ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ
Его
Смертное.
Уединённое. Опавшие листья: части первая - вторая.
Апокалипсис нашего времени.
Легенда о великом инквизиторе Ф.М.Достоевского.
Пушкин. О Пушкинской академии. Пушкин и Лермонтов. Кое-что новое о Пушкине.
О выступлениях Бердяева, 1907. Против бердяевских очерков русского религиозного возрождения, 1916;
О Льве XIII и католичестве,
1903; о соединении церквей,
1903-1905. О Соловьеве.
О нем
и В.Мордвинова, 1914;
Соловьев, 1894; полемика с ним Бердяева, 1908;
и 1915; о жизни, Бердяев, 1931; Р. и еп. Михаил Семенов в РФО, Знатнов, 2006;
Рец. на его издания А.Козырева. Гиппиус. Исключение из РФО, стенограмма, 1914.
Очерк Зеньковского, 1948.
Письма его С.Булгакова,
1906-1914.
Ему письмо Глубоковского, 1905.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919), рус. публицист и мыслитель.
Род. в Ветлуге; окончил историко-филологич. ф-т Московского ун-та
(1882). Работал провинциальным учителем, чиновником, журналистом.
Выступал с критич. религ.-философ. очерками. Контрасты в его взглядах,
создававшие впечатление душевной патологии, позволяли сближать его
то с "правыми", то с радикалами, то с представителями религиозно-эстетич.
модернизма (в связи с этим Р. вынужден был печататься в органах,
враждебных друг другу, под псевдонимами). Однако у этого яркого
и оригинального стилиста прослеживается собственная независимая
линия, прихотливо сочетавшая в себе несовместимое. В центре его
творчества стояла проблема связи религии с полом, характерная для
рубежа 19 и 20 вв. Страстная любовь ко Христу уживалась в Р. со
столь же страстной ненавистью ("узенькая правда Евангелия", "зло
пришествия Христа", мир во Христе "прогорк" и т.д.). Культивируя,
почти обоготворяя чувственность и "плоть", Р. утверждал, что Евангелие
враждебно природе, что "Христос невыносимо отягчил человеческую
жизнь". В поисках принципа, освящавшего плоть, Р. обращался к дохрист.
религиям и ВЗ, к-рый он трактовал как гимн плоти (см. его
Предисловие к пер. с древнеевр. А.Эфроса "Песнь Песней Соломона",
СПб., 1909). Истоки и характер ВЗ Р. изображал совершенно фантастически,
не считаясь ни с библ. наукой, ни с богословием. По словам
прот. Г. Флоровского, "он находит в Библии только сказания о родах
и рождениях, только песнь страсти и любви. Он читает эту ветхозаветную
книгу не библейскими глазами, а скорее глазами восточного язычника,
служителя какого-нибудь оргиастического культа". В свете этой односторонней
интерпретации ВЗ становится понятным, почему Р. принимал и любил
бытовую сторону Православия: он видел в ней возврат к ветхозав.
и языческому мироощущению. В то же время он ожесточенно нападал
на все "историческое христианство", доходя в своих нападках до грубых
кощунств, а его отношение к ВЗ колебалось между восторгами и антисемитизмом.
Безответственность парадоксов Р. привела к его публичному исключению
из Религиозно-философского общества (1914). Умер Р. в Серг. Посаде,
перед смертью примирившись с Церковью.
u Нечто из седой древности, в кн.: В. В. Р., Религия и культура,
СПб., 18992; Место христианства в истории, СПб., 1904; Темный лик,
Метафизика христианства, СПб., 1911; Люди лунного света, Метафизика
христианства, СПб., 1911; Библейская поэзия, СПб., 1912; "Ангел
Иеговы" у евреев, СПб., 1914; В соседстве Содома, СПб., 1914; Апокалипсис
нашего времени, Серг. Пос., 1917-18, вып.1-10; полной библиогр.
