Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Клавдий Клавдиан

Cм. 4 век.

Клавдий Клавдиан. Полное собрание латинских сочинений / Пер., вступ. ст., коммент. и указ. Р. Л. Шмаракова. — СПб.: Издательство СПбГУ. 2008. — 838 стр. 500 экз. ISBN 978-5-288-04569-1

Других переводчиков:

На бракосочетание Гонория и Марии.

Похвала Серене.

Против Руфина.

Похищение Прозерпины. / Пер. Е. Рабинович.

Разные стихотворения. / Пер. С. Ошерова, Ф. Петровского, М. Грабарь-Пассек, С. Кондратьева. // Поздняя латинская поэзия: Пер. с лат. / Сост. и вступ. статья М. Гаспарова. — М.: Художественная литература, 1982. — С. 191—280

См. статью Штаркова о нём, 2008.

(лат. Claudius Claudianus) (ок. 370 года — ок. 404 года) — позднеантичный поэт из Александрии.

По происхождению — грек, видимо, из двуязычной семьи (древнегреческий и латинский язык). Получив образование на родине, он покидает Александрию в начале 390-х годов и после долгих странствий, о которых можно лишь гадать, прибывает в Рим и заявляет о себе как автор латинского стихотворного панегирика консулам 395 года, братьям Пробину и Олибрию. После этой удачной работы Клавдиан, видимо, благодаря кому-то из высоких покровителей, получает заказ на консульский панегирик следующего, 396 года, когда консульство принимал несовершеннолетний император Запада Гонорий, впервые после смерти его отца, Феодосия Великого. Клавдиан блестяще справляется с работой, воплотив в панегирике притязания Флавия Стилихона на опекунство над обоими римскими императорами, Гонорием и Аркадием.

С этого времени до самой смерти Клавдиан занимает блестящую, но тревожную должность придворного поэта, исправно выступая пропагандистом политики Стилихона. Им написаны панегирики на III, IV и VI консульства Гонория, панегирик на первое консульство Стилихона (в трех книгах), самое объемное произведение поэта, панегирик Маллию Феодору, философу-неоплатонику, консулу 399 года, а также две инвективы на врагов Стилихона на Востоке — префекта претория Руфина («Против Руфина», две книги) и патриция Евтропия («Против Евтропия», две книги, которую британский филолог-классик Алан Кэмерон назвал «самой свирепой инвективой античности»[источник не указан 1057 дней]). Кроме того, Клавдиану принадлежат два стихотворных текста, которые по формальным признакам можно назвать эпическими поэмами, но более точным определением был бы «панегирический эпос»[источник не указан 1057 дней] — «Гильдонова война» (о кампании против комита Африки Гильдона, отложившегося от римской власти) и «Поллентская, или Гетская, война» (кампания Стилихона против Алариха, вторгшегося в Италию, 402—403).

Его «Эпиталамий на брак Гонория и Марии» создал жанровую традицию для Возрождения и Нового времени. Кроме многочисленных и разножанровых «малых стихотворений» (лат. carmina minora) главным произведением Клавдиана, пользующимся устойчивым успехом у публики, является неоконченная поэма «Похищение Прозерпины», которой он возродил в римской литературе эпос, угасший в ней со времен поэтов флавианской эпохи.

Клавдиан — излюбленный поэт эпохи барокко. XVIII век осуждал его за напыщенность и сервилизм, но русская торжественная ода и героическая поэма обязаны ему многим. Поэтому память о Клавдиане присутствует в европейской и русской культуре, несмотря на периоды забвения.

 

 

Литература о Клавдиане

Cameron A. Claudian: poetry and propaganda at the court of Honorius. — Oxford: Clarendon, 1970. — xvi, 508 p.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова