В Катехизисе по Евангелию от Марка.
Ср. бесы.
Иисус по имени Ангел: ангелы как коммуникационные сущности.
Между философией и магией: вторая глава послания в Колоссы.
Ангеловедение: и с этой женщиной я живу!
Ангел противоречия — хранитель Льва Толстого от пошлости.
Канон молебный ангелу хранителю.
Arnold, Clinton E. The Colossian Syncretism: The Interface Between Christianity and Folk Belief at Colossae. Baker Pub Group, 1996.
Ср. Библия. катехизис. Сыны Божии. Антропология библейская. Демонология иудаизма.
Ангел в Гефсиманском саду, Лк. 22, 43.
Carrell, Peter R. Jesus and the Angels: Angelology and the Christology of the Apocalypse of John. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. (Society for New Testament Studies Monograph Series, 95.) xxii, 270.
Hoffmann, Matthias Reinhard. The Relationship between Angelomorphic and Lamb Christology in the Book of Revelation [Der Zerstörer und das Lamm. Das Verhältnis von angelomorpher Christologie und Lamm-Christologie in der Johannes-Offenbarung.] 2005. XVI, 311 pages.
В раннем христианстве, Даниелу. У Паламы, Керн, 1950; Бердяев об А. как нетворческом начале, 1914.
См. книги Сведенборга; еп. Василия Кривошеина; и богослужение, очерк Милова, 1955; католич. катехизис, 1992; Кротов;
См. в словаре библейской теологии, 1970. 1993.
Jones, David. Angels, A History. Oxford University Press, 2010. 176 pp.
Reed, Annette Yoshiko. Fallen Angels and the History of Judaism and Christianity. The Reception of Enochic Literature. Cambridge UNiversity Press, 2005. 336 pgs.
Bucur, Bogdan Gabriel. Angelomorphic Pneumatology: Clement of Alexandria and Other Early Christian Witnesses. Leiden, Brill, 2009, xxx, 238 pp. Series: Vigiliae Christianae, Supplements, 95 ISSN: 0920-623x. Образы ангелов в пневматологии 2-3 вв.
Sullivan, K.P., Wrestling with Angels: A Study of the Relationship between Angels and Humans in Ancient Jewish Literature and the New Testament (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 55; Leiden / Boston: Brill, 2004).
АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ (евр. МалЈх Яхв№ — Вестник Сущего), одна из библ. форм *Теофании, кенотического Богоявления (см., напр., Быт 22:11; Мф 1:20). Поскольку выражение «А.Г.» употребляется и для обозначения тварного ангела, среди библеистов не установилось единого толкования всех мест, где сказано об А.Г. По мнению *Глаголева А.А., в большинстве случаев А.Г. «есть не один из рода тварных ангелов, но Ангел-Бог, Божественный Логос, в исторической форме Его ветхозаветного действия» («Ветхозаветное библейское учение об ангелах», К., 1900), хотя тот же автор признает, что в ряде случаев под именем А.Г. выступает тварный вестник воли Божьей.
l *Р о з а н о в В.В., «...Ангелы Иеговы» у евреев, СПб., 1914; см. также лит-ру к ст. Ангелология и демонология библейские.
АНГЕЛОЛОГИЯ И ДЕМОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКИЕ, учение ВЗ и НЗ о тварных разумных существах, не принадлежащих к человеческому миру.
