СИМВОЛ
См. Притчи. Слово. Лев. Осел.
Католический альманах "Символ", издается с 1980 г.
Кротов: Символ веры в христианстве. - 476 год: Символ веры и вера в символы Дионисия Ареопагита.
Аверинцев кратко.
Символизм - эстетика раннего С., Ханзен, 1997; как основа морали, Бердяев, 1931;
его типы, Бердяев, 1944;
Тесинг Я., Копиевский И. Символы и Емблемата. Амстердам: типография Генриха Ветстейна, 1705. 306 с.
Ilg A. Allegorien und Embleme. Quellenschriftten fur Kunstgeschichte, 1882.
Знак у бл. Августина, анализ Бычкова, 1995;
как измена реальности - Бердяев, 1931;
Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия. 1922. Тут и другие работы на эту тему.
Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб.: Alexandria, 20120. 466 с.
как мертвое, выражающее живое 4.6.1999;
использование символов для дурной магии 11.6.1999;
игра с С. как специфика путинского режима, 5.2001;
Шмеман о таинстве и символе;
о символизме византийской литургии, 1981;
Шмеман критиковал чрезмерно символическое искусство: оно отвергает участие и причастие зрителя, "тут всё разжёвано, подано, переварено - но зритель остаётся вовне" (Шмеман. Дневники. С. 39). Точнее, зрителю оставлено участвовать в фильме интеллектуально, словно разгадывая кроссворд и получая удовольствие от своего знания наперёд, что имел в виду автор.
символы четырех евангелистов, монография Подосинова, 2000.
Символ веры - см. катехизация.
Ср. Фанк, 1998 - символ веры неверующего христианского богослова.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня См.
Библия.
См. концептуальная символика
в Библии.
СИМВОЛЫ БИБЛЕЙСКИЕ, словесные, предметные и др. знаки,
отражающие высшую духовную реальность. Греч. слово sЪmbolon, символ,
происходит от глагола sumbЈllw, соединяю. Эта этимология указывает
на роль С. как вида коммуникации, призванного кодировать и передавать
человеческий опыт и мысль. По существу всякая речь или система условных
знаков (напр., в математике) символичны. Но в сфере религ. C. не
есть отвлеченная идея или даже аллегория; он сам причастен той духовной
реапьности, к-рую отображает. Религиозный С. оказывается необходимым
там, где абстрактная, чисто логическая система не в силах выразить
реальность. «В символе все являет духовную реальность, и в нем все
необходимо для ее явления, но н е в с я духовная реальность
является и воплощается в символе. Символ всегда о т ч а с т и, "ибо
мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор 13:9), – ибо символ
по самой сущности своей соединяет реальности несоизмеримые, из к-рых
одна остается по отношению к другой – "абсолютно другой"» (прот.А.Шмеман).
*Антиномия библ. С. заключается в том, что они выражают невыразимое.
Поэтому по своей природе они близки к *мифологеме и догмату. В С.
слова и образы временного бытия передают тайны бытия вечного.
Словесные С. В первую очередь, к ним относятся *Имена Божьи, а
также *антропоморфизмы, *социоморфизмы, а также *натуроморфные образы
библейские в Библии, призванные возвещать о Боге Живом на языке
земных представлений. Глубоко символичны и тайны метаистории, запечатленные
в *Прологе Кн.Бытия, у *пророков и в Откровении.
Символич. язык характерен для *предапокалиптической и *апокалиптической
литературы. Нередко свящ. авторы прибегают к парадоксам *концептуальной
символики. Символическими являются и «пространственные» образы Писания
(Бог, пребывающий «на небесах»», Христос, «сходящий» в наш мир).
С. не претендуют на адекватное изображение тайны. Их гл. особенность
– способность передавать опыт Запредельного.
*Символические действия. К ним относятся особые формы пророческой
проповеди, *жертвоприношения и обряды *таинств церковных.
Предметные С. включают принадлежности ветхозав. культа, напр.,
Ковчег и Скинию, знаменующие присутствие Бога среди народа. Все
устройство ветхозав. Храма (семисвечник, «медное море» и т.д.) символизирует
Вселенную, наполненную Славой Господней. Символическими являются
элементы обряда в христ. таинствах.
Библ. С. в раннехрист. искусстве. Изобразительное искусство древней
Церкви уделило много места символич. образам, заимствованным из
Писания (особенно из ВЗ и евангельских *притч). Голубь Ноя символизировал
весть о спасении, агнец – Христа, рыба – воды крещения (слово рыба,
ихтис также является аббревиатурой греч. слов «Иисус Христос, Сын
Божий, Спаситель»), виноградная лоза – единство Церкви Христовой,
рыбы и хлеб – Евхаристическую Трапезу, Добрый Пастырь – любовь Христову.
Иногда древние христиане использовали и языческие С. (напр., образ
Орфея, толкуемый как *прообраз Христа, укрощающего злые силы). Несмотря
на ветхозав. запрет изображений, искусство позднего *иудейства тоже
имело свою изобразительную символику. В частн., на стенах древних
*синагог нередко встречаются изображения семисвечника, Ковчега и
храмовой утвари (см. ст.Изобразительное искусство и Библия).
l *А в е р и н ц е в С.С., С., ФЭС; *Б е р н ф е л ь д
С., Символизм в евр. лит-ре, ЕЭ, т.14; еп.*Г е д е о н (Покровский),
Археология и символика ветхозав. жертв, Каз., 1888; Г о л у б и
н с к и й Д.Ф., Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте
Завета, ПрТСО, 1862, т.21; Д е б о л ь с к и й Г.С., Установления
ветхозав. Церкви и христианской, для к-рых первые служили образцами,
СПб., 1898; И в а н о в М., Язык Библии, ЖМП, 1975, № 8; е
г о ж е, Особенности библ. терминологии, ЖМП, 1975, № 10;
Л о с е в А.Ф., Знак, символ, миф, М., 1982; Ф а р т у с о
в В.Д., Планы и фасады Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого
и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломонова, с рисунками
их принадлежностей, М., 1909; свящ.Ф л о р е н с к и й П.,
Столп и утверждение истины, М., 1908; е г о ж е, Из богосл.
наследия, БТ, 1977, сб.17; прот.Ш м е м а н А., Евхаристия.
Таинство Царства, Париж, 1984; иностр. библиогр. см. в В о u r g
u е t Р. de, Early Christian Art, 1971; Е l i а d е
М., Images and Symbols, L., 1961; O n а s с h К., Liturgie
und Kunst der Ostkirche, Halle, 1981; U l r i с h Е., Lexikon
christlicher Symbole, Innsbruck-W.-Munch., 1976; HTG, Вd.4, S.176;
NCE, v.13, р.863.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, особая форма пророческой проповеди. Стремясь
усилить эмоциональное воздействие своей проповеди, *пророки нередко
прибегали к наглядным драматическим действиям. Так, прор. Илия, оставляя
прор. Елисею свою власяницу (плащ, милоть), ознаменовал этим, что
делает ученика своим преемником (4 Цар 2:8,13-14). Прор.Исайя, предостерегая
Иерусалим от бесполезной войны, вышел на улицы города, изображая пленного
(Ис 20:1 сл.). Прор. Иеремия с той же целью явился перед народом,
неся на шее ярмо (Иер 27:1 сл.), а прор.Иезекииль драматически изображал
ужасы блокады (Иез 4:1 сл.). С.д. совершал и Господь Иисус. К ним
относится проклятие бесплодной смоковницы, призванное изобразить состояние
души, не принесшей плодов веры и покаяния (Мф 21:18 сл.; Мк 11:12
сл.). Устанавливая НЗ в Своей Крови на *Тайной Вечери, Христос также
придал ему форму С.д., к-рое стало в Церкви обрядом для таинства Евхаристии.
l S w i d l e r A., Prophets and Symbolic Acts Today, BTD,
1981, № 3; см. также библиогр. к ст. Пророки.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЧИСЛА БИБЛЕЙСКИЕ, одна из категорий *символов в
Свящ.Писании, генетически связанная с древневост.и *священными числами.
