Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 


Джейн Эллис

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


Согласие и инакомыслие

Номер страницы указан после текста на соответствующей странице

См.: История РПЦ в 1970-е гг.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА ДО 1974 ГОДА

РОСТ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА: 1974-76

в т.ч. о Шиманове.

РАСЦВЕТ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА: 1976 - 1979

ПОДАВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА: 1976 - 1980

ОБЗОР СОБЫТИЙ ДО 1985 ГОДА

 

Перевод с английского прот. Георгия Сидоренко

Overseas Publications Interchange Ltd London 1990

First Russian edition published by Overseas Publications

8 Queen Anne's Gardens, London

First published in English as Part 2 of "The Russian Orthodox Church. A Contemporary History" by Jame Ellis (Croom Helm, London & Sydney 1886)

(Croom Helm, London & Sydney 4Hd)

ISBN 1870128 761

Cover design by Andrzej Krauze

Printed and bound m West Germany

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последующих главах этой книги* подробно описываются события, касающиеся диссидентов, то есть оппозиционно настроенных граждан в Русской Православной Церкви, и анализируются представления неконформистской интеллигенции о внутрицерковной жизни, выраженные в самиздате. В связи с этим необходимо сказать несколько вводных слов. В последние годы среди советской интеллигенции обнаружился рост интереса к религии, особенно к Православию. Это явление, наблюдающееся по сей день, обычно именуют Русским религиозным возрождением. Такое выражение не совсем точно:

* Первая часть книги не переведена на русский язык. -Ред.

5

оно может создать впечатление непрерывного, беспрепятственного расцвета и роста веры, даже массового движения, утверждающегося с оттенком торжества. В действительности же это медленный, постепенный, часто болезненный процесс поиска людьми своих христианских корней. Он продолжается уже лет 25 или более. Однако, поскольку этот термин появился и более удачного слова не найдено, - мы должны сразу сказать, что религиозное возрождение в СССР имеет огромное значение, и его ни в коем случае нельзя недооценивать.

Возвращение многих представителей интеллигенции к Русской Православной Церкви - явление очень существенное и показательное. Причина его заключается не только в полном отрицании десятилетиями проводившейся атеистической пропаганды и всех представлений о будущем, к которому шагает компартия Советского Союза. Задолго до революции 1917 года, уже с середины XIX столетия начался отход интеллигенции от Церкви. Современная русская интеллигенция глубоко осознает свою историю и свои корни. Осознает она и иронию судьбы, состоящую в том, что ее представители находят путь к будущему в Церкви, которую их предшественники с презрением отвергли сто лет назад.

Начало религиозного возрождения среди интеллигенции можно отнести к концу пятидесятых годов. Опять-таки по иронии судьбы оно приблизительно совпало с началом хрущевской антирелигиозной кампании. Процесс десталинизации, начатый знаменитым докладом Хрущева на закрытом пленуме ЦК КПСС в 1956 году, стал главной причиной, обнаружившей возможность этого возрождения. После хрущевского доклада советские граждане узнали, что им систематически лгали почти 30 лет. А если им мог лгать один вождь, почему не может и другой? Мыслящие люди не могли более принимать того,

6

что им говорили официально. Для сохранения своей интеллектуальной целостности им нужно было все продумать самим, определить свою собственную веру и свой подход к жизни. Наступило время вопросов довольно широкого диапазона, включавшее в себя также вопросы метафизические и религиозные.

Второй причиной религиозного возрождения было то, что в сравнительной мягкой, менее напряженной обстановке, создавшейся после смерти Сталина, советские граждане впервые за сорок лет получили возможность осторожно говорить друг с другом о своих верованиях и религиозных поисках. За сорок послереволюционных лет народ пережил войну, гражданскую войну, голод, политический террор и снова войну. Люди научились, особенно за годы террора тридцатых годов, ни с кем, кроме самых близких, не делиться своими тайными мыслями. Это не означает, что они не задумывались о религии, - конечно, задумывались, особенно когда речь шла о таких важных вопросах как жизнь и смерть, - но они неохотно говорили об этом и, конечно же, не писали. Лишь в послесталинский период интеллигенция и другие классы общества смогли больше и шире размышлять о религии и выражать свою приверженность Русской Православной Церкви, которую многие чувствовали или начинали чувствовать. Это усиливалось благодаря наблюдавшемуся тогда же росту самиздата.

В третьей главе мы подробнее опишем некоторые из наиболее известных молодежных дискуссионных групп или семинаров, которые собирались неофициально и подвергались преследованиям со стороны властей. Такие группы возникали в конце пятидесятых годов, хотя, насколько мы можем судить, они были невелики, немногочисленны. С того времени они росли - медленно, но неуклонно.

7

Побуждения, приводящие советских граждан к Русской Православной Церкви, различны. Многие приходят к Богу после долгих духовных поисков в стремлении найти смысл жизни. А в России и других частях Советского Союза это в свою очередь естественно приводит и к Православной Церкви. Дли некоторых толчком могут послужить эстетические поиски. Сильное увлечение смыслом православного богослужении так же, как внутренняя и наружная красота храмов, нилиют собою альтернативу серой и одноообразной жизни в Советском Союзе. Других привлекает к Церкви поиск своих исторических корней, своего индивидуального и национального "я". Это неизбежно влечет за собой признание того значения, которое исторически имело православие в жизни русских и других народов страны. А это в свою очередь вызывает и мощный поток культурного влияния.

Когда мыслящие люди в Советском Союзе стараются вновь обрести и восстановить культуру своего прошлого в ее чистой, противостоящей идеологическим искажениям форме, они встречаются с православием в любой области - в искусстве, архитектуре, музыке, литературе, поэзии. Это ведет к тому, что они задаются вопросом об истоках и исповедании Православия. Другой мощный фактор - рост национализма в разных частях Советского Союза. Во всех краях России обретение своего национального лица неизбежно ведет к Православию. Ведь в прошлом Церковь отождествляла себя с народом, с русской нацией. Рост российского национализма, к которому мы еще вернемся в последующих главах, вызывает и сопутствующий ему рост интереса к Православию.

Как мы видим, люди приходят в Церковь по разным причинам, и поэтому трудно ожидать полного единомыслия всех ее членов. Не следует также ожидать, что они легко найдут общий язык с традиционно мыслящими

8

членами Церкви. А именно эти, часто малообразованные люди, составляют костяк Церкви. Они находятся в Церкви благодаря семейной традиции, и именно они сохранили Церковь во время длившихся десятилетиями гонений. Встреча недавно обращенных интеллигентов с массой традиционно мыслящих верующих, а еще более того -встреча между собой интеллигентов, придерживающихся разных воззрений, как мы покажем, неизбежно приводила к конфликту.

Размеры и цели религиозного возрождения - совершенно открытый вопрос. Никто ни в Советском Союзе, ни за его пределами не в состоянии узнать, сколько людей - молодых или старых, принадлежащих к интеллигенции или к другим слоям населения - стало членами Русской Православной Церкви (или какой-либо иной Церкви). Никто также точно не знает, каковы их действительные верования, в какой степени их действительно можно считать православными. Неизвестно, согласились ли бы они со всеми догматами и обрядами Церкви. Да и между собой они согласны далеко не во всем, в том числе - и в оценке самого возрождения. Одни считают, что возрождение очень распространено и быстро развивается. Другие же указывают на то, что оно довольно ограничено и охватывает главным образом молодую городскую интеллигенцию, и поэтому его нельзя считать массовым движением. Такие оценки, конечно, зависят от личных впечатлений, хотя и их не следует сбрасывать со счетов, и менее всего основываются на фактах. В такой огромной стране, как Советский Союз, никто не может охватить все и претендовать на исчерпывающую оценку. И православные христиане, живущие в Москве и Ленинграде, часто весьма поверхностно представляют себе, что делается в провинции.

9

Нужно также отметить довольно скептическую точку зрения интеллигентов, не вовлеченных в религиозное возрождение. Они утверждают, что возрождение ограничено довольно узким кругом людей и почти не задевает широкие массы как интеллигенции, так и остальных слоев народа.

Но даже если мы придем к заключению, что религиозное возрождение действительно не так уж широко распространено, то и это не уменьшает его значения Тот, кто недавно открыл духовные богатства христианства в его православной форме, кто испытыл в результате этого жизненный переворот и обрел друзей-единомышленников, - тот не может не осознать, что в стране происходят глубокие и значительные перемены, которые непременно будут иметь значительные последствия для ее будущего. С другой стороны, тот, у кого подобного опыта нет, или тот, кто отверг его, может указать на то, что возрождением затронут лишь сравнительно небольшой процент населения.

Какова бы ни была, однако, степень распространенности духовного пробуждения и тяги к Православию, или иной Церкви, в Советском Союзе, можно и нужно прямо сказать, что после такого невиданного в истории последовательного и систематического искоренения религии это пробуждение - одно из величайших чудес христианства в двадцатом веке.


ПРИМЕЧАНИЯ

В электронной версии помещены в конце каждой главы, но сохранена нумерация страниц оригинала. Ниже: перечень со стр. 270.

Принятые сокращения:

АС - Архив самиздата, радиостанция "Свобода", Мюнхен.

Вестник РХД - Вестник Русского Христианского Движения.

ЖМП - Журнал Московской Патриархии.

DCCDBR - Documents of the Christian Committee for the Defense of Believers' Rights in the USSR.

KNS - Keston News Service.

LFM - Letters from Moscow.

RCL - Religion in Communist Lands.

От ред.: Из-за технических трудностей, возникших при издании книги, некоторые короткие цитаты русских авторов даются в обратном переводе. Иногда страницы русских цитат указываются только по иностранному источнику, несмотря на то, что использовались копии оригинальных русских текстов.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова