Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Кароль Войтыла, он же папа Римский Иоанн-Павел II

Досье упоминаний - отдельно.

Очерк Я.Кротова о нем - он же о  визите Войтылы в Грузию в ноябре 1999 г.

Вайгель о нем книга и в интервью кратко 1999



Энциклики и апостольские послания:
 
Обращение к ООН 

Послесловие Н.Трауберг к публикации отрывка из книги: К.Войтыла. Основания этики. Люблин, 1983. Глава "Этика и нравственность". Вопросы философии, предисл. Ю.Шрейдера. №1, 1991. С. 29-58. Шрейдер толкует девиз Папы (с. 28): "он хорошо знал, как увечит людские души страх перед оккупантами, тоталитарной властью, голодом и даже опасносью не удержать достигнутый статус в обществе потребления. "Не бойтесь" означало и "не соглашайтесь!". Человек не должен соглашаться с правилами игры, которые ему навязывает дурная общественная система". Вел реколлекции у Павла VI.

Против эволюционизма в этике как релятивизма, против противопоставления научной этики религиозной.

Природа "в томистской философии ... означает просто сущность данного ытия, если сущность эта принимается как основа деятельности" (35).
Феноменологич. подход не знает природы, общей основы различных качеств.  "Разум - главная энергия человеческой природы и главный ее властитель" (35).

Долг исходит от воли, связан с усилием.  - Павел и Овидий - должен одно, делаю другое.

Против Лютера (37) _ "Повреждение (чел. природы) ... не так глубоко, чтобы искуплению совершенно не на что было опереться в человеке".

39 "Убегая от законов природы, как присуще совр. позитивистскому мышлению, мы еще более бежим от Законодателя".

45 - против счастья как суммы удовольствий.

47 "Духовные ценности объективно выше материальных -- только при таком подходе этика имеет полное право на существование. Подчнение этики экономике разрушает не только самую ее сущность, но и человека".

Аскеза - усилие поставить все ценности на надлежащее место - нормальность скезы - не бегство от жизни, а полнота жизни, "ибо благодаря ей мы овладеваем самым трудным".

Идейность - волевая установка, идеология -- рациональная. Идеология направлена на создание идейности и поддерживается идейностью. Ср. идеализм. Идейный человек должен быть смиреннным. Утилитаризм противоположен идейности. Ressentiment - стремление принизить великую идею, пч ты не можешь с ней справиться - 49
 
 

Это текст оп. в Тыгоднике повшехны в 1957-8 гг. 

 

 

"EL PAIS": Адвокат дьявола. Историк Дэвид Яллоп рассказал о нелицеприятных сторонах понтификата Иоанна Павла II

"Santo subito" – "Святой немедленно" – скандировали десятки тысяч христиан в Ватикане, узнав о смерти Иоанна Павла II в апреле 2005 года. Кардинал Йозеф Ратцингер – его друг и преемник под именем Бенедикта XVI – это учел. Он предложил причислить самого харизматичного понтифика всех времен – и одного из самых спорных – к лику святых Католической церкви еще быстрее, чем Терезу Калькуттскую. Иоанн Павел II беатифицировал ее в октябре 2003 года, через шесть лет после ее кончины в Индии в сентябре 1997 года.

Таковы намерения Ватикана. Однако могут возникнуть препятствия, как это было в случае канонизации пап Пия IX (причисленного только к лику блаженных, несмотря на то, что он умер более века назад) и Пия XII. Процесс беатификации этого понтифика, правившего в Ватикане с 1937 по 1956 год, зашел в тупик после того, как компетентные историки предоставили информацию о его позиции и контактах с преступным гитлеровским режимом Германии в 30-40-е годы прошлого века.

Исследователь Дэвид Яллоп может аналогичным образом повлиять на процесс канонизации Иоанна Павла II. Яллоп только что опубликовал книгу "Власть и слава. Мрачная история понтификата Иоанна Павла II" (The Power and the Glory. Inside the Dark Heart of Pope John Paul II's Vatican).

Британский историк дистанцируется от официальной истории, на 728 страницах книги развенчивая, основываясь на свидетельствах и документах, мифы, на которых держится нравственный образ Кароля Войтылы. "Понтификат столь же грандиозный в своих планах, сколь сомнительный в своих результатах", – заявил вчера британский исследователь на встрече с журналистами в мадридской штаб-квартире издательства Planeta.

Неспособность покончить с коррупцией в Ватикане; укрывательство сексуальных домогательств по отношению к детям со стороны клириков в разных странах (США, Австрии и Испании); упорная поддержка основателя общества "Легионеры Христа" Марсиаля Марселя, которого Папа Бенедикт XVI в конце концов вынудил покинуть Рим в обмен на обещание забыть о выдвинутых против него и священников, входящих в его организацию, обвинениях в педерастии; контакты с такими страшными диктаторами, как Пиночет в Чили; безжалостное осуждение теологов освобождения, которых он обвинил в том, что они занимаются политикой в Латинской Америке (и это он, наиболее политичный из всех пап), – все эти аспекты бросают тень на его биографию, утверждает Яллоп.

Автор книги "Кто убил Папу Римского?" (In God's Name, в книге историк излагает свою версию, по которой Папа Иоанн Павел I был жестоко убит), Яллоп развенчивает мифы, делающие из Папы защитника евреев в оккупированной нацистами Польше и обличителя коммунистического режима, который, тем не менее, облегчил его восхождение на архиепископскую кафедру Кракова.

Книга – это хладнокровное повествование на надгробии библейской заповеди "Познайте истину". Яллоп просит провести тщательнейшее расследование и сожалеет о "должности" адвоката дьявола, которую Иоанн Павел II упразднил в 1983 году.

Функции адвоката дьявола, действовавшего с 1587 года, заключалась в том, что он требовал доказать добродетели и даже разоблачал ошибки или грехи будущего святого. Его присутствие делало процессы беатификации и канонизации бесконечными, а иногда и вовсе срывало их. Отмена этой "должности" позволила польскому Папе всего за 26 лет осуществить 1800 беатификаций и канонизаций: столько же провели все его предшественники вместе взятые.

Одним из примеров такой быстроты стала канонизация испанца Хосемарии Эскривы, основателя Opus Dei. Его протеже Иоанн Павел II причислил его к лику святых всего за 27 лет, в 2002 году (он умер в 1975 году). Совсем не так проходила канонизация св. Игнатия Лойолы, основателя некогда могущественного Общества Иисуса (ордена иезуитов) – она продолжалась 56 лет (с момента его смерти в Риме в 1556 году до 1622 года).

Хуан Бедойя

21 сентября 2007 г.

Перевод и публикация www.inopressa.ru

*

 

Кшиштоф Ежевский. Польша после папы. Континент, №40 (1984, №2). С. 209-230.

О визите Папы: "Мы ждали чуда, чудо - прибежище бессильных" (209). "В папских проповедях нет ни слова в защиту нелегализованной и преследуемой "Солидарности", нет ни слова прямой критики по адресу властей. Все, что так возбудило нашу надежду и добела раскалило наши настроения, совершалось в сфере разговора о ценностях, нравственности, истинах веры или, в крайнем случае, о национальной традиции" (212). "Каким тяжкое было это одинокое единоборство человека в белой сутане с режимом" (212).

"В Польше ведь ходят в костел не только потому, что верят в Бога, но еще и назло партии. Даже если нас возмутит очередное примиренческое высказывание кардинала Глемпа, мы все равно пойдем в костел - куда же еще? В коммунистических странах церкви всех вероисповеданий битком набиты верующими - в западных демократиях они сражаются с равнодушием и обмирщением масс, страдают от нехватки кандидатов в священники" (222).

"Быть может, недалеки времена, когда коммунис[324]тическим властителям придется - скрежеща зубами - признать людей в сутанах партнерами в переговорах исторического значения. Конечно, не задаром. Но наверняка они предпочитают этих партнеров, а не народных вождей, выкованных в водовороте и кипении революции. Союз трона и Церкви не нов в этой части Европы".



Постановление Политбюро против него 1979 г. 26.11.1999;
Родители

Отец, Кароль Войтыла, сын портняжного мастера Мацея и Франциски, родился 18.VII.1879 г. в Липнике (в окрестностях города Бельско-Бяла). Работал портным, с 1900 года - унтер-офицер сначала австрийской, затем польской армии; в отставке с 1941 года.

Мать, Эмилия Качоровска, дочь седельника (отделочника карет) Феликса и Анны; родилась в 1884 году в Кракове (?).


Кароль Иосеф Войтыла

Родился 18.V.1920 г. в Вадовице (Польша), крещен (военным капелланом) 20.VI.1920 г.

15 сентября 1926 г.
Начинает учебу в начальной мужской школе "М.Вадовита". В течение всего курса обучения получает отличные оценки.

13 апреля 1929 г.
Умирает мать (медицинское заключение: миокардит, нефрит).

Июнь 1930 г.
Принят в Государственную мужскую гимназию "М.Вадовита".

Сентябрь 1935 г.
Участвует в маневрах учебных воинских частей в Хермановице.

Май 1938 г.
Конфирмовался.

14 мая 1938 г.
Экзамены на аттестат зрелости.

22 июня 1938 г.
Подает прошение о приеме на факультет литературы и философии (полонистика) Краковского университета.