Изучение С.ч.б. необходимо для экзегетики, поскольку *цифровые данные
Библии, не всегда претендуя на фактическую точность, имеют определенное
условное значение. Многие цифровые указания Библии округлены в мнемонических
целях. Ниже будут приведены лишь осн. из С.ч.б. и производные от них.
Число 40 символически обозначало подготовительный период, предшествующий
какому-л. важному событию. 40 дней длился потоп (Быт 7:4), 40 дней
пребывал Моисей на Синае (Исх 24:18), 40 лет странствовали израильтяне
в пустыне (Числ 14:34), 40-летними были периоды мира в годы правления
судей (Суд 3:11 сл.), 40 дней шел Илия к горе Божьей (3 Цар 19:8),
40 дней Иисус Христос постился в пустыне (Мф 4:2), 40-летний период
считался также сроком одного поколения.
Число 12 означало избранников (12 *патриархов, сыновей Иакова,
12 *колен Израилевых, 12 апостолов Христовых, по 12 тыс. на каждое
колено избранных в Откр 7:4-8). Производным от 12 является число
24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр).
Число 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских,
10 заповедей *Декалога, 10 условий для приближения к святилищу
в Пс 14).
Число 7 – более распространенная в Писании форма обозначения
полноты. История творения в Быт 1 завершается 7-м днем покоя; согласно
Быт 10, народы происходят от 70-ти предков. Число 7 часто встречается
в ветхозав. культе (семикратное окропление кровью, 7 жертвенных
животных, семисвечник Скинии и Храма и т.д.). Согласно Иер 25:12,
Плен длился 70 лет (по Иез 29:11 – 40 лет). Христос избирает 70
апостолов (Лк 10:1); апостолы – 7 диаконов (Деян 6:3). В Откр говорится
о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе
7 (см. ст. Откровение св.Иоанна Богослова).
Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света). Отсюда
4 рукава реки, вытекающей из Едема (Быт 2:10 сл.); 4 угла, или «рога»,
алтаря; небесный Ковчег в видении Иезекииля (гл.1) несут 4 символич.
животных (ср.Откр 4:6); в его же видении Новый Иерусалим был в плане
квадратным, обращенным к 4 сторонам света. Намек на универсализм
содержится в видении ап.Петра (см. ст. Универсализм и партикуляризм),
к-рый видел нечистых животных, спускаемых на ткани, укрепленной
с четырех углов Деян 10:11 сл.).
Число 3 – многозначный библейский символ. Оно знаменует Божественное
Триединство (явление трех ангелов Аврааму в Быт 18; троекратное
прославление *святости Бога в Ис 6:1 сл.; крещение во имя Отца и
Сына и Святого Духа, Мф 28:19; Бог как властитель прошлого, настоящего
и будущего в Откр 1:8). Оно символизирует мировую структуру (три
области Вселенной: небо, земля, преисподняя и соответствующее деление
Скинии и Храма на три части; три категории твари: неживое, живое,
человек – обозначенные как вода, кровь и дух в 1 Ин 5:6) и указывает
на важные периоды в истории спасения (см. ст. Трехчастный период).
Число 2 обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога,
два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе
Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два
свидетеля Христова в конце времен в Откр 11:3).
Есть и особый род С.ч., к-рый представляет собой *криптограмму.
Так, числовое значение букв в евр. написании имени Давид в сумме
равно 14 (7+7), т.е. числу поколений в каждом из 3-х периодов, предшествовавших
Рождению Мессии (Мф 1:17).
l *П о т р и И., *Г р е л о П., Числа, СББ; К o n i
g Е., Numbers, in: Hastings, v.3; S о r е n s е n H.J.,
Numbers and Number Symbolism (in the Bible), NCE, v.10.
|