Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

СВЯЩЕНСТВО

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Cм. также справку Меня, 1980.

«А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр 7.24). Так, для определения посредничества Христа, Посл., к Евр. сближает это посредничество со служением священников, к-рое существовало и в ВЗ и в религиях всех соседних народов. Для понимания С. Иисуса необходимо поэтому иметь точное представление о С-ве ВЗ, приуготовляющем и прообразующем Его С.

ВЗ

I. ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СВЯЩЕНСТВА

1. У древних цивилизованных народов, окружавших Израиля, священническое служение часто совершалось царем, напр., в Месопотамии и в Египте. Царю помогало духовенство, организованное иерархически, по большей части наследственное, представлявшее собою подлинную касту. Ничего подобного не имелось у патриархов. У них не было ни храма, ни особых священников Бога Авраама. Исаака и Иакова. По преданию кн. Быт. патриархи поставили жертвенники в земле Ханаанской (Быт 12.7 сл; 13.18; 26.25) и приносили Богу жертвы (22; 31.54; 46.1). У них было семейное С., присущее большинству народов древности. Единственные священники, о к-рых упоминается - иноземцы: таковы царь-священник Салимский, Мелхиседек - священник Бога всевышнего (Быт 14.18 слл) и жрецы фараона (Быт 41.45; 47.22). Колено Левиино еще не имело тогда отношения к богослужению (34.25-31; 49.5 слл).

2. Со времени Моисея, к-рый сам был из колена Левиина, начинается, по-видимому, культовая специализация этого колена. Существенный характер его С. выражен в древнем рассказе Исх 32.25-29: колено Левиино избрано и посвящено Самим Богом на служение Ему. Благословение Моисея, в отличие от благословения Иакова, налагает на него специфически священнические обязанности (Втор 33.8-11). Правда, текст этот отражает более позднюю обстановку, когда левиты были уже священниками по преимуществу (Суд 17.7-13; 18.19) при разных святилищах страны. Но наряду со С. колена Левиина продолжало существовать и С. семейное (Суд 6. 18-29; 13.19; 17.5; 1 Цар 7.1).

3. В период монархии на царе лежали некоторые священнические обязанности, как и у соседних народов. От Саула (1 Цар 13.9) и Давида (2 Цар 6. 13-17; 24.22-25) до Ахаза (4 Цар 16.13) царь приносил жертвы. Он благословлял народ (2 Цар 6.18; 3 Цар 8.14)... Но он именуется священником лишь в древнем псалме (109.4), в к-ром он сравнивается с Мелхиседеком. Фактически же, несмотря на этот намек на царское С., как это было в Ханаане, царь скорее покровитель С., чем член священной касты. Эта каста теперь становится организованным учреждением при святилище Иерусалимском - культовом центре Израиля со времени Давида. Сперва два свящ. совершают служение. Авиафар, потомок Илия, служителя в Силоме, был, по всей вероятности, из колена Левиина (2 Цар 8.17), но его род был отстранен от Храма Соломоном (3 Цар 2. 26 сл). Садок - неизвестного происхождения, но его потомки впоследствии возглавляли С. Храма вплоть до 2-го века. Позднейшие родословные включают его, так же как и Авиафара, в потомство Аарона (см 1 Пар 6.1-12). Под началом главного священника в Иерусалимском храме были различные священнослужители. До Плена среди служителей Храма имелись даже необрезанные (Иез 44.7 слл; см Ис Нов 9.27). В других святилищах, особенно в уделе Иуды, левиты, вероятно, были довольно многочисленны. По-видимому, Давид и Соломон старались распределить их по всей стране (ср Ис Нов 21; Суд 18.30). Но при некоторых местных святилищах были священники разного происхождения (3 Цар 12.31).

4. Царь Иосия своей реформой 621 г. упразднил местные святилища и установил исключительные права колена Левиина и верховенство С. Иерусалимского. Идя дальше Второзакония (18.6 слл), реформа эта оставляет право на С. лишь за потомками Садока (4 Цар 23.5,9). Она предшествует т. обр. будущему различию между священниками и левитами, ставшему уже более определенным у Иезекииля (44.10-31).

