БЕДСТВИЯ
суеверное к ним отношение В.Астафьева 9.4.1999;
Ср. зло.
БЕДСТВИЕ
Ч-ский род непрестанно сталкивается с несчастьями и его всегда поражают
их внезапность, размеры и слепая неизбежность. Отзвук этого страдания слышится
во всей Библии: война, голод, потоп, грозы, огонь,
болезнь, смерть. Ч-ку, к-рый не может удовлетвориться естественным
объяснением этих явлений, свящ. писатели открывают их таинственное измерение
(смысл), тем самым открывая ч-ку его самого.
1. Бедствие по замыслу Божию. - Как на поверхности, так и в глубине,
Б. представляет собою некое нарушение равновесия. Оно родственно наказанию в том смысле, что оно происходит в конечном итоге
от ч-ского греха; но оно отличается от наказания тем, что обрушивается
вообще на все творение и выявляет с большею ясностью лик Сатаны, к-рому мир подчинен на время испытания (Иов 1.12; Мф 24.22). Бедствие это - «удар» (нага'
- ударять), наносимый множеству и дающий понять, до какой степени грех сказывается
в истории ч-чества (Откр 6; 8.6-11.19).
В Откр Ин такие бичи как война, голод, мор, смерть - не просто естественные
явления, происходящие во времени. Если мы проследим в литературном плане родство
Откр Ин с более ранними писаниями, мы найдем некую единую линию, восходящую от
последних иудейских книг (Прем 10-19; Дан 9.24-27; 12.1) через псалмы (Пс 77;
104) и через пророков (Иез 14; 21; 38; Ис 24; Соф 1.2 сл) к казням Египетским (Исх 7-10). И тогда смысл Б. станет ясным: они
- подготовительные акты того великого Суда, каким является Пасха, день Господень. Прообразом переживаемого нами эсхатологического
освобождения было освобождение во время первой Пасхи и первого исхода.
В этом пасхальном свете нам открывается подлинная сущность Б.: в них проявляется
торжество смертоносной державы греха, но в то же время в них возвещается
и начало ее поражения и победы Христа. Силою Божией любви,
действующей в тайне креста, Б. приобретает новое значение (Рим 8.31-39; Откр
7.3; 10.7).
2. Перед лицом бедствия ч-к должен открыть глаза на этот его истинный
смысл. Он не должен ни хулить Бога (Откр 16.9), ни обращаться к какому-либо идолу
в надежде избавиться от Б. (4 Цар 1.2-17; Ис 44.17; 47.13). В Б. он должен признать
знамение времени (Лк 12.54 слл), свидетельство своего порабощения
греху и предвестие о том, что Спаситель близко - у дверей (Мф 24.33). Б., предвосхищение
Дня Ягве, представляет собою своего рода ультиматум - зов к обращению (Откр 9.20
сл), призыв к бодрствованию (Мф 24.44). Но, главное, оно - начало нашего полного
освобождения: «Когда начнет это сбываться, встаньте и поднимите головы ваши, ибо
приближается избавление ваше» (Лк21.28).
В той же эсхатологической перспективе понятно, что Б-ми сопровождается
распространение Слова в этом мире (Откр 11,1-13), так как оно по-своему
выражает параллельное раскрытие тайны Антихриста. Но, прежде всего,
Б. должно переживаться хр-ном в уверенности, что Бог его любит (Лк 21.
8-19), в уверенности в силе Христовой (2 Кор 12.9). Итак, настроение подлинно
эсхатологическое, к-рое Б. должно в нас поддерживать, - это ожидание; оно
свидетельствует о становлении нового мира и о действии Духа, направляющего
все творение ко всеобщему искуплению (Мф 24.6 слл; Рим 8.19-23).
JCo
Ср. гнев Б. - наказания - посещение - потоп - страдание - суд
ВЗ I 2, II 1
|