Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
ДАР
Cм. Дар Константина.
Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007. 295 с.
Библия учит, что всякий Д. происходит от Бога. «Всякое даяние ... нисходит
от Отца светов» (греч Иак 1.17; ср Тов 4.19). Начало всякого творения есть
Бог, всем дающий пищу и жизнь (Пс 103); Он же кладет начало спасению (Втор
9.6; 1 Ин 4.10). Поэтому заблуждается ч-к, думающий проявить щедрость раньше,
чем сам получил благодать (ср Ин 13.37 сл); первая
обязанность ч-ка - открыться Д. Божию (Мк 10.15 п). Принимая его, ч-к становится
способным на подлинную щедрость и призванным в свою очередь к дарению (1
Ин 3.16).
ВЗ
1. Дары Божии. - ВЗ - в большей степени время обетования,
чем время Д. ВЗ-ные дары лишь прообразуют и предуготовляют окончательный
Дар. «Твоему потомству Я даю землю сию» - говорит Ягве Аврааму (Быт 15.18).
Отзвук этих слов слышен на протяжении всего Пятикнижия. Во Второзаконии
подчеркивается, как надо ценить этот Д. (Втор 8.7; 11.10), и возвещается
также, что неверность может привести к потере Д. - к плену; как условие
возращения в свою землю и жизни нужен другой дар: обрезание сердца (Втор
29.21-30.6).
Превосходнейший из Д. (Пс 147.8 сл), к-рый Бог дает Своему народу через
Моисея - это 3акон (Втор 5.22), соучастие в Его собственной Премудрости
(Сир 24.24; ср Втор 4.5-8). Но Закон бессилен, если зло сердце, его принимающее
(ср Неем 9.13,26). Израилю нужно новое сердце; это и есть будущий Д., чаять
к-рого призывают пророки (Иер 24.7; Иез 36.26 слл).
Таковы Д. ВЗ: некоторые из них как будто прекратились (Давидова династия,
пребывание Славы в Храме), и следовавшие одно за другим разочарования заставляли
переносить надежды на будущее; другие остались лишь как воспоминания, возбуждающие
желание хлеба с неба (Прем 16.20 сл), воды из камня (Пс 104.41). Израиль,
много получивший, ждет еще большего.
2. Дары Богу. - Израиль приносит Ягве первые плоды, десятины (Втор
26) и жертвы (Лев1...) в знак признания Его суверенной власти и Его благодеяний.
Есть также Д., к-рые он приносит в возмещение за неверность Союзу-Завету
(Лев 4; 5), дабы вновь снискать расположение Ягве (2 Цар 24.21-25). Так
эти приношения происходят в некоей перспективе взаимности (Сир 35.9 сл).
3. Взаимные дары. - В той же перспективе обычно понимаются Д.
и между отдельными лицами, семьями или народами. Давая, проявляют «хесед»
- взаимные доброжелательность и благотворительность, общепринятые между
союзниками и друзьями. Принимающий Д. соглашается на союз (завет), возбраняя
себе всякое враждебное отношение (Быт 32.14; Ис Нов 9.12 слл; 2 Цар 17.27...;
19.32...). Д. же с целью подкупа строго возбранены (Исх 23.8; Ис 5.23).
Все это показывает, что эти взгляды не лишены благородства, тем более,
что взаимность в дарениях свидетельствует естественно о взаимности чувств
и бескорыстии.
Подаяние бедным (милостыня) поощряется самыми проникновенными словами;
это почти то же самое, что и взаимные дары: надеются, что когда-нибудь
бедный сможет вернуть долг (Сир 22.26,27) или же Ягве воздаст вместо него
(Притч 19.17). Дарить же что-либо злому ч-ку определенно не советуется
(Тов 4.17): такой Д. напрасен (Сир 12.1-7). Одним словом в ВЗ есть тенденция
сочетать настоящую щедрость с разумной осторожностью.
НЗ
«Если бы ты знала дар Божий...» (Ин 4.10). Раскрывая полностью безмерную
щедрость Божию (Рим 5.7 cл), НЗ нарушает ч-ские перспективы. Время НЗ есть
поистине время Д.
1. Дар Божий в Иисусе Христе. - Отец открывает нам Свою любовь, отдавая нам Своего Сына (Ин 3.16), а в Своем Сыне
Отец отдает Самого Себя, т. к. Иисус весь преисполнен богатством Отца (Ин
1.14): слова и дела, власть судить и животворить, имя, слава, любовь -
все, что принадлежит Отцу, дано Иисусу (Ин 17).
В Своей верности любви, соединяющей Его
с Отцом (Ин 15.10), Иисус осуществляет полный Д. Самого Себя: «Он отдает
Свою жизнь» (Мф 20.28 п). Он - «истинный хлеб небесный, данный Отцом»,
и дает «Свою плоть за жизнь мира» (Ин 6.32,51; ср Лк 22.19: «Сие есть тело
Мое, которое за вас предается»); Своею жертвой Он, «приняв от Отца обетование
Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 2.33), «дар Божий»
в абсолютном смысле (8.20; 11.17). Т. обр. уже на сей земле нам дан залог
нашего наследия: мы
обогащены всеми духовными Д. (1 Кор 1.5 слл), различными харизмами (1 Кор
12), дарами Воскресшего Христа (Еф 4.7-12), и никогда в достаточной мере
не будет прославлен преизбыток Д. благодати (ср Рим 5.15-21). Тайно, но
реально (Кол 3.3 сл), мы уже живем жизнью - «даром благодати Божией» (греч Рим 6.23).
2. Дар Богу в Иисусе Христе. - Со времени жертвы Христа - Д. Божия
ч-ству (Ин 3.16) и Д. ч-ства Богу (Евр 8.3; 9.14) - людям не нужно приносить
других Д. Совершенной жертвы достаточно навсегда (Евр 7.27), но люди должны
соединиться с этой жертвой и, представ пред Богом (Рим 12.1), предоставить
себя в Его распоряжение для служения другим (Гал 5.13-16; Евр 13.16). Благодать
принимается не как дар, по получении к-го можно замкнуться в самом себе,
а как дар, к-рый должен приносить плод (Ин 15; ср Мф 25.15-30).
3. Дар безвозвратный. - Стремление давать другим принимает небывалые
размеры и силу. Противоборствующее ему «вожделение» должно беспощадно преодолеваться.
Не искать нужно с этих пор взаимности подарков, а скорее избегать ее (Лк
14.12 слл). Всякий расчет, всякая узость сердца становятся постыдными для
тех, кто столько получил от Бога (Мф 18.32 сл). «Просящему у тебя дай»
(Мф 5.42). «Даром получили, даром давайте» (Мф 10.8). Все блага материальные
и Д. духовные хр-нин должен рассматривать как богатства, над к-рыми он
поставлен управителем и к-рые даны ему для служения другим (1 Петр 4.10
сл). Желающему достичь совершенства Иисус дает совет дотоле неслыханный:
раздать все свое имущество (Лк 18.22). Д. Божий во Иисусе Христе влечет
нас еще дальше: Иисус «положил за нас Свою душу», Его благодать ведет нас
к тому, чтобы и «мы полагали души свои за братьев» (1 Ин 3.16); «нет больше
той любви...» (Ин 15.13).
Д. осуществляет единение в любви и вызывает у всех благодарение (2 Кор 9.12-15). Дарящий благодарит Бога столько
же и даже больше, нежели получающий, так как он знает, что сама его щедрость
- благодатный Д. (2 Кор 8.1), плод любви, исходящей от Бога (ср Ин 3.14-18).
Вот почему, в конечном итоге, «блаженнее давать, чем принимать» (Деян 20.35).
AV
Ср.: благодарение - благодать - благословение - Бог НЗ V - богатство - Дух
Божий ВЗ I 3, НЗ III - жертва - земля ВЗ 2 - любовь
I НЗ 1, II НЗ 2 - милостыня - мудрость
ВЗ III 4 - наследство - обетования - оправдание II3 - предопределять - присутствие Божие - харизмы - хлеб - царство НЗ I 3