Вторая треть ХХ в.
- Война
- Тоталитаризм. - Католическая Церковь и тоталитаризм: спор
о политике Пия XI.
Католичество и рабочий вопрос: Мондрагон. - Персоналии.
Частное время.
История
катакомбных Церквей России. - Сталинские
репрессии 1930-х гг.
Аборты - Художественное творчество и этика - -
- Разочарование в прогрессизме-секуляризме -
О стилизациях православия
как утопизме (славянофильство, софиология, имяславие, псевдоисихазм). Монархически-расистская утопия Лосева, 1929. Зародыши Нью-Эйджа: "Урантия" Сэдлера, "Роза мира" Даниила Андреева.
Католичество и коммунизм в Польше. 29 сентября 1945 г.: МП уговаривает вернуться православных
эмигрантов.
Аскетика католического фундаментализма: Каналис из Опус Деи.
1962 г.: Рим между Москвой и Константинополем: Москва прорывается на Второй Ватиканский собор как единственный представитель православия.
Второй Ватикан: борьба епископов с папизмом.
*
В марте 1933 г. руководство "Евангелической молодёжи Германии" выпустило воззвание:
«Пробил новый час немецкой истории! С трудом ещё раз Германия была вновь отведена от пропасти большевизма. Вновь открываются богоугодные основы Родины, народа и государства. Национал-социалистическое движение прокладывает путь, который обещает преодолеть классовые, сословные, родовые противоречия. В этот час евангелическая молодёжь Германии должна знать, что её руководство скажет радостное: «Да!» национал-социалистическому выступлению. Осознание того, что идет обновление жизненных основ всей народности убеждает, что в этот час жизненные силы евангелизма принесут единственное спасение и обновление от распада и падения при Божественном руководстве и провидении. Господь уничтожит разложение и распад обычаев, профессии, семей, государства».
Гитлерюгенд "формально оставался организацией с добровольным вступлением". Это легко понять по аналогии с российской жизнью тех и позднейших лет: формально вступление в пионеры и комсомол было не только не обязательным, но даже изображалось как привилегия, награда за хорошую учёбу и поведение. Неформально, отказ вступать в пионеры (и комсомол) автоматически делал человека подозрительным, закрывал ему доступ к поступлению в институт, но не влёк за собой ни ареста, ни исключения из школы.
В Германии самое большее, что грозило лицу, отказавшемуся вступать в гитлерюгенд, это Второе дополнение к закону о «гитлерюгенде» от 25 марта 1939 года, которое налагало штраф за уклонение от "молодёжной служебной повинности". Язык был вполне советский: "Служба в «гитлерюгенде» есть почетная служба немецкому народу". Параграф 12, подпункт А гласил:
"В случае намеренного противодействия параграфам этого указа лицо это совершившее должно быть оштрафовано на 150 марок и подвергнуто аресту".
Следует отметить, что наказание определено не "уклонистам", а тем, кто "намеренно противодействует" указу. Подпункт Г определял, что "молодёжь может быть привлечена к исполнению своего долга, который возложен на неё на основании этого указа, через местное полицейское управление".
В случае с Ратцингером никто не угрожал ему штрафом, не дошло дело и до привлечения его через полицейское управление.
Разумеется, Ратцингер не был ни нацистом, ни даже активным членом гитлерюгенда. Однако, его вступление в гитлерюгенд не было столь неизбежным, как пытаются представить те, кто защищает Ратцингера слепо. Сам Ратцингер не утверждал, что вступление в гитлерюгенд было "обязательным". Он подчёркивал, что вступил добровольно из-за экономических соображений: "Снижение платы за обучение, которое было тогда для меня действительно необходимым, могло быть назначено только членам "ГЮ" ("Die Welt", 21 апреля 2005 года. Улли Кульке).
Защитники Ратцингера подчёркивают, что жизнь при нацизме лишь воодушевила будущего Папу на борьбу со злом. Вопрос в том, не ведётся ли борьба с тоталитаризмом средствами тоталитаризма. И Папу Пачелли никто бы не упрекал в попустительстве нацизму, если бы он в своей церковной политике был похож на Иоанна XXIII. Если бы немецкие католики прославились как борцы с нацизмом, претензий не было бы. Но "в недрах католических молодёжных организаций была выработана такая идеология, которая очень близко находилась с национал-социализмом, - писал А.Васильченко и цитировал восхваление католиками нацизма "как преодоление либерального государства, которое под политикой понимало тактический компромисс различных мировоззрений". Кардинал Михаэль фон Фаульхабер, в диоцезе которого находилась семинария, где учился Ратцингер, во время приёма у Гитлера заявил: «Церковь смотрит на фюрера как на власть, избранную Господом, которую мы должны уважать». Фаульхабер был убеждённым монархистом и считал нацизм спасением от демократии.
Антилиберальная риторика общая у Гитлера и Ратцингера. "Неподвижная военно-иерархическая структура, позволявшая наиэффективнейше выполнять функции, возложенные на «гитлерюгенд» партией", - так характеризует гитлерюгенд Васильченко. Поразительно похоже на идеал церковной организации, который вдохновляет, кажется, Папу Бенедикта XVI.
Примечателен сам акцент гитлерюгенда на "молодёжи". Когда критерием жизненности церковной организации провозглашается (наряду с количеством храмов) рост молодёжных организаций, - это типично материалистическое, более того - тоталитарное мышление, для которого нет личности, а есть лишь набор внешних параметров биологического объекта: возраст, образование и т.п. Создание молодёжных организаций - одно из характерных для Нового времени явлений, часть индустриализации жизни, при котором образование и воспитание изымаются из ведения семьи и передаются обществу, а то и государству. Тоталитаризм, в отличие от нормальной буржуазности, именно делает акцент на государстве, а общество просто уничтожается.
В числе людей, вступивших в "Гитлерюгенд" ради денег (правительство выделяло стипендии прежде всего членам этой организации), был Вальтер Шелленберг, впоследствии глава управления шпионажа и диверсий.
*
Расисты и нацисты могут не беспокоиться: «Дневник» Франк не имеет никакого отношения к злу, не обличает зло, вызван не злом. Зло не порождает (даже в порядке сопротивления) света. Сама Франк отмечала, что начала писать «Дневник» после того, как услышала призыв к патриотом описывать ужасы оккупации; «Дневник» и получил популярность прежде всего как «свидетельство», «мученический акт». Однако, если бы он был только таким документом, его вряд ли бы продолжали издавать. Зло в данном случае – лишь повод, как крушение корабля – лишь повод для «Робинзона Крузо». Франк пишет ровно то же, что Дефо, и популярна по этой же причине: это самопознание. Крузо был с Пятницей, Франк с кучей народа, но они умудрились быть собой. Большинству людей – и писателей – это не удаётся, а когда «удалось», слетается множество читателей.
Наверное, это не очень-то вежливо – видеть в Пятнице всего лишь слугу, видеть в родителях и соседях всего лишь фауну, окружающую Анну так же, как козы и попугаи окружали Робинзона. Тем не менее, эта невежливость нужна, чтобы стать человеком, а иногда – и чтобы оставаться человеком. Впрочем, «невежливо» описывает лишь поведение, а тут всё было безупречно. Можно было бы сказать «отчуждение», но ведь жизнь начинается с отчуждения, а потом уже идёт постоянное освоение (либо – увы – «присвоение»). Вот это освоение Анна и описала. Не было бы антисемитизма, нацистов и т.п. – описала бы в романе или в рассказе. Анна Франк вполне могла бы и немкой быть, жила бы в Германии под Гитлером и прочими, всё равно писала бы то, что она написала - другими словами, но выразила бы ту же страсть к свободе.
*
Монтини и Пачелли были очень похожи друг на друга (и непохожи на Ронкалли): подтянутые бюрократы, интроверты. Ронкалли, похожий на добродушного сельского патера, между прочим, тоже был карьерный дипломат, на приходе отродясь не работал. Оба говорили цветисто, уклончиво. В формализме Монтини превзошёл Пачелли. Он часто совершал символические жесты, но его унылое лицо их обесценивало (Войтыла позднее делал такие же символические жесты вдохновенно, за что пользовался популярностью; Ратцингер улыбался, но этот оскал был кошмарнее уныния Павла VI). С удовольствием выпить стакан красного вина - это Ронкалли, и только он.
Монтини треть века проработал под началом Пачелли, даже превзошёл его в трудолюбии. Однако, Пачелли не посвящал его в епископы, решения (по внешней политике) принимал сам, а на внутренних делах держал Тардини, уравновешивая им Монтини.
