ВИДЕТЬ, ВИДЕНИЕ
См. человек. Цвет. Перспектива. Пропорция. Живопись. Фотография. Кино.
Зрение и видение в Библии.
Сны и видения в славянской и еврейской духовной традиции. Ред.О.Белова. М.: Сэфер, 2006. 226 с.
Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2005. 288 с. 2-е изд.
Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. М.: Радио и связь, 1987. 400 с.
Сикл Э. Оптические иллюзии. М.: АСТ, 2004. 165 с.
Шевелев И. Геометрическая гармония. Кострома, 1963. 108 с.
Лосский Н. Видения святых и мистиков / Путь.— 1934.— № 43 (апрель — июнь).— С. 17—34.
Кротов:
1601 г. Смутные видения Смутного времени.
ВИДЕТЬ
Идолы, как говорится в псалме, «имеют глаза и не видят» (Пс 134.16), Бог же
«видит под всем небом» (Иов 28.24), в особенности «сынов человеческих»
(Пс 32.13 сл), «сердца и утробы» (Пс 7.10) к-рых Он испытует. Но для ч-ка
Он остается «Богом сокровенным» (Ис 45.15), «К-рого никто из людей не видел
и увидеть не может» (1 Тим 6.16; 1.17; 1 Ин 4.12). Однако Бог избрал Себе
народ, к-рому Он «дал видеть Себя» (Числ 14.14), вплоть до явления Себя
в лице Своего Единородного Сына (Ин 1.18; 12.45), прежде чем ввести его
на небеса, чтобы он «узрел лицо Его» (Откр
22.4).
I. ЖЕЛАНИЕ ВИДЕТЬ БОГА
В ВЗ самое сильное желание - В. Бога «своими глазами» (Ис 52.8). Тоска по раю,
преобладающая во всей Библ., заключает в себе во-первых сознание об утерянной
близкой и непосредственной связи с Богом и постоянный страх Его гнева, но также и неутомимую надежду встретить Его лицо и увидеть Его радость. Оба главных религиозных опыта
Израиля - опыт Божественного Слова в пророках и опыт Божественного Присутствия в подлинном культе - направлены к одному,
все превосходящему, опыту: В. Бога.
1. Явления Бога пророком представляют собой апогей их жизни и миссии.
Моисей и Илия пережили этот опыт в его высшей степени. И однако, Моисею,
просящему: «покажи мне славу Твою» (Исх 33.18), Господь,
исполняя его мольбу, отвечает: «Я покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду...
ты увидишь меня сзади, а лицо Мое не будет видимо тебе» (Исх 33.22 сл).
Когда приближается Ягве, Илья «закрывает лицо свое» и только слышит голос
(3 Цар 19.13; ср Втор 4.12). Никто не может В. Бога, если Бог не явит ему
Себя. Привилегия Моисея единственная в своем роде - «образ Ягве он видит»
(Числ 12.8).
На разных более низких уровнях пророки «в снах и видениях» (Числ 12.6) видят
нечто не от мира сего (Числ 24.4,16; 2 Пар 18.18; Ам 9.1; Иез 1-3; Дан 7.1 и т.д).
Авраам и Иаков тоже имели подобный опыт (Быт 15.17; 17.1;
28.13), а также Гедеон (Суд 6.11-24), Маной и его жена (Суд 13.2-23). Даже семьдесят
старейшин израилевых в некоторой степени участвовали в привилегии Моисея и «видели
Бога Израилева» на горе (Исх 24.10; но LXX и слав. Библ переводят: «они видели
место, где стоял Бог Израилев»).
2. Культ, возносимый Богу на местах, где Он явил Свое присутствие (Исх
20.24), вызывает у лучших желание видеть Бога, желание «искать лица Его» (Пс 23.6),
«созерцать красоту Его» (Пс 26.4), «видеть силу Его и славу Его» (Пс 62.3), увидеть
хоть издали храм (Ион 2.5). В видении Исаии, столь близком явлениям
Бога Моисею, соединяется видение пророческое, в основе которого лежит слово и
миссия, с культовым видением, объект которого - Присутствие (Ис 6; ср 2 Пар 18.18; Иез 10-11).
II. ВИДЕТЬ И ВЕРОВАТЬ
Если желание В. Бога исполняется только редко и частично, то это потому, что
Бог есть «Бог сокровенный» (Ис 45.15), открывающийся вере. Чтобы Его познать,
нужно слушать Его слово и В. Его дела; ибо в чудесах Его творения видно «невидимое Его»
(Рим 1.20); наблюдение светил приводит к смутному ощущению
Его могущества (Ис 40.25 сл), а созерцать мир (Иов 38-41) - это уже В.
Бога.
Сокровенный Бог еще более открывает Себя в истории. В дивных делах, совершенных
Богом в пользу Своего народа (Исх 14.13; Втор 10.21; Ис Нов 24.17) - знамениях доселе невиданных (Исх
34.10), Израиль «увидел» славу Его (Исх 16.7). Итак, познать
Бога значит «видеть дела Его» и «уразуметь. Кто Он» (Пс 45.9 слл; ср Ис
41.20; 42.18; 43.10), «увидеть Его дела и верить в Него» (Исх 14.31; Пс
39.4; Иф 14.10), ибо «нет Бога, кроме Меня» (Втор 32.39).
Но, подобно бесчувственным идолам, люди глухи и слепы (Ис 42.18), «у них есть глаза
и они не видят, уши и не слышат» (Иер 5.21; Иез 12.2): знамения и дары Божий,
предназначенные для их просвещения, могут ожесточить их в их ослеплении. Хотя
пророки и проповедуют им, «огрубело сердце народа сего... и очи свои сомкнули,
да не увидят очами... и не уразумеют сердцем» (Ис 6.10).
НЗ
I. БОГ, ВИДИМЫЙ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ
I. В Иисусе Христе Бог являет неслыханные чудеса, обещанные пророками
(Ис 52.15; 64.3; 66.8), дела «небывалые» (Мф 9.33). Праведный Симеон отходит с
миром; «ибо видели (его) очи спасение» (Лк 2.30). «Блаженны очи, что видят» дела
Иисуса: они видят то, что «многие пророки и праведники желали видеть... и не увидели»
(Мф 13.16 сл); они видят вблизи то, что Авраам видел «издали» (Евр II.13) и то,
чему он уже возрадовался, - «День» Христов (Ин 8.56). Они блаженны, если только
не соблазнятся о Христе и увидят, что происходит в действительности: «слепые прозревают...
нищим благовествуется» (Мф 11.5 сл).
2. Видеть и веровать. - Уже в синоптических Еванг. и еще яснее у Ин.,
видение того, что совершает Иисус, и того, что Бог Отец совершает в Нем, есть
призыв веровать, достичь верой невидимой стороны истории спасения.
3намения, являемые Иисусом, должны вести к вере (Ин 2.23; 10.41; 11.45; ср
Лк 17.15,19). Если не дано других знамений требующим их, то быть может отчасти
потому, что они не привели бы к вере (Мф 12.38 сл п; ср Мк 15.32). Совершенная
вера должна обойтись без знамений (Ин 4.38), но действительность далека от этого
идеала. Ибо, несмотря на все совершенные перед ними знамения, многие не могут
ни уверовать (Ин 12.37) ни даже, можно сказать, увидеть (Мф13.14сл; Ин12.40;ср
Ис6.9сл). Для них свет миру становится тьмой (Ин 8.12; 9.5), а очевидность
- ослеплением: «Если бы вы были слепы, не имели бы греха; но вы говорите «мы видим».
Грех ваш пребывает» (Ин 9.39 слл).
Те же темы встречаются в повествованиях о Воскресении. Вид пустого гроба (Ин
20.28), явления Иисуса, во время к-рых Он «представал очам» (ώφθη
Деян 13.31; 1 Кор 15.5-8; Мф 28.7,10 п) избранных Свидетелей (Деян 10.40 сл), должны были привести к вере
(Ин 20.29; ср Мф 28.17). Но возможно В. и слышать свидетелей и оставаться в неверии
(Лк 24.12; 27.39 слл; Мк 16.11-14), тогда как и в данном случае идеальная вера
в том, чтобы верить, не видя (Ин 20.29).
3. Во Иисусе Христе Бог видим. - Существует видение, предшествующее
вере, но вера в свою очередь приводит к знанию и видению. Не только небеса
отверсты над Сыном Ч-ским (Ин 1.51;ср Мф 3.16), и тайны Божий открыты,
и жизнь дана верующим в Него (Ин 3.21,36), но и слава Божия, к-рую Моисей мог созерцать только кратковременно
и частично (Исх 33.22 слл; 2 Кор 3.11), исходит постоянно и неприкровенно
от лица Господа (2 Кор 3.18): «Мы видели славу Его, славу Единородного
от Отца» (Ин 1.14). В. Иисуса - значит уже В. Слово, «Жизнь, к-рая была
у Отца и явилась нам» (1 Ин 1.1-3). И потому, что «Я в Отце и Отец во Мне...
видевший Меня, видел Отца» (Ин 14.9 сл; ср 1.18; 12.45).
II. ВИДЕТЬ БОГА ТАКИМ, КАК ОН ЕСТЬ
Даже воплощение Сына не может удовлетворить нашего желания В. Бога, ибо, пока
Иисус не восшел ко Отцу Своему (Ин 14.12,28), Он не открыл еще всей присущей Ему
славы (Ин 17.1,5). Иисус должен уйти, вернуться в невидимый мир, откуда Он пришел,
в мир «невидимой реальности», к-рая есть источник видимого нами (Евр 11.1 сл)
мира Божия. Поэтому нужно, чтобы Его больше не видели (Ин 16.10-19), чтобы люди
искали и не находили Его (7.34; 8.21). После того как ученики «увидели» Его в
последний раз перед Вознесением (Деян 19 слл), началось время, когда те, «кто
не видели Его», должны любить Его и радоваться о Нем, «доселе не видя, но веруя
в Него» (1 Петр 1.8 сл).
Придет день, когда увидят Сына Ч-ского, сидящего одесную Силы (Мф 26.64 п)
и грядущего на облаках небесных (24.30 п). Стефан уже «видит» этот день Господень осуществленным на его глазах (Деян 7.55 сл).
Откр. Ин. наводит на мысль, что это пришествие уже можно видеть в течение всего
исторического процесса: «Се, грядет с облаками и узрит Его всякое око, и те, к-рые
пронзили Его...» (1.7; ср Ин 19.37). Но, в действительности «мы еще не видим»,
т. е. видим только верою, что «все было Ему покорено» (Евр 2.8). Теперь уже не
время смотреть на небо, «а время свидетельствовать, что Он придет таким же обр.,
как восшел на небо» (Деян 1.11), и жить в двойном ожидании: соединиться с Господом,
чтобы быть всегда с Ним (1 Фес 4.17; Фил 1.23), и «видеть Бога» (Мф 5.8), «видеть
лицо Его» (Откр 22.4), «видеть Его, как Он есть» (1 Ин 3.2) в Его непостижимой
тайне, полностью явленной Его детям.
JDu & JG
Ср. вера - знамение НЗ I 2 - лицо
- образ - Откровение - предопределять 3,5 - присутствие Божие НЗ III -
чистый НЗ I 3 - явления
Христа
|