Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ИСКАТЬ

 

См. катехизис.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ИСКАТЬ

«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет», говорит Екклесиаст (8.17); но И. Христос возвещает: «Ищущий находит» (Мф 7.8). В основе всякой ч-ской неудовлетворенности есть всегда искание Бога, но часто это искание отклоняется от настоящего пути, и ч-к должен выпрямлять его. Тогда он обнаруживает, что он ищет Бога потому, что Бог первый ищет его.

I. ИСКАТЬ БОГА

От культового смысла к смыслу внутреннему

Первоначально «искать Ягве» или «искать Его слова» означало - вопрошать Бога. Перед принятием важного решения (3 Цар 22.5-8), для разрешения какой-либо тяжбы (Исх 18.15 сл) или чтобы разобраться в особо сложной обстановке (2 Цар 21.1; 4 Цар 3.11; 8.8; 22.18), люди идут в Скинию Собрания (Исх 33.7) или в храм (Втор 12.5) и испрашивают указаний Ягве, обычно через посредство священника (ср Числ 5.11) или пророка (Исх 18.15; 3 Цар 22.7; ср Числ 23.3).

Такой шаг мог бы быть всего только суеверной предосторожностью, способом привлечь Бога на свою сторону. Но из библ. изложения видно, что он мог быть и бескорыстным, мог выражать и истинную любовь к Богу. Ч-к, мечтающий о том, «чтобы пребывать в доме Господнем во все дни жизни» своей, ищет именно «красоты Господней», «ищет лица» Его (Пс 26.4,8). Без сомнения, речь тут идет об участии в богослужении во святилище (Пс 23. 3-6; Зах 8.21), но в культовом благолепии и в связанных с ним переживаниях верный Израильтянин стремится « увидеть благость Господа» (Пс 26.13). Это желание Присутствия Божия и побуждает пленников вернуться из Вавилона (Иер 50.4) и восстановить Храм (1 Пар 22.19; 28.8 сл). В конечном итоге, искать Бога - значит воздавать Ему подлинное поклонение и упразднить поклонение ложным богам (Втор 4.29). Именно по этому признаку составитель Книг Паралипоменон судит царей Израилевых (2 Пар 14.3; 31.21).

Но отвержение ложных богов предполагает обращение; это и есть постоянная тема пророков. Нет искания Бога без искания правосудия и правды. Амос ставит знак равенства: «Взыщите Меня - и будете живы; не ищите Вефиля» и: «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых... Возненавидьте зло и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие» (Ам 5.4 сл,14 сл). Так же у Осии: «Сейте себе в правду... ибо время взыскать Господа» (Ос 10.12; ср Соф 2.3). Чтобы «искать Господа, когда можно найти Его», «да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои» (Ис 55. 6 сл): надо «искать Его всем сердцем» (Втор 4.29; Иер 29.13). Иисус говорит не иначе: «Ищите же прежде Царства и правды Его (Мф 6.33).

II. ИСКАНИЕ ПОДЛИННОЕ И ЛОЖНОЕ

Даже в Израиле искание Бога не обошлось без отклонений. Нек-рые члены избран, народа обращались к ложным богам (Ваалам: 4 Цар 1.2 слл), другие к запрещенным посредникам (волшебникам: Лев 19.31; вопрошающим мертвых: Втор 18.11; волшебницам: 1 Цар 28.7; чародеям и т.д.: Ис 8.19); многим недоставало надлежащего внутреннего расположения: они были «как народ, поступающий праведно, но забывающий право Ягве» (евр. Ис 58.2). Никто из них не мог найти Бога: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (59.2).

Подлинное искание Бога происходит в простоте сердца (Прем 1.1), в смирении и бедности (Соф 2.3; Пс 21.27), с сокрушенным сердцем и смиренным духом (Дан 3.39 слл). Тогда Бог, «благой к душе, ищущей Его» (Плач 3.25), дает найти Себя (Иер 29.14), и «страждущие возрадуются, и оживет сердце ищущих Бога» (Пс 68.33).

Отношение к Нему - вот что отличает истинное искание отложного (Лк 2.35). Со времени Его пришествия И. Бога и И. Иисуса - равнозначные понятия. Чтобы «приобрести Христа» и «достичь» Его (Фил 3.8,12), надо отказаться от искания своей собственной праведности (Рим 10.3) и предать себя Христу так, чтобы Он мог подлинно достичь нас по нашей вере (Флп 3.12). Искание Иисуса должно продолжаться и после Его ухода (Ин 13.33) посредством искания горнего (Кол 3.1).

III. БОГ ИЩЕТ ЧЕЛОВЕКА

Искать Бога - значит в конечном итоге понять, что Он первый возлюбил нас (1 Ин 4.19), начал нас искать и влечет нас к Себе, чтобы привести нас к Сыну Своему (Ин 6.44). В этом почине благодати Божией следует видеть не только лишь ревнивую волю оберегать некое суверенное право. Во всей Библии доказывается, что первенство тут принадлежит любви, что искание ч-ка Богом исходит из глубин сердца Божия. В то время как Израиль забывает Его, чтобы бегать за своими любовниками, Бог непрестанно помышляет о том, как «привлечь» к Себе неверную и как «говорить к ее сердцу» (Ос 2.15 сл). В то время как из всех Пастырей израилевых никто не берется за поиски рассеянного стада (Иез 34.5 сл), Бог Сам возвещает Свой замысел: Он пойдет собирать Свое стадо и искать «потерявшуюся овцу» (34.12,16). Даже во времена неверности Его народа Песнь Песней воспевает эту пламенность любви Бога к супруге, ищущей Его (3.1-4; 5.6; 6.3).

Силу этой пламенной любви открыл нам Сын Божий: «Сын Человеческий пришел взыскать погибшее» (Лк 19.10), пришел искать единственную потерянную овцу (Мф 18.12; ср Лк 15.4-10); и когда Иисус прощается со Своими, Он помышляет о том времени, когда Он вернется за ними и возьмет их с Собой, «чтобы, где Я, и вы были» (Ин 14.3).

PMG & JG

Ср.: голод и жажда - добродетели и пороки - желание - заботы 1 - лицо 3 - молитва - покой - паломничество ВЗ 1 - покаяние 0, ВЗ II 1, НЗ II 2 - присутствие Божие ВЗ III 1

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова