БЕСПЛОДИЕ
В Екатеринбурге в 2005 г. протоиерей Владимир Зязев предложил ввести налог
на бездетность: "Люди, которые не имеют детей, должны принимать участие
в воспитании детишек хотя бы материально".
В глазах народа Божия чадородие представляет двойную ценность: оно отвечает
призыву Создателя при сотворении ч-ка и оно же дает возможность потомству
Авраама стать бесчисленным согласно Обетованию. Б. же препятствует осуществлению
этого замысла Божия; оно есть зло, против к-рого Израиль борется непрестанно
и смысл к-рого Бог постепенно ему открывает.
I. БОРЬБА С БЕСПЛОДИЕМ
I. Бесплодие есть зло, как страдание и как смерть; действительно, оно кажется противным заповеди Творца,
К-рому угодны продолжение и умножение ч-ческой жизни. Не обеспечить жизни
своему имени считается стыдом. Отсюда сетования Авраама: что мне
от усыновленного слуги, если я умру бездетным? (Быт 15.2 сл). И Сарра,
его жена, чувствует, что их служанка презирает ее (16.4 сл). Рахиль кричит
своему мужу: «Дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт 30.1); но Иаков
гневно возражает ей: «Разве я Бог, К-рый не дал тебе плода чрева?» (30.2).
Один Бог может разверзнуть бесплодную утробу (29.31; 30.22).
2. С этим злом надо бороться. - Рахиль так и поступает:
как прежде ее свекровь Сарра (Быт 16.2), следовавшая, вероятно, обычаю,
восходящему к своду законов Хаммураби, она дает своему мужу одну из своих
служанок, чтобы та «родила на колена ее» (Быт 30.3-6); так поступила и
Лия, когда она, после четвертого ребенка, временно перестала рождать (30.9-13).
Так, уловкою ч-к обходит препятствие, создаваемое бесплодием, передавая
своим приемным сыновьям те же права, как если бы они произошли от его чресл.
3. Бог, победитель бесплодия. - Но это всего лишь приемы, дозволенные
или недозволенные, чтобы преодолеть приостановление потока жизни. Победить
Б. может только один Бог, и Он показывает Свою верность обетованию (Исх
23.26; Втор 7.14), возвещая этим еще более великую тайну. Библ. писатель
намеренно подчеркивает, что у трех предков избранного народа жены - Сарра
(Быт II.30; 16.1), Ревекка (25.21) и Рахиль (29.31) - были неплодны до
того, как им было даровано потомство (ср напр 13.2-5). Длинное изложение
обстоятельств рождения Исаака имеет целью показать тайну и незаслуженного
Избрания и плодотворной благодати.
Как это истолковал впоследствии Павел, ч-к должен признать свое бессилие
и с верою исповедать, что Бог силен вызвать жизнь на пустынной земле: вера торжествует над бесплодной смертью и пробуждает жизнь
(Рим 4.18-24). Бесплодная Анна прославляет это незаслуженное избрание (1
Цар 2. 1-11): «Бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (2.5;
ср Пс 112.9).
II. ПРИНЯТИЕ БЕСПЛОДИЯ
Бог «посещает» неплодных женщин, показывая тем самым, что напрасно люди
смотрят на Б. как на простое наказание. Таковым оно в нек-ром смысле и является, ибо
Бог повелевает Иеремии оставаться бесплодным в ознаменование Б. народа,
погрязшего в грехе (Иер 16); и когда покинутая супруга возвращается в милость,
пророк утешает ее так: «Возвеселись, неплодная, нерождающая... у оставленной
гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис 54.1). Исповедуя свой грех,
Иерусалим признает, что Б. знаменовало его разрыв с Богом; он приготовляется
к новой плодовитости, еще более дивной: отныне народы
числятся среди его детей (ср Гал 4.27).
То, что имеет определенный смысл в общественном плане, может быть лишь
медленно понято в плане индивидуальном. Закон вступался за «жену нелюбимую»
(Втор 21,15 слл), имевшую детей. Он запрещал скопцам приносить жертвы (Лев
21.20), приравнивая их к незаконнорожденным детям (Втор 23.3 слл): они
по существу исключены из состава народа (23.2). Только в результате бедствия
плена подрывается такая безоговорочная оценка плотской плодовитости; после
возвращения из плена возвещается совершенно новое Божие пророчество: «Да
не говорит евнух: вот я сухое дерево. Ибо Ягве так говорит об евнухах:
к-рые... крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах
Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, к-рое не истребится» (Ис 56.3 слл). Т. обр. ч-к осознавал,
что физич. плодовитость не необходима для посмертного продления его жизни,
по крайней мере в памяти Божией.
То же развитие мысли наблюдается и у Мудрых. Сначала они решают эту религиозную
проблему в духе довольно обыденного здравого смысла; «Лучше один праведник,
нежели тысяча грешников и лучше умереть бездетным, чем иметь нечестивых
детей»(Сир 16.1-4); но вместе с верой в совершенную и славную посмертную
жизнь верующие открывают и провозглашают существование подлинной духовной
плодотворности: «Блаженна женщина неплодная, но непорочная! Она получит
плод при воздаянии «святых душ. Блажен и евнух, рука к-рого не делает зла.
Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна» (Прем 3.13
сл; 4.1). Отныне взоры верующего не прикованы неотступно к земной плодовитости,
они уже могут видеть смысл в плодах дел, совершаемых добродетелью и дающих
бессмертие; для этого было необходимо принять и преодолеть то зло, каким
является бесплодие.
III. ДОБРОВОЛЬНОЕ БЕСПЛОДИЕ
Дочь Иеффая, обреченная умереть бездетной, оплакивала свое «девство»
(Суд 11.37 сл), Иеремия же приемлет Божие повеление оставаться безбрачным
(Иер 16.1 сл): этим он символизирует пока только отрицательную сторону
дела - греховное неплодие народа (ср Лк 23.29). Но посредством образов ВЗ уже предвозвещал определенно плодотворную «девственность.
Знамением, полученным Марией при Благовещении, является именно чудесная
беременность Ее родственницы Елисаветы (Лк 1.36 сл): той, к-рая своим неплодием
(1.7,25) напоминает историю всех неплодных женщин, ставших плодоносными
благодаря посещению их Богом, и знаменует для Марии возвещенное Ей девственное
материнство. В Марии зачинается новая эра, Ее Плод - Сам Сын Божий, являющий
полноту жизни преизбыточествующей.
В этой новой эре Иисус призывает идти за Ним «скопцов, к-рые оскопили
самих себя для Царства Небесного» (Мф 19.12). То, что приходилось терпеть
как проклятие, или, в лучшем случае, переносить как зло,
добрый плод к-рого созреет на небе, в глазах ап Павла превращается в харизму
(1 Кор 7.7); тогда как в кн. Бытия говорилось: «Не хорошо быть ч-ку одному»
(2.18), Павел дерзает (но с какими предосторожностями!) провозгласить:
хорошо ч-ку оставаться так (1 Кор 7.26), т.е. оставаться безбрачным, одному,
без детей. Достигнув этой стадии, добровольное бесплодие может уже завершиться
в девственности.
XLD
Ср. брак ВЗ II 3 - девство
- женщина НЗ 1 - мать I 1, II 2 - молоко
2 - одиночество I
- плод 1 - плодовитость - скала 2 - стыд
I 3
|