произведений Р. еще не существует.
l *Б е р д я е в Н., Христос и мир (ответ В.В.Р.), в его
кн.: Духовный кризис интеллигенции, СПб., 1910; Г и п п и у с
З.Н., Задумчивый странник, в ее кн.: Живые лица, Прага, 1925, вып.2;
Г о л л е р б а х Э., В.В.Р. Личность и творчество, Пг., 1918
(там же указана библиогр. осн. произведений P.); прот.З е н ь к
о в с к и й В., История рус. философии, Париж, 1948-50, т.1;
Л о с с к и й Н.О., История рус. философии, пер. с англ.,
М., 1954, то же, М., 1991; *Т и х о м и р о в П.В., К истолкованию
Исх 20:14 (против г. В.Р.), БВ, 1904, т.III, кн.12; прот.Ф л о р
о в с к и й Г., Пути рус. богословия, Париж, 19812; ФЭ, т.4.
Розанов В.В. Легенда и Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. М.:
Республика, 1996.
С. 105. "Можно вообще заметить, что как республика Фабиев
и империя Августов была романскою попыткою объединить человечество
павом, так катоицизм был романскою же попыткою объединить его в религии,
и социализм является стремлением, зародившимся также в романских расах,
— объединить его на экономической основе. ... при изменяющихся средствах,
цель романского духа остается одна...". С. 108 - о русских: "Раса,
последнею выступившая на историческое поприще ... Дух сострадания
и терпимости, которому нет конца, и одновременно отвращение ко всему
хаотчному и сумрачному". Одновременно это о "расе славянской" в противоположность
"германским расам", которые стремятся к независимости и романским
расам, которые всех насильственно объединяют.
С. 106. "Сущность феодализма едва ли не удачнее всего выражена
в этой средневековой поговорке: ... Каждый сеньор — властитель
своей сеньории ... не политическая связь, не экономические отношеня,
но именно провинциализм..."
С. 111. "Насколько иссякает в нас сокровище веры,
настолько мы начинаем тревожиться идеалами, которыми живут другие
церкви ... Здесь видим мы объяснение неудержимого влечения к слиянию
с другими церквами, которое время от времени высказывают у нас иные".
С. 127 - "Идея римского католицизма как противоположения христианству
впервые высказана была Достоевским в 1868 г.,
в романе "Идиот" _разговор об аббате Гуро - Мышкин о переходе Павлищева
в католичество как об обращении в нехристианство.
Это все из о "Легенде о Вел. Инквизиторе" - 1894, время полемики
с Соловьевым.
"Старое и новое" - 7.7.1891 впервые. С. 161. Одобрительно цитата
из Вестника Европы, 1891, май, с. 246-7 - один из деятлей 60-х гг.:
"Групповой возраст этого поколения, отказывающегося
от наследства отцов своих и от солидарности с ними, должен быть
от 20-30 лет или несколько более. Молодежь, принадлежащая к нему,
должна была родиться между 1858-1868 гг., кончить гимназию между
1878-1886 гг., а университет между 1880 и последующими годами" Время
1 марта 1881 г., печальное, появление антиителлигентского движения,
он сделана козлом отпущения.
С. 179 - нет истории западничества, есть история славянофилства
- следовательно, западничество искусственно и не росло. Неверно:
часто историчность есть признак дефекта.
У Бога нет истории. - во всяком случае, так для античного взгляда.
С. 182. Одобрительно вслед за Леонтьевым: "Права
гражданина, равные для всякого и везде, суть единственные еще остающиеся
связи в государстве, где все индивидуальное, особенное, своеобразное,
блекнет и исчезает, не терпимое более никем. Эта нетерпимость, это
всеобщее отвращение к особенному в правах, в обязанностях, даже
просто в характере, есть только показатель неудержимого уклона истории..."
- стандартизация. А ведь неравенство не равно разнообразию, как равенство
не равно одинаковости.
С. 185-6. Из статьи "Два исхода" (впервые Моск. вед., 1891, 29.7.1891):
о Толстом - "Есть что-то похожее на секту
в том кружке людей, который рассеян теперь повсюду в России и главным
интересом для которого служит проведение в личную свою жизнь идей
великого романиста ... [о реакции на самиздатскую Исповедь:] ...
во многих возбудилось тогда и радостное чуство: человек признанной
духовной силы вращался в сфере интересов и вопросов, в которых вращались
по разным углам уже очень многие в то время, никогда не решаясь,
однако, [186] поднять свою голову и высказать вслух то, что их давно
и мучительно занимало. То был знаменитый вопрос о цели человеческой
жизни ... у поколения 60-7-х годов было решение этого вопроса, воспринятое
извне ... ответ, утверждавший, что другой цели, кроме устроения
своего счастия, человек на земле не имеет". Критикует идею счастья:
не дает цели, если не выходить за пределы понятия - только количественные
признаки (продолжительность жизни) - утилитаризм - отрицает мир
индивидуальных порывов - "Гений гасится, как только он не вдвигается
в узкую трубу, по которой текут всеобщие желания" (187) С. 188 "Для
счастья самого человечества ему было бы лучше навсегда забыть о
том, что оно может, а тем более должно жить только для своего счастья"
- Толстой показал надуманность вопроса.
С. 262-7. Катков "как государствнный человек".
Бирж. вед. 17.10.1898. "Славянофилы и либералы ... сходились в одном:
в необходимости перемен ... И вот является Катков и впервые провозглашает,
что Россия и в настоящем своем положении совершенно здорова, что
она не нуждается ни в славянофильских, ни в либеральных переустройствах
... он уверовал и заставил своих последователей уверовать в настоящую,
реальную Россию" (263). У славянофилов и западников общее — алкание,
у Каткова - "сытость души эмпирическим содержанием дейсвительности
... только в этом губительная для его памяти сторна его деятельности
... в этом рактицизме его, лежит именно мечтательность его ума ...
тут он иллюзионист, создатель самых коротких и близко гибнущих видений"
(264).
С. 313. "Бедна русская история", "никаких
ярких событий нет": но вот посмотрите, на конце этой великой тысячелетней
тишины факт самого огромного, самого колоссального, истинно тысячелетнего
значения -- не государство, но почти мир стран и народов, между
тремя океанами и почти досягающий четвертого, первая ировая мощь".
С. 314. "Я давно прислушиваюсь к странному переименованию,
которое наш народ постоянно дает "государству", -- "казна" ... "Казна
выдаст", "казна поможет", "казенная дорога", "казенное заведение".
"Матушка-казна" -- так и хочется закончить терминологию. Здесь выражено
понятие о необъятной и несколько безличной, незрячей мощи ... что
"мать-сыра земля" по отношению к живому миру".
1898 г. О Толстом как толстовце: в Библии нет пиэтизма.
"Пиэтизм -- начало лжи в самой вере; это -- ложь, проникшая в самое
запретное для нее место: в молитву. Человек молится -- и чуть-чуть
лжет; колена натрудились, да уж и голова ничего не думает, но человек
все еще не встает с колен: отчасти "для примера", но тоже и "по
собственому долгу". Этот кончик уже холодной молитвы, думается,
все портит перед Богом". С. 337. С.336: "В дарах Толстого есть столько
печати Божией, печати "даров Духа святого" -- что, прияв благое
от них, мы можем и должны перенести около этого благого и вредное".
С. 338 "Мы ищем гигантства Толстого, как он - нашей малости".
345 - та же статья - в литературе от публицистике
должно оставатся настроение, а не ежедневный мусор. "Публицистика
... есть желчь, есть гнев; и вот еще прична, почему общество не
помнит публицистики ... "Довлеет дневи злоба его".
Некролог Страхову Н.Н. (ум. 24.1.1896).
Смутно религиозен. За свободу веры, но печатно с Р. не спорил Розанов:
"Принудить верить ... нельзя; Но верующие не только не могут,
но и не должны выносить присутствия отрицаний своей веры около себя:
итак, не принуждение к вере, но акт сбраывания с себя, физический
и терриаториальный; всякого легкомыслия в вере и ее искажений ...
не как принцип intrare compelle, но -- extrare compelle"
(убеди уйти, а не войти). - С. 360. Страхов: "Так рожном меня" -
Розанов: "Для чего вам жить среди верующих, уезжайе в Германию"
(360). Страхов про гонения на духоборов на Кавказе, РОзанов про
жену, котоая удавилась, т.к. мир не защитил ее от побоев мужа (361).
Розанов: "хладеющая любовь". "Вот откуда жажда "опаляющей святыни"
актов насильственных в пределах самой веры: из жажды нарушить всемирно
наставшую условность языка, пробудить людей к реализму и истине;
ибо это закон природы человеческой, что, когда телу очень жестко,
уста теряют искусство лгать" (361). Видит у Страхова этому близость
в представлении о мир как тексте, который можно и нужно редактировать,
выкидывая оттуда лишнее (361). "Нужен и меч в истории, нужно и слово;
прекраснее слово, но необходим бывает и меч. Не будем бояться в
себе лицемерия при спрятаном мече; будем бояться глухоты сердца
при гремящих "словесах любви". Будем правдивы, будем грубы, будем
просты..." (363).
С. 375. На похоронах вдруг кто-то молоденький сказал: "Прости дорогой...
не осталось после тебя у нас еще такого писателя, только Лев Николаевич
Толстой и Владимир Сергеевич Соловьев". ...
Бурным рокотом прошло неудовольствие среди обдумывавших "память"
писателей, когда на "глубоко православной" могиле было упомянуто
имя проблематичного христианина и особенно имя ненавистного полемиста
с усопшим, тоже "схизмаика" и почти язычника".
1902. "Размолвка между Достоевским и Соловьевым". - рец. на 3 том
сочинений Вл.С. - призыв к объединению церквей под влиянием Достоевского
- всечеловечество. Якобы Соловьев "потребовал у русского, "который
способен во всех перевоплощаться", -- между прочим, хоть перевоплотиться
на первый раз в католика" (444).
1904 -= "Поминки по славянофилам" - славянофилы
не имеют влияния даже в земстве, среди учителей - почему - они слащавы,
даже в порицаниях своих кладут слишком много сахара (Хомяков - В
судах черна... - а конец все-таки "ты избрана"). "Ну и всякий успокаивается,
если "избрана"! Что за дело до слагаемых, ели итог благополучен".
(449). А люди ценят дрожжи - кислые. С. 450: "Во время войны "рази",
а во время мира: "люби". -- но все это скучно и ужасно пресно".
1905. Из старых писем. Письма Влад. Серг. Соловьева.
(и ср. выше в некрологе Страхову) С.462 - Соловьев
о своей привычке всем отвечать писал в "Трех разговорах". Поэтому
отвечал обычно телеграммами -- чтобы кратко, но не выглядеть невежливыми
(слова-то дороги) (463). Заходил к Соловьеву в Англетер по дороге
на службу в контроль - "ходил он дома в парусинной блузе, подпояснный
кожаным ремнем, и в этом костюме имел в себе что-о заношенное и
старое, не имел вообще того изумительно эстетического выражения,
какое у него бывало всегда, едва он надевал сюртук". Идя в туалет
и беря с собой лист газеты - оторвал полосу с неркологами (464)
- чтобы не осквернить. Кормил голубей в форточку - видно,
регулярно.
С. 467. Лично познакомился в 1895, после "жестокой и грубой полемики,
какую вели мы в 1894 году. О полемике мы никогда не вспоминали".
Завязались сношения по поводу публикаций писем Леонтьева (Л. переслал
записку В.С. о Розанове благожелательную).
С. 469 "Ему следовало печатно яснее сказать и настаивать,
что он нимало не связан с римскими, константинопольскими или аугсбургскими
традициями; не отрицает их, но и не покоряется им: а их все
свободно принимает как "привходящие" в новое и мировое
веяние Св. Духа ... Но печатно у Соловьева не вырисовывалась
эта благая концепция". С 1.1.1894 разразилась "грубая и ненужная
полемика" (470). Знакомство возобновилось поздней осенью 1895 г.
С. 471. "Генрих Мореплаватель все отыскивал новые земли, а Вл.
Соловьев все знакомился с новыми людьми". Подружился и с Федр. Эд.
Шперком (у Розанова тому нкрглог) - уме молодым, бесстыдно
обругал печатно Соловьева.
474 - Розанов восхищается тем, как Соловьев эссеистично
пишет про почту в письме - "Да чего же все это грациозно и мило.
Если бы он обо всем так писал и ко всему так относился, то, думается,
привлек бы всех к себе и своему. Но у него была и желчь, которая,
кажется, всегда бессильна".
Вставное желчное эссе Розанова о Мих.
Петр.Соловьеве, главноуправляющем по делам печати - сухрой,
высокий, строгий - не службист - всю жизнь иллюстрировал Данте (для
себя) и Петрарку - "Гимны Бгогородицы" - западник и в то же время
либерал -не любил газетного дела, которым заведывал - преследовал
начинающего Власа Дорошевича (480) совершенно беззаконно. "Вот и
плоды "занятия Дантом" в русской администрации. Мы в истории нашей
до того привыкли или приучены к насилию, что вопрос собственно о
нем никогда нам не представляется тяжелым вопросом, а есть недоумение
только о том: надлежащее ли горло попало под стальные пальцы" (481).
В Память Победоносцева - некролог. С. 520. "Высокая,
очень высокая фигура оканчивалась маленькой головой женского, красивого
сложения, почти без растительности на подбородке и губах ... Это
отсутствие волос на ожидаемых местах ... составляло бросающуюся
в глаза особенность .... (впечатление 1895 г., ок.) - Много говорил,
но не любил многоречия в других. "Тот был тот милый, счастливый,
изящный эгоизм, который вырабатывается во всяком барстве, будет
ли оно барством экономическим, ттулованным, сословным или служебным,
бюрократическим. ... Суть барства в независимости и силе. Во власти
над дургими. И оно неизменно отражается в чувстве, в мистике, в
природе: "как хорошо, когда я цвету; и как скучно, когда
цветут другие; и... не нужно" (522). Апологет власти как
средства против "лихого человека". "И пальцы его огромно сжались,
как бы хватая что-то. Я взглянул: какое безобразие! При сухопарости
всей фигуры ... пальцы у него были толстые, мясистые, налитые кровью.
Они были так непропорционально велики, как будто из кисти руки,
из ладони, выделялись пять детских красных ручек" (529).
О культе Кронштадского - 1909 г. - некролог.
"Последние годы, однако, не более 3-4-х, 5-6-ти лет, взгляды эти
разделились, и около прежних восторженных отзывов столь же бурно
потекли отзывы сомневающиеся, подозрительные, наконец, негодующие.
Но еще так недавно, вот всего лет пять назад, и далее назад, в течение
лет 15-ти, не было этого разделения. И вся Русь сливалась в огромном
удивлении..." (534). "в такой-то всемогущий фетиш стал вырастать
И.К. лет 20-25 назад" (535).
С.543. Столпнер в 1909 на лекции о Дост. "Д. есть чрезвычайно опасный
враг нашей интеллигенции, - приблизительно
говорил он. - Он отрциает все главнейшие идеи интеллигенции ...
Борьба со свободою, гражданственностью, наукою, борьба с самим разумом
человеческим стала постоянным стимулом Д., с самого времени его
ссылки в каторгу". Розанов - Д. "величайший интеллигент, "типичный
в своей житейской захудалости, в своих нервах, в своем угаре и сбивчивости".
ы
1909 - о психологии терроризма. "Авраам нашел
барана, запутавшегося рогами в тероновнике, католлики -- еретиков,
террристы -- жандарма и полицейского ... кто убил -- именно убил;
кто хотел убить -- именно хотел убить". С. 550.
1912. Максим Горький о самоубийствах. - причина
волны С. - молодежь оправдывается бранью в адрес стариков - но вернее
другой тезис Горького: "Мы усердно заняты самоистреблением, исканием
смысла жизни, и отрицанием всего существующего ради оправдания нашей
ничтожной работоспособности".Розанов: "Не есть ли в большей своей
части "самоубийства" тайный уход из жизни тайного греха .... сводящегося
именно к жестокост, к бесчувственности?" (595).
С. 623 - 1915 г., критикует синод за то,
что Самарин, бывший обер-прокурор, лично старается не допустить
до священства С.Соловьева (со слов М.В.Нестерова), боятся его "клонений"
- а ведь тот статьей в "Богосл. Вестнике" доказал свою верность
православию.
|