Конфликт Пачелли и Монтини был вызван идеологическим расхождением. Пачелли считал, что коммунизм есть такая угроза религии и мира, что в борьбе с ним даже с нацизмом допустим союз. Монтини считал, что коммунизм угрожает религии только на словах, но по стремлению к социальной справедливости вполне может быть союзником Церкви. Когда Пачелли узнал, что Монтини через итальянских коммунистов и протестантов Уппсальского университета ищет контактов с Москвой, он сразу выгнал Монтини из Ватикана. Монтини получил миланское архиепископство, причём в сан его посвятил не папа, как следовало бы - отговорился болезнью. Пачелли не дал Монтини кардинальского достоинства, вообще-то обязательного для главы Миланской епархии. Лишь папа Иоанн XXIII Ронкалли вернул Монтини к политической жизни и подготовил всё необходимое для его избрания в Папы после своей кончины.
*
Филип Янси отмечал скорость, с которой в США произошло разъединение Церкви и государства. Знаменитые слова "под Богом" были добавлены к гражданской присяге ("одна нация под Богом") лишь в 1954 году. "На Бога уповаем" официально стало национальным девизом лишь в 1956. А спустя двадцать лет христианство было вытеснено на обочину. Между тем, именно то, что в 1950-е стали фиксировать "христианские ценности" официально указывало на то, что ценности эти уже мало кем разделяются. Когда примут закон о необходимости выдоха после каждого вдоха, человечество задохнётся.
В Испании в 1948 г. зародилось во время паломничеств в Сантьяго
движение "Курсильи" ("Курсики") - трехдневный
курс изучения основ веры "с погружением" (отрывом от производства
и быта, "ритрит"). На сегодня в движении участвует 8 млн.
человек в 60 странах и 800 епархиях. Подали петицию об официальном
признании Папой, тот взамен подбодрил их призывом Duc in Altum!
- что перевели как "Идите вглубь". Что напоминает губермановское:
"Просила тема: глубже, глубже, // А он был в силах только чаще".
В России знают и часто цитируют фразу из речи Джона Кеннеди, сказанную 20 января 1961 года при вступлении в должность президента США: "Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя; спроси, что ты сам
можешь сделать для Америки". Этой фразой советская психология оправдывает свой цинизм: мол, если уж свободолюбивая Америка проповедует подчинение человека государству, так наш деспотизм вовсе и не деспотизм, а свобода, потому что свободы не существует.
*
*
Австриец Иосиф Майр-Нюссер (Josef Mayr-Nusser, р. 1910, Больцано) был католиком и антифашистом, но антифашистом тайным. В 1939 г., когда Австрия фактически присоединилась к Германии, его насильно зачислили в СС и послали в Кениц в Пруссию. Когда окончился срок подготовки и надо было приносить присягу, Майр-Нюссер отказался, заявив что его вера и совесть не позволяют ему просить Бога помочь служить Гитлеру (пррисяга звучала так: "Я приношу тебе, Адольф Гитлер, фюрер и канцлер рейха, свою верность и отвагу, я торжественно обещаю тебе и начальникам, которых ты назначаешь, быть верным до смерти, и да поможет мне Бог"). Его послали в концлагерь Дахау, но умер он по пути, в Эрлангене, от дизентерии. Инсбрукский епископ начал процесс его беатификации, назвав Майра-Нюссера "мучеником первой заповеди". Разумеется, встаёт вопрос, почему только один католик отказался присягать и почему так поздно об этом подвиге вспомнили.
Майр-Нюссер был членом "Католического действия", весьма правой организации. Президентом итальянской части "Католического действия" был католический журналист Одоардо Фокерини (Focherini) (1907-1944), работавший в газете "L'Avvenire d'Italia". Во время войны Фокерини спасал евреев от нацистов - он помог 105 евреям перебраться в Швейцарию. Его арестовали 11 марта 1944 г., 27 декабря 1944 г. он умер в концлагере Херсбрюк в Германии. После него осталась жена и семеро детей и завещание, в котором он писал: "Я приношу свою жизнь в жертву за мой диоцез, Католическое действие, Папу и за возвращение мира на землю". Ведётся и подготовка его беатификации.
*
11 октября 1964 года Эскрива обрушивается на Второй Ватиканский собор: «Во время подготовки и проведения Второго Ватиканского собора в круг обсуждаемых вопросов была включена тема Богоматери. Итак, Богоматерь – это «тема». Но разве могут дети так говорить о своей матери? Та ли это вера, которую испокон веков исповедовали христиане? С каких пор любовь к Деве Марии стала «темой» для дискуссий? …. Придет ли в голову детям назвать свою любовь к матери темой для обсуждения? Они ее любят – и этого достаточно. … Рассуждать о теме, или схеме могут лишь равнодушные, посторонние люди» (Ближние Господа. С. 271). После чего возглашает: «Римские Первосвященники с полным основанием называли Деву Марию Со-искупительницей» (С. 274). В таком виде фраза даёт основание думать, что все римские папы поддерживали догмат о том, что Богородица – Со-искупительница… Между тем, несмотря на все старания подобных Эскрива людей, догмат такой провозглашён не был.
«Стоит ли удивляться, что люди, тяготеющие к неверным богословским представлениям и неустойчивой морали, следующие во всем своим приходтям, практикующие сомнительную литургию, живущие по законам хиппи … окружают лживыми слухами, измышлениями, подозрениями, доносами тех, кто думает и говорит только о Христе?» (302. Проповедь 26 ноября 1967 года).
Назвать себя сыном Божиим – и то простительнее, чем именовать себя сыном Богородицы. Хорошо было бы узнать Её мнение, прежде чем объявлять себя Её любящим сыном, который готов набить морду любому, кто, как покажется любящему «сыну», оскорбит Марию.
*
"Я никогда не спрашиваю приходящих ко мне об их отношении к политике. Меня это не интересует! ... Меня не интересуют ваши политические взгляды, потому что вы, христиане, наслаждаетесь всей полнотой дарованной вам свободы, от которой неотделима и высокая личная ответственность. Следовательно, вы можете участвовать в делах политического, социального, культурного и любого другого характера так, как вы считаете нужным - разумеется, не забывая о границах, определённых Преданием и Учительством Церкви".
Формулировка напоминает роман Голсуорси, в котором суд разбирал договор между архитектором и заказчиком: в договоре говорилось о "полной свободе" архитектора в расходовании денег, но делалась оговорка - "в пределах десяти тысяч фунтов". Так и у Эскрива - полная свобода, но и в пределах границ, определённых Папой - ведь "Предание", "Учительство" это всё абстракции, на практике же у католиков всё решается одним человеком. И в 1930-е годы вопрос решался однозначно: лучшее мятежный Франко, чем законное социалистическое правительство. Эскрива заключает: "Единственное, что меня беспокоит (ради блага ваших душ): перейдёте ли вы эти границы? ... В этом случае я буду вынужден вас исправить" (Ближние Господа. Проповедь 1956 г. С. 27). "Опус Деи" многие католики подозревают в тоталитарности, но ведь психология Эскрива преобладает среди них по сей день.
*
Эскрива: "В нашу эпоху уныния и компромиссов, всеобщего разложения, безбожия и анархии" (Ближние Господа, с. 23. Проповедь 1960 г.). Насчёт компромиссов основатель "Опус Деи", конечно, знал много. Он имел в виду нерешительность в борьбе с коммунизмом, очевидно. Однако, шёл на компромисс и не критиковал Папу за нерешительность в борьбе с коммунизмом. Примечательно слово "разложения", подразумевающее, что "раньше было лучше". Это когда же в Испании было лучше? В 1828 году, когда сожгли на костре последнего приговорённого инквизией?
*
На самом же деле, Кеннеди никому не "тыкал". Он сказал:
"Итак, американцы, друзья мои, не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас -- спрашивайте, что вы можете сделать для вашей страны. Граждане мира, друзья мои, спрашивайте не о том, что Америка сделает для вас, но о том, что мы вместе можем сделать для свободы человека".
Папа Римский специально отменил пост в пятницу 20 января 1961 года, чтобы католик Кеннеди мог с чистой совестью есть мясо.
На церемонии пела негритянка. Когда она вышла к микрофону, конгрессмен-демократ (и расист) Говард Смит демонстративно ушёл.
Кеннеди не заметил, что его рука соскользнула с Библии во время произнесения присяги. Некоторые протестанты-фундаменталисты заявляли, что присяга и всё президентство Кеннеди незаконны.
*
Норман Питтингер в предисловии к американскому изданию Луази 1962 года пишет о возрождении в Католической Церкви консерватизма, но выражает надежду, что это явление временное.
*
Голландка Корри тен Бум (Corrie ten Boom) во время Второй мировой войны укрывала евреев и участвовала в голландском
Сопротивлении. Вместе с сестрой Бетси она была арестована и отправлена в концлагерь Равенсбрюк (где была и мать
Мария Скобцова). Сестра погибла, Корри нет. Она рассказывала, что выстоять ей больше всего помогли слова Апокалипсиса:
"Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее" (Откр. 3,8). После войны Бун купила бывший
концлагерь и организовала здесь приют для тех, кого война лишила крова.
http://www.voskres.ru/army/vasilev.htm. (2001) С.Куличкин 15 лет работающий
над книгой о маршале А.Василевском пересказывает всевозможные "предания"
о спасении России во Второй Мировой чудом: "Знаменитая Сталинградская
битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал
к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические
положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат
кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!"
Якобы Василевский при штурме Кенигсберга организовал молебен. Василевский был
сын священника, как и его братья и сестры порвал с родителями, причем автор утверждает,
что отец сам настоял на разрыве, сказав: "Не мучайся ты так, Саша - сказал
он тогда, перекрестив сына, - время ныне такое, многих сильных людей смололо.
Кто в гордыне смерть нашел, кто погряз в скверне. И я ведь, грешный... Но все
от Бога, все от Спасителя, - надеюсь отмолить и твой грех и своих грехи. Будь
честен в служении людям, но не себе...". При этом автор не отрицает,
что Василевский "так и не успел стать воцерковленным человеком". Несомненный
факт один: предательство отца изображается как явление, в определенных условиях
допустимое.
1938 год, 2 ноября. Композитор Ирвинг Берлин закончил песню "Боже благослови
Америку" (вчерне песня была написана на двадцать лет раньше для мюзикла,
но показалась слишком серьезной и лежала в столе). Берлин был иудеем, женился
на католичке, трех дочерей вырастил протестантками. Песня стала популярнее многих
прежних гимнов (даже государственного), потому что вера в Бога в ней описана крайне
расплывчато, она не носит милитаристского характера, не слишком триумфалистская,
не упоминает деньги и социальные утопии. Доходы от песни Берлин пожертвовал скаутским
организациям. Он умер в 1989 г. , ему был 101 год. Прославился впервые в 1911
году. Родился в Могилеве в семье раввина Моисея Балина. Эмигрировали в 1893. Пятый
ребенок в семье. Вот разница с Дунаевским, который родился в 1900 и умер в 1955.
Андреев И. Заметки о Катакомбной церкви в СССР. —
Джорданвилль, 1947.
Шкаровский М. В. Русская православная церковь и Советское государство
в 1943-1964 гг. От «перемирия» к новой войне. — СПб.-
М.: ДЕАА+АДИА, 1995. — 215 с.
Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве
(Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 — 1964 годах). —
М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. — 400 с.
Путинцев Ф. М. О свободе совести. — М.: ОГИЗ, 1939. —
58 с.
Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. — М.: Мысль, 1978. —
231 с. (Изд. 2-е, 1986).
Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно». Сборник
документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951–1985
гг.). М.: Объединение исследователей религии, Арт-Бизнес-Центр,
2002. — 240с.
Рар Глеб (Ветров А.). Плененная церковь: Очерк развития взаимоотношений
между церковью и властью в СССР. — Франкфурт на Майне: Посев,
1954. — 113 с.
Шейнман М.М. Коминтерн и религия. — М.: Безбожник, 1929. —
31 с.
Филиппов Н. Вражеские происки церковников. — Куйбышев: Облиздат,
1939. — 77 с.
Тубанов С. Церковь на службе врагов народа. — Свердловск: Свердлгиз,
1940. — 100 с.
Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской православной церкви
в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — Самара:
Издательство «Самарский университет», 2001. — 400 с.
Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941 —
1961 гг. — М.: АИРО — ХХ, 1999. — 248 с.
Кушникова М.М., Тогулев В.В. Плач золотых звонниц. Церкви Кузбасса:
страницы непарадной истории. 1940 — 1960 гг. в архивных документах. —
Кемерово, 1997.
Чертков А. Очерки современной бурсы. — М.: Молодая гвардия,
1965. — 192 с.
Чертков А. Б. Крах. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 174 с.
Чертихин В. Е. Идеология современного православия. — М.: Наука,
1965. — 136 с.
Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. (Судьбы Отечества и Церкви
на страницах архивных документов). — М.: РАГС, 1999. — 334 с.
Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы
Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. — М.: РАГС, 1995. —
221 с.
Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений:1917–
1938 гг.). — М.: Знание, 1991. — 64 с.
