получит народы в наследие
(2.8). В часы худших унижений и до самых дней Христа эти О. продолжают
давать пищу вере Израиля (Ис11.1; Иер 23.5; Зах 6.12; Лк 1.32,69).
О. долгое время ограничивались земной перспективой: в них обещалось дарование
сына, земли, царя, земных благ в изобилии. Однако уже Втор, дает понять,
что главное в этих благах не их материальная сущность, а приносимое ими
чувство удовлетворения и счастья. В писаниях пророков характер О. становится
все более духовным и внутренним и сосредоточивается на новом союзе-завете:
«Вложу закон Мой в внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер 31.33).
Этот союз включает в себя как внутреннее знание, так и прощение Божие и
сердце новое (Иез 36.26 сл; Пс 50.12). Именно тогда,
когда Израиль потерял всякую политическую роль, пророки обращались к нему
с самыми радужными О., псалмопевцы пели «Ягве есть часть наследия моего»
(15.5; 72.6) и обещали наследие Божие и
блаженство бедным, мудрецы возвещали праведным «надежду, полную
бессмертия» (Прем 3.1-5), а мученики ожидали 'воскресения (Дан 12.2 сл;
2 Макк 7).
4. Мессианские обетования. - О., данные праотцам и Давиду,
подтверждая славное продолжение их рода, имели своим средоточием ожидание
«Того, Кто должен прийти» (Ис 26.20; Авв 2.3 сл; LXX). Предвещая наказание,
пророки в то же время выражали О. мессианской надежды. Исаия видит в Эммануиле,
рожденном от Девы, знамение благословения для всего народа (7.14); он воспевает
будущие прерогативы этого Младенца из рода Давидова: «Князь мира» (9.5
сл), «Царь праведный» (11.11); Михей указывает на место, где родится «Тот,
Который должен быть Владыкой во Израиле и Которого происхождение изначала...,
от дней вечных» (5.1-5); Иеремия обещает «Отрасль праведную» (23.5 сл;
33.15 сл; ср Ис 4.2; Зах 3.8 сл; 6.12), к-рая будет славою Израиля и восстановителем
народа; Иезекииль возвещает Пастыря, К-рый придет пасти Своих овец как
новый Давид (34.23 сл; ср 37.24 сл); Захария провидит радостное вхождение
в Иерусалим Царя Мессии, в смиренном облике, возвещающего мир народам (Зах
9.9 сл).
5. Новые обетования. - В час, когда Израиль перестал существовать,
потерял своего царя, свою столицу, свой храм, свою честь, Бог пробуждает его веру новыми О. Он напоминает
«прежнее» предсказанное Израилю, - угрозы разрушения, оправдавшиеся с ужасной
точностью (Ис 48.3 слл; 43.18), - с тем, чтобы теперь обещать ему «новое
и сокровенное», чего Израиль «не знал» (48.6; 42.9; 43.19), дела дивные
и невообразимые. Самый выразительный синтез этих дивных дел есть новый
Иерусалим, «дом молитвы для всех народов» (Ис 56.7), матерь
бесчисленного потомства (54.3; 60.4), Божия радость и похвала (60.15).
6. Обетования Премудрости. - До какой степени все существование
Израиля основывается на Божиих О., видно из места, занимаемого ими в писаниях
премудрости. Всякая премудрость содержит некое О., поскольку она начинает
с собирания и классификации данных опыта, чтобы различить плоды, которых
можно от них ожидать. Своеобразие премудрости Израиля заключается в том,
что это ожидание, основанное на расчетах опыта, она заменяет надеждой,
имеющей совсем иное происхождение, а именно, коренящейся в верности подлинному
духу ягвизма, «Завету Бога Всевышнего и Закону Моисееву» (Сир 24.23). Премудрость
Израиля приходит к нему свыше (Притч 8.22-31; Сир 24.2 слл; Прем 9.4,10),
и вот почему обещаемое ею блаженство (Притч 8.32-36) превосходит ч-ские надежды
(Прем 7.8-11), обращаясь к «благодати от Господа» (Притч 8.35), к «дружбе
Божией» (Прем 7.14). Из Пс. 118, к-рый является отзвуком этих О. в праведном
сердце, можно видеть, что они поддерживали в Израиле веру и уверенность,
что имеющий с собою Бога ни в чем больше не нуждается.
III. ОБЕТОВАНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
1. Синоптики. - Иисус, обетованный Мессия, в К-ром «все обетования
Божий - да» (2 Кор 1.20), приходит прежде всего как исполнитель прежних
и носитель новых О. Свою проповедь Он начинает возвещением царства (Мф 4.23), к-рое в заповедях Блаженства
Он обещает нищим и гонимым (Мф 5. 3,10; Лк 6.20,23); Он собирает вокруг
себя учеников, предрекая им чудесный улов людей (4.19), власть над двенадцатью
коленами Израилевыми (19.28). Петру Он обещает основать на нем
Свою Церковь и дает ему уверенность
в победе над адом (16.16 слл). Всякому, кто следует за Ним, Он обещает
во сто раз больше и жизнь вечную (19.29); тому, кто исповедует Его перед
людьми, Он обещает исповедовать его перед Отцом небесным (10.32). Он принимает
на Себя все О. ВЗ: О. о народе и о земле, о царстве и о блаженстве; их исполнение неразрывно
связано с Его миссией и с Его личностью. Они еще не исполнились, потому
что не пришел час Его, и следовать за Иисусом
можно только в вере, но следовать за Ним значит уже прикоснуться к их исполнению,
уже найти искомое (Ин 1.41, 45).
2. Евангелие от Иоанна ярко показывает, что Иисус. Своей личностью
и Своими делами, является уже живым присутствием О. в мире. Он есть все,
чего ожидает ч-к, все, что Бог обещал Своему народу: истина, жизнь, хлеб, вода
живая, свет, Воскресение, слава
Божия; но Он есть все это во плоти и даровать Себя может только в вере. Он больше чем О.,
Он уже дар, но «даруемый» вере, «чтобы каждый верующий в Него имел жизнь
вечную» (Ин 3.16).
3. Обетование Духа. - «Обетование Отца» (Лк 24. 49; Деян 1.4)
есть Дух, К-рый «наполняет вселенную и все объемлет» (Прем 1.7); т. обр.
в Нем содержатся также все О. (Гал 3.14). Поэтому для ниспослания дара
Духа Св. Иисусу надлежит завершить Свое дело на земле (Ин 17.4), возлюбить
Своих до конца (13.1), отдать тело Свое и кровь Свою (Лк 22.19 сл). Этим
Ему открываются все сокровища Божий и Он может все обещать: можно «во имя
Его» просить Бога обо всем, с уверенностью получить просимое (Ин 14.13
сл). Это «все» есть «Дух Истины, К-рого мир не может принять», потому что
не видит Его и не знает Его (14.17), Дух, К-рый есть живое богатство Отца
и Сына (16.15). Когда все «совершилось» и Иисус «предал дух» Свой (19.30), все Его О. были исполнены. Теперь Он
может обещать Своим, что будет с ними «до скончания века», даруя им «Отца
и Сына и Св. Духа» (Мф 28.19 сл).
IV. ХРИСТИАНЕ - НАСЛЕДНИКИ ОБЕТОВАНИИ
Обладая Духом, хр-не обладают и всеми О. (Деян 2.38 сл), и поскольку
«дар Св. Духа излился и на язычников» (10.45), прежде «чуждых заветов обетования»
(Еф 2.12), они стали «сопричастниками обетования во Христе» (3.6). Поскольку
же О. всегда обращалось к вере (Рим 4.13), оно «непреложно для всех...
по вере, потомков Авраама, к-рый есть отец всем нам» (4.16), как обрезанным,
так и необрезанным (4.9).
Хр-нам, «обогатившимся всем», «не имеющим недостатка ни в каком даровании»
(1 Кор 1.5,7), не остается уже ничего желать, ибо Дух есть в них как постоянное
и живое обладание, как помазание и как печать. Все
же Он еще только «залог наследия нашего» (Еф 1.14; ср 2 Кор 1.22; 5.5),
«начаток искупления нашего» (Рим 8.23) и Его молитва в нас остается «стенанием»
и « надеждой» (8.23 сл). Хр-не еще только
странники на пути к «лучшему отечеству» (Евр 11.16) и стремятся к нему,
по примеру Авраама, «верою и долготерпением» (6.12,15). До последнего дня
любовь Бога будет дароваться вере через О.
MLR & JG
См.: Авраам - аминь - благословение III - вера
НЗ III 1 - верность - дар ВЗ 1 - Замысел Божий ВЗ I - земля
ВЗ II - исполнить - истина
- клятва - молоко
2 - надежда - наследство
- оправдание II 1
- Остаток - Откровение ВЗ II 1 в - Слово Божие ВЗ II 1 в - Союз / Завет ВЗ I 1, НЗ II
1 - царь ВЗ II
|