Одновременная гибель Храма и царства (587 г.) кладет конец опеке царя над С., к-рое приобретает больший авторитет в глазах народа. С. избавляется от влияний и соблазнов государственной власти, отныне находящейся в руках язычников, и становится религиозным руководителем народа. Постепенное исчезновение пророков, начиная с V века, еще более усиливает авторитет С. С 573-го г. преобразовательные проекты Иезекииля исключают «князя» из святилища (Иез 44.1 слл; 46). С тех пор каста левитов пользуется неоспоримой прерогативой (единственное исключение у Ис 66.21 касается лишь «последних времен»). Священнические сборники Пятикнижия (VI-V века), а затем - труд составителя книги Пар. (III век), дают подробную картину священнической иерархии.

Она организуется по весьма строгим правилам. Во главе стоит первосвященник, сын Садока. Он преемник Аарона, первообраза священника. При каждом святилище всегда имелся главный священник. Наименование «первосвященник» появилось после исчезновения царской власти, когда ощутилась потребность в возглавителе теократии. Помазание, получаемое первосвященником, начиная с IV века (Лев 8.12; см 4.3; 16.32; Дан 9.25) напоминает былое помазание на царство. За первосвященником следуют по иерархической лестнице сыны Аарона. Левиты - низшее духовенство - объединены в три группы, при к-рых находятся певцы и привратники (1 Пар 25-26). Эти три класса составляют св. колено Израилево, всецело посвященное служению Господу.

5. С тех пор за исключением назначения первосвященника эта иерархия оставалась без перемен. В 172 г. последний первосвященник из рода Садока, Ония III, был убит вследствие политических интриг. С тех пор преемники его назначались царями Сирии из других родов. При Маккавеях первосвященником стал Ионафан из довольно скромного священнического рода. Его брат Симон стал его преемником (143 г.) и положил начало династии Асмонеев, священников и царей (134-37 г.). Они были вождями скорее политическими и военными, чем религиозными, что и вызывало оппозицию со стороны фарисеев. Со своей стороны, духовенство, приверженное к традиции, ставило Асмонеям в упрек их происхождение (не от Садока); кумранская священническая секта даже пошла на раскол. В конце концов, со времени царствования Ирода, первосвященники стали назначаться государственной властью из среды знатных священнических родов. Эти последние составили группу «первосвященников», неоднократно упоминаемую в НЗ.

II. СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

В древних религиях жрецы были служителями культа, хранителями свящ. преданий и, в качестве прорицателей - глашатаями божества. В Израиле, несмотря на социальную эволюцию и на догматическое развитие, наблюдаемое в течение веков, С. неизменно осуществляет два основных служения, две формы посредничества; служение культа и служение слова.

1. Служение культа. - Священник неразрывно связан со святилищем. Как хранитель ковчега Завета в древние времена (1 Цар 1-4; 2 Цар 15.24-29) он принимал верных в доме Господа (1 Цар 1), возглавляя богослужения на народных праздниках (Лев 23.11,20). Его главным делом было жертвоприношение, в чем выражалась в полной мере его роль посредника; он представлял Богу приношение Его верных, к-рым, в свою очередь, передавал благословение Божие. Таким был Моисей, когда совершал жертвоприношение Завета у Синая (Исх 24.4-8). Таким был Левий, глава всех поколений С. (Втор 33.10). В послепленную эпоху священники ежедневно совершают «жертву всегдашнюю» (Исх 29.38-42). Раз в год первосвященник предстает в своей миссии верховного посредника совершению богослужения в день Умилостивления (Очищения) для прощения всех грехов своего народа (Лев 16; Сир 50.5-21). Кроме того, священник совершал обряды посвящения и очищения: помазание на царство (3 Цар 1.39; 4 Цар 11.12), очищение прокаженных (Лев 14) или родильницы (Лев 12.6 слл).

2. Служение Слова. - В Месопотамии и в Египте жрец занимался прорицаниями. От имени своего бога он отвечал на вопрошания верных. В древнем Израиле священник выполнял подобное же служение, пользуясь ефодом (1 Цар 30.7 сл), уримом и туммимом (1 Цар 14.36-42; Втор 33.8). Однако после Давида эти способы прорицания больше не упоминаются.

С тех пор в Израиле, в связи с различными обстоятельствами, Бог обращает Слово к Своему народу иным путем: через пророков, движимых Духом. Есть также иной, традиционный вид Слова, берущий начало в великих событиях свящ. истории и в положениях Синайского Союза-Завета. Эта свящ. традиция оформляется, с одной стороны, в повествованиях, где вспоминаются великие события прошлого, а с другой стороны, в 3аконе, к-рый обретает в них свой смысл. Священники являются служителями этого Слова, как, напр., Аарон в Исх 4.14-16. За праздничными богослужениями они повторяют верным повествования, на к-рых основана вера (Исх 1-15; Ис Нов 2-6, вероятно, отклики этих повествований). При возобновлениях Союза-Завета, они возглашают Тору (Исх 24.7; Втор 27; Неем 8). Они, обычные истолкователи ее, дают практические наставления в ответ на вопрошания верных (Втор 33.10; Иер 18.18; Иез 44. 23; Агг 2.11 слл) и участвуют в совершении правосудия (Втор 17.8-13; Иез 44.23 сл). В связи с этой деятельностью они дают письменное изложение Закона в различных кодексах: Второзаконие, Закон святости (Лев 17-26), «Тора» Иезекииля (40-48), священническое законодательство (Исх, Лев, Числ), окончательное составление Пятикнижия (см Езд 7. 14-26; Неем 8). Т. обр. понятно, почему в св. Писании священник - ч-к «ведения» (знать - Ос 4.6; Мал 2.6 сл; Сир 45.21): он - посредник Слова Божия, передаваемого в традиционных формах истории и кодексов.

Однако в последние века иудаизма умножаются синагоги, С. же замыкается в своих ритуальных обязанностях. В то же время растет авторитет книжников-мирян. Принадлежа по большей части к секте фарисеев, они были во времена Христа главными учителями в Израиле.

III. К СОВЕРШЕННОМУ СВЯЩЕНСТВУ

Ветхозаветное С. было, в целом, верно своей миссии: богослужениями, наставлениями, составлением Св. Писания оно поддерживало в Израиле живое предание Моисея и пророков, хранило из века в век религиозную жизнь народа Божия. Но, в конце концов, оно должно было уступить место более совершенному С. НЗ.

1. Упреки Священству. - Миссия С. - очень высокая миссия. Между тем, всегда находились священники, к-рые оказывались не на высоте своего призвания. Пророки обличали нарушения ими священнического долга: осквернение культа Ягве хананейскими обычаями в местных святилищах Израиля (Ос 4.4-11; 5.1-7; 6.9), языческий синкретизм в Иерусалиме (Иер 2.26 слл; 23.11; Иез 8), нарушения Торы (Соф 3.4; Иер 2.8; Иез 22.26), противодействия пророкам (Ам 7.10-17; Ис 28.7-13; Иер 20.1-6; 23.33 сл; 26), личную корысть (Мих 3.11; см 1 Цар 2.12-17; 4 Цар 12.5-9), недостаток рвения в служении Господу (Мал 2.1-9) ... Было бы наивно усматривать в этих упреках лишь полемику между двумя противостоящими друг другу кастами: пророков и священников. Иеремия и Иезекииль сами были священниками. Священники, составившие Второзаконие и Закон святости, явным обр. стремились привести к совершенству свою касту. В последние века иудаузма Кумранская община, к-рая, сопротивляясь «Нечестивому священнику», отделилась от Храма, была в сущности священнической сектой.

2. Идеал Священства. - Главное значение этих упреков и планов реформы в том, что они все вдохновлялись идеалом С. Пророки напоминали священникам своего времени об их обязанностях, требовали от них непорочного культа, верности Торе. Священнические законники определяли, в чем заключается чистота и святость священников (Иез 44.15-31; Лев 21; 10).

По опыту, однако, известно, что ч-к, предоставленный самому себе, неспособен на такую чистоту, на такую святость. Поэтому уповают на Бога: Он Сам в день восстановления (Зах 3) и Суда (Мал 3.1-4) создаст совершенное С. Ожидают верного священника, к-рый станет рядом с Мессией, сыном Давидовым (Зах 4; 6.12 сл; Иер 33.17-22). Эта надежда на двух Мессий, Ааронова и Израилева, появляется несколько раз в Кумранских писаниях и в апокрифе «Заветы патриархов». В этих текстах, как и в нек-рых видоизменениях, внесенных позже в библ. тексты (Зах 3.8; 6.11), Мессия-священник стоит выше Мессии-царя. Это первенство священника находится в полном согласии с весьма важным аспектом учения о Союзе-Завете: Израиль - народ священник (Исх 19.6; Ис 61.6; 2 Макк 2.17 сл), единственный народ на свете, поклоняющийся истинному Богу. В своем окончательном завершении именно он воздаст Господу совершенное поклонение (Иез 40-48; Ис 60-62; 2.1-5). Но возможно ли это без С. во главе его?

В ВЗ имеются, однако, иные виды посредничества между Богом и Его народом, кроме посредничества священника. Царь ведет народ Божий его историческим путем, как его государственный, военный, общественный и религиозный вождь. пророк же призван лично возвещать подлинное Слово Божие в применении к особым условиям, при к-рых он ответствен за спасение своих братьев. Миссия священника, как и миссия пророка - строго религиозна, но он осуществляет ее в рамках церковных учреждений. Служение его наследственно, он связан со святилищем и с его правилами. Он несет народу Слово Божие не от себя, а основываясь на предании. Он празднует великие годовщины св. истории и учит Закону Моисеву. За богослужением он приносит Богу молитву народа и отвечает на эту молитву благословением Божиим. Благодаря свящ. преданию, он сохраняет в избранном народе непрерывность религиозной жизни.

НЗ

Духовные ценности ВЗ обретают свое полное значение лишь в Иисусе, к-рый их исполняет, превосходя их. Этот общий закон откр. относится в особенности к С.

I. ИИСУС, ЕДИНЫЙ СВЯЩЕННИК

1. Синоптические Евангелия. - Сам Иисус ни разу не называл Себя Священником. Это и понятно: в Его среде этот сан подразумевал особое назначение и был уделом колена Левиина. Для Иисуса же задача была совсем иной, гораздо более широкой и творческой. Он предпочитает называть Себя Сыном или Сыном Ч-ским. Тем не менее, Он определяет Свою миссию, пользуясь священнической терминологией. По обыкновению Он пользуется выражениями прикровенными и образными.

Это особенно заметно, когда Иисус говорит о Своей смерти. Для Его врагов, она - наказание за богохульство; для Его учеников - неудача и соблазн. Для Него же Самого это жертва, выражаемая Им в ВЗ-ных образах: Он сравнивает ее иногда с жертвой умилостивления Раба Божия (Мк 10.45; 14.24; см Ис 53), иногда с жертвой Союза-Завета, принесенной Моисеем у подножья Синая (Мк 14.24; см Исх 24.8). Кровь, изливаемая Им во время Пасхи, вызывает в памяти кровь пасхального агнца (Мк 14.24; см Исх 12.7,13,22 сл). Он приемлет смерть, на к-рую Его обрекают. Он Сам приносит ее, как священник приносит жертву. Вот почему Он ждет от нее искупления грехов, установления нового Завета, спасения Своего народа. Итак, Он - Священник, приносящий в жертву Самого Себя.

Второй обязанностью священников ВЗ было служение Торе. У Иисуса определенное отношение к

3акону Моисея: Он пришел, чтобы исполнить его (Мф 5.17 сл). Не держась за букву Закона, превзойденную Им (Мф 5.20-48), Он проливает свет на глубинную ценность его, заключенную как в первой заповеди, так и во второй, ей подобной (Мф 22. 34-40). В этом отношении Его служение продолжает служение священников ВЗ, но превышает его во всем, ибо Слово Иисуса - высшее откровение, Благая Весть спасения, окончательно исполняющая Закон.

2. От Павла к Иоанну. - Павел, к-рый так часто говорит о смерти Иисуса, представляет ее, вслед за Учителем, в прообразах пасхального Агнца (1 Кор 5.7), уничижения Раба (Флп 2.6-11), дня Очищения (Умилостивления - Рим 3.24 сл). Это понимание смерти Иисуса как жертвы находится также в образах приобщения Крови Христовой (1 Кор 10. 16-22), искупления кровью Его (Рим 5.9; Кол 1.20; Еф 1.7; 2.13, в рус. тек. «оправдание» и «умиротворение»). Смерть Иисуса для Павла - высшее проявление свободы, подлинное священнодействие, жертва в абсолютном смысле слова, принесенная Им Самим. Но, как и его Учитель, и видно по тем же причинам, Павел нигде не называет Иисуса священником.

То же самое мы встречаем во всех других Писаниях НЗ, кроме Посл., к Евр.: в них смерть Иисуса представлена как жертва Отрока (Деян 3.13,26; 4.27,30; 8.32 сл; 1 Петр 2.22 слл), Агнца (1 Петр 1.19). В них говорится о Крови Его (1 Петр 1.2,19; 1 Ин 1.7), но Иисус не называется священником. Писания Ин. открывают нам несколько больше: Иисус в них изображается в первосвященническом одеянии (Ин 19.23; Откр 1.13), а повествование о Страстях Господних, жертвенном деянии, начинается с «первосвященнической молитвы» (Ин 17). Подобно священнику перед принесением жертвы, Иисус освящает Себя, то есть «посвящает Себя» через жертву (17.19), осуществляя т. обр. действенное посредничество, на к-рое тщетно притязало ветхозаветное С.

3. Только Послание к Евреям прямо говорит о С. Христа. В нем снова появляются уже встречавшиеся темы, крестная смерть представлена как жертва умилостивления (9.1-14; см Рим 3.24 сл), жертва Союза-Завета (9.18-24), Отрока (9.28). Но главное в этом послании сосредоточивается наличной роли Христа в принесении этой жертвы. Иисус, как некогда Аарон, и больше чем он, призван Богом быть посредником между Ним и людьми и приносить жертвы за их грехи (5.1-4). Его С. имело своим прообразом С. Мелхиседека (Быт 14.18 слл), согласно пророчеству Пс 109.4. Для уяснения этого вопроса автор дает изощренное истолкование текстов ВЗ. Молчание кн. Быт. о родословной царя-священника знаменует, по его мнению, вечность Сына Божия (7.3). Десятина, данная Авраамом Мелхиседеку, означает, что С. Левия уступает С. Иисуса (7.4-10). Клятва Божия в Пс 109.4 возвещает непреходящее совершенство Священника вечного (7.20-25). Иисус - Священник святый, единый (7.26 слл). Его смерть кладет конец С. ВЗ-ному. Этим С. исполнено все Его существо; Он является т. обр. Посредником в абсолютном смысле: он подлинный Ч-к (2.10-18; 5.7 сл), разделяющий нашу немощь даже вплоть до искушения (2.18; 4.15), и одновременно подлинный Сын Божий, превосходящий Ангелов (1.1-13); Он - Священник единый и вечный. Он совершил Свою жертву однажды, на все времена (7.27; 9.12, 25-28; 10.10-14). Отныне Он - ходатай навеки (7. 24 сл), посредник Нового Завета (8.6-13; 10.12-18).

4. Никакое наименование не может, само по себе, разрешить до конца тайну Христа: Сын нераздельный от Отца, Сын Ч-ский, собирающий в Себе все ч-ство, Иисус в то же время Первосвященник НЗ, Царь-Мессия и Слово Божие. В ВЗ различалось посредничество царя и священника (светское и духовное), священника и пророка (учреждение и действие) - различия необходимые для понимания ценностей, присущих откровению. Так как трансцендентность Иисуса ставит Его выше каких бы то ни было многозначностей исторического процесса, Он соединяете Своем лице все эти различные виды посредничества. Он - Сын, вечное Слово, завершающее и превосходящее откр. пророков. Он - Сын Ч-ский, соединяющий в Себе все ч-ство, его Царь, власть и любовь К-рого обладают силой дотоле неведомой. Он - единый посредник между Богом и народом Божиим и совершенный священник, К-рым освящаются люди.

II. СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ НАРОД

1. Иисус не говорит прямо ни о Своем С., ни о С. Своего народа. Но Он постоянно действует как священник и, по-видимому, думает о народе Н. Завета как о народе священническом. Иисус открывает Свое С. принесением Своей жертвы и служением Слова. Характерно, что Он призывает всех Своих учеников принять участие в осуществлении этих двух функций Своего С.: каждый ученик должен взять свой крест (Мф 16.24 п) и пить Его чашу (Мф 20.22; 26.27), каждый должен возвещать Его благовестив (Лк 9.60; 10.1-16) и свидетельствовать о Нем даже до смерти (Мф 10.17-42). Так Иисус, Сын и Царь-Мессия, приобщает к Себе и к своему священству всех людей.

2. Апостолы, следуя этой мысли Иисуса, представляют хр-скую жизнь как литургию, как участие в С. Единого Священника. Павел рассматривает веру верных как жертву и служение (Флп 2.17). «Присланное на нужду», полученное им от Филиппийской церкви - «благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу» (4.18). Вся жизнь хр-н, согласно ему, есть некое священнодействие. Он призывает их: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12.1; см Флп 3.3; Евр 9.14; 12.28). Это служение заключается и в «жертве хвалы» и в «благотворении и общительности» (Евр 13.15 сл). В посл. Иакова перечисляются конкретные действия, составляющие подлинное служение: обуздание языка, призирание сирот и вдов, хранение себя неоскверненным от мира (Иак 1.26 сл).

В 1 Посл. Петра и в Откр. Ин прямо сказано, что на хр-ский народ перешло «царственное священство» Израиля (1 Петр 2.5,9; Откр 1.6; 5.10; 20.6; см Исх 19.6). Говоря так о своем народе, ВЗ-ные пророки возвещали, что Израиль должен нести языч. народам Слово истинного Бога и утверждать поклонение Ему. Отныне хр-ский народ берет на себя исполнение этой задачи. Он способен на это, благодаря Иисусу, К-рый соделал его причастным Своему мессианскому достоинству царя и священника.

III. СЛУЖИТЕЛИ СВЯЩЕНСТВА ИИСУСА

Ни в одном тексте НЗ руководители Церкви не называются священниками. Молчание Писания обусловливается тем фактом, что Иисус не употребляет этого слова применительно к Себе и к Своим ученикам; трудно сделать из этого какой-либо определенный вывод. Иисус приобщил Свой народ к Своему С. В НЗ, как и в ВЗ, это С. народа Божия не может осуществляться на деле иначе как через служителей, призванных Богом.

1. Иисус призвал Двенадцать, чтобы доверить им ответственность за Свою Церковь. Он подготовил их к служению Слова. Он им передал нек-рые из Своих полномочий (Мф 10.8,40; 18.18). В последний вечер Он вверил им Евхаристию (Лк 22.19). Таково особое приобщение к Его С.

2. Апостолы следуют по Его пути. Для продолжения своей деятельности они, в свою очередь, ставят ответственных людей. Нек-рые их них называются Старейшинами (греч πρεσβύτεροι), откуда наше слово - пресвитеры (Деян 14.23; 20.17; Тит 1.5). Мысли Павла об апостольстве и о харизмах приводят его к идее С. Служителей Церкви. Он дает священнические наименования ответственным членам общин: «домостроители тайн Божиих» (1 Кор 4.1 сл), «служители Нового Завета» (2 Кор 3.6). Он называет апостольскую проповедь литургическим служением (Рим 1.9; 15.15 сл). Здесь исходная точка последующих истолкований предания о священническом служении. Итак, С. не образует никакой привилегированной касты. Оно не посягает ни на уникальное С. Христа, ни на С. верных. Служа тому и другому, оно представляет собою один из видов посредничества, необходимого при служении народу Божию.

AG

Аарон - возложение рук НЗ 2 - Евхаристия IV 2, V 1 - елей 2 - жертва - жертвенник 2 - Закон Б III 1,5 - избрание ВЗ I 3 в - культ ВЗ I 2 - Мелхиседек - Мессия ВЗ II 2, НЗ II 2 - помазание III 3 - посредник I 1 - призвание I - пророк ВЗ I 3 - служение II 4 - умилостивление 2 - царь ВЗ I 2

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова