ЭКУМЕНИЗМ
См. тексты Н.Зернова (ум. 1980).
Ср. православие и католичество в их единстве.
Кротов.
1 Кор. 3, 4 ("Я Павлов, я Аполлосов")
Экуменизм - Чаадаев о смысле разделения церквей, 1830;
Каверт С. Путь к истинной международной Церкви / Путь.— 1926.— № 2 (январь).— С. 122-123. Текст одного из создателей Всемирного совета церквей.
Глубоковский Н., проф. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь. - - Июнь-июль 1926. - №4.
Федотов Г. Предшественник Хомякова: [Рецензия] / Путь.— 1938-1939.— № 58 (ноябрь-декабрь-январь).— С. 64—66.
Лот-Бородина М. Unam sanctam: M.-J. Congar О. Р., Chretiens desunis «Principes d'un Oecumenisme» catholique. Les Editions du Cerf: [Рецензия] / Путь.— 1939.— № 59 (февраль-март-апрель).— С. 74—76.
Арсеньев Н. Единый поток жизни: к проблеме единства христиан. Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. 319 с.
Георгиевский о том,
при каких обстоятельствах митр. Платон сказал о том, что перегородки между церквами
не достают до неба.
Кантакузин (14 в.) о единстве
церквей;
Cтарец Исидор (сер. 19
в.) о тождественности православия и католичества; св. Игнатий Бекренёв о недопустимости ругани в адрес иноверцев.
Соловьева Т. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке. 1998. О последней трети века.
французский нач. 20
в.; запрет экуменического журнала папой, 1910;
послание КПльского патриарха о начале Э., 1902;
о новом стиле и единстве Церкви, 1920.
Против э. энциклика Пия XI, 1928.
Сергий Страгородский о
единстве Церкви; против Э. Флоровский;
он же, 1961;
за него Булгаков, 1938;
он о единстве Ц. в катехизисе;
об участии в нем митр. Евлогия Георгиевский, 1937;
Бердяев, 1947;
Против э. православное совещание 1948. Сайт ortho-hetero.ru, 2010. Горичева, 1997.
Николай Афанасьев
о единстве с католиками; Мария Юдина в защиту э., 1965;
Мень об экуменизме, предостережение
против перехода в другую конфессию; А.Борисов, 1991;
архим. Зинон, 1991.
и Московская Патриархия в 1940-50-ее гг., очерк О.Васильевой, 2000;
декрет 2 Ватикана, 1964;
Аугсбургское соглашение о вере 12.11.1999;
"Шамбезийские соглашения" византийских православных и коптов против
Нестория, 1990.
борьба афонских монахов с э., очерк Рансона, 1992.
дешевый у
Ротова и Борового; конференция в МГУ, 1995; рец. на хрестоматию о ВСЦ, 1999;
17.6.1998;
элиты и низа 13.11.1998;
Антиэкуменизм в МП, 21 в.
против него Гундяев 28.5.1999;
Куцумбас, старостильник-грек, 1998;
Ридигер, Алексий патриарх 25.6.2000;
В.Розанов, 1894;
К.Хачатуров 13.3.1999;
Ср. Суперэкуменизм.
См. Экуменические переводы Библии.
"Универсальная религия".
Об Э.: Десмонд Туту, еп (р. 1931). Сёдерблом, Натан (ум. 1931), еп.(ум. 1931), Чунг Х., теолог (р. ок. 1957). Сандр Рига (1980-е годы).
Левитин в очерках истории обновленчества (1, 204, издание 1978 г.) назвал экуменическое движение "мелкотравчатым":
"Лишь ставить маленькие заплатки и согласовывать никому не нужные детали". Нельзя соединить
христиан, не обновив христианство, подчеркивает Левитин. Из двух кусков старой ткани не сошьешь нового пиджака,
добавлю от себя.
К вопросу о том, как проводить встречи христиан разных конфессий. В России с этим всегда было плохо вот в каком
отношении: сразу организовывали какие-то "клубы", "кружки" и пр. Видят, что на Западе экуменизм
- но видят по поверхности, а на поверхности, в газетах - конференции, саммиты, семинары. Между тем, в реальности
на Западе экуменизм рождался прежде всего из личных контактов - файв-о-клок, прогулка по набережной Темзы, случайная
встреча в гостях. Это "grass-root level", завязь, низовая, перегнойная жизнь, составляющая абсолютное
большинство контактов. Но ее как раз не пытаются создать, прежде всего - потому что о существовании этой жизни
не пишут в газетах, во-вторых, потому что часто система как раз подавляет этот уровень. Терпеть экуменизм "конференций"
и большевики с удовольствием терпели. А вот на квартирах - гнали тем усердней, чем меньше было формализма. Но
ведь тем и гнать сложнее!
*
*
После передачи обычно фотографируемся с участниками на память (кому ещё не прислал фото – подождите, месяц руки не доходят, умоляю, просите!). Хочется, чтобы все улыбались. Но как-то странно возглашать: «Скажите сы-ыр!» Тем более, что от «ы» рот растягивается не так, как от «и».
Так что я возглашаю, если все протестанты: «Скажите – Би-иблия!». Если все католики: «Скажите – Ри-им». Если все православные: «Скажите – запи-ивка». |