Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

МЕЛХИСЕДЕК

См. катехизис.

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

М. появляется в Библии как покровитель Авраама, предшественник Давида и прообраз Христа.

1. Мелхиседек и Авраам (Быт 14). - М. царь и, следовательно, священник Салима (отождествляемого в Пс 75.3 с Иерусалимом) предлагает Аврааму трапезу хлеба и вина по обряду союза (Быт 31.44-46; Ис Нов 9.12-15); он преподает Аврааму свое благословение и получает от Авраама дань за свое покровительство.

Все эти действия совершаются перед лицом Эль Элиона, Бога Всевышнего, прародительского Бога семитских племен, к-рого М. считает по меньшей мере Всевышним Богом, а Авраам - Единым. Главная роль здесь принадлежит М., священнику не иудейскому. Еврей Авраам, прародитель священников колена Левиева, занимает по отношению к нему низшее положение. Раввинистическое толкование замалчивало это; хр-ское же - оживило в памяти.

2. Мелхиседек и Давид (Пс 109). - Утвердившись в Иерусалиме, Давид проводит как бы политику освоения. 109-й псалом представляет царя Израильтян как продолжателя славного М. Ягве клянется своему помазаннику как царю в Иерусалиме: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» Гиперболическое выражение по отношению к преходящим мессиям становится истинным для последнего Мессии, к К-рому после Изгнания псалом 109-ый обращает надежды Израиля. Тем, кто читает его, воистину предстоит в упованиях Спаситель, сочетающий в Себе священство и царство. Пророки возвестили, что в грядущем власть царская и власть священническая соединятся (Иер 33.14-22; Зах 3-6). Нек-рые требовали, чтобы царская власть принадлежала первосвященнику. Так и было у Маккавеев (1 Макк 10.20,65; 14.41,47). На это возлагали надежды иудейские составители «Заветов Двенадцати Патриархов» (в особенности Завета Левия). Другие, напротив, сохраняя верность направлению, данному М. и Давидом, предпочли признать верховное священство за будущим царем. На деле же, тесное единство очищенного испытанием царства и подлинного священства осуществилось только в Иисусе Христе.

3. Мелхиседек и Иисус (Евр 7; ср 5.6-10; 6.20). - Иисус как ч-к происходит не только от Авраама, но прежде всего от Адама (Лук 3.23-38). Согласно посл, к Евр., Иисус-священник осуществляет совершенное священство, не связанное со священством Левия (Иисус и происходит из колена Иудина). Ему присуще царское священство Мессии, сына Давидова, преемника Мелхиседекова (Пс 109). Уже в кн. Быт. этот священник-царь выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань.

Образ, имя и сан М. как бы намечают черты Иисуса. Появившись «без конца и начала», он предвосхищает Христа - вечного священника. Имя Мелхи - седек значит: «Мой царь - правосудие». Царь Салима почти однозвучно царю Шелома, т.е. царю мира (покоя). А именно Иисус и принес миру справедливость и мир. Торжественная клятва 109-го псалма не касается священников-левитов, грешных, смертных и, следовательно, многочисленных, сменяющихся из поколения в поколение, служителей уже превзойденного Завета. Клятва эта обращается к Царю-священнику, истинному сыну Давидову, Иисусу непорочному, бессмертному и, следовательно, единому, к служителю Нового и окончательного Завета-Союза, ознаменованного Хлебом и Вином, как некогда договор с М.

Т. обр. М., чуждый Израилю, принадлежащий к «народам», но человек благочестивый, «самоучка в познании Бога» (Филон), могущественный друг Авраама, признанный Давидом, предвосхищающий Иисуса, был необычайно возвышен. Имя М. упоминается в требнике (при освящении алтарей) и в служебнике (в евхаристической молитве). Он - свидетель всемирности Божиих замыслов. Бог, чтобы привести нас ко Христу, пользовался не только Израилем, но и язычниками.

РЕВ

См.: Аарон 2 - благословение II 3 - Бог ВЗ II 1 - Иерусалим ВЗ I 1 - Мессия НЗ II 2 - народы ВЗ 2 б - священство ВЗ I 1,3, НЗ I 3 - сотворение ВЗ I - хлеб II 2

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова