Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Хлеб

Хлеб любви и хлеб смерти в "Анне Карениной".

См. в комментариях к молитве "Отче наш".

«хлеб наш насущный дай нам на сей день;» (Мф. 6, 11).

Сколько стоил хлеб на день во времена Иисуса?

Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. (Мк 3,20)

У хлеба на краю.

Нахлебники Божьи.

Чудо умножения хлебов.

Пять хлебов.

«Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть» (Мк 3:20).

 

Книга Притч: "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,
Питай меня насущным хлебом".

Дополнительные материалы

См. катехизис. см. Мф. 4, 3 и 4, 4 - Мк. 3, 20; Мф. 6, 11 (хлеб насущный); Ио. 6, 35. Даль и этимология. Пшеница. Опресноки. Просфоры.

См. Мандельштам - "Пшеница человеческая".

Сколько хлеба нужно человеку?

Goodenough, Erwin. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Vol. V. Fish, Bread, and Wine. New York: Pantheon Books, 1956.

Panis Romanum. Roman Bread: The History And Evilution Of Bread in Rome. 9 pp. 2013.

Хлеб да соль - ср. кормление, Дэвис, 1997; Милов о производстве и цене хлеба в России 19 в., 1974. Хлебная монополия в 1917-1921 гг. в России, Давыдов.

В НЗ - Пейнтер, 1993.

Алмазов А. Испытание освященным хлебом: (Вид «Божьего суда» для обличения вора): Греч. устав совершения его по ркп. XVII в., с крат. ист. очерком // Зап. имп. Новороссийского ун-та. Од., 1904. Т. 98. (отд. отт.: Од., 1904);

Афанасьев Г.Е. Условия хлебной торговли во Франции в XVIII в. Одесса, 1892. 542 с.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

X. есть дар Божий. Он для ч-ка источник сил (Пс 103.14 сл), средство к существованию настолько необходимое, что недостаток хлеба значит недостаток всего (Ам 4.6; см Быт 28.20); в молитве, преподанной Христом Своим ученикам, X. как бы заключает в себе все дары, необходимые нам (Лк 11.3). Но X. означает еще больше: он есть знамение величайшего из даров (Мк 14.22).

I. ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ

1. В повседневной жизни определяют положение, говоря о вкусе, придаваемом им хлебу. Когда ч-к страдает и кажется, что Бог его оставил, он ест «хлеб слезный», «хлеб горести», «пепел, как хлеб» (Пс 41.4; 79.6; 101.10; Ис 30.20). Тот, кто радостен, ест X. «с веселием» (Екк 9.7). О грешнике говорят, что он ест «хлеб беззакония» или лжи (Притч 4.17), а лентяй - хлеб праздности (Притч 31.27). Однако X. есть не только средство к существованию: он предназначен к братскому разделению. Каждая трапеза предполагает собрание и приобщение. Постоянно есть свой хлеб вместе с кем-нибудь, - значит быть его другом, почти наперсником (Пс 41. 10 = Ин 13.18). Долг гостеприимства священен, оттого X. каждого становится X. путника, посланного Богом (Быт 18.5; Лк 5.11). Со времени Плена все больше подчеркивается необходимость делить свой X. с голодным: евр. благочестие находит в этом лучшее выражение братской любви (Притч 22.9; Иез 18.7,16; Иов 31.17; Ис 58.7; Тов 4.16). Предписывая Коринфянам сбор в пользу «святых», Павел напоминает, что все дары от Бога, начиная с X. (2 Кор 9.10). В хр-ской Церкви «преломление хлеба» обозначает евхаристический обряд, творимый на благо всем: Тело Христово становится источником единства Церкви (Деян 2.42; 1 Кор 10.17).