Ангелология. Библ. вероучение разделяет с большинством др. религий веру в реальность особого мира сверхчеловеч. созданий, к-рые, подобно человеку, участвуют в Божественном Домостроительстве. Кн. Библии *допленного периода, хотя и часто говорят о явлениях и действиях этих существ, не имеют разработанной ангелологии. Возможно, здесь сказалось опасение, что чрезмерная сосредоточенность на ангелах приведет к их обоготворению. Примечательно, что ветхозав. ангелы иногда называются так же, как назывались боги Ханаана: «сыны Божии» или даже просто «боги» (Пс 28:1; 81:1; Иов 1:6). В таком наименовании крылся намек на то, что язычество есть поклонение тварным существам. Предполагается, что одно из понятий библейской ангелологии — херувим (евр. керубим, мн. ч. от керуб) связано с представлениями о крылатых существах, олицетворяющих стихии. В религ. символике Египта, Месопотамии, Ханаана и др. стран часто встречаются изображения созданий с телом льва (или тельца), орлиными крыльями и человеческим лицом. Аналогичные изображения есть и в древнеизраил. искусстве (см. илл. к ст. Допленный период). Свидетельство *Иосифа Флавия (Иудейские древности, III, 6, 5 — «крылатые животные») показывает, что именно так представляли херувимов, к-рые увенчивали Ковчег и находились в Храме. В Быт 3:24 керубы выступают в качестве стражей Едема; в Пс 17:11 они обозначают Божественную Колесницу (ср. Пс 103:3). Подобия керубов являются в видении прор. Иезекиилю (Небесный Ковчег — Иез 1:4 сл.). Все это позволяет усматривать в керубах образы одушевл. и одухотвор. космоса, служащего Творцу. Крылатыми представлены и серафимы (мн.ч. от евр. шарЈф — палящий), к-рые окружают Престол Господень (Ис 6:1 сл.).
В период *Второго Храма А. получает дальнейшее развитие. Появляются личные имена ангелов, такие, как Гавриил, Михаил (Дан 8:16; 9:21; 10:13). Особенно богата ангелология *апокрифов ВЗ. Многие толкователи связывают интенсивное развитие ангелологии в *междузаветный период с идеей трансцендентности Сущего. «Чем больше увеличивается расстояние между Богом и миром, тем живее сказывается стремление заполнить это расстояние все возрастающим количеством разных существ, являющихся посредниками между Богом и человеком» (*Андреев). Однако, по общецерк. учению, ангелология в целом есть результат духовного опыта человека, соприкасавшегося с иными, незримыми тварными мирами.
В НЗ, как и в ВЗ, ангелы — посланники Божии (Евр 1:14); они являются при важнейших событиях *истории спасения (напр., Лк 1:26). У ап. Павла есть понятие об иерархии ангельских сил (Кол 1:16; Еф 1:21), названия для к-рой заимствованы из иудейских текстов междузав. эпохи.
Демонология, т.е. учение о темных силах, в допленное время было еще менее разработанным, чем ангелология. (Отметим, что весь Древний Восток поклонялся демонам.) В это время понятие о злых стихиях, противящихся Богу, олицетворялось Змеем, Драконом, чудовищем моря (см. ст. Хаос). Образ сатаны (евр. шатЈн — противник) появляется лишь в Кн. Иова. От древнейшего (домоисеева?) времени дошло представление о сатирах (евр. сеирим) и демоне пустыни Азазеле. В Лев 16:20-28 козел, символизирующий грех народа, изгоняется в безводные места «для Азазеля» (син. пер. слова «отпущение»). В 1 Кн. Еноха (см. Апокрифы) содержится сказание о падении ангелов, связанное автором с Быт 6:1-4. В обоих Заветах боги язычников нередко отождествляются с бесами (Пс 105:36-38; 1 Кор 10:20) и представляются властителями царств мира сего. Евангелие ясно учит о персонифицир. зле. Сам Христос Спаситель говорит о Своей борьбе против мирового зла как о борьбе с сатаной (см., напр., Лк 10:18).
l *А н д р е е в И., Ангел, НЭС, т. 2; Ангелология, ЕЭ, т. 2; *Булгаков С.Н., Лествица Иаковля, Париж, 1929; *Глаголев А.А., Ветхозав. библ. учение об ангелах, К., 1900; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Керубы, по данным Библии и вост. археологии, «Труды Белорус. гос. ун-та», Минск, 1922, № 2-3; CББ, с.19-23, 46-48, 989-993; иностр. библиогр. см.: D a v i d s o n G.A., Dictionary of Angels, L.-N.Y., 1967; Еnc.Кat., t. 1, s. 549-52.
См. демонология у аввы Серена, 5 в.