НЕБО
См. катехизис.
Слово Н. может обозначать как область, к-рой занимаются астрономы и астронавты,
так и жилище, в к-ром Бог собирает избранных Своих. Это совпадение не следует
объяснять наивностью библ. представлений; оно проистекает из всеобщего
и неизбежного ч-ского опыта. Бог открывается ч-ку через все Свое творение,
в том числе и через видимые его структуры. Это откр. передается в Библ.
в форме иногда сложной, но не дающей повода к смешениям. В ней ясно различается
Н. физическое, имеющее ту же природу, что и земля, - «небо и земля», и небо Божие, «небо, к-рое
не земля»; но первое как раз побуждает ч-ка думать о втором.
I. НЕБО И ЗЕМЛЯ
Евреям, как и нам, Н. представляется частью вселенной, отличной от земли,
но с нею связанной, - некоей полусферой, ее охватывающей и вместе с нею
составляющей вселенную, к-рая за неимением особого слова для ее обозначения
всегда называлась «небом и землей» (Быт 1.1; Мф 24.35).
Израильтяне любовались сиянием этого Н., жаждали его света, восхищались его прозрачностью (Исх 24.10), но самое
сильное впечатление на них производила непоколебимая прочность небосвода
(Быт 1.17-18). По их представлению Н. есть некая постройка, такая же прочная
и хорошо устроенная, как земля, и опирающаяся на столбы (Иов 26.11) и основы
(2 Цар 22.8); в ней имеются хранилища для дождя, снега, града, ветра (Иов
38.22 слл; 37.9 слл; Пс 32.7), «окна» и «шлюзы», через к-рые, когда надо,
вырываются собранные там т. обр. стихии (Быт 7.11; 4 Цар 7.2; Мал 3.10).
светила, прикрепленные к этому небосводу, бесчисленное воинство
звезд (Быт 15.5) свидетельствуют изумительной точностью своего распорядка
о мощи этой архитектурной конструкции (ср Ис 40.26; Иов 38.31 сл).
II. НЕБО В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗЕМЛИ
Н., каким оно представляется взору, его величие и сияние, его дивная
и необъяснимая гармония, зримо и непрестанно внушают ч-ку непосредственное
ощущение непроницаемой тайны, хранящейся в мироздании. Несомненно глубины
земли и бездны земли также недоступны ч-ку (Иов 38.4 слл, 16 слл), но недоступность
Н. всегда перед нашими глазами, она нам предстает как бы видимым обр.;
ч-к принадлежит земле и Н. вне его достижимости: «Никто не восходил
на небо» (Ин 3.13; ср Притч 30.4; Рим 10.6). Надо впасть в безумие, как
царь Вавилонский, чтобы мечтать о восхождении на Н. (см Быт 11.4): это
значит приравнивать себя ко Всевышнему (Ис 14.13 сл). Так самым естественным
обр. устанавливается соотношение между Н. и Богом: на Н. Бог у Себя: «Небо
- небо Господу, а землю Он дал сынам ч-ским» (Пс 113.24).
В переводе LXX наблюдается тенденция переводить евр. слово шамаим
(небеса) соответствующим греч. словом во множ. числе ούρανοί
в тех случаях, когда хотят подчеркнуть его религиозное значение; в иудейской
письменности и в НЗ еще усилили это религиозное значение слова «небеса»
так, что выражение царство небес(ное) становится тождественным выражению
«Царство Божие». При всем этом, в отношении как ВЗ, так и НЗ, нельзя установить
как правило, что слово «небо» всегда означает Н. физическое, а «небеса»
- жилище Божие. Иногда это множ. число, по всей вероятности, выражает распространенное
на Востоке представление о множественности небес, расположенных одно над
другим (ср 2 Кор 12.2; Еф 4.10); иногда оно служит просто для выражения
лирического и поэтического восторга (ср Втор 10.14; 3 Цар 8.27). В Библии
не известны два рода небес, из к-рых один был бы материальным, а другой
духовным. Но она в видимом Н. открывает тайну Бога и Его деяний.
III. НЕБО - ЖИЛИЩЕ БОЖИЕ
Н. - жилище Бога; развернув его сначала как шатер, Он затем над небесными
водами воздвиг Свои «горние чертоги» (Пс 103.2 сл); оттуда Он устремляется,
чтобы шествовать на облаках (Пс 67. 5,34; Втор 33.26) и над великими водами в раскатах грозы возвышать Свой голос (Пс 28.3). Там Его престол и
там Он созывает «воинство небесное», выполняющее и рассылающее Его повеления
до пределов мира (3 Цар 22.19; ср Ис 6.1 сл, 8; Иов 1.6-12). Он воистину
Бог небесный (Неем 1.4; Дан 2.37).
Эти выражения не есть плоды наивной фантазии или поэтические гиперболы;
это - прозрения, поэтически выраженные, в глубокие и истинные реальности
нашего мира, вселенной, целиком подвластной Богу и пронизанной Его взором.
Выражение: Господь «восседает на небесах» символизирует Его всеведение
и могущество: Он смеется над царями земными и их умыслами (Пс 2.2 слл;
ср Быт 11.7); «вежды Его испытывают сынов ч-ских» (Пс 10.4); эта всевышняя
высота, «слава превыше небес», означает, что Он может воздавать правду
всем, «из праха поднимать бедного» (Пс 112. 4 слл), чтобы моление каждого
ч-ка и всего народа Его Израиля доходило до Него (3 Цар 8.30...); если
Он Бог вблизи, то Он и вдали не менее Бог (Иер 23. 23 сл), не только потому,
что вся «земля полна славы Его» (Ис 6.3), но и оттого, что ничто в мире,
ни даже «небеса и небеса небес» не могут вместить Его (3 Цар 8.27).
Образ небесного жилища Бога указывает, разумеется, прежде всего, на Его
недостижимую трансцендентность, но в не меньшей мере он означает Его совсем
близкое Присутствие, подобное всеобъемлющему присутствию Н. вокруг
ч-ка. Целый ряд текстов ясно устанавливает связь между этим бесконечным
расстоянием и этой близостью, начиная с лестницы, стоящей на земле, а верхом
касающейся Н., к-рую видел Иаков в Вефиле (Быт 28.12), и вплоть до пророческих
изречений: «Небо - престол Мой... где же построите вы дом для Меня?...
А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис 66.1 сл;
ср 57.15).
IV. «КРОПИТЕ, НЕБЕСА, СВЫШЕ...» (Ис 45.8)
Так как Бог Израилев есть Бог спасающий и Н. - Его жилище, Он там присутствует
Своею истиной (Пс 118.89 сл), милостью и верностью (Пс 88.3), чтобы оттуда изливать спасение
на землю. Н. является символом всевышнего и всеобъемлющего присутствия
Божия и символом спасения, уготованного для земли. К тому же с Н. благословением нисходят оплодотворяющий дождь
и роса - выражения Божией щедрости и благости. Природные символы и исторические
воспоминания сходятся с тем, чтобы превратить надежду
Израиля в ожидание события, приходящего с Н.: «О, если бы Ты расторг
небеса и сошел!» (Ис 64.1; см 45.8).
Уже восхищение на Н. Еноха (Быт 5.24) и после него Илии (4 Цар 2.11)
призывало стремиться к тому же бесконечному общению с Богом, к к-рому они
были допущены. В свою очередь апокалиптические тайнозрители - Иезекииль,
Захария и в особенности Даниил - получили от Бога, сущего на Н., откровение
тайн, касающихся судьбы народов (Дан 2.28); так и спасение Израиля записано
на Н., оттуда же оно и сойдет. С неба Гавриил внезапно слетает к Даниилу
(9.21), чтобы обещать ему прекращение скорби (9.25); и на облаках небесных
должен появиться Сын Ч-ский, чтобы царство было дано святым (7.13,27).
Наконец, с Н. же, где он «предстоит перед Богом» (Лк 1.19), Гавриил посылается
к Захарии и к Деве Марии, и на Н. же возвращаются ангелы, сошедшие воспевать «славу в вышних Богу и земле
мир» (2.11-15). Присутствие Его ангелов среди нас является знамением того,
что Бог действительно расторг небеса и что Он - Эммануил, т.е. «с нами
Бог».
V. В ИИСУСЕ ХРИСТЕ - НЕБО НА ЗЕМЛЕ
1. Иисус говорит о небе. - Слово «небо» очень часто появляется
на устах Иисуса; оно всегда означает реальность, непосредственно связанную
с Богом. Иисус говорит о царстве Небесном, о награде, приготовленной на небесах
(Мф 5.12), о сокровище, к-рое надо собирать себе на Н. (6.20; 19.21), но
все это потому, что Он постоянно помнит об Отце, К-рый на небесах (5.16,45;
6.1,9) и К-рый знает и «видит в тайне» (6.6,18). Н. и есть это Присутствие Отчее, невидимое
и внимающее, своей неисчерпаемой благостью (7.11) объемлющее мир, и птиц
небесных (6.26), и праведных и неправедных (5.45). Но люди, в своем обычном
состоянии, слепы к этому присутствию; чтобы оно стало живой и торжествующей
реальностью, чтобы пришло Царство Небесное, Христос низошел говорить о
том, что Он знает, свидетельствовать о том, что Он видел (И н 3.11).
2. Иисус приходит с неба. - Говоря о Н., Иисус всегда говорит
о нем не как о некой чудесной и далекой реальности, но как о том мире,
к-рый - Его мир и является для Него самой глубокой и самой серьезной реальностью
нашего мира, того, в к-ром мы живем. Ему дано знать тайны Царства Небесного
(Мф 13.11); Отца, К-рого все мы имеем на небесах, Он знает как Своего собственного
Отца (12.50; 16.17; 18.19). Чтобы так говорить о Н., надо было прийти с
него, ибо «никто еще не всходил на Н., только с неба Сошедший, Сын Человеческий,
сущий на небе» (Ин 3.13).
Оттого что Он - Сын Человеческий, Ч-к,
удел К-рого - Н., Ч-к с Н. пришедший, чтобы туда же уйти (Ин 6.62), дела Его тоже с Н., и Его главное дело - принесение в
жертву Своей плоти и крови, чтобы дать нам хлеб от Бога, «хлеб с неба»
(Ин 6.33-58), дающий жизнь вечную, жизнь Отца, жизнь
с Н.
3. На земле, как на небе. - Хотя Иисус приходит с Н. и
возвращается на Н., хотя можно также сказать, что хр-не уже на Н. с Ним,
что Отец воскресил их и поместил на небесах (Еф 2.6; ср Кол 2.12; 3.1-4),
дело Иисуса однако продолжается. Оно заключается в том, чтобы нерасторжимо
соединить землю с Н., сделать так, чтобы
«пришло Царство» небесное, чтобы воля Божия была «и на земле» (Мф 6.10),
и «чтобы через Него примирить все, и земное и небесное» (Кол 1.20). Приняв
при Своем Воскресении «всякую власть
на небе и на земле» (Мф 28.18), Он вошел кровью жертвы своей в святилище
Божие, «в самое небо» (Евр 4.14; 9.24); «превознесенный выше небес» (7.26)
и воссевший одесную Отца, Он утвердил новый союз между землею и Н. (9.25)
и Свою власть вверил Своей Церкви, утверждая на небесах действия, к-рые
она совершает на земле (Мф 16.19; 18.19).
4. Отверстые небеса. - Об этом примирении, совершенном Иисусом, нам даны знамения. Над
Ним небеса открылись (Мф 3.16), Дух Божий сошел (Ин 1.32); и те, кто Ему
принадлежит, в свою очередь познали этот опыт в великом шуме (Деян 2.2),
в сиянии света (9.3), в видении (10.11). Н. открылось над ними и Дух сошел.
Христос исполнил Свое обетование: «Увидите небо отверстым... на Сына Ч-ского»(Ин
1.51).
VI. НАДЕЖДА НЕБА
«Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего
Иисуса Христа, К-рый уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет
сообразно славному телу Его, силою, к-рою Он действует и покоряет Себе
все» (Флп 3. 20 сл). Все небесные черты хр-ской надежды
собраны здесь воедино. Для нас создан град, община, новый Иерусалим (Откр 3.12; 21.3,10
слл); он уже теперь является нашим градом, в нем воздвигается обитель (см
пребывать), о к-рой мы воздыхаем (2 Кор 5.1). Новая вселенная (Откр 21.4)
образуется, как и наша, из «новых небес и новой земли» (2 Петр 3.13; Откр
21.1), но там уже не будет «смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр
21.4), ни «мерзости» (21.27) и «ночи» (22.5); их заменит счастье и радость
без конца. Когда она явится, старая вселенная, «прежнее небо и прежняя
земля» исчезнут (21.1) в бегстве (20.11), «свившись как свиток» (6.14).
Все же это будет наша вселенная, ибо она - навсегда вселенная Слова, ставшего
плотью, и тела Его; и Н. для нас
было бы ничто, если бы оно не было общением с Господом (1 Фес 4.17; 2 Кор
5.8; Флп 1.28), подчиняющим Себе все, чтобы все предать Богу Отцу (1 Кор
15. 24-28).
JMF & JG
См.: ангелы - белый 1 - блаженство ВЗ II 2 - видеть
НЗ II - воздаяние III 1 - Вознесение - град
НЗ 2 - дом II 2,3 - земля НЗ I 2, II 2 - манна
2,3 - мир 0 - надежда
НЗ IV - облако -
Пасха III 3 - покой III 3 - праздники НЗ - пребывать I - радость
НЗ III - рай 3,4 - родина НЗ 2 - светила
- свет и тьма НЗ II
4 - Храм - царство НЗ I 1
|