ПИМЕН ИЗВЕКОВ
Извеков Пимен, патр
(ум. 1990) - история РПЦ при нем, Цыпин, 1997. О нем в 1933
г - в мемуаре Правдолюбова; в мемуаре Сергия
Соколова. Игуменом в Ростове помогает митр. Иосифу Чернову и от него получает стихотворение.
Секретные материалы совета по делам РПЦ о его прошлом и характере, 1966.
донос на Шпиллера, 21.2.1967.
О его избрании Кривошеин; официальная
справка. Ардов о том, как Извеков три дня скрывался после смерти Симанского.
№ 41
Характеристика на митрополита Ленинградского и Ладожского Пимена
(Извекова Сергея Михайловича, 1910 года рождения, русского, гражданина СССР)*.
Ист.: Данилушкин М. и
др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970.
СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.
15 октября 1963 г.
За время своего нахождения в качестве правящего архиерея Ленинградской епархии
с конца 1961 года, митрополит Пимен зарекомендовал себя опытным администратором,
сумевшим добиться уважении и авторитета среди подчиненного ему духовенства. Многие
из местных Ленинградских священников неоднократно высказывали мнение, что после
митрополита Григория (умер в 1956 году), Пимен первый из Ленинградских архиереев,
кого они безоговорочно признают за своего архиерея и подчиняются ему.
По прибытии в Ленинград, Пимен установил контакт с Уполномоченным Совета и
все вопросы своей административной деятельности согласовывал с ним. Нужно сказать,
что в этой части Пимен проявлял полное понимание и не было таких случаев, чтобы
с его стороны высказывалось несогласие рекомендациям Уполномоченного по всем приниципиального
характера вопросам, которые подлежат согласованию.
Так, по прибытии в Ленинград, Пимену сразу же пришлось занять определенную
позицию в вопросе перевода духовенства на твердые оклады. Не принимая сам деятельного
участия в осуществлении этого мероприятия, Пимен советовал духовенству положительно
к нему отнестись. Правильно разъяснялись духовенству и вопросы, связанные с передачей
исполнительным органам религиозных обществ административно-хозяйственных функций,
вопросы организации в церквах учета треб и соблюдения прав родителей при совершении
обряда крещения. Достаточно легко с Пименом решать вопросы целесообразных перемещений
духовенства, воздержания от назначений священников в экономи-
* Пимен (Извеков Сергей Михайлович, 1910-1990). После окончания средней школы
в 1920-х регент в храмах Москвы, с 1927 г. монах пустыни Св. Духа Параклита, с
1931 г. иеродиакон, с 1932 г. иеромонах. В1935 г. арестован. В 1945-1946 г. свящ.
Благовещенского соб. г. Мурома, затем казначей Одесского Ильинского монастыря.
С1949 г. игумен, секретарь еп. Ростовского и ключарь Ростовского кафедрального
соб. С1950 г. архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря. С1954 г. наместник
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С1957 г. еп. Балтский Одесской епархии, затем
еп. Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии. С 1961 г. архиеп. Тульский
и Бе-левский, затем митроп. Ленинградский и Ладожский, с 1963 t. митроп. Крутицкий
и Коломенский. С 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси.
942
чески слабые церковные приходы. Правильное поведение и реакция самого Пимена
способствовала тому, что при закрытии ряда церквей, в том числе часовни Ксении
Блаженной, не было нежелательных проявлений со стороны духовенства и верующих.
При содействии Пимена в Ленинградских церквах сократилось количество акафистов
и так называемых ранних обеден. Усилился контроль за проповеднической деятельностью
духовенства, что в конечном счете привело к сокращению произносимых проповедей.
Проповеди и выступления самого Пимена носят в основном патриотический характер.
С тактом, умением и достоинством Пимен устраивал приемы посещавших Ленинград
иностранных церковных делегаций. В своих беседах и выступлениях перед иностранцами
Пимен всегда подчеркивал патриотические стороны деятельности Русской церкви и
духовенства, правильно освещал вопросы положения церкви в Советском Союзе. Положительны
также отзывы о Пимене, как о члене Советского и Ленинградского комитетов защиты
Мира.
Излагая положительные стороны деятельности митрополита Пимена, следует также
отразить и наблюдающиеся у него некоторые отрицательные свойства, стороны поведения
и характера.
По отзывам близко знающих Пимена лиц и из личных наблюдений, человек он весьма
замкнутый и скрытный. В свои намерения, даже если они относятся к вопросам деятельности
церкви, он из своего окружения никого не посвящает, бывали случаи, когда он уезжал
в дальние приходы или Москву, не ставя об этом в известность даже епархиального
секретаря. Скуп и мелочен. Стремясь показать себя ревнителем дисциплины и порядка,
составил расписание обязанностей каждому из сотрудников епархиального управления,
вплоть до шофера, курьера и машинистки. Некоторые из сотрудников высказывали жалобы
на грубость в обращении с ними. Любя преклонение и подобострастие перед ним, сам
придерживался таких же правил по отношению к тем лицам, от которых он может быть
зависим. Очень боялся, чтобы о нем не говорили чего плохого в Москве (Совете,
Патриархии), особенно избегал попасть в немилость к Даниле Остапову. Всячески
критикуя и понося его за глаза, при каждом удобном случае старался льстить ему
и даже преподносить подарки.
Пимен любит служить в церквах и во время своего пребывания в Ленинграде воскресил
давно уже забытые Ленинградским духовенством обряды. В частности, им были восстановлены
так называемый чин «торжества православия» (первая неделя великого поста) и церемония
«омовения ног" в «великий четверг» на «страстной неделе». Когда Уполномоченный
порекомендовал Пимену воздержаться от совершения этих обрядов, он сослался на
то, что эти обряды совершаются в церквах Моск-
943
вы и если в Патриархии узнают, что он их не совершает, то он будет иметь неприятности.
Существенным недостатком Пимена является и то, что он слабо восполняет имеющиеся
у него пробелы в общем и духовном образовании, недостаточно повышает свой культурный
кругозор.
Несмотря на наличие перечисленных недостатков, в целом личность митрополита
Пимена с нашей точки зрения выглядит положительно.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров
СССР по г. Ленинграду и Лен[инградской] области
Г.Жаринов ЦГА СПб. Ф.9324. Оп.2- Д.93. Л.37-39. Копия.
Высокочтимые участники настоящего торжественного собрания!
Дорогие соработники на миротворческом поприще!
Мне, Предстоятелю Русской Православной Церкви, неоднократно представлялась
счастливая возможность выступать с высокой трибуны Советского Комитета защиты
мира, и каждый раз это было связано с той или иной насущной проблемой нашего с
вами миротворческого служения. Сегодня я испытываю особо приподнятые чувства,
ибо мы собрались в городе-герое Ленинграде, справедливо именующемся колыбелью
Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы в братском общении торжественно
отметить приближение 60-летия события, которое поистине потрясло мир.
Великая революция в России принесла угнетенному большинству человечества надежду
на освобождение от эксплуатации, от колониализма и расизма, от политического,
экономического, социального и культурного гнета. Великая революция в России вселила
в угнетенные массы не только надежду, но и указала им путь, по которому они могли
достичь заветной цели — освобождения. Эта революция придала народным массам силу
и уверенность в грядущей победе.
Вместе с тем наша революция принесла человечеству новое понятие о мире между
народами, опирающееся на принципы равенства всех народов, суверенитета больших
и малых государств. Ленинский Декрет о мире провозгласил великую программу созидания
справедливого, демократического, всеобщего мира. Отсюда оправданно утверждать,
что социализм и освобождение человека, социализм и мир — понятия неотделимые одно
от другого. Поэтому 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции является
праздником всего прогрессивного человечества, праздником миротворцев всего мира!
Дорогие друзья!
Многочисленные нации и народности нашей Родины, составившие ныне новую историческую
общность — советский народ, показали всему миру, каких высот всестороннего развития
может достичь социалистическое общество, законом жизни которого является забота
всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. Наше общество — общество развитого
социализма, явилось результатом свободного и самоотверженного труда советских
граждан, их глубочайшей жертвенной любви к своей Родине. Чада Русской Православной
Церкви, как и последователи других христианских исповеданий и иных религий, на
протяжении всего исторического шестидесятилетия преданно и плодотворно участвовали
и соучаствуют в этом преобразующем жизнь нашей Великой Отчизны общенародном труде.
И ныне все советские люди, верующие и неверующие, с исключительным воодушевлением
обсуждают проект новой Конституции СССР, в котором сконцентрированно получила
отражение та высокая ступень социального прогресса, какой достигла наша возлюбленная
Родина, истинный демократизм нашего социалистического общества. Мы, религиозные
люди, с глубоким удовлетворением отмечаем провозглашение в проекте Конституции
и обеспечение в жизни широкой гаммы гражданских прав и свобод. Статья 52-я гарантирует
гражданам СССР свободу совести. Является само собой разумеющимся, что Русская
Православная Церковь, как и другие Церкви и религиозные объединения в нашей стране,
свободно осуществляет спасительную миссию духовного окормления своей благочестивой
паствы.
Чада церковные, как и весь наш народ, горячо одобряют последовательную, подлинно
миролюбивую политику Советского Союза. Во многом благодаря усилиям именно нашего
государства более спокойной и ровной стала в последние годы обстановка в Европе,
положившая начало процессу разрядки международной напряженности. Эта разрядка,
как мы знаем, в большой степени явилась результатом миротворческой деятельности
демократической общественности, осуществляемой ею как в национальных границах,
так и в региональных и всемирных движениях, в том числе во Всемирном Совете Мира.
Мне отрадно отметить по справедливости то деятельное участие в трудах по укреплению
мира, какое изначала принимают архиереи, клирики и миряне Русской Православной
Церкви. Это участие многообразно, и оно включает в себя активное миротворческое
сотрудничество с представителями других христианских Церквей и христианской общественности
в сфере Всемирного Совета Церквей, Христианской Мирной Конференции, Конференции
Европейских Церквей. Это участие включает в себя также и сотрудничество с представителями
нехристианских религий. Мне доставляет глубокое удовлетворение особо отметить
те прекрасные результаты, к каким пришли 650 видных представителей буддийской,
индуистской, иудаистской, мусульманской, сикхов, синтоистской и христианской религий
из более чем ста стран мира, собиравшихся поившему приглашению в июне с. г. в
Москве на Всемирную конференцию: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение
и справедливые отношения между народами. Участники этой Конференции в духе братства
и сотрудничества обсудили насущные проблемы миротворчества и единодушно приняли
«Обращение к религиозным деятелям и верующим всего мира» и «Обращение к правительствам
всех государств мира», в которых изложили свои взгляды на пути и средства по разрядке
международной напряженности, по прекращению губительной гонки вооружений, по установлению
справедливых отношений между народами. Мы глубоко удовлетворены тем положительным
откликом, какой наша Всемирная конференция получает в широких политических и общественных
кругах.
Дорогие друзья!
Как бы мы ни были удовлетворены достигнутыми результатами наших трудов по упрочению
мира, мы, к сожалению, вынуждены признать, что в целом наш мир еще весьма далек
от того идеала, к которому мы с вами стремимся. Еще не упразднены колониализм
и расизм, еще осуществляют свою тиранию фашистские режимы, еще народные массы
во многих странах продолжают находиться в условиях бесчеловечной эксплуатации
и бесправия, еще продолжается гонка вооружений, включая разработку нового оружия
массового уничтожения, как, например, нейтронной бомбы, еще человечество не избавилось
от угрозы новой мировой войны. В этих условиях нам, участникам движения советских
сторонников мира, надлежит сделать весьма многое. В известной степени нам легче,
чем многим другим, ибо на протяжении всего 60-летия наша социалистическая Отчизна
шла курсом мира и международного сотрудничества. Однако мы не должны обольщаться.
Нам предстоит долгий и трудный путь, но в то же время благородный и славный. И
я заверяю вас, что в предстоящие годы не ослабеют усилия верующих нашей Церкви
— соработников по борьбе за прочный и справедливый всеобщий мир. Русская Православная
Церковь, верная своим патриотическим. и миротворческим традициям, будет и далее
приумножать свои труды на благо нашей дорогой Родины и для укрепления мира во
всем мире
http://www.orthlib.ru/JMP/77_11/23.html
* * *
Патриарх Пимен (Извеков) родился 23 июля 1910 года в г. Богородске Московской
губернии в семье служащего. В 1925 году окончил в Богородске среднюю школу и 4
декабря того же года в Сретенском монастыре в Москве был пострижен в рясофор с
именем Платон. Обладавший музыкальными способностями инок Платон управлял церковными
хорами в московских храмах.
4 октября 1927 года в пустыни Святого Духа, близ Троице-Сергиевой Лавры, 17-летний
инок Платон был пострижен в монашество. Ему было дано имя Пимен. Монах Пимен был
регентом в Богоявленском кафедральном соборе, что в Дорогомилове.
16 июля 1930 года архиепископом Звенигородским Филлипом (Гумилевским) он был
рукоположен во иеродиакона, а в январе 1931 года - во иеромонаха. В течение нескольких
лет иеромонах Пимен проходил пастырское служение в Москве.
Окончание ВОВ застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора
Мурома. Затем последовало служение в Одесской епархии в должности казначея одесского
Ильинского монастыря.
В декабре 1947 года иеромонах Пимен был возведен в сан игумена. Вскоре игумен
Пимен перешел в Ростовскую епархию, где занимал должности секретаря епископа,
члена епархиального совета, ключаря Рождествобогородичного кафедрального собора.
С 1949 до конца 1953 года был наместником Псково-Печерского монастыря, а с 1954
по 1957 год - наместником Троице-Сергиевой Лавры. Также как и в Псково-Печерском
монастыре, он провел крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве
Лавры; при нем в трапезном храме были построены два новых придела. 17 ноября 1957
года в Успенском кафедральном соборе в Одессе архимандрит Пимен был хиротонисан
во епископа Балтского и в конце того же года стал викарием Московской епархии
- епископом Дмитровским. В июле 1960 года епископ Пимен был назначен управляющим
делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в
состав Священного Синода. 16 марта 1961 года архиепископ Пимен назначается на
Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами МП.
14 ноября 1961 года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. В октябре
1963 года он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.
Всю свою жизнь Владыка Пимен посвятил ревностному служению Церкви, и Церковь высоко
оценила его выдающиеся заслуги. После кончины Патриарха Алексия Поместный Собор
РПЦ в 1971 году возвел митрополита Пимен на Патриарший Престол. 3 июня в Богоявленском
патриаршем соборе состоялась его интронизация.
В своем первосвятительском служении Патриарх Пимен явил себя достойным преемником
и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия
и Алексия I.
Патриарх Пимен неустанно заботился о вверенной ему многочисленной православной
пастве, о духовных школах, церковной издательской деятельности, о дальнейшем укреплении
межправославных и экуменических связей нашей Церкви и братских христианских Церквей.
Осуществляя высокую миссию в сфере межправославных отношений, Его Святейшество
отмечал: "Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить
развитию братских отношений РПЦ с возлюбленными Поместными Церквами. Единство
в свидетельстве и служении великой православной вселенской семье - вот та святая
задача, которой мы себя посвящаем."
В июне 1988 года Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию
Крещения Руси, и Поместный Собор РПЦ. Отрадные изменения, произошедшие в стране,
оказали положительное влияние на жизнь РПЦ, создали благоприятную обстановку для
ее служения, расширили возможности для осуществления ею пастырской и миротворческой
деятельности.
3 марта 1990 года на 80 году жизни после продолжительной болезни Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Пимен скончался и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. |