Ср. в целом о науке и религии.
869 год: Святая Ампула или Набожная ложь Хинкмара Реймсского.
XII век: Ислам и христианство у истоков науки: корпорация против коллективизма.
1267 год: Роджер Бэкон как фиктивный авторитет.
1601 год: Френсис Бэкон против веры.
XVIII век: профессионализация науки и её издержки.
1988 год: Туринское мышление.
Наука есть игровой способ преодолеть основное противоречие творчества: всё лучшее совершается человеком лично, субъективно. Чем более человек творец, тем менее он может быть судьёй в своём собственном деле, поэтому слонов и не делают директорами зоопарков. Это и есть трагизм жизни - когда я заранее знаю, что многое из того, что мне дорого абсолютно, таковым не является, и я должен это принять со смирением и не дёргаться, не спешить просеять.
Сила науки в том, что она, отказываясь от суждений оценочных, по существу (психологически это всегда возможно лишь в порядке некоторой игры), производит тем самым некую "объективность" - не сумму "субъективностей", не «среднее арифметическое», не "суд присяжных", а именно ту драгоценную объективность, которая одна может считаться философским камнем. Пользы от объективности, правда, часто нет - особенно в гуманитарных дисциплинах. Объективность естественных наук есть производит, можно сказать, еду. Гуманитарные же науки производят противоядия, лекарства.
|