Куроедов В. А. Религия и закон. — М.: Знание, 1970. —
61 с.
Куроедов В.А. Советское государство и церковь. — М.: Знание,
1976. — 79 с.
Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве. —
М.: Политиздат, 1980. — 263 с. (Изд. 2-е, 1984).
Курочкин П. К. Идеология современного православия. — М.: Знание,
1965. — 31 с.
Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. — М.: Знание,
1969. — 45 с.
Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. —
М.: Мысль, 1971. — 270 с.
Костомаров Г.Д. Черная сотня под флагом религии в 1905 г. —
М.: Безбожник, 1931. — 46 с.
Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941гг.). —
Волгоград: Перемена, 1993. — 100 с.
Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений
Советской власти и Русской православной церкви. 1917- 1945гг. — СПб.:
СПб. ГТУ, 1995. — 138 с.
Красиков П.А. Крестьянство и религия. — М.: НКЮ, 1920. —
16 с.
Красиков П. А. На церковном фронте (1918 — 1923). —
М.: Юриздат, 1923. — 311 с.
Красиков П. А. Избранные атеистические произведения. — М.: Мысль,
1970. — 269 с
Константинов Д. Гонимая церковь (Русская православная церковь в СССР). —
Нью-Йорк, 1967.
Кандидов Б. П. Церковь и шпионаж. — М.: ОГИЗ, 1937. —
95 с.
Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной
деятельности религиозных организаций. — М.: Военное издательство. —
141 с.
Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского
государства в 1943 — 1948 гг. — М.: РАН ИРИ, 1999. —
212 с.
Частное время: озабоченность взаимоотношением толпы и единицы. Дебор: общество
спектакля, индивидуалист - "разобщенная толпа". Потребление раздробляет
толпу, но она остается толпой. Началось с Лебоном (?) - не позднее - Фрейд - психология
толпы - Фромм. Юнг. Подсознательное как то, что манифестируется в толпе и, раз
обнаружившись, уже не исчезает и в одиночке. Не страх ли все эти алармистские
обличения перед свободой!? Дебор:
товар заменяет деньги. Ай, как страшно! И слава Богу... Общество спектакля товарного
лучше общества спектакля милитаристского. Лучше миллионы крошечных сувениров в
виде королевской короны, чем одна такая корона с реальной властью. Буржуазность
дробит власть, этим она оправдана. Сектофобия - частный случай боязни навязывания
ложных потребностей. Небось, при феодализме не боялись! Это страх от свободы,
от избытка, а не от реальной угрозы навязывания. Свободный человек, не могущий
справиться со свободой, спихивает на продавца свою слабость перед искушением.
Яблоки ему навязывают... Смешно у Дебора противопоставление времени крестьянского
как циклического времени буржуа как прямолинейному. Не работал мосье в Макдональдсе
или на фабрике! Время промышленного производства более циклично и изнурительно
циклично, чем сельское. Более того: цикл производство более цикличен, чем цикл
урожая. Прямолинейность времени остается заданностью, а не данностью. Идея отчуждения
стоит на интуиции экзистенциального переживания - нужно не просто иметь бутерброд
и есть его, а переживать поедание. Не просто время, а переживание времени. В чем
есть своя правда, но из чего вовсе не следует деборовское брызганье слюнями. Да,
обезличивание,
См. сопоставление немецкого и русского тоталитаризма по их ориентации на Ветхий
или Новый завет - в связи с Морозовым, 1932 (миф о
сыноубийстве).
Гениальная ошибка Орвелла:
"Социалист огорчается, застав своих детей за игрой в солдатики, но он никогда
не сможет придумать, чем же заменить оловянных солдатиков; оловянные пацифисты
явно не подойдут" (1940). В том-то и дело, что милитарист имеет форму и немыслим
вне формы, а пацифист не может быть отлит в олове, ибо милитаризм вполне исчерпывается
своим милитаризмом, а пацифист ни в коей мере не исчерпывается пацифизмом, он
может быть кем угодно. Поэтому предпочитают спорить с мелкотравчатыми пацифистами,
которые - только пацифисты и более ничего, персонажи, конечно, комические. С истинным
пацифистом - с обычным частным человеком - спорить попросту невозможно.
Война в Испании: против мифа о гонениях на католиков, Оруэлл, 1942.