1934 - 1938 гг.
Первые сценические выступления в Вадовицком школьном театре. В период учебы в гимназии является председателем Общества Девы Марии. В те же годы совершает первое паломничество в г. Ченстохов.

Лето 1938 г.
Переселяется с отцом в Краков. Начало учебного года в университете. Посещая университетские лекции, поступает в основанный Кудлинским театральный кружок "Студне-38".

Октябрь 1938 г.
Вечер поэзии в Голубом зале Католического дома в Кракове: читает свои стихи.

1938 - 1940 гг.
Пишет "Баллады Вавельского собора".

1 сентября 1939 г.
Начало второй мировой войны. Служит мессу в Вавельском соборе (отправитель - дон Фиглевич, его исповедник).

2 ноября 1939 г.
Переходит на второй курс университета.

1 ноября 1940 г.
Поступает в качестве рабочего на каменный карьер в Закшовеке, близ Кракова.

18 февраля 1941 г.
Умирает отец.

1 ноября 1941 г.
Первое представление пьесы "Король Дух".

Весна 1942 г.
Переведен из карьера на фабрику "Солвей".

Октябрь 1942 г.
Начинает посещать подпольные курсы при теологическом факультете Ягеллонского университета как семинарист Краковской епархии (сдает экзамены с оценками "эминентер" и "вальде").

Март 1943 г.
Премьера пьесы "Самуэль Зборовский". К.Войтыла исполняет главную роль. Это его первое выступление на профессиональной сцене.

29 февраля - 12 марта 1944 г.
Находится в больнице после попадания под автомобиль.

Август 1944 г.
Архиепископ Сапеха переводит его вместе с другими "подпольными" семинаристами во дворец Архиепископата. Здесь он пробудет до конца войны. Продолжает учебу. Порывает связи с фабрикой "Солвей".

9 сентября 1944 г.
Тонзура.

17 декабря 1944 г.
Получает два младших церковных чина.

9 апреля 1945 г.
Избран вице-президентом студенческой организации "Братская помощь" Ягеллонского университета. Остается им до мая 1946 г.

12 декабря 1945 г.
Получает два следующих младших чина.

13 октября 1946 г.
Первый старший чин.

20 октября 1946 г.
Второй старший чин (Дьяконат).

1 ноября 1946 г.
Стал священником. Как и ранее, таинство посвящения совершает Архиепископ Митрополит Адам Сапеха в своей личной капелле.

15 ноября 1946 г.
Выезжает на учебу в Рим.

26 ноября 1946 г.
Поступает в Международный папский колледж "Ангеликум".

Лето 1947 г.
Совершает поездку во Францию, Бельгию и Голландию. В окрестностях Шарлеруа проводит пастырскую работу среди рабочих-поляков.

3 июля 1947 г.
Сдает выпускной экзамен по теологии.

14 июня 1948 г.
Защищает дипломную работу. "Доктрина де фиде апуд С. Иоанем де Круце".

Вторая половина июня 1948 г.
Возвращается в Польшу.

8 июля 1948 г.
Назначен помощником приходского священника в Неговице, близ Бохни.

24 октября 1948 г.
Получает диплом преподавателя теологии на факультете теологии Ягеллонского университета в Кракове.

16 декабря 1948 г.
На том же факультете получает звание доктора святой теологии.

7 августа 1949 г.
Отозван в Краков и назначен помощником священника в приходе Св. Флориана.

1 сентября 1951 г.
Архиепископ Базяк временно освобождает его от должности (до 1953 г.) для подготовки к экзамену на звание университетского преподавателя. До этого его пастырская деятельность проходила среди студентов университета (церковь Св. Флориана) и работников здравоохранения.

С октября 1953 г.
Читает курс католической социальной этики для студентов 4-го курса факультета теологии Ягеллонского университета.

19 июля 1954 г.
Люблинский католический университет предлагает должность внештатного преподавателя (предложение принимается).

С октября 1955 г.
Преподает в Люблинском католическом университете. Продолжает преподавание в Кракове.

С 1 декабря 1956 г.
Официальный заместитель штатного профессора и штатный служащий Люблинского католического университета.

15 ноября 1957 г.
Центральная квалификационная комиссия утверждает его в должности приват-доцента (документ от 31.ХI.1957).

4 июля 1958 г.
Назначен помощником Архиепископа Краковского Базяка.

1960 г.
Первое издание работы "Любовь и ответственность".

Январь 1960 г.
Диссертация К.Войтылы на право преподавания "Оценка возможности обосновать христианскую этику на системе Макса Шелера" публикуется Научным товариществом Люблинского католического университета.

16 июля 1962 г.
После кончины Архиепископа Базяка избирается капитульным викарием.

5 октября 1962 г.
Выезжает для участия в работе II Ватиканского Вселенского собора.

18 января 1964 г.
Назначен Архиепископом Краковским.

10 сентября 1964 г.
Отбывает на III сессию Вселенского собора, по ее окончании совершает паломничество в Святую Землю и проводит там две недели.

31 января - 6 мая 1965 г.
Участвует в разработке XII схемы о Церкви в современном мире.

29 декабря 1966 г.
Учреждена Епископальная комиссия по делам Светского апостолата. Архиепископ Войтыла - ее председатель.

28 июня 1967 г.
Первая Генеральная Ассамблея Епископального Синода. Кардинал Войтыла отказывается от участия в ней в знак солидарности с Примасом, которому отказано в паспорте.

18 февраля 1968 г.
Вступает в должность приходского священника в церкви Св. Цезаря в Риме.

5 января 1969 г.
Пишет для "Оссерваторе Романа" статью "Истина энциклики Гуманэ Витэ".

15 марта 1969 г.
Принятие устава Епископальной конференции. Кардинал Войтыла - вице-президент этой конференции.

28 августа - 1 сентября 1969 г.
Поездка в Канаду и Соединенные Штаты.

11 - 28 октября 1969 г.
Участвует в I внеочередной сессии Епископального Синода.

Декабрь 1969 г.
Польское теологическое общество (ПТО) в Кракове публикует работу "Личность и поступок".

29 июня 1970 г.
Участвует в торжествах по случаю 50-летия священнической деятельности Павла VI.

27 сентября 1971 г.
Отбывает на II сессию Епископального Синода.

5 октября 1971 г.
Избран в Совет Генерального секретариата Епископального Синода.

17 октября 1971 г.
Участвует в канонизации отца Кольбе.

1972 г.
ПТО издает работу "В основе обновления. Исследование о воплощении в жизнь решений II Ватиканского Вселенского собора".

20 - 27 марта 1973 г.
Участвует в работе Святой Конгрегации по делам клира.

5 октября 1973 г.
Аудиенция у Павла VI.

17 - 24 апреля 1974 г.
Участвует в конгрессе, созванном по случаю седьмого столетия Св. Фомы Аквинского, и выступает с докладом.

21 сентября - 26 октября 1974 г.
III сессия Епископального Синода. Кардинал Войтыла - докладчик по вопросам доктрины.

19 сентября 1975 г.
Отбывает в поездку по Германской Демократической Республике.

25 марта 1975 г.
Работает в Святой Конгрегации по делам католического воспитания.

23 июля - 5 сентября 1976 г.
Поездка в Соединенные Штаты.

8 сентября 1976 г.
Рим, Генуя - вступительная лекция к конгрессу по философии ("Теория - практика: тема человеческая и христианская").

21 ноября 1976 г.
В Риме кардинал Войтыла возглавляет польскую делегацию на международном конгрессе по подготовке новой Апостольской конституции для религиозных исследований.

1 - 15 марта 1977 г.
Участвует (практически председательствует, ввиду отсутствия кардинала Сапера) в работе третьей сессии Совета Генерального Секретариата Епископального Синода.

23 июня 1977 г.
Присуждение докторской степени гонорис кауза университетом им.Гутен6ерга в Майнце.

30 сентября - 29 октября 1977 г.
Очередная сессия Епископального Синода. 24 октября избирается в Совет Генерального Секретариата Синода.

l0 - 17 марта 1978 г.
Участвует в работе Конгрегации "Институционе Католика".

15 - 20 мая 1978 г.
Сессия Совета Генерального Секретариата Епископального Синода.

21 июня 1978 г.
Вступительное слово "Брак и любовь" на конгрессе, созванном по случаю 10-й годовщины энциклики "Гуманэ Витэ".

11 августа 1978 г.
Участие в похоронах Павла VI.

25 августа 1978 г.
Начало Конклава.

26 августа 1978 г.
Избран Иоанн Павел I (Альбино Лучани).

30 августа 1978 г.
Иоанн Павел I дает аудиенцию кардиналам, а также приватную аудиенцию кардиналу Войтыле, который 3.IХ участвует в церемонии провозглашения понтификата Иоанна Павла I.

1 сентября 1978 г.
В Турине - посещение храма, где хранится Плащаница.

19 - 25 сентября 1978 г.
Поездка в Федеративную Республику Германии с Примасом кардиналом Стефаном Вышинским и епископами Стробой и Рубиным.

3 октября 1978 г.
Отбывает на похороны Папы Иоанна Павла I.

14 октября 1978 г.
Начало Конклава.

16 октября 1978 г.
Кардинал Кароль Войтыла избран Папой.(Из книги "Мысли о земном", 1992, стр.395­401) ы

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.