ВОДА
- как освящаемая стихия, Тертуллиан;
Чехонадская В.П. Молитва в воде в кельтской агиографии. 2006. и дух, взгляд Бродского;
Ср. Потоп. Ио. 4,2.
Кротов: Освящение.
Nature and Function of Water, Baths, Bathing and Hygiene from Antiquity through the Renaissance Edited by Cynthia Kosso and Anne Scott Leiden, Brill, 2009, viii, 540 pp. Series: Technology and Change in History, 11
Clarke, David. Water and Art London, Reaktion Books, 2010, 256 pages, 110 illustrations, 20 in colour
Отдельно в Новом Завете.
В., прежде всего, источник и сила жизни: без нее земля - бесплодная пустыня,
страна голода и жажды, где люди и животные обречены на смерть. Однако есть и воды
смерти: губительное наводнение, опустошающее землю и поглощающее все живое. Наконец,
в культовом обиходе применяется обычай, взятый из домашнего быта - омывать В.
людей или предметы, оскверненные всякого рода соприкосновениями с повседневной
жизнью, чтобы очистить их. Итак В., то животворящая, то наводящая страх, но всегда
очищающая, тесно связана с ч-ской жизнью и историей народа Союза-Завета.
I. ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ
Бог, Владыка вселенной, дарует В. по Своей воле и, следовательно, держит в
Своей власти судьбы ч-ства. Израильтяне, сохранившие представления древней вавилонской
космогонии, разделяют В. на две отдельные массы. «Верхние воды» сдерживаются небосводом,
к-рый представляется твердой поверхностью, «твердью» (Быт 1.7; Пс 148.4; Дан 3.60;
ср Откр 4.6). Когда отворяются окна небесные, В. могут литься на землю в виде
дождя (Быт 7.11; 8.2; Ис 24.18; Мал 3.10), или росы, ложащейся ночью на зелень
(Иов 29.19; Песн 5.2; Исх 16.13). Что же касается источников и рек, то они происходят
не от дождя, а из огромного водохранилища, на к-ром покоится земля, «нижних вод»,
бездны (Быт 7.11; Втор 8.7; 33.13; Иез31.4).
Бог, установивший этот порядок, есть Владыка Вод. Он их удерживает или дает
им течь по Своему усмотрению, как верхние, так и нижние, вызывая т. обр. засуху
или наводнение (Иов 12.15). «Он дает дождь на лицо земли» (Иов 5.10; Пс 103.10-16),
тот дождь, к-рый от Бога, а не от людей (Мих 5.7; ср Иов 38.22-28). Он ему «назначил
устав» (Иов 28. 26). Он следит, чтобы дождь шел «в свое время» (Лев 26.4; Втор
28.12): если дождь пойдет слишком поздно (в январе), то будет нанесен вред посевам,
а если он прекратится слишком рано, «за три месяца до жатвы», то пострадает урожай
(Ам 4.7). Зато, когда Бог соблаговолит дать людям осенние и весенние дожди (Втор
11.14; Иер 5.24), благосостояние страны обеспечено (Ис 30.22 слл).
Точно так же Бог располагает по Своему усмотрению бездной (Пс 134.6; Притч
3.20). Если Он ее осушит, то иссякнут источники и реки (Ам 7.4; Ис 44.27; Иез
31.15), что вызовет опустошение. Если Он разверзнет источники бездны, то потекут
реки и по берегам их пышно разрастется растительность (Числ 24.6; Пс 1.3; Иез
19.10), в особенности, когда дожди редки (Иез 17.8). В пустынных местностях источники
и колодцы - единственные места, где можно напоить животных и людей (Быт 16.14;
Исх 15.23,27); они являются основным жизненным богатством, за к-рое ведется жестокая
борьба (Быт 21.25; 26.20 сл; Ис Нов 15.19).
103-ий псалом прекрасно описывает власть Бога над В-ми: Он сотворил верхние
воды (Пс 103.3), как и воды бездны (стих 6), Он определяет скорость их течения
(ст 7), Он удерживает их, чтобы они не покрыли землю (ст 9), Он посылает источники
(ст 10) и дождь (ст 13), благодаря чему на земле умножается благополучие, веселящее
сердце ч-ка (стихи 11-18).
II. ВОДЫ В ИСТОРИИ НАРОДА БОЖИЯ
1. Воды и земное воздаяние. - Хотя Бог и дарует и удерживает В. по
Своему усмотрению, Он принимает во внимание поведение Своего народа. В
зависимости от того, верен ли или не верен народ Союзу-Завету, Бог посылает
или удерживает В. Когда Израильтяне живут согласно Закону Господню, слушаясь
голоса Божия, Бог отверзает небеса к дает дождь в свое время (Лев 26.3
слл,10; Втор 28.1.12,. Т. обр. В. является следствием и признаком 'благословения
Божия для тех, кто Ему верно служит (Быт 27.28; Пс 132.3). Если же Израиль
неверен, Бог его наказывает, делая «небо его, как железо, и землю его,
как медь» (Лев 26.19; Втор 28.23), чтобы он понял и обратился (Ам 4.7).
Итак, засуха является следствием проклятия Богом нечестивых (Ис5.13; 19.5 слл;
Иез 4.16 сл; 31.15), как, напр., засуха, к-рая опустошила страну в царствование
Ахава, когда Израиль «презрел повеления Ягве и пошел вслед Ваалам» (3 Цар
18.18).
2. Грозные воды. - В. не только сила жизни. Морские В. напоминают демоническое
беспокойство своим постоянным волнением, а своей горечью - уныние шеола. Внезапный
разлив рек, уносящих во время грозы почву и все живое (Иов 12.15; 40.23), символизирует
несчастье, готовое внезапно постичь ч-ка (Пс123), козни врагов против праведника
(Пс17.5 сл,17; 41.8; 70.20; 143.7); своими происками они пытаются увлечь его в
самую бездну (Пс 34.25; 68.2 сл). Бог может защитить праведника от этих губительных
В. (Пс 31.6; ср Песн 8.6 сл), может позволить также потопить нечестивых, и это
будет справедливым наказанием за нелюбовь к ближнему (Иов 22.11). У пророков
разрушительный разлив великих рек символизирует мощь царств, к-рые захватят и
погубят малые народы; мощь Ассирии сравнивается с Евфратом (Ис 8.7), мощь Египта
с Нилом (Иер 46.7 сл). Эти же реки Бог посылает наказать Свой народ, виновный
в недоверии к Нему (Ис 8,6 слл), а также и исконных врагов Израиля (Иер 47.1 сл).
В руках Творца эта стихийная сила не слепа: поглощая нечестивый мир (2 Петр
2.5), потоп оставляет в живых праведника Ноя (Прем 10.4). Точно
так же В. Чермного моря делают различие между народом Божиим и народом идолопоклонническим
(Прем 10.18 сл). Итак, грозные В. предвосхищают конечный Суд огнем (2 Петр 3.5 слл; Пс 28.10; Лк 3.16 сл); когда
они сходят, лицо земли обновляется (Быт 8.11).
3. Очищающие воды. - Тема Вод гнева соприкасается с темой В. благотворной:
она не только сила жизни, но и средство для омовения, уничтожения скверны (ср
Иез 16.4-9; 23.40). Одним из главных обычаев гостеприимства было омовение ног
гостя, чтобы смыть с них дорожную пыль (Быт 18.4; 19.2; ср Лк 7.44; 1 Тим 5.10);
накануне Своей смерти Иисус пожелал Сам совершить эту обязанность раба, дабы показать
пример смирения и хр-ской любви (Ин 13.2-15).
Необходимая для физической чистоты В. также является символом чистоты нравственной.
Умывают руки в знак того, что они невинны и не сотворили зла (Пс 25.6; ср Мф 27.24).
Грешник, оставляющий свои грехи и обращающийся, подобен ч-ку, к-рый был покрыт
грязью и умылся (Ис 1.16); так же и Бог «омывает» грешника, к-ому Он прощает грехи
(Пс 50.4). Потопом Бог «очистил» землю, истребив нечестивых (ср 1 Петр 3.20 сл).
Иудейский ритуал предусматривал многочисленные очищения водой: Первосвященник
должен был омыться, готовясь к посвящению (Исх 29.4; 40.12) и к великому
дню очищения (Лев 16.4,24); омовения В. предписывались ч-ку, прикоснувшемуся
к трупу (Лев 11.40; 17.15 сл), для очищения от проказы (Лев 14,8 с) или
какого-либо полового осквернения (Лев 15). Эти различные очищения тела
обозначали и внутреннее очищение сердца, необходимое для того, кто
хотел приблизиться к Трисвятому Богу. Но они не могли дать действительного
очищения души. В НЗ Христос установил новый вид очищения: на браке в Кане
Он символически знаменует его, превращая предназначавшуюся для ритуальных
омовений В-у (Ин 2.6) в вино, символизирующее и Духа и очищающее Слово
(Ин 15.3; ср 13.10).
III. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОДЫ
1. Наконец, тема В. занимает значительное место в перспективе восстановления
Народа Божия. После того, как соберется все Рассеяние, Бог обильно изольет очищающие
В., к-рые омоют сердце ч-ка, дабы он мог верно исполнять весь Закон Ягве (Иез
36.24-27), и не будет больше проклятия, не будет засухи: Бог «даст дождь с свое
время» (Иез 34.26), и это будет залогом благосостояния (Иез 36.29 сл). Семена
прорастут, обеспечив хлеб в изобилии; луга будут тучными (Ис 30.23 сл). Народ
Божий будет приведен к источникам В., голод и жажда навсегда исчезнут (Иер 31.9;
Ис 49.10)
К концу Вавилонского плена к этим перспективам восстановления народа Божия
часто примешивается воспоминание об Исходе. Поистине, возвращение будет новым
исходом, сопровождаемым еще более великими чудесами. Некогда
Бог рукою Моисея источил В. из камня, чтобы утолить жажду Своего народа (Исх 17.1-7;
Числ 20.1-13; Пс 77.15, 20; 113.8; Ис 48.21). Теперь Бог повторит это чудо (Ис
43.20) с такой силой, что пустыня превратится в цветущий
сад (Ис 41.17-20), а жаждущая земля в источник вод (Ис 35.6 сл).
В Иерусалиме, конечной цели этого странствования, будет неиссякаемый
источник. Из храма потечет река в Мертвое море; она изольет жизнь и здоровье
по всему течению, и на берегах ее будут расти деревья: это будет возврат к райскому
блаженству (Иез 47.1-12; ср Быт 2.10-14). Народ Божий обретет в этих В. чистоту
(Зах 13.1), жизнь (Иоил 3.18; Зах 14.8) и святость (Пс 45.5).
2. В этой эсхатологической перспективе В. обычно имеет символическое значение.
Израиль не останавливает свой взор только на материальной реальности, и чаемое
им блаженство является не только плотским благополучием. В., вытекающая из Храма
в видении Иезекииля, символизирует животворящую силу Божию, разливающуюся в мессианские
времена и помогающую людям принести плод в изобилии (Иез 47.12; Иер 17.8; Пс 1.3;
Иез 19.10 сл). У Исаии (44.3 слл) В. - символ Духа Божия, могущего превратить
пустыню в цветущий сад и неверный народе истинного «Израиля». В других местах
Слово Божие сравнивается с дождем, оплодотворяющим землю
(Ис 55.10 сл; ср Ам 8,11 сл), а учение Премудрости является живительной В. (Ис
55.1; Сир 15.3; 24.25-31). Короче говоря, Бог есть источник жизни ч-ка и дает
ему силу расцвести в любви и верности (Иер 2.13; 17.8). Вдали от Бога ч-к всего
[лишь бесплодная и безводная земля, обреченная на смерть (Пс 142.6); вот почему
он стремится к Богу, как лань к потоку В. (Пс 41.2 сл). Но если Бог с ним, то
он подобен саду, заключающему в себе живительный источник (Ис 58.11).
IV. НОВЫЙ ЗАВЕТ
1. Животворящие воды. - Христос пришел принести людям В. живые, обещанные
пророками. Он тот Камень, К-рый, будучи поражен (ср Ин 19.34), источает из ребра
Своего В., могущие утолить жажду народа, идущего в истинную Землю Обетованную
(1 Кор 10.4; Ин 7.38; ср Исх 17.1-7). Он также храм (ср Ин 2.19 слл), из к-рого течет река, орошающая и
животворящая Новый Иерусалим (Ин 7.37 сл; Откр 22.1,17; Иез 47.1-12), новый рай.
Эти В. и есть Дух Св., животворящая сила Бога Творца (Ин 7.39). Однако в Ин 4.10-14
В. прежде всего символизирует животворящее учение Христа-Премудрости (ср 4.25).
При свершении веков В. живая будет символом бесконечного блаженства избранных,
к-рых Агнец будет водить на тучные пастбища (Откр 7.17; 21.6; ср Ис 25.8; 49.10).
2. Воды крещения. - Символика В. получает свое полное значение в хр-ском
крещении. Вначале В. в крещении употреблялась в силу ее
очищающего значения. Иоанн Креститель крестит В-й «во отпущение грехов» (Мф 3.11
п), употребляя для этого В. Иордана, к-рая когда-то очистила от проказы Неемана
(4 Цар 5.10-14). В крещении происходит однако очищение не тела, а души, «совести»
(1 Петр 3.21). Это - омовение, смывающее наши грехи (1 Кор 6.11; Еф 5.26; Евр
10.22; Деян 22.16) посредством искупительной силы Крови (Евр 9.13 сл; Откр 7.14;
22.14).
К этой основной символике крещальной В. Павел добавляет еще другую: погружение
и выхождение из В. крещаемого символизирует его погребение со Христом и его духовное
воскресение (Рим 6.3-11). Быть может, Павел усматривает в крещальной В. изображение
моря, жилища злых сил и символа смерти, побежденной Христом,
как некогда Чермное море было побеждено Ягве (1 Кор 10.1 слл; ср Ис 61.10). Наконец,
сообщая нам Дух Божий, крещение также является новой основой жизни. Возможно, что это имел в виду Христос, совершая
исцеления водою (Ин 9.6 сл; ср 5.1-8). В этом смысле крещение есть «баня возрождения
и обновления Св. Духом» (Тит 3.5; ср Ин 3.5).
МЕВ
Cм. благословение II 1, III 4, IV 3 - голод и жажда - Дух
Божий 0 - жизнь IV 2 - камень
3 - крещение -
кровь НЗ 4 - море
- плод II - потоп
- скала 2 - смерть
ВЗ I 4 - соль - чистый
|