БЛАГОСЛОВЕНИЕ
История благословения как жеста руки.
Благословение: между Богом и бардаком.
История молитв: петля Иисуса и петля Иуды.
Cм. катехизис; Нувен, 1990; Гарланд, 1993; Кротов о б. - отдельно см об обычае "брать Б." у священника, он же.
I. БОГАТСТВО БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Последним видимым действием Христа на земле, оставленным Им Своей Церкви и
запечатленным в хр-ском искусстве Византии и западного Средневековья, было Его
Б. (Лк 24.50 сл). Перечислять богатства библ. Б. значило бы, в действительности,
выявлять чудеса щедрости Божией и благоговение, вызываемое этой щедростью у созданного
Им существа.
Б. есть дар, соприкасающийся с тайной жизни и выраженный тайной слова. Оно
является словом в такой же мере как даром, благом, как и изречением его (ср греч
εύ-λογία и лат bene-dictio), потому что приносимое
им благо не есть какой-либо определенный предмет, точно указываемый дар; оно относится
не к области обладания, а к области бытия и исходит не из ч-ского
действия, а из творения Божия. Благословить - значит свидетельствовать о творческом
и животворящем даре, или до его проявления - в форме молитвы - или после - в форме
благодарения. Но тогда как молитва Б-ния утверждает заранее Божию щедрость, благодарение
говорит о том, как эта щедрость открылась.
II. СЛОВА, ПРОИСХОДЯЩИЕ ОТ КОРНЯ «БРК» - БЛАГОСЛОВЕНИЕ
В евр., как и в современных европейских языках, несмотря на происшедшее ослабление
смысла слова, один единственный корень брк (может быть родственный
со словами колено и поклонение, а может быть родственный с жизненной силой
половых органов) служит для обозначения всех видов Б., всех его степеней.
Поскольку Б. есть и то, что даровано, и акт дарования, и определение этого
дара, оно может выражаться тремя словами: существительным берака,
глаголом барех и прилагательным барух.
1. Благословение (берака). - Даже в смысле наиболее мирском и
наиболее материальном, т.е. в смысле подарка, это слово содержит в себе весьма
заметный оттенок, указывающий на контакт между людьми. Подарки Авигеи Давиду (1
Цар 25.14-27), Давида людям колена Иудина (1 Цар 30.26-31), исцеленного Неемана
Елисею (4 Цар 5.15), Иакова Исаву (Быт 33.11) каждый раз имеют целью скрепить
единение или примирение. Но чаще всего это слово встречается в религиозном
контексте: иногда словом Б. обозначают ценности наиболее материального характера,
чтобы указать, что их источником является Бог и Его щедрость (Притч 10.6,22; Сир
33.17) или же уважение со стороны достойных людей (Притч 11.11; 28.20; Сир 2.8).
Слово Б. вызывает представление о благосостоянии или о щедрости к обездоленным
(Сир 7.32; Притч 11.26) и всегда - о благоволении Божием.
Это изобилие и достаток называются у евреев миром и оба эти слова - Б. и
мир - часто встречаются вместе; оба они в одинаковой степени вызывают представление
о полноте богатства, но в основном богатство Б-ния понимается как богатство
жизни и плодовитости; через Божие Б. процветают (Сир 11.22
евр), подобно Едему (Сир 40.17). Его главным символом является вода (Быт 49.25; Сир 39.22); она уже
сама по себе является существенным и необходимым Б-м (Иез 34. 26; Мал 3.10);
вызывая представление о жизни, к-рую она поддерживает на земле, она вместе
с тем, своим происхождением с небес, напоминает о щедрости и благости Бога,
о Его животворящей силе. Пророчество Иакова Иосифу соединяет все эти образы
- плодовитую жизнь, воду и небеса:
«Да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны,
лежащей долу, благословениями сосцов и утробы» (Быт 49.25). Такое живое
осознание щедрости Божией, проявляющейся в дарах природы, подготовляет
Израиля к принятию щедрых даров Его благодати.
2. Благословлять. - Этот глагол имеет широкую гамму значений, начиная
от самого простого приветствия, обращенного к незнакомому встречному на пути (4
Цар 4.29), или обычных выражений вежливости (Быт 47.7,10; 1 Цар 13.10) и кончая
высшими дарами Божия благоволения. Благословляющий чаще всего - Сам Бог, и от Его Б. всегда возникает жизнь (Пс 64.11; Быт
24.35; Иов 1.10). Получить Б. могут только живые существа; неодушевленные предметы
посвящаются служению Богу и освящаются Его присутствием, но не получают Б.
После Бога источником жизни является отец и ему надлежит благословлять. Его
Б. действеннее всякого другого и его проклятие страшно (Сир 3.8); только дойдя до крайнего
изнеможения, Иеремия дерзает проклинать того ч-ка, к-рый принес его отцу
весть о рождении у него мальчика (Иер 20.15; ср Иов 3.3).
Как это ни парадоксально, часто бывает, что слабый благословляет сильного (Иов
29.13; Пс 71. 13-16; Сир 4.5) и ч-к дерзает благословлять Бога. Это объясняется
так: хотя бедному нечего дать богатому, и
ч-ку нечего дать Богу, Б. все же устанавливает между существами жизненную
взаимосвязь, благодаря к-рой на меньшего изливается щедрость сильнейшего.
Нет никакой несообразности в том, что ч-к благословляет Бога, К-рый «превыше
всякого благословения» (Неем 9.5 евр); этим он исповедует Его щедрость
и воздает Ему благодарение, что и составляет первую обязанность тварного
существа (Рим 1.21).
3. Благословенный. - Причастие барух - самое сильное из всех
слов, связанных с понятием Б. Оно составляет ядро типично израильской формулы
Б-ния: «Да будет благословен такой-то!» Этот возглас - не простое утверждение
или пожелание; он вырывается с еще большим восторгом, чем слово блажен,
перед тем, в ком Бог проявил свою силу и щедрость, кого Он избрал между
всеми: Иаиль, «благословенную между женами в шатрах» (Суд 5.24), Израиля
- «между народами» (Втор 33.24), Марию - «благословенную в женах» (Лк 1.42;
ср Иф 13.18). Здесь проявляется восхищение перед тем, что Бог совершает
в Своем Избраннике. Благословенный является в мире как бы
откр-нием Бога, он Ему принадлежит особым обр.: он «благословенный Господом»,
подобно тому, как есть и «святые Господу». Но тогда как святость, посвящающая
Богу, удаляет от суетного мира, Б. превращает запечатленное Богом существо
в объединяющий центр и в источник сияния. Святой и благословенный - оба
принадлежат Богу; но в святом открывается скорее Его несказанное величие,
а в благословенном - Его неистощимая щедрость.
Так же часто и так же непроизвольно как возглас «Благословен такой-то», параллельная
формула «Благословен Бог!» вырывается от изумления при виде действия, в к-ром
Бог проявил Свою силу. Этим подчеркивается не столько размах события, сколько
его дивная своевременность, его свойство служить знамением. Б. опять представляется
откликом ч-ка на откр. Бога (ср Быт 14.20, Мелхиседек; Быт 24.27, Елиезер; Исх
18.10; Иофор; Руф 4.14, Вооз к Руфи).
Наконец, оба возгласа: «Благословен такой-то» и «Благословен Бог!» нередко
сочетаются и вторят один другому: «Благословен Авраам от Бога Всевышнего,
Владыки неба и земли; - и благословен Бог Всевышний, К-рый предал врагов
твоих в руки твои» (Быт 14.19 сл; ср 1 Цар 25.32 сл; Иф 13.17 сл). В этом
полном ритме проявляется истинная природа Б. Оно - взрыв восторга перед
Божиим избранником, но оно на этом избраннике не оста на вливается и восходит
к Самому Богу, открывшемуся в этом знамении. Он Сам по сущности Своей барук,
Благословенный; Он обладает полнотой всякого Б. Благословлять Его вовсе
не значит думать, что этим добавляется что-либо к Его богатству, а значит
отдаться порыву, вызванному этим откр-нием и призывать мир к воздаянию
хвалы за это благодеяние. Б. всегда есть исповедание перед всеми
Божией силы и благодарение за Божию щедрость.
III. ИСТОРИЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Вся история есть история Б-ния, обетованного Аврааму (Быт 12.3) и данного миру
в Иисусе, «благословенном плоде» «благословенного чрева» Марии (Лк 1.42). Однако
в писаниях ВЗ отношение к Б-нию имеет ряд оттенков, и само Б. часто звучит весьма
по-разному.
1. До Авраама. - От начала благословенные Творцом (Быт 1.28), мужчина
и женщина своим грехом вызвали проклятие Божие. Все же прокляты были змей (3.14)
и земля (3.17), а не мужчина и женщина. Их трудом, их страданием, нередко ценою
смертных мук, жизнь продолжала свое восхождение (3.16-19). После потопа новое
Б. дало ч-ству силу и плодовитость (9.1). Но грех не переставал раскалывать
и разрушать ч-ство; Б-нию Богом Сима противополагается проклятие Ханаана (9.26).
2. благословение патриархов. - С Б-нием Авраама, напротив, мы переходим
к новому виду Б-ния. Хотя в мире, по-прежнему разделенном, у Авраама появились
враги и Бог проявил ему Свою верность, проклиная всякого, кто его проклял,
однако в этом надо видеть исключение, ибо «замысел Божий - благословить
все племена ( народы) земные»
(Быт 12.3). Все повествования кн. Быт. представляют собою историю этого
Б-ния.
а) Звучащие более архаично Б-ния, произносимые отцами (обычно
в час их кончины), призывали на сыновей силы плодовитости и жизни, «росу небесную и тук земли» (Быт 27.28), потоки
молока и «кровь гроздей» (49.11 сл), силу сразить противников (27.29; 49.8 сл),
обресть землю для постоянного жительства (27.28; ср 27.39; 49.9) и для продления
их имени (48,16; 49.8...) и телесной крепости их. В этих ритмических
отрывках и в этих повествованиях сквозит мечта кочевых племен, ищущих земли для
поселения, ревниво оберегающих свою независимость и однако уже сознающих, что
они образуют некую общину, группирующуюся вокруг нескольких возглавителей или
привилегированных родов (ср Быт 49). В общем, это мечта о таком Б-нии, какого
люди желают в своей первичной непосредственности и какого они готовы добиваться
любыми способами, не исключая насилия и хитрости (27.18 сл).
б) В кн. Быт. эти рефрены и народные сказания не порицаются, а ставятся
на свое место в действии Божием, и над ними возвышаются обетования и Б-ния, произнесенные
Самим Богом. В них говорится также о возвеличении имени (Быт 12.2), о бесчисленном потомстве (15.5), о земле
для поселения (13.14-17), но здесь Сам Бог берет в Свои руки будущность тех, кто
Ему принадлежит; Он меняет их имена (17.5,15), Он проводит их через искушения
(22.1) и ведет их к вере (15.6) и уже устанавливает для них заповедь (12.1; 17.10).
Его воля - исполнить с избытком ч-ское желание, но при условии наличия веры у
ч-ка.
3. Благословение и Завет. - Эта связь между Б-нием и заповедью составляет
первооснову Союза-Завета: 3акон - это средство для жизни «святого Богу»
и потому «благословенного Богом» народа. Это и выражают обряды Союза. В религ.
психологии того времени культ является преимущественным средством заручиться Божьим
Б-нием, чтобы, соприкосновением со священными местами, временами, обрядами, обновлять
жизненную силу ч-ка и его мира, силу столь кратковременную и столь хрупкую. В
ягвистской религии культ может быть подлинным только в Союзе-Завете и в верности
Закону. Б. кн. Завета (Исх 23.25), угрозы собранию в Сихеме при Иисусе Навине
(Ис Нов 24.19), великие Б. Второзакония (Втор 28.1-14) предполагают определенный
устав Союза-Завета, провозглашающий повеления Божий, затем согласие народа и наконец
культовое действие, скрепляющее этот союз и придающее ему священную ценность.
4. Пророки и благословение. - пророкам незнаком язык Б. Хотя они являются людьми Слова
и его действенной силы (Ис 55.10 сл), хотя они сознают самих себя призванными
и избранными Богом, предзнаменованиями Его дела (Ис 8.18), Его действие в них
носит слишком внутренний характер, оно слишком тяжело переносимо, недостаточно
видимо и лучезарно, чтобы возбуждать в них и вокруг них возгласы Б. И их свидетельство,
к-рое сводится к напоминанию условий Союза-Завета между Богом и людьми и к обличению
их нарушений, отнюдь не располагает их благословлять. В употребляемых ими литературных
схемах проклятие встречается очень часто, тогда как Б. как бы им незнакомо.
Тем более замечательно, что иногда, в самой гуще проклятий классического типа,
у пророков вдруг прорывается образ или утверждение, провозглашающее, что обетование
Б-ния остается неизменным, что из запустения возникнет жизнь как «святое семя»
(Ис 6.13). Так именно звучит обетование о краеугольном камне в Сионе среди проклятий
на безрассудных правителей, считающих Город неприступным (Ис 28.14-19); и у Иезекииля
великое пророчество об излиянии Духа, содержащее образы Б-ния - как вода, земля,
жатва - заканчивается, по божественной логике, осуждением Израиля (Иез 36.16-38).
5. Песни благословения. - Б. составляет одну из главных тем молитвы
Израиля; оно является ответом на все дело Божие, на Его откровение. Оно очень
близко благодарению, хвале и исповеданию и строится по тем же схемам, но оно остается
ближе, чем те, к тому или иному событию, в к-ром Бог Себя открыл непосредственно
перед этим, и вообще продолжает звучать с большей простотой: «Благословен Ягве,
что явил мне дивную милость Свою!» (Пс 30.22), - «Который не дал нас в добычу
зубам их!» (Пс 123.6), - «Он прощает все беззакония твои» (Пс 102.3). Даже песнь
трех отроков в пещи огненной, призывающая всю вселенную воспевать славу Господню,
не теряет из виду дела, только что совершенного Богом: «Ибо Он извлек нас из ада»
(Дан 3.88).
IV. БЛАГОСЛОВЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ
Как может Отец, ради нас предавший Сына Своего, отказать нам в чем бы то ни
было (Рим 8.32)? В Нем Он дал нам все, так что нам нет недостатка ни в каком даровании
благодати (1 Кор 1.7), и мы, «с верным Авраамом» (Гал 3.9; ср 3.14), благословляемы «всяким духовным
благословением в небесах» (Еф1.3). В Нем мы благодарим Отца за все Его дары (Рим
1.8; Еф 5.20; Кол 3.17). Оба движения Б-ния: нисходящее (благодати) и восходящее
( благодарения) - объединены в Христе как в Главе. Сверх
этого Б-ния нет ничего, и сонм избранных, собранных перед Престолом и Агнцем для
прославления их конечного торжества, возглашает Богу: «Благословение и слава и
премудрость и благодарение... во веки веков!» (Откр 7.12).
Если, т. обр., весь НЗ есть не что иное как совершенное Б., полученное от Бога
и Ему возвращаемое, то это далеко не значит, что в нем непрестанно встречаются
слова Б-ния. Такие слова в нем сравнительно редки и употребляются только в определенной
связи, чем окончательно и вполне уточняется смысл библ. Б-ния.
1. Благословен Грядущий! - В Евангелиях можно найти только один
пример Б-ния, обращенного к Иисусу; это восклицание народа при Его вступлении
в Иерусалим накануне Его Страстей: «Благословен Грядущий!» (Мф 21.9 п).
Между тем, никто и никогда так не олицетворял благословенного, как Иисус,
в К-ром Бог ярчайшими знамениями открыл Свою силу и
Свою благость (ср Деян 10.38). Его пришествие в мир вызывает прилив благословений
со стороны Елисаветы (Лк 1.42), Захарии (1.68), Симеона (2.28), Самой Марии
(хотя и не произносящей буквально этого слова - 1.46 сл). Христос явно
в центре этих Б-ний: Елисавета восклицает «Благословен плод чрева Твоего!»;
впоследствии другая мать восклицает также: «Блаженно чрево, носившее Тебя!»
(11.27). Он Сам, если оставить в стороне единственный случай входа в Иерусалим,
никогда прямо не благословляется. Трудно объяснить это случайностью. Возможно,
что в этом выражается благоговение, само собой возникающее у людей при
встрече с Иисусом - благословить кого-либо значит известным обр. соединиться
с ним - или здесь играет роль незаконченность откр. Христа, пока не свершено
Его дело, та неясность, к-рая продолжает окружать Его личность до Его смерти
и воскресения. Напротив, в Откр Ин, когда Агнец, преданный смерти, приходит
принять власть над миром, беря книгу, в к-рой запечатлены судьбы вселенной,
все небо восхваляет Его громким голосом: «достоин Агнец закланный принять
силу... и славу и благословение» (Откр Ин 5.12 сл). Слово Б. имеет здесь
такое же широкое значение и «вес» что и слава Божия (вес славы - греч 2 Кор
4.17).
2. Чаша благословения. - Перед умножением хлебов (Мф 14.19 п), перед
раздачей хлеба, ставшего Его телом (Мф 26.26 п), перед преломлением хлеба в Эммаусе
(Лк 24.30), Христос произносит Б., и мы также «благословляем чашу благословения»
(1 Кор 10.16). Не имеет значения о каком Б-нии идет речь: об особом действии или
особой молитвенной формуле, отличной от слов, произносимых, когда совершается
таинство Евхаристии, или о самой евхаристической формуле. Несомненно то, что описания
совершения Евхаристии тесно связывают Б. с благодарением и что в этой связи Б.
является обрядовой и видимой стороной - действием или формулой, тогда как благодарение
выражает содержание действий и слов. Этот обряд - единственный дошедший до нас
из всех тех, к-рые Господь совершал в течение Своей земной жизни, ибо это обряд
Нового Завета (Лк 22.20). Б. находит в нем свое полное завершение; это дар, выраженный
словом, наделенным немедленно действующей силой; это совершенный дар Отца Его
детям, полнота Его благодати, и это совершенный дар Сына, приносящего Отцу Свою
жизнь, полнота нашего благодарения, присоединенного к Его благодарению; это дар
плодоношения, тайна жизни и приобщения.
3. Благословение Духа Св. - В Евхаристическом даре содержится все Б.
Божие во Христе, последним действием К-рогo было Б., оставленное Им Его Церкви
(Лк 24.51), и ответное Б., Им в ней вызываемое (24.53). Однако в НЗ нигде не говорится,
что Иисус Христос есть Б. Отца. Это потому, что Б. всегда - дар жизни, получаемой
и освящаемой. Дар же по преимуществу - это Дух Святой. Это не означает, что Христос
нам дарован в меньшей степени, чем Св. Дух, но Дух дан нам, чтобы быть в нас даром,
полученным от Бога. НЗ-ное словоупотребление достаточно выразительно. Верно, что
Христос - наш, но прежде всего верно, что мы - Христовы (ср 1 Кор 3.23; 2 Кор
10.7). Напротив, о Духе сказано многократно, что Он нам дается (Мк 13.11; Ин 3.34;
Деян 5.32; Рим 5.5), что мы Его получаем (Ин 7.39; Деян 1.8; Рим 8.15) и обладаем
Им (Рим 8.9; Откр 3.1) настолько, что непосредственно говорится о «даре Духа»
(Деян 2.38; 10.45; 11.17). Б. Божие в полном смысле слова - это Святой Его Дух.
И этот дар Божий, К-рый есть Сам Бог, имеет все отличительные свойства Б-ния.
Главнейшие темы Б-ния - возрождающая вода, рождение и обновление, жизнь и плодовитость,
полнота и мир, радость и общение сердец, - все они в равной мере плоды Духа.
JG
Cр.: Авраам I 3, II 4 - благодарение - блаженство - благодать / милость
II 3 - богатство I 1 - вкушать
2 - возложение рук - воля
Божия ВЗ 0 - десница 2 - добро
и зло II 2 - Евхаристия I - елей
- жатва I - жизнь
- избрание ВЗ I 3 б - исповедовать ВЗ 1 - мир
- молоко 2 -
плод - плодовитость I 1 - проклятие - радость
ВЗ II 1
|