ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Псалом 31
Содержание: Давид, изображая великое свое злострадание,
какое претерпевал во время покаяния, ублажает сподобившихся оставления
грехов банею пакибытия. Псалом надписан псалмом «разума»,
потому что в нем особенно имеют нужду люди, которые, по сильной
преклонности к страстям, уподобились коням и мскам.
(1). Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася
греси. Оставление беззаконий приобретается крещением, прикрываются
же грехи горьким покаянием.
(2). Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во
устех его лесть. Ибо истинно блажен тот, кто к святому крещению
приступает всем сердцем. А неискренне приемлющий крещение не только
не получает оставления грехов, но еще будет осужден. Речение «яко»
должно быть соединяемо с словом: обетшаша, чтобы речь была
в таком порядке: (3) яко обетшаша кости моя от еже звати ми весь
день, умолчах, будучи уже не в состоянии издавать глас. О чем
же взывал он, как не о том, что испрашивал себе прощение во грехе?
(4). Яко день и нощь отеготе на мне рука Твоя. По благости
Твоей сильно вразумлял Ты меня, вразумлением сим обращая меня ко
спасению. Вoзвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Терном
называет грех. Смысл же речи таков: поелику грех вонзен был в душу
мою, то я бедствовал.
(5). Беззаконие мое noзнax. Показывает самый образ исповедания.
Рех, исповем на мя беззаконие. Сказано: праведник себе
самого оглаголник в первословии (Прит. 18, 17), и: глаголи
ты грехи твоя прежде (Ис. 43, 26).
(6). За то помолится к Тебе всяк преподобный, За прощенный
мне грех будет молиться Тебе всякий из преподобных. Этим или подает
ту мысль, что для всех будет он образцом покаяния, или как
бы пророчествует, что по исполнении времен все народы от лица Давидова
принесут. исповедание о грехе его. Обаче в потопе вод многих
к нему не приближатся. Кающегося, говорит, не потопит множество
искушений.
(7). Ты еси прибежище мое. Сказав о грехе изложенное выше,
умоляет освободить его от бедствий, постигших за грех. И получает
на это ответ; ибо человеколюбивый Господь говорит ему: (8) вразумлю
тя, и наставлю тя на путь сей. Молящемуся об избавлении от врагов
Бог ответствует, обещая водить его путем правым.
(9). Не будите яко конь и меск, имже несть разума. Учит
грешников — не предаваться неразумным страстям. Браздами и уздою
челюсти их востягнении. Речь обращена как бы ко Господу, а смысл
сказанного таков: тех, которые не хотят принести покаяния, обрати
к Себе как бы некоею уздою.
Содержание: В этом псалме уверовавших уже во Христа
учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство
могущества Его, а именно, что Он избавитель всех, что Он Господь,
что Он уничижает лукавых и рассыпает советы их, а уповающих на Него
спасает.
(1). Радуйтеся праведнии о Господе... (2) Во псалтири
десятоструннем пойте Ему. Десятострунным псалтирем
называет тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей;
ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души.
(3). Воспойте Ему песнь нову. Ясно говорит, что закон Моисеев
возымел конец.
(4). Яко право слово Господне, т. е. слово евангельское.
И вся дела его в вере. Должно веровать тому, что совершено
Им боголепно.
(5). Любит милостыню и суд Господь. Этого требует от верующих
в Него. Посему, любит милость к кающимся, но любит и суд на непреклонных.
Подобно сему и Исаия говорит Богу: милость Твоя на мерилех
(Ис. 28, 17); потому что и милостыню подает Он с судом, весом и
числом возмеряя по достоинству каждого. Милости Господни исполнь
земля. Начинает доказывать, что Господь есть Творец всей твари
и во-первых земли, которую исполнил милости, и которая не могла
бы иначе и стоять, не быв ею исполнена. Конечно же, не состоялись
бы и небеса, а равно и силы их, т. е. силы божественные и разумные,
если бы не были поддерживаемы Словом Его.
(6). Словом Господним небеса утвердишася. Здесь открывается
учение о Святой Троице. И Духом уст Его вся сила их. Устами
Божиими называет Духа Святого, ибо Им глаголавшие пророки говорили:
уста бо Господня глаголаша сия (Ис. 1, 20).
(7). Собираяй яко мех воды морския. Призывает воду морскую
и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках, как сказано и в
другом месте: призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице всея
земли (Ам. 5, 8). Полагаяй в сокровищах бездны, то есть
бездны запечатлевает как бы в сокровищницах, чтобы излившись не
потопили сушу.
(8). Да убоится Господа вся земля. Земля да не воздает более
чествования демонам. От Него же подвижутся вcu живущии по вселенней.
Живущие по вселенной люди, слыша о Нем, подвигнутся из прежнего
своего состояния, в котором служили они идолам, и покорятся Создателю
своему.
(9). Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Бытие
указывает на существенное в разумных тварях, а творение означает
пременение их от худшего в лучшее. Темже аще кто во Христе, нова
тварь. (2 Кор. 5, 17).
(10). Господь разоряет советы языков, разумей народы духовно.
Отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Ибо безуспешными
соделал злоумышления всех иудеев, воскреснув в третий день. А cиe-то
и было, чего Он хочет и что во век пребывает.
(11). Помышления сердца Его в род и род. Разумеет те определения,
какие совещавает для настоящего и будущего века. Помышления
Божии суть целесообразные распоряжения, а сердце Боже — сокровенность
сущности.
(12). Блажен язык, емуже есть Господь Бог его. В этих словах
именует блаженными верующих во Христа.
(13). С небесе призре Господь. Сказал: призре, да
не подумает кто, будто бы Господь не знает дерзких предприятий человеческих.
(14). От готового жилища Своего, то есть уготованного, украшенного.
Ибо как бы в жилище Богу назначено небо.
(15). Создавый на едине сердца их. Один Бог знает сердца
человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: вскую вы мыслите
лукавая в сердцах своих (Мф. 9, 4)?
(18). Се очи Господни на боящияся Его. Очами Господними
именуется Господня всевидящая сила, или нередко Сын и Дух, так что
Отец светов как бы посреди двух Светов.
(19). И препитати я в глад, то есть, во время гонения, когда
не будет духовной пищи, сам Господь препитает их Духом Святым.
(20). Душа же наша чает Господа. Представляются в пример,
как показавшие уже упование на Господа.
Содержание: Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел
к Авимелеху, и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался
в своем бегстве, сказал же, что прислан Саулом просить меча Голиафова.
И поелику иное говорил, а иное думал, то в надписании псалма сказано:
измени лице свое. Воспевает псалом сей народу новому, преподавая
учение о духовном и евангельском служении.
(2). Благословлю Господа на всякое время... (3) О Господе
похвалится душа моя. Если и оказываюсь достойным похвалы, потому
что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно
не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным.
Да услышат кротцыи, и возвеселятся. Да возвеселится всякий
праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому
что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется
тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает
причастниками и песнопения.
(4). Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит,
чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему.
(6). Приступите к Нему и просветитеся. Укрепившись в уповании
тем, что уже получил, и других возводит к тому же.
(7). Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Из того, что
было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо
меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил
Он Своего пpoвидения и явил победителем врагов.
(8). Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит
их. Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит
он: не вcu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих
наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Так молится и блаженный Иаков:
Ангел, иже мя избавляет от всех зол моих (Быт. 48, 16). Так
и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: Господь Бог послет
Ангела Своего пред тобою, и поймении жену сыну моему Исааку оттуду
(Быт. 24, 40). Так говорит и блаженный Захария: Ангел глаголяй
во мне (Зах. 2, 3).
(9). Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкусите, говорит,
истинного хлеба, сшедшего с небес. Блажен муж, иже уповает нань;
потому что приимет будущую жизнь.
(11). Богатии обнищаша и взалкаша. Это — народ иудейский.
Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага, разумеет
другой народ из язычников.
(12). Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу
вас... (13) И устне твои еже не глаголати льсти. Предлагает
язычникам учение, в котором первое — иметь страх Божий, второе —
не осуждать брата, третье — удерживать уста от всякой льсти, четвертое
— уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх
всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос;
а попечение о всем этом есть жизнь и дни благи.
(15). Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени
и. Сказанному: уклонися от зла — учит страх; а сему:
сотвори благо — любовь. И потому, кто
любит, тот выше имеющего страх.
(16). Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
За попечение о добродетели воздает великую награду — иметь зрителем
Бога.
(21). Хранит Господь вся кости их. Костями называет доблести
душевные, — таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.
(22). Смерть грешников люта; разумеет смерть душевную, за
которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий,
плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма.
Содержание: Предлагаемое в псалме говорится от лица
возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или
от сонма Апостолов. Вводится также лице самого Христа, описывающего,
как поступили с Ним иудеи во время страдания, чтобы научить терпению
и твердости терпящих нападения врагов ради Бога.
(1). Суди Господи обидящия мя, побори борющия мя. Такая
речь прилична лику Апостолов. Разумеет же иудеев, которые, не имея
в себе мира, воздвигают брани и восстают на Христа, Который есть
мир наш.
(2). Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Оружием,
щитом и мечем дает разуметь карающие силы, посылаемые Господом в
помощь праведным.
(3). Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Умоляю Тебя изречь
cиe душе моей, то есть, что Ты будешь помощником ей.
(4). Да возвратятся вспять. Благодеяние идущим от добродетели
к пороку, если они возвращаются вспять.
(8). Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры,
да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Ибо сети обратились на
главы лукавым; уловлявшие на смерть сами уловлены и предаются смерти.
(9). Душа же моя возрадуется о Господе. Итак, уготовившие
сеть и составившие губительный замысел против общего всем нам Спасителя
Христа, за поругание Ему приимут наказание, по сказанному нами недавно;
душа же моя будет всегда вне всякой опасности, непрестанно радуясь
о Боге и премного веселясь о спасении Его.
(11). Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху
Мя. С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями
оговариваемого на суде архиерейском.
(12). Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души моей.
Говорит это, потому что оказались они недостойными именоваться чадами
Божиими. И cиe-то всего более давал знать Спаситель, говоря подобно
сказанному: колькраты восхотех собрати чада твоя (Мф. 23,
37)!
(13). Аз же, внегда они стужаху Ми, облачался во вретище.
Столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал,
и молился о грехе их. И смирях постом душу Мою. В доказательство
Своего человечества не удерживался от поста. И молитва Моя в
недро Мое возвратится. Этим, может быть, выражается упорство
иудеев во грехе. Им, говорит, ни малой не было пользы, потому что,
по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву.
(14). Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Как
брату, или другу, старался Я им оказывать благодеяния, желая уврачевать
их. Потому и плакал о них.
(15). И на Мя возвеселишася и собрашася. И этою-то платою,
говорит, воздали Мне за болезнование о них. Собрашася на Мя раны,
и не познах. Наносили Мне раны, а Я не знал и не находил никакой
в Себе вины.
Разделишася и не умилишася. Разделишажеся множество, как
говорит Евангелист (Деян. 14, 4), одни называли благим, а другие
— лукавым. И когда происходило это, не умилились они, не уразумели,
против кого все это делается. Сказал же Он это, не обвиняя, но желая
помощи. Когда, говорит, явишься Ты и поможешь терпящему несправедливость?
(17). Устрой душу Мою от злодейства их. Что страждет, или
говорит, все это делает для нашего спасения, потому что для нас
снисшел и воплотился Он, т. е. Христос.
От лев единородную Мою. Львами называет или лукавые и сопротивные
силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей
иудейских. Ибо так воспоминает о них, говоря словами пророка: бысть
Мне достояние Мое яко лев в дубраве: сего ради возненавидех е
(Иер. 12, 8). Душу же Свою называет единородною, употребив слово
«единородный» вместо «возлюбленный»; потому что единородное
чадо всегда бывает в большей любви.
(19). Ненавидящии Мя туне и помизающии очима, то есть замышляющие
лукавство.
(20). Яко Мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху,
говоря: Учителю благий (Мф. 19, 16), и: вемы, яко во истину
учиши: не зриши бо на лице человеком (Мф. 22, 16).
(21). Разшириша на Мя уста своя. Разумеет хулы, произносимые
при кресте. Реша: благо же, благо же, видеша очи наши. Как
будто по их желанию кончилось дело, и Христос пригвожден к древу.
Делают же это радующиеся скорби праведного.
(22). Видел ecu Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи
от Мене. Единородное Божие Слово, соделавшись человеком и не
преставая быть Богом, просит судию Отца об учиненной нам демонами
обиде, просить рассыпать величавость горделивых. Ибо тогда одни
будут постыжены, а другие возрадуются, принося благодарение о спасении.
Содержание: Настоящий псалом содержит в себе обвинение
в гордости и обличение в злобе народа иудейского, а также песнопение
во славу праведных судов Божиих, какими создал Бог поднебесную,
и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх
же всего этого молитву, предохраняющую от падения в гордыню.
(2). Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Воспитанный
в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его.
Сказано: глаголет, вместо «думает» или «предполагает». Причина
же такой бесчувственности в нем — неимение страха пред всевидящим
Владыкою. Несть страха Божия пред очима его. Решившись однажды
преступить закон, удаляет он от очей своих страх Божий, потому что
страхом Господним всякий удерживает себя от худого.
(3). Яко улсти пред ним. Добровольно остается он в сем неведении,
не имея охоты поверить дела свои и возненавидеть сделанное худо.
Обрести беззаконие свое и возненавидети. Не помышляет и о
том, что Бог обретает грех его и, обретши оный, ненавидит и грех,
и согрешающего.
(4). Глаголы уст его беззаконие и лесть. Беззаконие в тех
поруганиях, какие делали Христу; и лесть в том, что, намереваясь
поставить Ему сети, приступали к Нему с льстивыми словами. Не
восхоте разумети, еже ублажити, добровольно устранив себя от
того, чтобы делать добро.
(5). Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути
неблагу. Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа.
О злобе же не негодова, то есть, не возненавидел злобы.
(6). Господи, на небеси милость Твоя. Показывает, что милостью
Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы.
И истина Твоя до облак. (7) Правда Твоя яко горы Божия.
Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками.
Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив
такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. Судьбы
Твоя бездна многа. Поелику же столько у Тебя истины и правды,
то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны
зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо
уразумение судеб Твоих. Человеки и скоты спасении Господи.
Апостол, сказав о двух народах: затвори Бог всех в противление,
да всех помилует, присовокупил: яко неиспытани судове Его
(Рим. 11, 32, 33). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец
намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки
и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и
разумеющих лучшая (Рим. 2, 18), а скоты, как неразумные,
— язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали,
а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому
сказал он предварительно: судьбы Твоя бездна многа. И еще:
человеками называет сохранивших разумное достоинство, а скотами
— преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями.
А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных.
(8). Сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут,
т. е. Тебя будут иметь покровителем и помощником евангельского
слова.
(9). Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши
я. Поток сладости есть Христос, по сказанному: уклоняю на
ня, яко поток наводняемый, славу языков (Ис. 66, 12). Но Он
же есть и источник жизни, и свет от света.
(12). Да не приидет мне нога гордыни. Просит быть свободным
от страсти. И рука грешнича да не подвижит мене. Да не подвигнет
меня, говорит, от предстояния Тебе какое-либо постыдное дело.
Содержание: Псалом этот заключает в себе учение новому
народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в
делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для
добрых и наказанием ожидающим лукавых.
(1). Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие.
Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства — утрата
всего доброго.
(3). И насели землю, и упасешися в богатства ея. Землею
называет богодухновенное Писание, в котором богатство святых, т. е.
обетования. Советует непрестанно со вниманием изучать божественные
словеса, из желания тех благ, какие, по Писанию, уготованы святым.
(5). Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит.
Явно, говорит, иди угодным Ему путем.
(6). И изведет яко свет правду твою. Ибо известно, что в
будущем веке, как сказал сам Господь, праведницы просветятся
яко солнце (Мф. 13, 43). Свет же правды — ведениe; поелику правда
есть мерило добродетелей.
И судьбу твою яко полудне — значит: признает тебя достойным
света.
(7). Повинися Господеви, и умоли Его. Он покажет в будущем
веке, что ты достоин света, а ты повинуйся здесь. Не ревнуй спеющему
в пути своем. Не дивись, что человек беззаконный преуспевает,
не бери себе в пример благоденствия, пpиoбpетaeмогo беззаконием,
не ищи себе в этом поощрения делать подобное. Но если беззаконник
и во всем имеет успех, не терзайся этим, и не изъявляй негодования,
что лукавые остаются без наказания, даже живут счастливо, как будто
некому наказать их.
(8). Престани от гнева, и остави ярость. Не смотри на благоденствие
их, но ожидай конца, и увидишь гибель. Гнев есть желание наказать,
а наказание есть воздаяние за зло. Не ревнуй, еже лукавновати.
Несомненно знай, что упокоившие себя божественною надеждою, избравшие
жизнь добродетельную, проводят ее в спокойствии и мире, постоянно
наслаждаясь чистотою совести, а полагающиеся на временное благоденствие
испытают скорую превратность и преданы будут совершенному забвению.
(10). И взыщении место его, и не обрящении. Это подобно
сказанному: нечестивые же из корене погибнут (Иов. 4, 7).
(11). И насладятся о множестве мира. Наслаждение праведнику
— множество мира и бесстрастие души при истинном ведении всего сущего.
(12). Назирает грешный праведного. Это можно понимать и
о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает,
что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную,
праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит
скорую его кончину.
(13). Господь же посмеется ему. Посмевается злоумышлениям
грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который
воздаст одному вечную жизнь, а другому — вечное мучение.
(14). Меч извлекоша грешницы, напрегоша лук свой... (15)
Меч их да внидет в сердца их. Лукавые демоны, говорит, потерпели
то самое, что замышляли сделать святым.
(16). Лучше малое праведнику, то есть, малая милость Господня
выше всякого богатства в мире.
(18). Весть Господь пути непорочных, т. е. одобряет
и чтит. И достояние их в век будет. Ибо воздаяния святым
нетленны и вечны.
(19). Не постыдятся во время лютое. Во времена гонений,
при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих
в Него. Или: время лютое есть время гнева на нечестивых,
когда одни испытают на себе праведный суд Божий, а другие воспримут
славу, честь, нетление и вечную жизнь.
(21). Заемлет грешный, и не возвратит. Грешник не воздает
благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога. Праведный
же щедрит и дает. Воздает щедротами, подражая своему Владыке.
(22). Яко благословящии Его наследят землю. Это подобно
тому, что сказано Аврааму: благословлю благословящии тя, и кленущии
тя проклену (Быт. 12, 3).
(23). От Господа стопы человеку исправляются. Господь одобряет
его прохождение деятельной жизни.
(24). Егда падет, не разбиется. Если и случится праведному
поползнуться в чем-либо малом, не потерпит от сего вреда; потому
что имеет опорою Бога.
(25). Ниже семене его просяща хлебы. Разумеет мысленные
хлебы, а это суть божественные словеса.
(27). И вселися в век века. И наследуешь, говорит, вечные
селения.
(29). Праведницы же наследят землю. Нередко упоминал, что
кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее.
(30). Уста праведного поучатся премудрости. На языке ли,
в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии
и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать,
любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая
покушающихся низложить его. Это сказал Псалмопевец и в первом псалме:
но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и
нощь (Пс. 1, 2).
И язык его возглаголет суд, т. е. правосудие не судебное,
но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении.
(31). Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его.
(32) Сматряет грешный праведного. (33) Господь же не оставит.
Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже
сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного,
когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся
они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей.
Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении
Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал
и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда
вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать
все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры,
так и усматривать примеры в новом завете.
(33) Ниже осудит его, егда судит ему, т. е. во время
суда над ним.
(34) Внегда потреблятися грешником, узриши. Увидишь, говорит,
грешников истребленными.
(35). Видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры
Ливанския. По сказанному: сень наше житие (Иов. 8, 9).
(36). И мимо идох, и се не бе. Увидев, что лукавые благоденствуют,
размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично
задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть: даже не в состоянии
был отыскать место, на котором, казалось, стояли они.
(37). Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку
мирну. И наказание лукавых, и останок или достояние добрых,
да внушат тебе заботиться о простоте сердца.
Содержание: Давид воспевает этот псалом, приводя
себе на память тяготящее его бедствие, которому он подвергся за
грех. Также просит о себе Бога — даровать ему субботство, т. е.
упокоение от несчастий.
(2). Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом
Твоим накажении мене. Яростию и гневом Божиим именуются
демоны, служащие для наказаний, и силы, служащие для возмездия.
Таким образом, он умоляет, чтобы он был обличен не посредством злых
сил и не чрез послание гневных ангелов, но чрез спасительные словеса.
Господь наказует нас, чтобы привести к памятованию добродетели.
И святой отрекается не от обличения или наказания, но от обличения
и наказания с гневом и яростью.
(3). Яко стрелы Твоя унзоша во мне. Стрелами называет карательные
силы. И утвердил ecu на мне руку Твою. Меня коснулась, говорит,
рука Твоя, наказующая за грех.
(4). Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего.
Расслаб я плотью, когда постиг меня гнев Твой. Несть мира в кocmеx
моих от лица грех моих. Изнемогла сила души моей, а причиною
немощи грех.
(5). Яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Сокрушила
меня, говорит, тяжесть греховного бремени. Мучит меня зловоние тех
согнивших ран, которые понес я на себе, отвергнув благоразумие и
поработившись неразумию, а потому, лишенный всякой отрады, непрестанно
скорблю, смущаюсь, и не нахожу средств переменить печаль на радость.
Яко бремя тяжкое отеготеша на мне. Самым тягостным называет
сильные упреки совести, доводящие до отчаяния.
(6). Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.
Ибо всякий грех гнусен и зловонен, и если бы душа не впала в неразумие,
то не потерпела бы греха. Из этого познаем свойство греха. Какое
же это свойство? Конечно то, что грехи бывают с нами от неразумия.
(7). Весь день сетуя хождах. Это должно повторять тем, которые
много смеются и веселятся.
(8). Яко лядвия моя наполнишася поруганий; потому что увидел,
как издевались надо мною враги мои. Разумеет же врагов мысленных.
(9). Озлоблен бых и смирихся до зела. От того, говорит,
вoждeления пожал я то, что поник к земле и непрестанно сетовал от
мучительных болезней сердца. Посему-то, изменив деятельность пожелания,
соделал его служебным Божией воле. Ибо Псалмопевец присовокупляет:
рыках от воздыхания сердца моего. Бичуя совесть, принудил
сердце свое к частым воздыханиям.
(10). И воздыхание мое от Тебе не утаися. Да вменится мне
пред Тобою желание мое принести покаяние. Сколько есть во мне желания,
вожделеваю спастись. А какое желание Христово? — совершить за нас
Пасху (Лк. 22, 15).
(11). Сердце мое смятеся, остави мя сила моя.
Сердцем называет рассудок. И свет очию моею, и той несть со мною.
Свет очей есть Дух, воссиявший очам ума его.
(12). Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа.
Когда был я поражен, они противостали мне. Говорит же это об Авессаломе
и Ахитофеле.
(13). И ближнии мои отдалече мене сташа. Ибо вспомоществующие
ему Ангелы оставили его за грех. Ибо может быть, что и святые силы
удаляются во время искушения, или для испытания, или для наказания
искушаемого. И нуждахуся ищущии душу мою. Вероятно, что,
когда оставили его Ангелы, сильнее стали нападать демоны. И ищущии
злая мне глаголаху суетная, т. е. говорили друг другу,
уготовляя мне козни.
(14). Аз же, яко глух, не слышах, и проч. Когда говорили
они это, я, казалось, не слышал и не говорил, потому что грех отнял
у меня дерзновение.
(16). Яко на Тя, Господи, уповах. (17) Яко рех: да не
когда порадуютмися врази мои. При таком, говорит, множестве
бедствий одна у меня надежда спасения — та помощь, какую Ты мне
окажешь.
И внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Надмеваться
предо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои.
(18). Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.
Исповедует, что с готовностью приемлет наказание, обращающее на
добрый путь.
(19). Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем.
Для сего-то и делаюсь обвинителем себя самого, и приложу все попечение
— возвратить себе здравие.
(20). Врази же мои живут, и укрепишася паче мене. Хотя,
говорит, не бесчувствен я ко греху, а напротив того, непрестанно
беспокоюсь о нем, однако же вижу, что враги мои укрепляются. Эти-то
враги, не потерпев от меня никакой обиды, ставя в вину мне грех,
и обращая его в предлог брани против меня, начали преследовать меня,
говоря, что поступают справедливо. Я стал для них мерзок, как мертвец.
Посему-то умоляю Тебя, Господи: не отступай от меня, но паче поспеши
на помощь нам (22–23).
Содержание: Идифум, священный певец, увенчанный пророческим
даром, возглашает песнь, вводя лице самого Давида, исповедующегося
во грехе.
(2). Рех: сохраню пути моя. Явный признак утвержденного
сердца. Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо
мною, потому что окружающие его мысленные враги укоряли его
за грех.
(3). Онемех и смирихся, и умолчах от благ. Укоряемый, не
отвечал я укоризнами, сознавая, что лишился я благ. И болезнь
моя обновися. Вместо того, чтобы отвечать ругателям, приводил
я себе на память грех; и припоминание греха для сердца моего было
как огонь.
(4). И в поучении моем разгорится огнь. Когда припоминал
я свой грех, тогда сгорал огнем.
Глаголах языком моим: (5) скажи ми, Господи, кончину
мою. Глаголах языком, т. е. тихо, шепотом, так, чтобы слово
не доходило до многих. А в слове этом заключался вопрос об остальных
днях. Он спрашивал, желая, знать, достаточно ли ему будет на покаяние
остального времени дней его.
(6). Се пяди положил ecu дни моя, и состав мой яко ничтоже пред
Тобою. Хотя и надолго, говорит, продлится жизнь моя, но пред
Тобою вменится как ничто. Если тысяча лет в очах Твоих, как день
один, — чем будет время одного человека? Место это Симмах перевел
еще так: «вот, как пядени дал дни мои, и житие мое как ничто перед
Тобою». Ты безначален и бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими
ладонями или пядями. Этим изобразил кратковременность человеческой
жизни.
Обаче всяческая суета, всяк человек живый. (7) Убо образом
ходит человек, обаче всуе мятется. Если же человек ходит подобно
призраку и не истинно, то справедливо наименовал его предварительно
суетою, потому что не истинную проводим жизнь, но как бы в призраке
и заботимся не о существенных благах. Потому и всуе мятемся. Жизнь
пребывающих на земле, обращенную на мирские заботы, можно признать
суетою. Или еще так: все годы жизни нашей пред Тобою — пар. Ибо
Симмах вместо слова «суета» поставил «пар». Сокровиществует,
и не весть, кому соберет я. Поелику живем теперь не истинною
жизнью, но как бы в призраке, и заботимся не о существенных благах;
то всуе мятемся, предаваясь мирским пожеланиям, и собирая сокровища,
наследники которых нам неизвестны.
(8). И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? Справедливо
говорит, что имеет упование на Господа, как произнесший суд о житейских
развлечениях. И состав мой от Тебе есть, т. е. мое чаяние,
или мое терпение.
(9). Поношение безумному дал мя ecu. Не предай меня в поношение,
потому что во мне укоряют Тебя.
(10). Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил ecu.
Укоряемый, молчал я, в точности зная, что Ты в наказание или вразумление
мне определил, чтобы за это самое укоряли меня.
(11) Отстави от мене раны Твоя. Наказания, наложенные на
него демонами, называет наказаниями от Бога, потому что Бог попустил
потерпеть ему их за грех. От крепости бо руки Твоея аз исчезох.
Многократно уже упоминали мы, что карающая сила именуется рукою
Божией. Когда Бог сильно наказывает людей, наказуемый исчезает,
поелику слаб он и не в силах долго противостоять ударам.
(12). Во обличениих о беззаконии наказал ecu человека. Обличая
меня во грехе, вразумил Ты. Обаче всуе мятется всяк человек,
т. е. живущий в беззаконии, так что имеет нужду в подобном
вразумлении. (13). Моление мое внуши, то есть, услышь и прости
грех прежде кончины. Ибо это означает сказанное: преселник аз
есмь.
(14). Ослаби ми, да почию. Прежде кончины моей, говорит,
даруй мне оставление грехов, чтобы с твердым упованием идти мне
в ад. И ктому не буду. Не буду таким, каким бы мог я быть
после дарованной мне Тобою свободы. Свобода же,
даруемая Богом, есть бесстрастие души при истинном ведении сущего.
Содержание: Песнь эта приносится от лица нового народа,
изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего
благодарным способ домостроительства. После же сего снова вводится
лице уверовавших из израильтян, желающих избавиться от греха неверия
и вместе описывающих бедствия, какие постигли их за неверие.
(2). Терпя потерпех Господа, и внят ми. Это подобно сказанному:
в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).
(3). И возведе мя от рова страстей. И что соделал для тебя?
Услышав, говорит, извел из глубины греховной, освободил от сладострастия
бренного тела, или из врат смерти и тамошнего тления, или от мирских
развлечений. И от брения тины. Ибо во грехах, как в тине,
увязают уловленные ими. Ров же страстей есть порок
и невежество. И постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя.
Апостол Павел говорит, что камень бе Христос (1 Кор. 10,
4). Постави нозе мои, потому что научился я ходить путем
угодным Богу, то есть, в деятельной жизни и в правых догматах.
(4). И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему,
то есть закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении
дома нашего, поем песнь новую. Узрят мнози и убоятся, и уповают.
на Господа, потому что проповедь распространена в целом мире.
(5). Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его.
Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения, и говорит: действительно
блаженные всех тот, кому упование — единый Бог, и кто не обратил
взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это — суета, неистовления
ложная, и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть
такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для
многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: рех
во изступлент моем (Пс. 115, 2).
И не призре в суеты и неистовления ложная. Итак, блаженным
именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто
развлекается житейскими попечениями, которые суть и неистовление,
и ложь.
(6). Многа сотворил ecu Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя.
Дела, говорит, совершенные Тобою во время домостроительства, и многочисленны
и чудны. О них и другим возвестил я. И проповедь эта пронеслась
по всей поднебесной, потому и уверовавших стало бесчисленное множество.
(7). Жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же свершил Ми
ecu. Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поелику не
восхотел Ты жертвы и приношения, и не благоволил принимать всесожжения,
совершаемые по Закону; то (8) прииду, восприняв на Себя тело,
которое сам Ты свершил Мне, потому что Дух Святый и сила
Вышнего осенили святую Деву. Прииду же сотворити волю
Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом,
когда сказал Он: се есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде
Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин.
6, 39)? А сказанное: в главизне книжне, толкуется так: главизною
евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству
вочеловечения Единородного, сказано: npиими себе свиток нов,
и напиши в нем писалом человечим (Ис. 8, 1). Притом же, уставы
нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях,
как говорит Господь чрез пророка Иеремию: дая законы Моя в мысли
их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 33), давая тем разуметь,
что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища
сердца, и заповедей его восхощет зело (Пс. 111, 1).
(10). Благовестих правду в Церкви велицей. Великая Церковь
есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается,
имея Того, Кто оправдывает нечестивого.
(11). Правду Твою не скрых в сердце моем. Разумеет правду,
им проповеданную, правду, которая выше Закона и сени. Сказанное
же: разумел ecu — значит: усвоил Себе. Истину Твою и спасение
Твое рех, то есть, не умолчал, не удержал в Себе истины Твоей.
Истиною же называет евангельскую проповедь. Но не скрыл и
спасения Твоего, т. е. пути к дарованному Тобою спасению, или
благодати, приемлемой верою. Сонмом же многим именует Церковь,
собранную из израильтян и язычников. Ибо Христос разумной природе
открывает учение о милости и истине, и учение о спасении. И учение
об истине человек обретает в учении созерцательном, а о спасении
— в деятельном.
(12). Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене. После
того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице
Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию,
и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в
раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян,
которое будет в последнее время. Милость Твоя и истина Твоя выну
да заступите мя. Исповедуем, что Ты — спасавший и защищавший
нас древле. И Церковь Божия, получив спасение, снова просит о промышлении
Божием, по причине всякого рода нападений от людей и демонов, о
которых упоминает в последующих словах.
(13). Яко одержаша мя злая, имже несть числа. Описывает
бедствия, постигшие их после того, как не уверовали во Христа. Умножишася
паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Это подобно тому,
если бы кто сказал: я то же, что человек, у которого нет ума или
сердца. Ибо израильтяне стали людьми буими и немудрыми.
(15). Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая.
Так вопиет Израиль на врагов мысленных, или на книжников и фарисеев,
злоумышлявших против спасения души его, когда говорили они о Христе
— то: не изгонит бесы, токмо о веельзевуле (Мф. 12, 24),
то: беса ли имаши? Кто Тебе ищет убити (Ин. 7, 20)?
(18). Аз же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне. Исполненный
великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим
и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование — Господь.
Помощник мой и защититель мой ecu Ты, Боже мой, не закосни.
К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую
бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная
Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по
прошению ее, и не коснит Он, как сказано: идый приидет, и не
умедлит (Авв. 2, 3).
Содержание: Предлагаемый псалом ублажает уверовавших
во Христа, и в воздаяние им за веру обещает Христову помощь. Вводится
также и самое лице Спасителя, осуждающего князей народа иудейского,
наипаче же предателя.
(2). Блажен разумеваяй на нища и убога. Нищим и убогим именует Христа,
по сказанному: богат Сый обнища нас ради (2 Кор. 8, 9). Псалмопевец предпоставил
здесь нравственное учение пророчеству с тем намерением, чтобы псалом полезен
был в том и другом. Кого же ублажает он? Разумевающаго на нища и убога,
т. е. понимающего, что Христос, богат сый, для того собственно обнищал,
чтобы и мы миловали нищих, как братий нашего Создателя и Судии. Посему блажен,
кто рассуждает о убогих, как должно, или кто разумеет нищету, какую воспринял
на Себя за нас Христос. Какая же польза нищелюбия? В день лют избавит его
Господь, указывает на день суда, который грешникам принесет болезни и труды.
А нищелюбцев избавит Господь. Ибо воздаст им долг человеколюбием, как взявший
у них в заем милостыню, и сказавший и чрез Соломона: милуяй нища, взаим дает
Богови (Прит. 19, 17), и собственными Своими устами: понеже сотвористе
единому сих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). В день лют избавит
его Господь. Днем лютым называет нападение искушений и гонений от врагов.
Дает же, как думаю, разуметь, что день суда страшен и гибелен беззаконным. И
обещает, что полное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшного
дня.
(3). Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его
на земли, и да не предаст его в руки врагов его, т. е.
врагов мысленных.
(4). Все ложе его обратил ecu в болезни его. Будет ему лучше,
и произойдет в нем перемена к выздоровлению. Ибо божественному Писанию
обычно вместо слова «перемена» употреблять слово «обращение»,
как например: обратил ecu плач мой в радость (Пс. 29, 12).
(5). Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою. Давид
молится и о собственном своем грехе, как познавший в себе самом
одного из разумевающих на нища и убога.
(6). Врази Мои реша Мне злая. С этого стиха вводится лице
самого Христа, описывающего, как поступили с Ним иудеи. А до настоящего
стиха, должно полагать, пророк говорил о всей вселенской Церкви,
потому что более прилично это каждому из ревностных христиан, нежели
Господню Человеку. Ибо не о Нем одном Псалмопевец разумеет все сказанное
им, как полагали некоторые. В таком случае не сказал бы с членом:
блажен разумеваяй (ο συνειων)
на нища и убога, сказанное же без члена означает кого-либо разумеемого
в частности. Итак, теперь от прочих членов Церкви переходит к самому
Господу, т. е. Христу, Который говорит: врази Мои и
проч. Когда умрет и погибнет имя Его? Для нас тяжело даже
и видеть Его.
(7). И вхождаше видети, всуе глаголаше. Это говорит об Иуде,
а сказанное имеет такой смысл: получив доступ ко Мне, как включенный
в число учеников, был он двоязычен и пронырлив. Ибо всуе глаголаше,
т. е. не было в нем истины. Сердце его собра беззаконие
себе. Решился, говорит, предать Меня завистникам. Исхождаше
вон, и глаголаше вкупе, именно следующее: что ми хощете дати,
и аз вам предам Его (Мф. 26, 15).
(8). На Мя шептаху вcu врази Мои. Разумеет поругание Ему
иудеев, заговоры иудейские и тайные против Него замыслы, имея в
виду при сем архиереев, сговаривающихся с Иудою, которые шептаху,
когда предлагали Иуде свои условия об Иисусе. Шептаху,
потому что, боясь народа, не смели делать этих условий явно.
(9). Слово законопреступное возложиша на Мя, именно же:
возми, возми, распни Его (Ин. 19, 15). А что слово это было
законопреступно, явствует из сказанного: неповинна и праведна
да не убиеши (Исх. 23, 7). Еда спяй не приложит воскреснути?
Посмевается замыслам иудеев, думавших, что сокрушат Его смертию,
как одного из нас. Посему говорит Он: ужели думаете жизнь одолеть
смертью? Что постражду, то для Меня сон, за успением необходимо
следовать восстанию. Но и смерть есть успение, посему и за смертью
необходимо последует воскресение.
(10). Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя,
возвеличи на Мя запинание, поругание, злоумышление, обман. Человеком
мира называет Иуду, потому что принадлежал, по видимому, к числу
благорасположенных и друзей, как ученик.
(11). Ты же Господи помилуй Мя, и возстави Мя, и воздам им.
Так говорит Отцу Своему, по человечеству ради Своего истощания,
хотя сам Он есть милость Бога и Отца, и воскресение, и жизнь.
(12). В сем познах, яко восхотел Мя ecu. Опять говорит,
как человек, чтобы принести Себя в жертву Богу и Отцу. Яко не
возрадуется враг Мой о Мне. Если Христос говорит это от лица
всего человечества, то под врагом должно разуметь того, кто
уготовил нам смерть. А если сказано это от лица самого Христа, то
разумеются иудейские правители. А что опечалились они, показывает
это клевета, какую сложили о воскресении Его.
(13). Мене же за незлобие приял. Кто Сам защита всех, Тот
говорит, что приял защиту, не потому что имел в том нужду, поколику
Он — Бог, но, соделавшись человеком, говорит это за человеков.
(14). Благословен Господь Бог израилев от века. Теперь предложенную
песнь запечатлевает благодарением. От века, говорит, настоящего
и до века будущего. Итак благословение, изрекаемое нами Богу, начинается
в веке настоящем, а оканчивается в веке будущем. От части бо
разумеваем, и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), а потому
отчасти и благословляем. Егда же npиидет совершенное, говорит
Павел, еже от части упразднится (10). Ибо, с преспеянием
на большее, прекращается, что было отчасти. Посему-то Псалмопевец
присовокупил: буди, буди, и усугубляет молитву. Блажен, кто
здесь начинает благословлять Бога верою и преспеянием в прочих добрых
делах, и это благословение так увенчивает в будущем веке, как не
дозволяется благословлять там Бога нечестивым и неверным.
Заметить же должно, что некоторые, разделив это псаломское пророчество
на пять книг, первую книгу полагают до сего псалма, потому что на
конце, как бы венец, содержит она в себе благословение Бога. Посему
так разделяют и остающиеся четыре книги.
Содержание: Сыны Кореовы были священные певцы. Воспевают
же они песнь, заимствовав у сложивших ее, т. е. у Давида, и
изображая в ней события последних времен. Вводят и лице самого Израиля,
который исповедует Христа после своего раскаяния, какое принесет
при скончании веков.
(2). Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает
душа моя к Тебе Боже. Разумные елени, когда за беззакония
иссяк для них мысленный источник, ночь и день оплакивают погибель
свою.
(3). Когда прииду и явлюся лицу Божию? Лице Божие есть Слово.
Выражает сильное желание Израильтян дождаться того времени, когда
и они будут призваны, чтобы и им явиться лицу Бога и Отца, то есть
Сыну.
(5). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго.
Пророчественно благовествует о себе, что и он некогда улучит чрез
Христа спасение и жизнь, и с прочими святыми вселится во дворах
Божиих.
(6). Вскую прискорбна ecu душе моя? и вскую смущавши мя?
Укрепляемый надеждою на Христа, запрещает возмущать его печалям.
Если для тебя, душа моя, соблюдается время, в которое призвание
наше верою введет нас в сию скинию вместе с празднующими, то для
чего ты прискорбна и смущаешь себя печалями?
(7). Сего ради помяну Тя от земли Иордански и Ермониимски, от
горы малыя. Поелику возмущена душа моя, то, приведя себе на
память чудеса, какие показал Ты и на реке Иордане, и на горе Аермоне,
утешу себя. Или так: когда, говорит, буду на Иордане, т. е.
сподоблюсь святого крещения: тогда воспомяну о Тебе, произнося слова
исповедания; воспомяну и об Ермонииме, а Ермониим толкуется: путь
светильничий; потому что святое крещение отверзает им путь к
просвещению.
(8). Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих. Снова
приводят себе на память другие чудеса. Ибо, когда ополчились на
них иноплеменники, по принесении за них жертвы Самуилом, выпал на
неприятелей такой град, что пали все почти враги, хотя ни один человек
не вступал с ними в битву (1 Цар. 7, 10). Посему бездною,
поспешающею за бездною, называет падение града. Слово же: призывает
(επικαλειται)
употреблено вместо «вызывает» (εγικαλειται).
Под гласом же хлябий разуметь можно падение града.
Иначе, хляби суть Божии пророки. Или: бездна бездну призывает
— бездна грехов призывает бездну Божия милосердия, дабы уничтожить
грех, его виновников и тление, и как бы так говорит: поелику обычно
Тебе преклоняться на моления грешников, то почему же презираешь
нас, припадающих к Тебе? Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне
преидоша. Еще напоминает себе другое чудо. Ибо, спасаясь бегством,
от Фараоновой злобы, перешли море, и хотя казалось, что высоты волн
неслись на них, однако же ничего не потерпели они, потому что воды
отвердели, как стена.
(9). В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его.
И еще напоминает об ином чуде. Рапсак, окружив Иерусалим, угрожал,
что и Бог не возможет изъяти их из руки ассириан (4 Цар.
18, 29). Но Бог обещал: защищу град сей (4 Цар. 19, 33),
а потом, исполняя обещание, в одну ночь уби сто осьмьдесять и
пять тысящь ассириян. А это и означает сказанное: в день
заповесть Господь милость Свою. Молитва Богу живота моего. Как
уже уверовавший, произносит слова, приличные верующим, Богу приписывая
собственную жизнь свою.
(10). Реку Богу: заступник мой ecu. Раскаивающийся народ
снова начинает молитвенное прошение, более и более стараясь преклонить
Бога на милость.
Содержание: И этот псалом одинакового с прежним содержания.
(1). Суди ми Боже, и разсуди. Снова приступают израильтяне,
испрашивая себе спасения чрез Христа. Посему сказано: (3) посли
свет Твой и истину Твою. Ибо Христу надлежало ввести их в
гору Святую, то есть на небо и в горние обители, которые именует
селениями, и к мысленному жертвеннику. Ему надлежало
возвысить юность их (4). Юностью же называет веселие, обновляющее
душу их. Посему и обещается принести Ему исповедание в гуслях.
Под гуслями же неоднократно учили мы разуметь тело.
Содержание: И этот псалом того же содержания, как
и два предыдущие. Певцы описывают древние благодеяния Божии и просят
Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются
о имени Его.
(2). Боже, ушима нашима услышахом. (10). Нынп же отринул
ecu, и посрамил ecu нас, и не изъидеши Боже в силах наших. Древле,
говорит, был Ты вождем нашим во бранях, а ныне не только не исходишь
с нами, но и (11) возвратил ecu нас вспять, потому,
стали мы в расхищение ненавидящим нас. Говорит же это пророческий
сонм, себе усвояя народные бедствия.
(11). И ненавидящии нас расхищаху себе. Ты предал нас на
посрамление.
(13). И не бе множество в восклицаниих наших. Восклицание
есть победная песнь. Смысл же речи таков: так, говорит, возвратил
ecu нас вспять, что побеждают нас немногие, и малочисленны поющие
победную песнь над нами.
(14). Положил ecu нас поношение соседом нашим. Воздается
им все то, что делали они Христу. Они поносили, и их поносят; они
посмевались, и сами осмеяны; они кивали на Него главами, и другие
кивают на них главами.
(16). Весь день срам мой предо мною есть. Стыд наш, говорит,
соделался продолжительным и даже непрестанным.
(18). Cия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе. Сказали
мы уже, что пророки приносят это моление от лица народа, себе усвояя
бедствия, постигшие народ за грехи его.
(19). И уклонил ecu стези наша от пути Твоего. Говорят это,
потому что за нечестие против Христа воспрещено им совершать законную
жертву.
(20). Яко смирил ecu нас на месте озлобления. Говорят это,
потому что ничем уже не могут похвалиться: и обличил нас, согрешивших
в мире. И покры ны сень смертная, разумеет тьму, какая произошла
в сердцах неуверовавших.
(21). Аще забыхом имя Бога нашего. Говорят это, как не служившие
уже идолам по окончательном своем падении, или опять как бы от лица
пророков.
(23). Зане Тебе ради умерщвляемся весь день. Это подобно
сказанному: камением побиени быша, претрени быша, убийством меча
умроша (Евр. 11, 37). Пророки, как усвояют себе грехи народные,
так и добродетели свои относят как бы к лицу народа, потому что
составляют с ним одно целое тело. Или еще так: за то, что не уверовали
мы в Тебя, пришли в такое бедствие, что уподобляемся людям, приговоренным
на смерть, или овцам, которых ведут на заклание.
(24). Востани, вскую спиши Господи? Великое долготерпение
Божие ко грехам их уподобляют сну. Воскресни, и не отрини до
конца. Воскресни, говорит, не для того, чтобы измениться во
внешнем виде, потому что Божество не имеет внешнего вида, но чтобы
подвигнуть силу Свою на помощь нам. И не отрини до конца
и делающих и терпящих зло, чтобы терпящие не пали, как совершенно
преданные искушениям, и делающие, обнадежившись долготерпением Судии,
не преуспели еще более в беззакониях. Умоляют о пришествии для них
Христовом в последние времена, чтобы и им не лишиться части в даруемой
Христом жизни.
(26). Смирися в персть душа наша. Прилпе земли утроба наша.
Говорят так, потому что не дозволено им мудрствовать, еже о Христе,
и оттого впали они в мудрование плотское.
(27). Воскресни, Господи, помози нам. Защити, говорит, нас,
и исповедующим истинную веру в Тебя даруй благопотребное к обращению
время.
Содержaниe: Предложенную песнь Давид посвящает Возлюбленному,
т. е. Христу, пришедшему в последние дни и совершившему изменение,
т. е. переход от идолослужения к богочестию. Воспоминает же
и о сынах Кореовых, в лице их указуя на Апостолов. И все это необходимо
нам разуметь, почему и в надписании сказано: в разум.
(2). Отрыгну сердце Мое Слово благо. Это говорит Отец о
Сыне. Ибо рождается Бог от Бога. Глаголю Аз дела Моя Цареви.
Как, будучи Царем, потому что Бог, сказуется вступающим на царство
по воплощению Своему, так, что знает, как Бог по естеству, о том
по человечеству домостроительно сказуется опять, что слышит cиe.
Язык Мой трость книжника скорописца. Слово, которое изрек
Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован,
потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается,
как например: хощу, очистися, — и aбиe очистися (Мф. 8, 3);
и: юноше, тебе глаголю, востани, — и юноша немедленно воскресает
(Лк. 7 14); а также и следующее: слово сокращено сотворит Господь
во всей вселенней (Ис. 10, 23).
(3). Красен добротою паче сынов человеческих. Сравнение
благого Духа можно видеть в сказанном у Иоанна, яко закон Моисеом
дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1,
17). Прекрасна и трость Моисеева, которою написан пестун наш Закон,
но не такова, чтобы написать ей имена наши на небесах. Излияся
благодать во устнах Твоих. Сладковещателен Господь наш, когда
говорит: Аз, приидох, да живот имут, и лишше имут (Ин. 10,
10), и: Aз есмь хлеб сшедый с небесе (Ин. 6, 41), и даяй
живот миру (Ин. 6, 33).
(4). Препояши меч твой по бедре Твоей, Сильне. На ратоборство
за нас восставляет Единородного. Потом, поелику дал Ему воинственный
вид, сказав о мече, упоминает и о бедре. Как Бог, не совне носит
Он меч. Он силен, т. е. Господь сил, и это принадлежит Ему
по естеству. Он и красен для познавших пришествие Его и способных
постигать премирную красоту. Носит же меч на бедре в угрожение неверующим
и полчищам сопротивных. О неверующих говорит псалом: аще не обратитеся,
оружие свое очистит (Пс.7, 13).
(5). Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота и доброта
ополчившегося есть Божество Его и превосходство над всеми. И
наляцы, и успевай, и царствуй. Наляцы, говорит, лук Твой, успевай
в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя.
Показывает же, что победа сия духовна. Ибо, упомянув об оружиях,
упоминает и о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим
сделанное против него самого. И наставит Тя дивно десница Твоя.
Поелику упомянул о мече, то, как и следовало, упоминает и о деснице.
Десница же Его — правые советы, водясь которыми не допустил до себя
приражений греха.
(6). Стрелы Твоя изощрены, Сильне. Стрелами называет святых
Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам
Царя царствующих. Эти-то стрелы, в сердце поражавшие мысленных врагов,
возмогли поднебесную повергнуть к ногам Христовым и подклонить под
иго царства Христова. В переносном же смысле стихи эти означают
следующее: стрелы Твои изощрены, Сильне, в сердцах врагов царя.
(7). Престол Твой, Боже, в век века. Призванные Апостолами,
исповедуя Божество Единородного, говорят: престол Твой, Боже,
в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Правость в
божественном Писании означает правду. Посему говорит, что принадлежащие
к царству Христову должны учиться ходить путем правды.
(8). Возлюбил ecu правду, и возненавидел ecu беззаконие.
Поелику естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду
и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы,
в Себе самом исправив cиe, внушить естеству человеческому — любить
правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиною вочеловечения.
Посему говорит: сего ради помаза Тя, Боже. Чего же именно
ради? — чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как
помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть
беззаконие. Сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой. Посему,
говорит, намастил тебя, Боже, Бог Твой, — ибо «помаза» (εχρισεν)
означает: «намастил» (ηλιψεν). Соприкасается
же толкование этого места с вышеприведенным: возлюбил ecu правду.
(9). Смирна и стакти и касия от риз Твоих. Под ризами
Единородного можно разуметь силы, велелепие, славу, по сказанному:
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу
и препоясася (Пс. 92, 1). Сии-то слава, cиe-то велелепие Его
соделались для нас благоуханными, как бы в замен всякого благовония,
по сказанному в другом месте: миро излиянное имя Твое, и:
в воню мира Твоего теку (Песн. 1, 2, 3). Стакти есть самый
тонкий вид смирны. Ибо, если истереть это благовонное вещество,
то вся влага из него отделяется в стакти, а остающаяся густота называется
смирною. Касия же есть самая тонкая и благовонная кора, облекающая
собою древесные отпрыски. От тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша
Тя. Тяжести (громады) суть дорогостоящие и великолепные дома
или храмы. Слоновыми же называет их, потому что они как бы выточены
и весьма красивы. Царями (10) именует святых Апостолов, которые
соцарствуют со Христом, а дщерями царей — души, возрожденные
ими для боговедения, которые сердца свои в честь Богу соделывают
веселящими Его преукрашенными храмами. Посему, Псалмопевец как бы
так говорит: увеселяйся, Владыко, слоновыми громадами, какие в честь
Тебе уготовали дщери царей.
(10). Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных.
Царица есть Церковь, как уневещенная великому Царю, а стояние одесную
означает честь, какой . сподобится в будущем веке, и разноцветные
ризы ее — вера, надежда, любовь. Но у нее есть и другая светлейшая
риза — сам Христос. Ибо сказано: елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).
(11). Слыши, дщи, и виждь. Опять и это слово обращено к
Церкви. И забуди люди твоя, и дом отца твоего. Ибо никто
не может приступить чистым к вере Христовой, если не предаст совершенному
забвению прежних злых дел. Люди Церкви — бывшие некогда идолослужители,
дом же отца ее — мудрецы века, в которых, как в домах, обитает сатана.
(13). И дщи Тирова с дары. Призванием одного народа (разумею
тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому,
что они наипаче были врагами благочестивого жития. Лицу Твоему
помолятся богатии людстии. Говорит это, благовествуя самим царям
и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее.
(14). Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми. Словом
«внутрь» означает благочестие, ибо украшение Церкви есть
духовное. Ряснами же именует многие виды добродетелей.
(15). Приведутся царю девы в след ея. Это подобно сказанному:
восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе
(1 Сол. 4, 17). Именем же девы означает опять Церковь. Обручих
бо вас деву чисту представити Богу (2 Кор. 11, 2). Искренния
ея приведутся Тебе, потому что к девству близко воздержание,
а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также
будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование.
(16). Введутся в храм царев, т. е. небесный.
(17). Вместо отец твоих быша сынове твои. Поелику сказал
ей: забуди отца твоего, то говорит: вместо прежних отцев
твоих, т. е. вместо учителей, будут у тебя сыны. Сынами
же называет или святых Апостолов, по сказанному Господом: сынове
ваши о ком изгонят (Лк. 11, 19)? или тех вождей церковных, которые
были сынами Церкви, но которых Господь Иисус поставил князьями всей
земли, по сказанному: шедше научите вся языки (Мф. 28, 19).
Поставиши я князи по всей земли. (18) Помянут имя Твое
во всяком роде и роде, именно же, посредством божественных Писаний,
потому что в Священных Писаниях воспоминается Божие имя.
(18). Сего ради людие исповедятся Тебе в век, посредством
проповеди. Речь же эта обращена ко Христу; потому что проповедники
Писания напоминают чудеса Божии, какие творил Господь от родов древних,
и учат роды грядущие.
Содержание: Настоящий псалом указывает на призвание
язычников, на изгнание мысленных врагов и на заключение их в бездне.
И поелику выражено это как бы в притчах, то справедливо псалом надписан:
о тайных. Воспевают же его уверовавшие во Христа, и прежде
всех, Его Апостолы.
(2). Бог нам прибежище и сила. Это говорит по причине гонений,
воздвигнутых на них мысленными и чувственными врагами. Помощник
в скорбех. Поелику Ты наш помощник, то презираем всякий восстающий
на нас мятеж.
(3). Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Ибо в
смущение пришла вся земля при начале проповеди, когда пребывающие
в неверии восстали против проповеди верующих. И прелагаются горы
в сердца морская. Морскими сердцами именует бездны, а горами
— сопротивные силы, или демонов, которые в древности были превознесены
и славны, и потому уподобляются горам. Итак демоны, поелику они
ввержены будут в бездну, воздвигли брань на верующих, но не убоимся
мы таковых врагов, говорят верующие.
(4). Возшумеша и смятошася воды их. В этих словах водами
называет народные толпы, которые возмущались новостью проповеди.
Смятошася горы кpеnocmию Его. Сила проповедуемого поколебала
нечистых демонов, древле превозносимых и славимых, и потому уподобляемых
горам.
(5). Речная устремления веселят град Божий. Рекою называет
евангельское слово, которое веселит Церковь. Освятил есть селение
Свое Выштй. Ибо Святый почивает во святых, и вселится в них,
т. е. в Церкви.
(6). Бог посреде его, и не подвижится. То есть, Бог посреде
Церкви. Поможет ему Бог утро заутра, т. е. с самого
раннего утра. И здесь в словах: поможет ему — под лицем Церкви
можно разуметь святых Апостолов и по преемству вождей Церкви, которых
Господь укрепляет в силах, чтобы могли споспешествовать проповеди.
(7). Смятошася языцы, уклонишася царствия. Хотя язычники
ополчались на Церковь, однако же цари их уклонились, т. е.
побеждены и обратились в бегство, а впоследствии сами преклонили
выю пред Христом. Ибо говорит Псалмопевец, что Церковь скоро будет
созидаема теми, которые разоряли ее, потому что они возвысили Церковь,
щедро принося ей дары. Даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля.
Дал глас Христос на кресте. Гласом же Его называет евангельское
слово. Ибо разумная душа, как скоро слышит глас Господень, приходит
в колебание, подвигнувшись от порока к добродетели, от неведения
к богопознанию.
(8). Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Победу,
одержанную над мысленными врагами, восписует самому Господу. Весьма
кстати здесь упоминание об Иакове, по причине бывшей с ним борьбы.
(9). Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли.
Указует на мир, водворенный проповедью, которой, говорит Псалмопевец,
прекращена на земли всякая брань. Чудесами же именует уничтожение
или приведете в бездействие браней, потому что Господь уничтожил
всякую брань.
(10). Лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.
Лук, оружие и щит означают здесь самое худое состояние человека
и лукавые помыслы.
(11). Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог. Ибо, если
не отрешится кто от всякого мирского попечения, то не возможет он
познать Бога. Для познания Бога нужна свобода от забот. Вознесуся
во языцех, вознесуся на земли. Обещает им торжество проповеди
над язычниками.
(12). Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Уверовавшие
во Христа в другой раз приносят благодарение.
|