и еще он же;
Холокост: историография: 1996, Голдхаген;
немцы, спасавшие евреев и поплатившиеся за это жизнью: католик Шмидт;
Две книги из одной серии: Юрек Бекер. Яков-лжец. М.: Текст, 2001, и Примо Леви.
Человек ли это? – М.: Текст, 2001, 203 с. Первая – роман 1969 года про варшавское
гетто, вторая – мемуар об Освенциме итальянского еврея (1919-1978) 1947 года.
Роман не смог прочесть. О Холокосте нельзя выдумывать. Надо как-то иначе – не
художественными фильмами, не романами – бороться с антисемитизмом. Да и не бороться,
а погружаться в жуть происшедшего, погружаться в подлинность. Поэтому фильмы Полянского
про варшавское гетто и про сатанистов для меня - одинаково гнусная спекуляция.
Да опыт показывает, что не литература о Холокосте помогает, а юридические меры
и общие демократические тенденции. Да и те не очень помогают, судя по нынешнему
европейскому антисемитизму. В любой момент все может повториться, и те же немцы
опять будут душить евреев – только с другим идейным базисом, например - ради защиты
слезинки арабских детишек.
С. 155. Леви смотрит на соузника по Освенциму, который благодарит Бога за то,
что не его отправили сегодня в крематорией, а соседа. «Разве Кун не знает,
что в следующий раз – его очередь? Неужели он не понимает, что сегодня сделала
была великая мерзость, которую никакой молитвой не замолить, никаким искуплением
не искупить, за которую виновным никогда не выпросить прощения. Если бы я был
Богом, то швырнул бы эту молитву Куна обратно на землю». Какое счастье, что
не человек – Бог, а Бог – человек.
Художественное творчество и этика
Боязнь зомбирования СМИ - Оруэлл, 1942.
1944, (повтор, ср.
предыдущее поколение:) Оруэлл против безнравственности Дали - У Оруэлла примечательно
вдруг выскакивает неприязнь к копро и фраза: "Никому в голову не приходило
даровать беременной женщине разрешение на убийство, никто не станет требовать
того же и для художника, сколь бы одарен он ни был" - а ведь это прямо к
абортам.
"От стены мы прежде всего требуем, чтобы она стояла. Коли стоит — хорошая
стена, а какой цели она служит — это уже отдельный вопрос. Но даже лучшую в мире
стену следует снести, если она опоясывает концентрационный лагерь. И точно так
же мы должны иметь возможность сказать: «Это — хорошая книга (или хорошая картина),
но ее следует отдать на публичное сожжение палачу». - причем все это Орвелл (1944)
пишет в разгар концлагерей и стен.
А ведь Дали - заявленное сочетание католичества в виде фундаментализма и эпатажа
- либератинаж публичный - в следующем поколении это даст постмодерн.
Разочарование в прогрессизме-секуляризме
Орвелл, 1940 - похвально
о Вольтере и пр,, разоблачающих ложь манипулирования религией, и вдруг: "К
несчастью, вышло маленькое недоразумение. Внизу оказалась не мурава, усыпанная
лепестками роз, а выгребная яма, затянутая колючей проволокой". Конечно,
тут ужас от войны сыграл свою роль. Победа над Гитлером была и победой над отчаянием.
От отчаяния у Орвелла все-таки - "Сегодня практически нет альтернативы коллективистскому
обществу. Вопрос лишь в том, будет ли оно держаться силами добровольного сотрудничества
или силой пулеметов. Решительно ничего не вышло из идеи Царства Божиего".
Можно считать, что "Частное Время" - коллективистично. Но это означает
вынимать из понятия "коллективизм" самое важное - принудительность.
Коллективизм, который держится "силами добровольного сотрудничества"
- жареный лед. Потом у него же, 1941,
как "социализм в нетоталитарной форме".
1962: РИМ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КОНСТАНТИНОПОЛЕМ
Папа Ронкалли хотел видеть на Втором Ватиканском соборе православных. Проблема была в том, что православных было самое меньшее две группы: одну, неподвластную коммунистам, возглавлял Константинопольский патриарх, вторую - православные советской империи - возглавлял патриарх Московский. В доброй воле Константинополя Иоанн XXIII был уверен и основные силы направил на то, чтобы добиться присутствия кремлёвского православия. Слишком много сил - Кремль, словно самбист, использовал это, чтобы оказаться в Риме единственным представителем православия.
7 марта 1962 г. Ронкалли принял дочь Хрущёва и её мужа Алексея Аджубея, передал для Хрущёва медаль со словами: "Нас разделяют всего лишь полярные убеждения. Это немного!" Эта острота - единственно вечное, что останется от этой омерзительной истории. В августе 1962 г. в Париже встретились Виллибранс и митр. Никодим Ротов, молодой гебистский ставленник, которому поручили создавать агентуру кремлёвского православия в свободном мире. 27 сентября Виллибранс приехал в Москву, вёл переговоры об участии русских в соборе (который начинался 11 октября). Одновременно папа послал приглашение на собор патриарху Афинагору. Дипломатичный Афинагор запросил патриарха Московского, пошлёт ли она наблюдателей в Рим. Он не хотел противопоставлять себя России. А вот Кремль только и хотел противопоставить себя Константинополю, и проделал элементарную азиатскую операцию. Афинагору отвечали: "Мы не можем ничего сообщить".
Афинагор слал телеграммы каждый день в первую неделю октября, и каждый раз ему отвечали: "Ничего нового сообщить не можем". Москва утверждала, что не получала приглашения из Рима, а потому не может вынести решение. Тогда 8 октября - за три дня до открытия собора - патр. Афинагор в отчаянии телеграфировал в Рим, что не может послать наблюдателей, коли не будет представителей Москвы. Копию этой телеграммы он отправил в Москву. 11 октября в Москве "приняли решение" послать наблюдателей на собор - причём, решение было принято ЦК КПСС - и 12 октября трое "засланных казачков" уже в Риме и первым делом спрашивают, почему нет представителей Константинополя. Возмущённый патриарх Афинагор опубликовывает заявление, в котором "выражает удивление" по поводу поведения русских.
Рим действовал, как подобает европейской дипломатии. Афинагор действовал, как подобает византийской дипломатии. Кремль действовал, как подобает азиатчине. Он просто солгал, будто получил приглашение из Рима лишь 9 октября. На самом деле, телеграмма пришла 8 октября - не телеграмма, а дипломатическая почта с торжественным приглашением, а вот телеграмма о том, что приглашение послано, была получена в Москве 4 октября.
Константинополь слегка исправил ситуацию, когда Афинагор в 1967 г. встретился с папой Монтини сперва для снятия древних анафем, затем последовали встречи в Риме и в Иерусалиме. Однако, Москва всё же победила: ведь Монтини был одержим идеей конвергенции католичества и коммунизма, а коммунизм воплощала Москва. Митр. Никодим Ротов в 1969 г. в Афинах заявил, что Константинопольский патриарх не имеет права выступать от имени православия. Афинагор, видя, что Ватикан решительно предпочитает контакты с Москвой, "уединился в молитвах", как написал один исследователь. Он умер в 1972 г.
1963 г., 30 ОКТЯБРЯ: БОРЬБА ЕПИСКОПОВ С ПАПИЗМОМ
Критическим моментом в попытках епископов ограничить папскую деспотию стало 30 октября 1963 г., когда члены Второго Ватиканского собора головали по пяти вопросам. Главными были два. Являются ли епископы такими же преемниками апостолов, как и папа? "За" - 1808, "против" - 336. Разделяют ли епископы с папой полную и высшую церковную власть? "За" - 1717, "против" - 408.
Когда Горбачёв смотрел, как восстают против него партийные бонзы, он, наверное, испытывал чувства, схожие с чувствами Монтини. Деспот готов дать свободу, но не готов поделиться властью. Что это одно и то же, деспот не понимает в силу своего деспотизма. Борьба с папизмом продолжилась в 1971 г. на синоде епископов. Папа блокировал попытки поставить на обсуждение вопрос о женском священстве или об отмене целибата. Он предлагал сосредоточиться не на "клерикальном", а на "общечеловеческом" - как будто брак и пол суть "клерикальное", а союз с совковой номенклатурой - "общечеловеческое". Папа победил - епископы были слишком разобщены и разнородны, многие думали прежде всего о карьере и обещание кардинальской шапки (только обещание) заставляло их забыть о высоких материях. В 1972 г. Монтини впервые употребил слово "схизма" ("раскол"), приложив его к сторонникам "безбрежного плюрализма". В том же году он начал говорить о дьяволе - последнем оружии консерваторов. Сатана есть. Демократы есть. Консерваторы есть. А вот чего нет, так это связи между эти тремя явлениями. Обвинять идейного противника в подверженности сатанинским влияниям, означает признаваться в том, что идейных аругментов уже не осталось.
|