2. Хлеб - дар Божий. - Бог после сотворения ч-ка (Быт 1.29) и снова после потопа (9.3) указывает ч-ку, что он может есть. Только ценой тяжкого труда греховный ч-к сможет обеспечить себя необходимым: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (3.19), С тех пор обилие или недостаток X. обретают значение знамения: обилие - это благословение Божие (Пс 36.25; 131.15; Притч 12.11), а недостаток X. - наказание за грех (Иер 5.17; Иез 4.16 сл; Плач 1.11; 2.12). Следовательно, ч-к должен смиренно испрашивать свой X. у Бога и ожидать его с упованием. В этом отношении очень показательны повествования об умножении Х-в. Чудо, совершенное Елисеем (4 Цар 4.42 слл), показывает изобилие Божиих даров: «насытятся и останется». Евангельские повествования об умножении X. тоже являются в первую очередь призывом к смиренному упованию. Позаимствовав из псалма (77.25) фразу «и ели все и насытились» (Мф 14.20 п; 15.37 п; см Ин 6.12), эти повествования напоминают о «хлебе сильных», к-рым Бог насытил Свой народ в пустыне. В таком же смысле Иисус призывает Своих учеников молиться о «хлебе насущном» (Мф 6.11), подобно сыновьям, с доверием ожидающим всего от своего Отца Небесного (см Мф 6.25 п).

X. есть, наконец, высший дар эсхатологического времени как для каждого в отдельности (Ис 30.23), так и на мессианском пиршестве, обещанном избранным (Иер 31.12). Трапеза Иисуса со Своими учениками (Мф 11.19 п), в особенности Тайная Вечеря (см Евхаристия), когда хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим (Лк 22.19), прообразует эсхатологическое пиршество.

II. ХЛЕБ В КУЛЬТЕ

1. Священническое законодательство придает большое значение «хлебам предложения», находившимся в Храме на столе рядом с чашей для возлияний (3 Цар 7.48; 2 Пар 13.11; см Исх 25.23-30). Вероятно этот обряд весьма древнего происхождения (1 Цар 21.5 слл). Возможно, что это отголосок примитивных религиозных представлений, согласно к-рым божеству надо было предлагать пищу. Для Израиля, Бог к-рого отвергает всякую пищу (Суд 13.16), эти X. становятся символом общения между Богом и Его верными; их должны были съедать священники (Лев 24.5-9).

2. Хлеб Начатков входил в приношения на празднике Седмиц (Лев 23.17). Слова «приношение возношения» показывают, что этот X. обозначает признание дара Божия, как каждый обряд Начатков (см Исх 23.16,19). Он, естественным образом, достается священнику, представителю Бога (Лев 23.20; см Иез 44.30; Числ 18.13). Царь-священник Мелхиседек также приносит Богу Творцу хлеб и вино в знак признания Его дара (Быт 14.18 слл).

3. Уже согласно наиболее древним законам при жертвоприношениях должны были употребляться опресноки (Исх 23.18; 34.25); они же составляли пищу Израиля во время Весеннего Праздника (23.15; 34.18). Квасное исключалось из культовых приношений (Лев 2.11); возможно, что в нем видели символ испорченности. Во всяком случае, когда земледельческий праздник опресноков соединялся с жертвой Пасхи, употребление X. без закваски ставилось в связь с Исходом из Египта: это должно было напоминать поспешный уход, не давший времени хлебу взойти (Исх 12.8,11,39). Возможно, что происхождение этого обряда только обычай кочевой жизни, оставленный при оседлой жизни в Ханаане. Позднее к нему прибавилась идея некоего обновления: старая закваска должна исчезнуть (12.15). Павел пользуется этим образом, чтобы убеждать принявших крещение жить новою жизнью (1 Кор 5.7 сл). Употребление X. в богослужении нашло свое завершение в Евхаристии: уже умножение хлебов Иисус сопровождал литургическими жестами (Мф 14.19), а во время Тайной Вечери Он повелел возобновлять это действие, к-рым Он претворил X. в Свое Тело, приносимое в жертву и являющееся таинством единства верных (1 Кор 10. 16-22:11.23-26).

III. ХЛЕБ СЛОВА

Пророк Амос, возвещая голод слышания Слов Господних (Ам 8.11), сравнивает X. со словом (см Втор 8.3 по поводу манны). Позднее, говоря о мессианском пире, пророки и мудрецы Израиля упоминают о X., означающем живое Слово Божие (Ис 55.1 слл), олицетворение Премудрости Божией (Притч 9.5 сл; Сир 24.19-22; см 15.1 слл). И для Иисуса X. есть символ Слова Божия, к-рым должно питаться ежедневно (Мф 4.4). На желание вкусить X. в Царстве Божием (Лк 14.15) Иисус отвечает притчей о званых, в к-рой имеется в виду прежде всего признание Его Божественной личности и принятие Его откр. Сопоставляя рассказ об умножении X. с поучениями Иисуса, Марк может быть хочет показать, что хлебы - это символ Слова Иисуса и одновременно Его Тела, отданного в жертву (Мк 6.30,34). У Иоанна Иисус открывает смысл этого чуда, говоря, что Он Сам есть истинный X. (Ин 6.32-35). Сперва Он говорит о Себе как о Слове, в К-рое надлежит верить (6.35-47). Это воплотившееся Слово отдает Себя в жертву, и поэтому обращение к вере непременно должно заключать в себе приобщение к этой жертве в таинстве Евхаристии (6.49-58). X., испрашиваемый ежедневно верующими у Бога, есть насущная пища и дар Божий даже в своей вещественности; по мере того как вера ширится и углубляется, он становится символом Слова Божия и Самой Личности закланного Спасителя, К-рый есть истинный X. небесный, X. жизни, живый и животворящий (6.32,35,51).

DS

Ср. голод и жажда - Евхаристия - жизнь VI 2 - манна - пища - приобщение НЗ - трапеза

*

 

http://www.kitchenproject.com/history/bread.htm

http://www.kulina.ru/articles/rec/hlebnaya_kulinariya/

*

Цены на хлеб

Сообщая, что в 766—767 гг. на номисму можно было купить 60 модиев пшеницы (модий равнялся 8—13 кг), патриарх Никифор (IX в.) поносит невежд При Василии I во время голода можно было купить на номисму два модия зерна, а через столетие, при Никифоре II, в подобной ситуации — только один модий, за десять же лет до этого — до восьми модиев. До введения упоминавшейся монополии на торговлю хлебом во Фракии при Михаиле VII Дуке на номисму продавали от 12 до 18 модиев пшеницы, а после введения монополии — сначала один модий, а затем всего одну треть его. (Литаврин).

*

1601 год, голод при Годунове - мешок пшеницы стоил 10 золотых (Арсений).

1615, голод в России - цены см. у Станиславского.

*

В первой половине XVII века в Москве на рынках ржаная мука продавалась от 6 алтын 4 денежек до 31 алтына за четверть (от 1 рубля 30 копеек до 6 рублей 20 копеек), а пшеничная мука - от 10 до 40 алтын (от 2 рублей до 8 рублей).

, в белокаменной в 1767 г. на 1 копейку можно было приобрести следующее количество выпечки: - хлеба ржаного - 2 фунта - 15,5 золотника, - ситников - 74,5 золотника, - калачей - 64 золотника, - крупчатых саек - 57,5 золотника, - кренделей - 53 золотника, -булок или французских хлебов -70,5 золотника. Для ясности напомним, что приводимые выше русские меры веса фунт и золотник соответственно равны 409,5 и 4,26 граммов.

В.А.Патт «Явление хлеба»

 

*

"Однако вместе с ростом посевных площадей росло и население, по оценке К. Кларка за XVII столетие население возросло вдвое, с 100 до 200 млн. человек. В конце XVII столетия в Северной Индии насчитывалось больше деревень, чем в конце XIX века. Рост населения привел к росту цен на продовольствие. Первые признаки ухудшения экономического положения появились уже в конце правления Джихангира (1605-1627). Голландец Пельсарт отмечал, что джагидары часто оказываются не в состоянии собрать налоги со своих джагиров - хотя отнимают у крестьян все, что могут. Начало правления Шах Джахана (1627-1658) было отмечено катастрофой в Гуджарате; бедствия распространились и на соседние области Декана, где число погибших от голода превысило 1 млн. В Доабе к 1637 году цена пшеницы возросла до 0,9 рупии за 1 ман, по сравнению с 1595 годом она увеличилась более, чем вдвое. Правда, необходимо учесть, что закупки европейскими купцами индийских товаров (которые оплачивались серебром) привели к некоторому падению курса серебра - к "революции цен", подобной той, которая произошла в Европе после открытия американских серебряных месторождений. Поэтому вместе с ростом цен росла и заработная плата, месячная плата неквалифицированных рабочих возросла с 1,5 до 2,3 рупии. Однако цены росли намного быстрее, и реальная оплата труда уменьшалась - в зерновом исчислении поденная плата уменьшилась в полтора раза, с 4,6 литра до 3,2 литра пшеницы." (http://www.2india.ru/index.shtml?/history/31putnik)

*

Недороды 1647 и 1648 гг. сделали для многих хлеб недоступной роскошью. В течение двадцатилетия 1620—1640 гг. цена пшеницы редко превышала 45 шилл. за квартер, а в 1645—1647 гг. квартер стоил уже 52 шилл., в 1647—1648 гг. — 62,5 шилл., в 1648—1649 гг. — почти 68 шилл. Многочисленные петиции, обращенные к Государственному совету, отмечали низкий уровень заработной платы, дороговизну продовольствия и топлива. Множество крестьян и ремесленников было превращено армейскими реквизициями и солдатским грабежом в пауперов. Голод стал уделом бедных людей в английских городах и селениях. «О, члены парламента и солдаты! — гласит одна петиция. — Прислушайтесь у наших дверей, как наши дети кричат: «хлеба, хлеба!»...»

(http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st002.shtml)

*

В правление падишаха Аурангзеба (1658-1707) продолжался рост цен; в 1670 году цена пшеницы в Агре составляла 1,14 рупии за один ман. Данные по Раджхастану говорят о повышении цены зерна с 1665 до 1690 года примерно на треть. Данные о динамике заработной платы отрывочны; известно, к примеру, что у служащих английской фактории в Сурате с 1616 по 1690 год она увеличилась с 2,4 до 4 рупий в день. Если предположить, что эти цифры отражают общую динамику заработной платы, то можно сделать вывод, зерновой эквивалент оплаты неквалифицированных рабочих в 1670-90 годах составлял в около 2,5 литра в день. Таким образом, году реальная заработная плата составляла примерно половину от заработной платы времен Акбара. Характерно, что по расчетам Ш. Мусви таким же был уровень заработной платы в 80-х годах XIX века - а это было время голода и восстаний.

К концу 1680-х годов могольские войска достигли реки Кавери на крайнем Юге, однако вторжение мусульманских завоевателей вызвало ожесточенное сопротивление индусов - прежде всего в предгорьях Западных Гат, в Махараштре. .

За десятилетия войн Декан был полностью опустошен. Повсюду царил голод. "В городе Хайдарабаде дома и площади были полны трупов..." -писал хронист. - Непрерывные дожди удалили с них мясо и кожу... груды костей выглядели издалека, как куча снега". По свидетельству современника, голод 1702-1704 годов унес около 2 млн. жизней.

Начавшиеся междоусобицы нарушили неустойчивое экономическое равновесие; летописи 1710-х годов отмечают катастрофический рост цен, по сравнению с 1680-ми годами цены возросли вдвое.В правление Фаррух-Сийяра (1713-1719) цена 1 мана пшеницы составляла 4-5 рупий - это означало голод, который длился многие годы. Этот кризис нанес решающий удар Могольской империи. После смерти Аурангзеба в казне оставался резерв в 240 млн. рупий; при Фаррух-Сийяре он был полностью растрачен.

*

Средняя цена на пшеницу за десятилетие 1771 - 1780 гг., когда писал Адам Смит, составляла 34 шилл. 7 пенсов; в 1781 -1790 гг. она равнялась 37 шилл. 1 пенсу; в 1791 - 1800 гг. - 63 шилл. 6 пенсам; в 1801 - 1810 гг. - 83 шилл. 11 пенсам; а в 1811 - 1820 IT. - уже 87 шилл. 6 пенсам.

*

«Одесский вестник» 5 января 1827 года 1-й выпуск

Известия о торговле

В последнюю неделю минувшего года [1826] куплено здесь 24 тыс. четвертей озимой пшеницы ценою от 13 до 15 руб. Пшеница низкого сорта продается по 13 р., среднего — по 15. Запасы пшеницы первого разряда все истощились. В конце недели закупки производились с меньшею деятельностью, нежели в начале. Сало покупается, смотря по доброте оного, от 8 руб. 60 коп. до 8 руб. 70 коп. за пуд. Погода продолжает благоприятствовать мореплаванию. Всякий день приходят и отходят суда. Первый корабль, вошедший в наш порт в 1827 году, то есть сегодня, есть Российская бригантина «Граф Воронцов».

*

15 ноября 1880 года киевские газеты объявили, что сахарозаводчик Терещенко будет отпускать своим рабочим муку по 1 р. 10 к. за пуд, а не по 1 р. 40 к. - цена на рынках.

*

1920 г., февраль - в Сергиеве мука 700 р. и др. цены (Голубцова).

1922 год, май. Пуд хлеба стоит 40 тыс. рублей, зарплата священника в Харькове 9 млн. рублей. (Смирнов, 1922).

Фицпатрик об уровне жизни при Сталине в 1930-е.

*

Килограмм пшеницы в Европе стоил в 2006 г. примерно 15 центов, в России - 4,40 руб., а литр солярки — 18,5 рублей. При социализме килограмм пшеницы был в два раза дороже килограмма горючего, в 2006 г. - в три-пять раз дешевле.

В Армении в середине XVIII века хороший плотник мог купить на дневной заработок 10 килограммов пшеницы. В Откровении 6,6 уп. дневная норма пропитания - "хиникс" пшеницы за один динарий. Но это, конечно, не 10 килограммов, а один-два.

В Откровении говорится о динарии за литр пшеницы как "честной" цене.

После взятия турками Афин в 1456 г. разразился голод, так что литр пшеницы стоил 30 золотых.

В Армении в середине XVIII в. один литр пшеницы стоил 80 динаров, в конце того же века он стоил около 200 динаров. В 1744 г. монастырским строителеям платили от 70 до 250 динаров в день, т.е. в день хороший мастер мог купить 8 литров пшеницы.

В Евросоюзе в 2005 г. тонна пшеницы стоит 100 евро.

 

В 1978 г. до 3 дол. за бушель пшеницы в США

В 1350 г. в Англии цена в 10 пенсов за бушель признавалась весьма умеренной ценой пшеницы, ибо требовалось издание специального закона, чтобы заставить слуг соглашаться на эту цену вместо обычного содержания натурою; эта цена признавалась справедливой также и за десять лет до того, в 16-й год правления указанного короля, — срок, до которого простирался закон. Но в 16-й год правления Эдуарда III десять пенсов содержали около пол-унции серебра тауэрского веса48 и почти равнялись полкроне на нынешние деньги. Следовательно, четыре унции серебра тауэрского веса, равные 6 шилл. 8 п. на деньги того времени и около 20 шилл. на современные деньги, надо было признавать умеренной ценой за квартер в восемь бушелей.

2002 в Сент-Луисе (озимая краснозерная мягкая) 2.74, 0.0, 2.42 долл. за бушель.

*

Институт "Хлеб для Мира"\Bread for the World Institute в 2006 году создал карту мира, где страны распределены по количеству голодных. В число стран, где ситуация наилучшая (с проблемой недоедания сталкиваются менее 2.5% населения), входят такие государства, как США, Канада, Австралия, Аргентина, Ливия, Казахстан, Турция и большинство стран Европы. 2.5-4% недоедают в таких государствах, как Саудовская Аравия, Египет, Литва, Уругвай, 5-19% - в России, Украине, Китае, Иране, Бразилии, Мексике... "Умеренно тяжелая" обстановка (20-34% голодающих и недоедающих) в Индии, Судане, Таиланде, Намибии, Таджикистане. "Очень тяжелая" (35% и более) - в Монголии, Афганистане и большинстве государств Африки южнее Сахары.

В 2006 году в мире было произведено на 17% больше калорий на душу населения, чем 30 лет назад, несмотря на то, что за этот период времени население планеты увеличилось на 70%. Главной проблемой является то, что у многих людей нет денег для покупки продовольствия или нет земли для производства продуктов питания.

Фрэнсис Лаппе\FrancesMooreLappe, Джозеф Коллинз\JosephCollins и Питер Россет\PeterRosset авторы книги "Голод в Мире: 12 Мифов"\WorldHunger: 12 Myths, подчеркивают, что главной проблемой является изобилие, а не дефицит. На планете производится достаточно продовольствия, чтобы обеспечить каждому человеку рацион в 3 500 калорий в день, причем в этом расчете не учтены мясо, овощи, фрукты, рыба и иные продукты. Ныне в мире производится столько продуктов, что каждый человек может получить примерно 1.7 кг пищи в день - примерно 800 гр продуктов, произведенных из зерновых культур (хлеб, каша, макароны и пр.), примерно 0.5 кг фруктов и овощей и около 400 гр мяса, яиц, молока и пр.. Проблема заключается в том, что люди слишком бедны, чтобы покупать себе еду. Многие "голодающие" страны обладают достаточными запасами сельскохозяйственных продуктов и даже экспортируют их.

По данным Всемирного Банка\World Bank (эта информация была опубликована в 2008 году, но оценивалась ситуация 2004 года) в мире насчитывается 982 млн. человек, живущих на $1 или менее в сутки. По данным Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН, в мире насчитывается около 850 млн. хронически недоедающих людей. За полтора десятилетия число крайне бедных заметно сократилось (в начале 1990-х годов их насчитывалось более 1.2 млрд.), однако число голодных осталось примерно на том же уровне (в 1992 году их было около 824 млн.).

За последние три десятилетия, по данным Организации ООН по Продовольствию и Сельскому Хозяйству\Food and Agriculture Organization, человечество стало производить на 31% больше фруктов, на 63% больше риса, на 37% больше овощей и на 148% больше пшеницы.

Известный экономист Амартья Сен\Amartya Sen (получил Нобелевскую премию в 1998 году) в 1981 году опубликовал книгу "Бедность и Голод"\Poverty and Famines, в которой доказывал, что в большинстве случаев голод был вызван не недостатком еды, а проблемами с распределением продовольствия. В 1989 году было опубликовано масштабное продолжение под названием "Политическая Экономия Голода"\The Political Economy of Hunger (в соавторстве с Жаном Дрезе). Сен, в частности, декларировал, что "голод возникает тогда, когда у некоторых людей нет достаточного количества пищи. Это не означает, что достаточного количества продовольствия нет вовсе", "все голодоморы современного мира возможно было предотвратить", "большое количество жертв голодоморов - это результат крупномасштабных ошибок общества". Амартья Сен подчеркивал, что ни разу голод с большим количеством жертв не возникал в демократической стране. Одним их факторов, который усиливает негативное воздействие голода, Сен называл цензуру - в странах, где доступ к информации искусственно не ограничивается властями, голод возникает намного реже. Сен придерживается мнения, что "голод настолько просто предотвратить, что удивительно, что он поныне существует". Версия Амартьи Сена ныне принята большинством исследователей, критические замечания обращены лишь на некоторые аспекты его теории.

См.: Ремесла в древнем Риме - История человечества в 100 произведениях изобразительного искусства- История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.

 

600-480 годы до р.Х. Терракота. Кипр. Музей Метрополитен.

600-480 годы до р.Х. Терракота. Кипр. Музей Метрополитен.

525-475 годы до р.Х. Женщины делают хлеб, мужчина играет на флейте. Терракота из Фив.

525-475 годы до р.Х. Женщины делают хлеб, мужчина играет на флейте. Терракота из Фив.

III век, первая половина. Мозаики из римского дома. Приготовление хлеба. Сен-Ромэн-ан-Галь, Франция. Музей в Сен-Жермен-ан-Лэ.

III век, первая половина. Мозаики из римского дома. Приготовление хлеба. Сен-Ромэн-ан-Галь, Франция. Музей в Сен-Жермен-ан-Лэ.

Помпеи.

Помпеи.